Социально-экономические последствия приватизации в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение процессов приватизации в России.
Задачи:
· Рассмотреть сущность осуществления приватизации в России;
· Рассмотреть цели приватизации в России;
· Рассмотреть итоги и последствия приватизации в России.
Объектом и предметом исследования являются социальные и экономические итоги приватизации в России, их значения для российского общества.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…2
Глава 1. Приватизация: сущность, формы, понятие и цели………………..….4
1.1 Сущность приватизационных процессов……………………………………4
1.2. Понятие и цели приватизации…………………………………………..…..7
1.3 Формы и способы приватизации. ………………………………….………12
Глава 2. Социально-экономические последствия приватизации в России…………………………………………………………………………….16
2.1. Проведение и результаты приватизации в России…………………….….16
2.2. Оценки и уроки приватизации в Российской Федерации………………..20
2.3. Необходимость и предпосылки приватизации в России…………………23
Заключение…………………………………………………………………….…26
Список литературы………………………………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

Selezneva_kursovaya_rabota11.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

Заключение

Изучив материалы  по теме «Приватизация в России и ее социально-экономические последствия», я пришла к выводу, что радикальная реформа отношений собственности является ключевым вопросом современных преобразований в экономике России.

Приватизация  в развитых странах имеет ряд существенных отличий: многообразие форм приватизации, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса, использование в качестве постоянного элемента государственного регулирования экономики. В перспективе именно эти характеристики будут свойственны российской приватизации.

 Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.

 Объективные причины развития приватизационного процесса носят как макроэкономический, так и микроэкономический характер. Необходимость постоянного внерыночного согласования производственной деятельности государственных предприятий в условиях административно-командной экономики обусловила их высокие планово-координационные издержки. Между тем механизм рынка осуществляет такое согласование с гораздо меньшими издержками. Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом страны в целом от «административно-командной» системы к «социальному рыночному хозяйству», но и позитивным стремлением предприятий к снижению издержек.

 

 Приватизация выполняет две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера. Непосредственными целями приватизации являются:

- формирование слоя мелких и средних собственников;

- сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

- перераспределение экономических основ власти.

 Достижение социальной справедливости, повышение экономической эффективности производства, рост доходов государственного бюджета не выступают собственными целями приватизации. Она может способствовать развитию данных процессов только в долгосрочном периоде.

 Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации - акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство.

Вопрос о  приватизации приобрел в ходе реформ первостепенное политическое, идеологическое, а также практическое значение.

Цель приватизации заключалась в обеспечении условий  для нормального функционирования будущей рыночной системы.

Процессы приватизации в России начались намного раньше, чем сформировалась концепция предприятий  и понятие частной собственности было официально признано.

Вначале происходила  своеобразная приватизация государственных  финансовых ресурсов, заключающаяся  в том, что деньги государственных  предприятий и общественных организаций  начинали свои собственный оборот, постепенно превращаясь в собственные средства формально независимых от государства предприятий и ассоциаций. В результате происходила своеобразная приватизация государственных финансовых ресурсов и уже на ее основе - приватизация экономики в целом.

В настоящее время не менее 80% всех крупных коммерческих предприятий в России созданы на основе государственного капитала, который начал свое движение и обращение в самом начале перестройки.

Процессы приватизации и разгосударствления за последние  годы резко изменили структуру собственности в России. Налицо становление новой тенденции в развитии собственности. Однако на развертывании этих процессов сказывается целый ряд факторов, одним из которых является отсутствие законов или существенные пробелы в законодательстве, обусловлены многолетним невниманием к правовой стороне собственности в нашей стране.

Приватизация  процесс длительный и требует  основательной и тщательной подготовки, темпы же приватизации в РФ не имеют  аналогов ни в одной стране.

В заключение необходимо подчеркнуть, что к эффективному хозяйствованию ведут не сами по себе разгосударствление и приватизация, а именно основу формирования конкурентной среды рыночной экономики в целом, поэтому они являются не целью, а средством для повышения эффективности экономики и роста благосостояния трудовых коллективов, регионов и каждого из нас.

Очевидно, что  цели, поставленные в государственной  программе приватизации, не учитывали  реального социально-экономического положения в стране и потому не были выполнены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

    1. Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества": — Москва, Омега-Л, 2009 г.- 64 с.
    2. Гражданский Кодекс Российской Федерации часть 1 2007 года;
    3. Гражданский Кодекс Российской Федерации часть 2 2008 года;
    4. Приватизация жилых помещений. Комментарии, официальные разъяснения, судебная практика: — Санкт-Петербург, Издание Тихомирова М. Ю., 2011 г.- 80 с.
    5. Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации": — Москва, Омега-Л, 2010 г.- 162 с.
    6. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности). Жилинский С.Э. 8-е изд., пересмотр. и доп. - М.: Норма, 2007. — 944 с.
    7. Журавская Е. Приватизация в России: законодательство и реальный процесс. – М., 2003. С.14.
    8. Каспин В.И., Острина И.А. Приватизация по правилам: вопросы и ответы: Справочник. – М.: Финансы и статистика, 2000. С. 140.
    9. Ядгаров Я.С., История экономических учений: Учебник для вузов. - 3_е изд. перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2010. - 320 с.
    10. Приватизационное право. Скворцов О.Ю. Интел-Синтез, 2008 г.
    11. В. Авеков - Управление государственным имуществом // Экономист. 2006. № 10. с. 38-46.
    12. Ясин Е.Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ: Курс лекций. - 2-е изд. - М.: ГУ ВШЭ, 2003. 437 с.
    13. Скворцов О.Ю Приватизационное право. Интел-Синтез, 2008 г.
    14. http://www.grandars.ru/student/nac-ekonomika/privatizaciya.html

 

 


Информация о работе Социально-экономические последствия приватизации в России