Социально-экономические последствия инфляции 90-х гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 22:32, реферат

Краткое описание

Термин инфляция (от латинского inflatio - вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX этот термин употребляется так же в Англии и во Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в ХХ веке сразу после первой мировой войны.

Вложенные файлы: 1 файл

Последствия инфлиции в России.docx

— 47.54 Кб (Скачать файл)

Следует активизировать и организационные меры воздействия на коммерческие банки, в частности:

  • сократить число банков, имеющих валютные лицензии;
  • расширить представительства иностранных банков в России.

Негативно отражается на точности налогообложения и развития инфляционных процессов и широкое использование в денежных расчёта в России иностранной валюты. Темпы долларизации экономики возрастают. Процесс долларизации был инициирован рядом факторов, действие которых продолжается:

  1. процесс постоянного инфляционного обесценения рубля вызвал потребность в выборе нового средства сбережений и накоплений. Стабильная иностранная валюта в наибольшей степени отвечала этому условию;
  2. расширение мелкой розничной торговли с зарубежными партнёрами (челночные операции) повлекло использование в широких размерах наличную валюту;
  3. широкое использование валюты в челночных операциях, занимающих заметное место в общем объёме товарооборота, породило достаточно широкое использование валюты и во внутренних расчётах, особенно при покупке дорогостоящих товаров, недвижимости и т.п.

Это связано и с развитием теневой экономики (и способствует ему).

Определяющая роль валюты при формировании внутренних цен снижает возможности активизации денежно-кредитной политики в целях оздоровления национальной экономики.

Изложенное свидетельствует о необходимости изменения содержания денежно кредитной политики. Видятся три основных направления ее реформирования:

  1. разработка новой концепции валютной политики, изменение порядка осуществления внешних и внутренних валютных операций;
  2. построение новой платёжной системы, упорядочение расчётов «расшивка» неплатежей;
  3. усиление связи банковской системы с реальным сектором экономики, стимулирование инвестиций и развития платёжеспособного спроса.

Вышесказанное позволяет сделать выводы о том, что социально-экономические последствия инфляции выражаются в:

  • перераспределении доходов между группами населения, сферами производства, регионами, хозяйствующими структурами, государством, фирмами, населением; между дебиторами и кредиторами;
  • обесценение денежных накоплений населения, хозяйствующих субъектов и средств государственного бюджета;
  • постоянно уплачиваемом инфляционном налоге, особенно получателями фиксированных денежных доходов;
  • неравномерном росте цен, что увеличивает неравенство норм прибылей в разных отраслях и усугубляет диспропорции воспроизводства;
  • искажении структуры потребительского спроса из-за стремления превратить обесценившиеся деньги в товары и валюту. Вследствие этого ускоряется оборачиваемость денежных средств и увеличивается инфляционный процесс;
  • закреплении стагнации, снижении экономической активности, росте безработицы;
  • сокращении инвестиций в народное хозяйство и повышении их риска;
  • обесценение амортизационных фондов, что затрудняет воспроизводственный процесс;
  • возрастании спекулятивной игры на ценах, валюте и т.д.;
  • активном развитии теневой экономики, в её «уходе» от налогообложения;
  • снижении покупательной способности национальной валюты и искажении её реального курса по отношению к другим валютам;
  • социальном расслоении общества, обострении социальных отношений.

Государство пока освоило ограниченное число методов борьбы с инфляцией. В ходе реформ единственным активным инструментом макроэкономического регулирования деятельности хозяйствующих субъектов была денежная политика, характер которой колебался от умеренного до жесткого. С её помощью постепенно была подавлена инфляция спроса и частично погашены инфляционные ожидания.

Ортодоксально-монетаристская антиинфляционная политика эффективно действует в современной рыночной экономике с её развитой и гибкой кредитно-денежной сферой. В условиях России она ведёт не столько к подавлению или сдерживанию инфляции издержек, сколько к острой нехватке платёжных средств. В результате предполагаемое повышение цен частично или полностью переводиться в кризисное сокращение производства и в другие отрицательные явления, наиболее серьёзные из которых – неплатежи, задержки выплаты зарплаты. Иначе говоря, обеспечиваемое таким образом замедление роста цен достигается за счёт падения производства, а это в конечном счете делает крайне непрочным и само замедление инфляции.

В сложившейся ситуации следует предпринять шаги по разрешению денежного кризиса. Они могут заключаться в снижении ставки рефинансирования и доходности государственных казначейских обязательств.

Среди других шагов в этом направлении можно выделить разработку эффективной и регулируемой государством инвестиционной политики, особое место в которой должно принадлежать привлечению иностранных и репатриации российских капиталов.

Необходимо срочно провести реформу налоговой системы с акцентом на регулирующую функцию налогов. Государство в доходной части бюджета должно ориентироваться на такую налоговую политику, которая опиралась бы не на ставки налогов, а на массу прибыли, не на дополнительные виды налогов, а на рост производства товаров, прибылей и доходов населения. Особое внимание следует обратить на НДС (24, 7 % поступлений в бюджет). При падении производства он только усугубляет инфляцию, так как прямым образом влияет на увеличение цен.

Полезным является совершенствование платёжно-расчётного механизма, включая использование кредитных карточек и выплату заработной платы через банкоматы в целях сокращения потребности в наличных деньгах.

Перспективным направлением ограничения инфляции издержек в условиях России является заключение межотраслевых соглашений по ценам, которые позволят обуздать аппетиты естественных монополистов (МПС, РАО «ЕС», РАО «Газпром» и др.) и тем самым предотвратить рост издержек по технологическим цепочкам. При этом следует исключить политику ценовой дискриминации по отношению к потребителям, не участвующим в данных соглашениях.

Важным аспектом антиинфляционной стратегии в условиях России является борьба с теневой экономикой, коррупцией в органах власти и организованной преступностью. Издержки, связанные с ними, повышают конечную цену продукции. На динамике денежной массы сказывается также постоянный приток средств, полученных преступным путем и «отмываемых» в банках и других кредитных учреждениях. По некоторым оценкам объём преступных доходов, «отмываемых» в России, равен годовому бюджету страны. Успеха в борьбе с указанным негативом можно добиться, интенсифицировав работу по разработке эффективного законодательства, регулирующего все сферы рыночной экономики в нашей стране. Прежде всего это касается финансового, фондового, и валютного рынков.

Необходимо принимать меры по нейтрализации внешних факторов инфляции. Они воплощаются в механизме «импортируемой» инфляции, прежде всего из США. Долларизация экономики достигла таких масштабов, что доллар за частую выполняет функции рубля, в частности, функцию меры стоимости. Около 15 % дохода население регулярно тратит на приобретение наличной валюты ( в 1995 году было потрачено 135 трлн. руб.). увеличение вкладов россиян в иностранную валюту ведет к дополнительному росту денежной массы в обращении и ослабляет инвестиционный потенциал отечественно экономики.

Таким образом добиться ослабление инфляции можно, лишь задействовав весь арсенал средств борьбы с ней, накопленный в мировой теории и практике, а так же постоянно адаптирую его к условиям России.

 

Заключение

В экономике делается особый акцент на инфляции и методах антиинфляционного регулирования. Недаром, в российской и зарубежной литературе проблемам инфляции и роста цен посвящено не мало публикаций, с разных сторон трактующих причины этого сложного экономического явления.

Для того, чтобы найти эффективные пути решения этой проблемы, прежде всего, необходимо разобраться в самой её сущности, выделить всё первостепенное, главное. А это главное заключается в том, что инфляция представляет собой сложное многофакторное явление, обусловленное нарушением воспроизводственных процессов, не пропорциональном развитии народного хозяйства, политикой государства, политикой эмиссионных и коммерческих банков. Кроме того, инфляция – это обесценение денег, падение их покупательной способности, вызываемое соответственно повышением цен, товарным дефицитом, снижением качества товаров и услуг. В целом же, инфляция ведёт к перераспределению национального дохода между секторами экономики, коммерческими структурами, группами населения, государством, населением и субъектами хозяйствования.

Необходимо отметить также и то, что инфляция свойственна любым моделям экономического развития, где не балансируется государственные доходы и расходы, ограничены возможности центрального банка в проведении самостоятельной денежно-кредитной политики.

Как это не парадоксально звучит, но, по мнению многих ведущих экономистов, невысокие темпы инфляции в какой-то степени даже полезны для страны.

Глубинные причины инфляции находятся как в сфере обращения, так и в сфере производства и очень часто обуславливаются экономическими и политическими отношениями в стране, а её последствия могут проявляться в течение многих десятилетий. Но важно знать не то, каким последствиям может привести инфляция, а то, как избежать этих негативных последствий. Именно по этому разработка антиинфляционных программ становиться одной из важнейших задач государства, в котором неистовствует инфляция. Известно, что антиинфляционная стратегия предусматривает целый комплекс долгосрочных мер, но они оказываются не эффективными, если не ведется работа по погашению инфляционных ожиданий. Для того, что бы решить эту проблему, необходимы комплекс мер по укреплению рыночных механизмов и доверие большинства населения правительству.

И, конечно, чтобы сдержать инфляцию, необходимо всемерно сокращать бюджетный дефицит. Это важно потому, что в принципе нет путей ликвидации бюджетного дефицита, не ведущих к усилению инфляции. Решить проблему можно двумя путями – увеличивая налоги или сокращая государственные расходы. Так как возрастание налоговых поступлений даёт лишь кратковременный эффект, а на деле приведёт к подрыву стимулов к труду, сокращению инвестиций, замедлению развития производства и в итоге к сокращению базы налогообложения, то рационально отказаться от этого пути. Следовательно, остаётся второй путь – сокращение расходной части. Но реализовывать этот путь нужно постепенно, предвидя возможные социально-экономические последствия.

Все меры антиинфляционной стратегии будут действенны, если они подкреплены процессом развития и стабилизации производства.

Одновременно со стратегическими мерами необходимо использовать и меры долгосрочного тактического воздействия. Такая тактика даёт результат в том случае, если она увеличивает предложение без изменения спроса, или наоборот, снижает спрос без снижения предложения. Решение первой проблемы связано с усилением товарности рынка; проще говоря, необходимо продавать всё, что можно продать: неиспользуемые факторы производства, недвижимость, незавершённое производство, отходы производственной деятельности, - всё, на что может быть спрос. Рассасывание денежной массы и уменьшение денежного спроса может способствовать разумно организованная приватизация, возможность вкладывать денежные средства в акции предприятий.

В конечном итоге создаются условия для поддержания предельно низких темпов инфляции, не влияющих на рыночный механизм и не мешающих нормально развиваться рыночной экономике.

 


Информация о работе Социально-экономические последствия инфляции 90-х гг