Социально-экономические проблемы железнодорожного транспорта России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 21:47, курсовая работа

Краткое описание

На сети железных дорог России расположено свыше 4700 железнодорожных станций, которые являются основными грузо- и пассажирообразующими пунктами. Крупные пассажирские, грузовые и сортировочные станции имеют капитальные здания и сооружения — вокзалы, платформы, грузовые районы и площадки, склады, контейнерные терминалы, погрузочно-разгрузочные механизмы, разветвленные рельсовые пути и другие устройства и оборудования.
В ближайшие 10 лет, по прогнозам экспертов, прирост контейнерных перевозок в мире ежегодно составит в среднем 7-10%, а к 2012 г. мировые перевозки контейнеров достигнут 375 млн. ДФЭ( двадцатифутовый эквивалент) в год.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3
1. Социально-экономические проблемы железнодорожного транспорта России………………….…….6
2.1 Анализ и поиск путей решения проблемы……………………………….15
2.2 Пути решения проблем…………………………………………………….18
3. Перспективы развития железнодорожного транспорта………………....20
Заключение……..………………………………………………………………...26
Список литературы………………………………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

курсач нов.docx

— 40.86 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3

1. Социально-экономические проблемы железнодорожного   транспорта Росси………………………………………….…………...……………….…….6

2.1 Анализ и поиск путей решения проблемы……………………………….15

2.2 Пути решения проблем…………………………………………………….18

3. Перспективы развития железнодорожного транспорта………………....20

Заключение……..………………………………………………………………...26

Список литературы………………………………………………………………27

 

 

 

 

 

Введение

Железнодорожный транспорт  играет важную роль в функционировании и развитии и развитии товарного  рынка страны, в удовлетворении потребности  населения в передвижении. Он является основным звеном транспортной системы  России и большинства стран СНГ. Особая роль железнодорожного транспорта Российской Федерации определяется большим расстоянием перевозок, отсутствием внутренних водных путей  в главных сообщениях Восток-Запад, прекращением навигации на реках  в зимний период, удаленностью морских  путей. В связи с этим на их долю приходятся почти 50% грузооборота и  более 46% пассажирооборота всех видов  транспорта страны.

Основной сферой применения железнодорожного транспорта являются массовые перевозки грузов и пассажиров в межрайонном, междугородном и  пригородном сообщениях, при этом преобладают грузовые перевозки, которые дают свыше 80% дохода. В перевозках пассажиров по железнодорожным дорогам преобладают перевозки в пригородном и местном сообщениях. Дальние пассажирские перевозки составляют свыше 40% пассажирооборота.

Технико-экономические особенности  и преимущества железнодорожного транспорта заключается в следующем:

возможность сооружения на любой сухопутной территории, а с  помощью мостов, тоннелей и паромов  – осуществление железнодорожной  связи и с разделенными, в том  числе островными, территориями

массовость перевозок  и высокая провозная способность  железных дорог

универсальность использования  для перевозок различных грузов и возможность массовых перевозок  грузов и пассажиров с большой  скоростью

регулярность перевозок  независимо от времени года, времени  суток и погоды;

возможность создания прямой связи между крупными предприятиями  по подъездным железнодорожным путям  и обеспечение доставки грузов по схеме “от двери до двери” без  дорогостоящих перевалок;

сравнительно невысокая  себестоимость перевозок по сравнению  с другими видами транспорта, кроме трубопроводного.

Основными элементами технического оснащения железнодорожного транспорта являются рельсовый путь с искусственными сооружениями, станции и раздельные пункты с соответственными обустройствами, подвижной состав, устройство электроснабжения, специальные средства регулирования  и обеспечения безопасности движения и управления перевозочным процессом.

На сети железных дорог  России расположено свыше 4700 железнодорожных  станций, которые являются основными  грузо- и пассажирообразующими пунктами. Крупные пассажирские, грузовые и сортировочные станции имеют капитальные здания и сооружения — вокзалы, платформы, грузовые районы и площадки, склады, контейнерные терминалы, погрузочно-разгрузочные механизмы, разветвленные рельсовые пути и другие устройства и оборудования.

В ближайшие 10 лет, по прогнозам  экспертов, прирост контейнерных перевозок  в мире ежегодно составит в среднем 7-10%, а к 2012 г. мировые перевозки  контейнеров достигнут 375 млн. ДФЭ( двадцатифутовый эквивалент) в год.

Главной задачей является уменьшение себестоимости перевозок  и увеличение доходов, улучшение  железнодорожных путей, развитие более  разветвленной инфраструктуры, введение новых подвижных составов.

 

 

 

Глава 1.Основные понятия и определения на железнодорожном  транспорте

 1.1 Определение железнодорожного транспорта и основные понятия

Железнодорожный транспорт- это транспорт общего (магистральный) и не общего (железнодорожные подъездные пути) пользования – как универсальный вид транспорта и составная часть единого транспортного комплекса страны, представляющего собой совокупность транспортных подсистем, взаимодействующих и конкурирующих между собой при сохранении единого государственного регулирования и контроля в естественно монопольных и конкурентных секторах транспортного рынка.

В транспортной системе России, как и в целом в экономике  страны, железнодорожный транспорт  занимает одно из ключевых мест. Железные дороги играют решающую роль в обеспечении  потребностей экономики страны в  перевозках, обеспечивая 80% грузооборота. Это определяется географическими условиями, а также некоторыми технологическими особенностями.  

Таблица 1

 

1970

1980

1990

1995

2000

2005

2010

Длина путей общего пользования тыс. км

78

83

87

87

86

85

86

Из них электрифицированных тыс. км

24

31

37

39

41

43

43

Длина путей необщего пользования тыс. км

58

66

73

64

53

42

38

Перевезено грузов млрд т

1,65

2,05

2,14

1,03

1,05

1,27

1,31

Грузооборот трлн т×км

1,67

2,32

2,52

1,21

1,37

1,86

2,01

Перевезено пассажиров млрд

2,50

2,97

3,14

1,83

1,42

1,34

0,95

Пассажирооборот млрд пассажиро-км

191

227

274

192

167

172

139


Экономические показатели         Показатели железнодорожного транспорта общего пользования РСФСР и РФ: [4]

 

 

 

 

 

 

Анализ и поиск путей решения проблемы

 

В сложившейся ситуации транспортного  сообщения города-мегаполиса Санкт-Петербурга отчетливо прослеживаются проблемы городского и областного транспорта требующие реструктуризации и усовершенствования. С течением времени проблемы транспортной перевозки мегаполисов только будут  усложняться. Ежегодный прирост  доли использования общественного  и автомобильного транспорта и возникающие  в связи с этим проблемы организации  движения и осуществления перевозок  пассажиров в черте города и его  пригорода, приводит к целесообразности увеличения использования пригородных  городских железнодорожных перевозок. Для разрешения сложившейся ситуации в первую очередь необходимо обратить внимание на требования и желания  «заказчиков» процесса – пассажиров.

Перевозчик (железная дорога) должен обеспечить выполнение наиболее значимых условий, в соответствии с которыми происходит выбор пассажирами вида транспорта для осуществления своего перемещения по городу и области. К доминирующим условиям выбора пассажиром вида транспорта относится  скорость поездки, приемлемая стоимость и комфортные условия проезда. Так же стоит не забывать о конкуренции наземного и подземного городского транспорта и пригородных автобусных маршрутов. Большое внимание нужно уделить конкурентоспособности автомобильному сообщению.

Существует множество  проблем безопасности на объектах ЖД транспорта. В данном параграфе мы рассмотрим некоторые из них –  наиболее острые на сегодняшний день.      

Я считаю, что на первом месте стоит, конечно же, загрязнение окружающей среды. Но помимо данной проблемы, существует очень острая проблема травм и аварий на железнодорожном транспорте. Рассмотрим данный аспект подробнее. Большинство людей на железнодорожном транспорте работают на путях перегонов и станций. К особенностям работы на путях можно отнести: наличие путей с интенсивным разносторонним движением, протяжённые тормозные пути, органическое расстояние между осями смежных путей, а также подвижным составом и сооружениями, большая протяжённость фронта работ при ограниченном обзоре, низкая освещённость рабочей зоны в тёмное время суток. Чтобы понять, что это весьма опасно отметим – некоторым приходится пересекать ЖД пути, у других рабочее место весьма ограничено, что не дает им возможность придвигаться во время движения транспорта (имеется в виду работа на ЖД путях).      

Так же очень важным аспектом является климатические условия  региона. Так вот, например, в зимний период возникают большие трудности на территории передвижения, из-за снежных заносов усложняются условия переходов путей, передвижения по междупутьям. В гололёд резко увеличивается опасность падений. В холодное время года приходится пользоваться тёплой спецодеждой, затрудняющей движения, ухудшающей восприятия звуковых сигналов. Длительная работа на открытом воздухе в сильные морозы может привести к обморожению. Неблагоприятно на условиях труда сказывается резкая перемена погоды. Даже в период одной рабочей смены могут измениться в широком диапазоне температура окружающего воздуха, его влажность, скорость движения. Поэтому спецодежда железнодорожников, работающих на открытом воздухе, должны обладать свойствами, обеспечивающими нормальные условия работы при резкой перемене погоды. [2]                

Сейчас мы отметим, что  следует делать, чтобы повысить безопасность на железнодорожном транспорте.           Безопасность движения на железнодорожном транспорте обеспечивается путём осуществления комплекса профилактических мер, которые предусматривают:

·   Профессиональный отбор кандидатов на должности, связанные с движением поездов.

·   Организацию технического обучения кадров и повышение их квалификации, отработку практических навыков действий в нестандартных ситуациях.

·   Анализ состояния безопасности движения, выявление «узких» мест, разработку и осуществление мер по их устранению.

·   Осуществление постоянной работы по повышению качества ремонта и содержания пути, искусственных сооружений, локомотивов, вагонов, устройств сигнализации и связи, электроснабжения, железнодорожных переездов и других технических средств транспорта.

·   Проведение работ по внедрению новых технологий безопасности, согласно Законам и Установлениям РФ.[3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 пути решения проблем

 

 

3. Перспективы развития железнодорожного транспорта.

Несомненно, железнодорожный  транспорт необходимо развивать, так  как отказ от этого приведет к  резкому замедлению темпов экономического роста в стране. Чтобы не допустить  этого, была разработана государственная  Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ на максимально возможную  перспективу-до 2030 г.

«Целью стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации является транспортное обеспечение  ускоренного экономического роста  в России на основе эффективного развития и модернизации железнодорожного транспорта, гарантирующего единство экономического пространства Российской Федерации  и реализацию конституционных прав граждан на свободу передвижения и достижение глобальной конкурентоспособности  транспортной системы».

Стратегия развития железнодорожного транспорта направлена на решение следующих  задач:

  • «создание условий для реализации основных геополитических и геоэкономических целей Российского государства;
  • формирование инфраструктурного базиса для социально-экономического роста Российской экономики;
  • обеспечение транспортной доступности точек ресурсного обеспечения и промышленного роста, а также мест работы, отдыха, лечения, образования, национальных культурных ценностей – для каждого гражданина России;
  • приведение уровня качества и безопасности перевозок, в соответствие с требованиями населения и экономики и лучшими мировыми стандартами;
  • создание достаточных провозных способностей и необходимых резервов для полного удовлетворения спроса на перевозки при конъюнктурных колебаниях;
  • глубокая интеграция в мировую транспортную систему;
  • поддержание высокого уровня готовности к деятельности в чрезвычайных ситуациях, соответствующего требованиям обороноспособности и безопасности страны;
  • повышение инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта;
  • сохранение социальной стабильности в отрасли и высокое качество жизни железнодорожников как важной составляющей российского общества, приоритетность молодежной политики, эффективная социальная поддержка ветеранов железнодорожной отрасли;
  • внедрение высоких стандартов организации труда, его максимальной производительности и достижения на этой основе устойчивого обеспечения перевозочного процесса квалифицированными кадрами».

Этапы стратегического развития железнодорожного транспорта России.

2008–2015 годы: инновационный этап  развития железнодорожного транспорта.

  • «Увеличение объемов инвестиций в 2010 году в 2 раза и в 2015 году не менее чем в 3 раза к уровню 2006 года. Ускоренная модернизация существующей материально-технической базы отрасли: полная замена подвижного состава и технических средств с истекшими сроками службы на новую технику с высокой производительностью и низкой ремонтоемкостью; ликвидация барьерных мест с ограничениями провозных способностей и создание их технологических резервов; повышение нижних ограничений скоростей движения до 60 км/час, увеличение маршрутных скоростей в пассажирском сообщении на 15 км/час. Освоение новых продуктовых и географических рынков транспортных услуг. Внедрение инновационных технологий в области эксплуатации и ремонта объектов железнодорожного транспорта.[11]
  • Начало финансирования инвестиционных проектов за счет бюджетных средств и средств Инвестиционного фонда, активное применение механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) и сокращение перечня имущества, ограниченного в обороте, для финансирования инвестиций. Первоочередные проекты: строительство дополнительных главных путей на 3,2 тыс. км действующих железнодорожных линий, организация скоростного пассажирского движения на участке Санкт-Петербург – Хельсинки, развитие подходов к портам Ванино, Сов. Гавань и др. Строительство высокоскоростных линий. Активизация проектно-изыскательских работ для строительства новых железнодорожных линий.
  • Государственное тарифное регулирование услуг железнодорожного транспорта гармонизируется с процессами поэтапного перехода к либерализации ценообразования в других естественных монополиях».

Информация о работе Социально-экономические проблемы железнодорожного транспорта России