Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:51, курсовая работа
Целью работы является изучение процессов приватизации в России.
Задачи:
· Рассмотреть сущность осуществления приватизации в России;
· Рассмотреть цели приватизации в России;
· Рассмотреть итоги и последствия приватизации в России.
Объектом и предметом исследования являются социальные и экономические итоги приватизации в России, их значения для российского общества.
Введение………………………………………………………………………...…2
Глава 1. Приватизация: сущность, формы, понятие и цели………………..….4
1.1 Сущность приватизационных процессов……………………………………4
1.2. Понятие и цели приватизации…………………………………………..…..7
1.3 Формы и способы приватизации. ………………………………….………12
Глава 2. Социально-экономические последствия приватизации в России…………………………………………………………………………….16
2.1. Проведение и результаты приватизации в России…………………….….16
2.2. Оценки и уроки приватизации в Российской Федерации………………..20
2.3. Необходимость и предпосылки приватизации в России…………………23
Заключение…………………………………………………………………….…26
Список литературы………………………………………………………………27
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Приватизация: сущность, формы, понятие и цели………………..….4
1.1 Сущность приватизационных процессов……………………………………4
1.2. Понятие и цели приватизации…………………………………………..
1.3 Формы и способы приватизации. ………………………………….………12
Глава 2. Социально-экономические
последствия приватизации в России…………………………………………………………
2.1. Проведение и результаты приватизации в России…………………….….16
2.2. Оценки и уроки приватизации в Российской Федерации………………..20
2.3. Необходимость и предпосылки приватизации в России…………………23
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Данная курсовая работа раскрывает вопрос о приватизации в России и ее последствиях.
Становление и развитие системы рыночной экономики требуют преобразования в системе форм собственности. Рынок без разнообразия форм собственности невозможен. Само становление рынка, возникновение конкуренции способствует формированию рациональных соотношений между разными формами собственности, то есть на его основе складывается целесообразная структура форм собственности.
В результате свободной конкуренции должно происходить вытеснение форм собственности, которые окажутся неконкурентоспособными, из определенных сфер производства, обращения, потребления и замещение их другими формами собственности.
Типичной ситуацией
при формировании рынка является
появление новой формы
В условиях появления новых форм собственности необходимо понять и проанализировать процессы, цели, особенности, плюсы и минусы этапов приватизации в России.
Актуальность данной работы является то, что на сегодняшний день вопрос о приватизации в России имеет ярко выраженный характер. В данной работе будут раскрыты этапы, цели и способы приватизации в России в целом, а так же особенности приватизации на современном этапе.
Целью работы является изучение процессов приватизации в России.
Задачи:
· Рассмотреть сущность осуществления приватизации в России;
· Рассмотреть цели приватизации в России;
· Рассмотреть итоги и последствия приватизации в России.
Объектом и
предметом исследования являются социальные
и экономические итоги
Данная курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы.
В первой главе рассматривается общая теория приватизации, раскрывается ее сущность. Во второй главе описываются последствия, «плюсы» и «минусы», а также способы улучшения приватизации.
При написании работы использовался материал из периодических изданий, научной и научно-методической литературы, а также интернет-ресурсы.
Глава 1. Приватизация: сущность, формы, понятие и цели.
1.1.Сущность приватизационных процессов
В настоящее время приватизация определяется Федеральным Законом «О приватизации государственного и муниципального имущества», который Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года. На основании ст.1, Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
В статье 2 говорится об основных принципах приватизации государственного и муниципального имущества, а именно:
1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).
3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. [1 ст2]
Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет собой особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов. Наиболее короткое определение приватизации формулируется как переход государственного имущества в частый сектор экономики. Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной собственности её истинным владельцам. Но до сих пор нет единого определения приватизации. В западных странах можно встретить множество определений, такие как:
· переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную;
· полная продажа государственных предприятий частным лицам;
· продажа части активов;
· передача функций государственной собственности частному сектору народного хозяйства с тем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсов осуществлялось через рынок. [3 стр 14]
Несмотря на разнообразие определений можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная, каждая из которых опирается на определенные доводы и аргументы.
Бесплатная приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками - ваучерами.
Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.
Один из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки её проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или быстрой. Существует мнение части ведущих экономистов, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:
1. сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно;
2. требуется время, чтобы рынок начал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий;
3. монополизированную социалистическую промышленность необходимо реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу.
Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно в сжатые сроки создать новый класс частных собственников - основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.
Приватизация
с одной стороны, должна стать
элементом экономической реформ
Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации - акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство. Чтобы добиться наибольшего результата надо отдать предприятие в руки умелых управляющих и суметь заинтересовать их в достижениях наилучших конечных результатов.
Основным принципом приватизации должен являться генеральный принцип всех реформ - не навреди!
На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой и с экономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов:
· приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму;
· приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий;
· изменения структуры собственности должны носить постепенный характер;
· обязательными условиями приватизации должны быть новые, инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев;
· приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности;
· каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному контролю.
Приватизация является важнейшим инструментом институциональной политики, и ее осуществление ведет к формированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства. Приватизация на самом деле сделала реформы необратимыми, поскольку здесь возврат затронул бы интересы миллионов людей. Возник искусственный инвестиционный спрос и определенная концентрация прав собственности. [2с 46]
1.2. Понятие и цели приватизации.
Легальное определение понятия «приватизация» дано в ст. 1 Закона о приватизации. Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
В качестве особого вида управленческой деятельности приватизация представляет собой совокупность взаимосвязанных и целенаправленных действий субъектов приватизации по передаче объектов государственной и муниципальной собственности в частную. Причем эта деятельность осуществляется по решению и при непосредственном участии специальных органов государства и муниципальных образований в установленных порядке и формах. Как управленческая деятельность приватизация структурно состоит из двух элементов: объектов и субъектов приватизации. Более подробно эти элементы будут рассмотрены ниже.
Экономический аспект приватизации связан с категорией «собственность». С точки зрения экономической теории собственность - это отношения между людьми по поводу вещи. Понять экономическое содержание собственности можно только через анализ всей совокупности производственных отношений данного общества. Она (совокупность) включает в себя отношения производства, обмена, распределения, потребления. Приватизация является способом (средством) распределения (перераспределения) материальных и нематериальных благ.
Правовой аспект приватизации находит отражение в следующих моментах.
Во-первых, право регулирует организацию и проведение работ по приватизации. В правовых актах определяются основные цели и принципы приватизации, порядок ее проведения, права, обязанности и ответственность участников приватизации и т. д.
Во-вторых, Гражданский кодекс [2.ст. 217] рассматривает приватизацию как производный способ приобретения права собственности. Переход права собственности объектов приватизации определяется договором купли-продажи. Иначе говоря, приватизация есть производный способ приобретения права собственности; договор о продаже приватизированного имущества - основание (юридический факт) возникновения, изменения и прекращения гражданских прав [2ст. 8 ГК].
На наш взгляд, термины «способ» и «основания» - не синонимы. Так, к производным способам приобретения права собственности относятся передача, изъятие, выкуп. Основаниями передачи являются: договоры об отчуждении вещи; наследование имущества и случаи правопреемства при реорганизации юридического лица; переход по наследству выморочного имущества, причем договор купли-продажи - не единственный юридический факт в процессе приватизации. Решение об условиях приватизации, принимаемое уполномоченным органом, первично в составе юридических фактов. За решением следует заключение и исполнение договора купли-продажи объекта приватизации. Далее договор между продавцом и покупателем подлежит обязательной регистрации.
Информация о работе Социально-экономические последствия приватизации в России