Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 21:47, курсовая работа
На сети железных дорог России расположено свыше 4700 железнодорожных станций, которые являются основными грузо- и пассажирообразующими пунктами. Крупные пассажирские, грузовые и сортировочные станции имеют капитальные здания и сооружения — вокзалы, платформы, грузовые районы и площадки, склады, контейнерные терминалы, погрузочно-разгрузочные механизмы, разветвленные рельсовые пути и другие устройства и оборудования.
В ближайшие 10 лет, по прогнозам экспертов, прирост контейнерных перевозок в мире ежегодно составит в среднем 7-10%, а к 2012 г. мировые перевозки контейнеров достигнут 375 млн. ДФЭ( двадцатифутовый эквивалент) в год.
Введение……………………………………………………………………..…….3
1. Социально-экономические проблемы железнодорожного транспорта России………………….…….6
2.1 Анализ и поиск путей решения проблемы……………………………….15
2.2 Пути решения проблем…………………………………………………….18
3. Перспективы развития железнодорожного транспорта………………....20
Заключение……..………………………………………………………………...26
Список литературы………………………………………………………………27
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Социально-экономические
проблемы железнодорожного транспорта
Росси………………………………………….…………...…
2.1 Анализ и поиск путей решения проблемы……………………………….15
2.2 Пути решения проблем…………………………………………………….18
3. Перспективы развития железнодорожного транспорта………………....20
Заключение……..…………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Железнодорожный транспорт играет важную роль в функционировании и развитии и развитии товарного рынка страны, в удовлетворении потребности населения в передвижении. Он является основным звеном транспортной системы России и большинства стран СНГ. Особая роль железнодорожного транспорта Российской Федерации определяется большим расстоянием перевозок, отсутствием внутренних водных путей в главных сообщениях Восток-Запад, прекращением навигации на реках в зимний период, удаленностью морских путей. В связи с этим на их долю приходятся почти 50% грузооборота и более 46% пассажирооборота всех видов транспорта страны.
Основной сферой применения железнодорожного транспорта являются массовые перевозки грузов и пассажиров в межрайонном, междугородном и пригородном сообщениях, при этом преобладают грузовые перевозки, которые дают свыше 80% дохода. В перевозках пассажиров по железнодорожным дорогам преобладают перевозки в пригородном и местном сообщениях. Дальние пассажирские перевозки составляют свыше 40% пассажирооборота.
Технико-экономические
возможность сооружения на
любой сухопутной территории, а с
помощью мостов, тоннелей и паромов
– осуществление
массовость перевозок
и высокая провозная
универсальность использования для перевозок различных грузов и возможность массовых перевозок грузов и пассажиров с большой скоростью
регулярность перевозок независимо от времени года, времени суток и погоды;
возможность создания прямой связи между крупными предприятиями по подъездным железнодорожным путям и обеспечение доставки грузов по схеме “от двери до двери” без дорогостоящих перевалок;
сравнительно невысокая себестоимость перевозок по сравнению с другими видами транспорта, кроме трубопроводного.
Основными элементами технического оснащения железнодорожного транспорта являются рельсовый путь с искусственными сооружениями, станции и раздельные пункты с соответственными обустройствами, подвижной состав, устройство электроснабжения, специальные средства регулирования и обеспечения безопасности движения и управления перевозочным процессом.
На сети железных дорог России расположено свыше 4700 железнодорожных станций, которые являются основными грузо- и пассажирообразующими пунктами. Крупные пассажирские, грузовые и сортировочные станции имеют капитальные здания и сооружения — вокзалы, платформы, грузовые районы и площадки, склады, контейнерные терминалы, погрузочно-разгрузочные механизмы, разветвленные рельсовые пути и другие устройства и оборудования.
В ближайшие 10 лет, по прогнозам экспертов, прирост контейнерных перевозок в мире ежегодно составит в среднем 7-10%, а к 2012 г. мировые перевозки контейнеров достигнут 375 млн. ДФЭ( двадцатифутовый эквивалент) в год.
Главной задачей является уменьшение себестоимости перевозок и увеличение доходов, улучшение железнодорожных путей, развитие более разветвленной инфраструктуры, введение новых подвижных составов.
Глава 1.Основные понятия и определения на железнодорожном транспорте
1.1 Определение железнодорожного транспорта и основные понятия
Железнодорожный транспорт- это транспорт общего (магистральный) и не общего (железнодорожные подъездные пути) пользования – как универсальный вид транспорта и составная часть единого транспортного комплекса страны, представляющего собой совокупность транспортных подсистем, взаимодействующих и конкурирующих между собой при сохранении единого государственного регулирования и контроля в естественно монопольных и конкурентных секторах транспортного рынка.
В транспортной системе России, как и в целом в экономике страны, железнодорожный транспорт занимает одно из ключевых мест. Железные дороги играют решающую роль в обеспечении потребностей экономики страны в перевозках, обеспечивая 80% грузооборота. Это определяется географическими условиями, а также некоторыми технологическими особенностями.
Таблица 1
1970 |
1980 |
1990 |
1995 |
2000 |
2005 |
2010 | |
Длина путей общего пользования тыс. км |
78 |
83 |
87 |
87 |
86 |
85 |
86 |
Из них электрифицированных тыс |
24 |
31 |
37 |
39 |
41 |
43 |
43 |
Длина путей необщего пользования тыс. км |
58 |
66 |
73 |
64 |
53 |
42 |
38 |
Перевезено грузов млрд т |
1,65 |
2,05 |
2,14 |
1,03 |
1,05 |
1,27 |
1,31 |
Грузооборот трлн т×км |
1,67 |
2,32 |
2,52 |
1,21 |
1,37 |
1,86 |
2,01 |
Перевезено пассажиров млрд |
2,50 |
2,97 |
3,14 |
1,83 |
1,42 |
1,34 |
0,95 |
Пассажирооборот млрд пассажиро-км |
191 |
227 |
274 |
192 |
167 |
172 |
139 |
Экономические показатели Показатели железнодорожного транспорта общего пользования РСФСР и РФ: [4]
Анализ и поиск путей решения проблемы
В сложившейся ситуации транспортного
сообщения города-мегаполиса Санкт-Петербурга
отчетливо прослеживаются проблемы
городского и областного транспорта
требующие реструктуризации и усовершенствования.
С течением времени проблемы транспортной
перевозки мегаполисов только будут
усложняться. Ежегодный прирост
доли использования общественного
и автомобильного транспорта и возникающие
в связи с этим проблемы организации
движения и осуществления перевозок
пассажиров в черте города и его
пригорода, приводит к целесообразности
увеличения использования пригородных
городских железнодорожных
Перевозчик (железная дорога) должен обеспечить выполнение наиболее значимых условий, в соответствии с которыми происходит выбор пассажирами вида транспорта для осуществления своего перемещения по городу и области. К доминирующим условиям выбора пассажиром вида транспорта относится скорость поездки, приемлемая стоимость и комфортные условия проезда. Так же стоит не забывать о конкуренции наземного и подземного городского транспорта и пригородных автобусных маршрутов. Большое внимание нужно уделить конкурентоспособности автомобильному сообщению.
Существует множество проблем безопасности на объектах ЖД транспорта. В данном параграфе мы рассмотрим некоторые из них – наиболее острые на сегодняшний день.
Я считаю, что на первом месте стоит, конечно же, загрязнение окружающей среды. Но помимо данной проблемы, существует очень острая проблема травм и аварий на железнодорожном транспорте. Рассмотрим данный аспект подробнее. Большинство людей на железнодорожном транспорте работают на путях перегонов и станций. К особенностям работы на путях можно отнести: наличие путей с интенсивным разносторонним движением, протяжённые тормозные пути, органическое расстояние между осями смежных путей, а также подвижным составом и сооружениями, большая протяжённость фронта работ при ограниченном обзоре, низкая освещённость рабочей зоны в тёмное время суток. Чтобы понять, что это весьма опасно отметим – некоторым приходится пересекать ЖД пути, у других рабочее место весьма ограничено, что не дает им возможность придвигаться во время движения транспорта (имеется в виду работа на ЖД путях).
Так же очень важным аспектом является климатические условия региона. Так вот, например, в зимний период возникают большие трудности на территории передвижения, из-за снежных заносов усложняются условия переходов путей, передвижения по междупутьям. В гололёд резко увеличивается опасность падений. В холодное время года приходится пользоваться тёплой спецодеждой, затрудняющей движения, ухудшающей восприятия звуковых сигналов. Длительная работа на открытом воздухе в сильные морозы может привести к обморожению. Неблагоприятно на условиях труда сказывается резкая перемена погоды. Даже в период одной рабочей смены могут измениться в широком диапазоне температура окружающего воздуха, его влажность, скорость движения. Поэтому спецодежда железнодорожников, работающих на открытом воздухе, должны обладать свойствами, обеспечивающими нормальные условия работы при резкой перемене погоды. [2]
Сейчас мы отметим, что следует делать, чтобы повысить безопасность на железнодорожном транспорте. Безопасность движения на железнодорожном транспорте обеспечивается путём осуществления комплекса профилактических мер, которые предусматривают:
· Профессиональный отбор кандидатов на должности, связанные с движением поездов.
· Организацию технического обучения кадров и повышение их квалификации, отработку практических навыков действий в нестандартных ситуациях.
· Анализ состояния безопасности движения, выявление «узких» мест, разработку и осуществление мер по их устранению.
· Осуществление постоянной работы по повышению качества ремонта и содержания пути, искусственных сооружений, локомотивов, вагонов, устройств сигнализации и связи, электроснабжения, железнодорожных переездов и других технических средств транспорта.
· Проведение работ по внедрению новых технологий безопасности, согласно Законам и Установлениям РФ.[3]
2.2 пути решения проблем
3. Перспективы развития железнодорожного транспорта.
Несомненно, железнодорожный транспорт необходимо развивать, так как отказ от этого приведет к резкому замедлению темпов экономического роста в стране. Чтобы не допустить этого, была разработана государственная Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ на максимально возможную перспективу-до 2030 г.
«Целью стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации является транспортное обеспечение ускоренного экономического роста в России на основе эффективного развития и модернизации железнодорожного транспорта, гарантирующего единство экономического пространства Российской Федерации и реализацию конституционных прав граждан на свободу передвижения и достижение глобальной конкурентоспособности транспортной системы».
Стратегия развития железнодорожного транспорта направлена на решение следующих задач:
Этапы стратегического развития железнодорожного транспорта России.
2008–2015 годы: инновационный этап
развития железнодорожного
Информация о работе Социально-экономические проблемы железнодорожного транспорта России