Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 21:49, курсовая работа
Международные организации, в которых участвует Россия, а их более 300, можно условно подразделить на три группы:
– организации системы ООН;
– специализированные экономические и научно-технические организации;
– многосторонние валютно-финансовые учреждения.
Введение ……………………………………………………………………………….. 3
В системе ООН ……………………………………………………………………... 4
Россия и Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) ………….. 5
Россия и Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) ………. 6
Специализированные учреждения системы ООН ……………………………….. 6
Россия и Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) ….. 7
Россия и Международный союз электросвязи (МСЭ) ……………………… 8
Валютно-финансовые учреждения ………………………………………………... 9
Россия и Международный валютный фонд (МВФ) ………………………… 9
Россия и Международный банк реконструкции и развития (МБРР) …….. 10
Заключение ……………………………………………………………………………. 12
Список использованной литературы ………………………
План.
Введение ………………………………………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………………………. 12
Список использованной литературы ………………………………………………….. 13
Введение.
Активное и прагматичное включение в деятельность международных организаций является одним из внешнеэкономических и внешнеполитических приоритетов России. С уходом в прошлое конфронтации и утверждением многополюсного мира объективно повышается значение механизмов многостороннего взаимодействия. Значимость участия в международных организациях тем более высока, что позволяет в немалой степени компенсировать сужение внешнеэкономических и внешнеполитических возможностей России по сравнению с СССР. Ведь в большинстве этих организаций Российская Федерация признана государством – преемником Советского Союза.
Международные организации, в которых участвует Россия, а их более 300, можно условно подразделить на три группы:
– организации системы ООН;
– специализированные экономические и научно-технические организации;
– многосторонние валютно-финансовые учреждения.
В строгом смысле слова все эти организации не призваны напрямую осуществлять внешнеэкономические связи. Их целью не является извлечение прибыли, они финансируются из бюджета, составленного из взносов стран-членов и внебюджетных добровольных средств. В то же время в своей совокупности они имеют важнейшее значение для российской и мировой экономики.
ООН - глобальное объединение, насчитывающее 184 члена, оно имеет ддя России важнейшее значение. Вовлеченность нашей страны в деятельность ООН велика и разнообразна.
Эффективность и отдача от участия России в международных организациях не может оцениваться лишь в абсолютных величинах, хотя речь идет о многих десятках миллионов долларов, поступающих в виде научно-технической, экономической, социальной информации, документов и материалов. Так, в последние годы во многих организациях приняты и уже осуществляются специальные программы содействия России с другими странам переходного периода. Россия имеет статус получателя технического содействия в рамках всей системы ООН. Это открывает перспективу получения нами дополнительной помощи по линии системы ООН, в том числе и финансовой. Помимо этого часть российских взносов в бюджеты ООН и спецучреждений возвращается в виде технического и иного содействия, оказываемого России по линии этих организаций.
Для России важно использование накопленного в ООН уникального мирового опыта решения социально-экономических проблем.
Этот опыт позволил начать предоставление по линии ООН экспертизы странам с переходной экономикой по вопросам макроэкономической политики, создания институциональной системы рыночного хозяйства, в том числе в области приватизации, развития мелкого и среднего бизнеса, совершенствования статистической службы (Статкомиссия ООН), перестройки системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности (через межправительственную группу экспертов в этой области), регулирования иностранных инвестиций и по проблематике специальных экономических зон. Один из главных позитивных факторов в получении подобного технико-консультационного содействия заключается в сравнительно небольших затратах по сравнению с теми расходами, которые Россия понесла бы в случае выхода на коммерческий рынок международных экспертных услуг.
Естественно, не все в деятельности ООН и учреждений ее системы безупречно, и Россия в координации с основными плательщиками в бюджеты этих организаций предпринимает усилия по повышению их эффективности, сокращению расходов на их функционирование.
Система ООН – это разветвленный организм. Наиболее универсальным органом ООН является Генеральная Ассамблея (ГА). В ней принимают участие все государства-члены. Работа ГА ООН идет по комитетам. Второй (экономический и финансовый) комитет является основным нормотворческим элементом системы. Принятые в нем резолюции и решения служат основой для работы всех других органов и программ ООН, имеющих отношение к социально-экономическим вопросам.
1.1 Россия и Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС).
Главным уставным органом ООН по осуществлению международного социально-экономического сотрудничества является Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС).
В рамках ЭКОСОС функционируют вспомогательные органы – отраслевые и региональные. Это, например, Статистическая комиссия, Комиссия по социальному развитию, Группа экспертов по международному сотрудничеству в области налогообложения, Группа экспертов по госадминистрации и финансам и др.
Региональные экономические комиссии являются вспомогательными органами ЭКОСОС по социально-экономическому развитию отдельных регионов. Всего их пять: Экономическая комиссия для Африки (ЭКА), Европейская экономическая комиссия (ЕЭК), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК), Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА). Россия является полноправным членом ЕЭК и ЭСКАТО и активно участвует в их работе.
Российские министерства и ведомства, участвующие в деятельности ЕЭК, имеют возможность получать информацию о новейших направлениях и тенденциях научно-технической политики, что, по оценкам ЕЭК, дает заинтересованным сторонам ежегодную экономию в десятки миллионов долларов на проведение соответствующих научно-технических разработок и приобретение их за рубежом. Практическое значение имеет использование ЕЭК для приобщения к европейскому и мировому опыту в области приватизации и перевода экономики на рыночные отношения.
1.2 Россия и Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).
ЮНКТАД является органом Генеральной Ассамблеи ООН. В круг ведения ЮНКТАД входит: поощрение международной торговли, особенно с целью ускорения экономического развития, в частности торговли между странами, находящимися на различных уровнях развития; установление принципов и политики, касающихся международной торговли и соответствующих проблем экономического развития; разработка рекомендаций для проведения в жизнь указанных принципов; содействие координации деятельности других учреждений в рамках системы ООН в области международной торговли и соответствующих проблем экономического развития; принятие в случае необходимости мер в сотрудничестве с компетентными органами ООН для ведения переговоров и утверждения многосторонних правовых актов в области торговли. В последние годы в деятельности ЮНКТАД появились новые важные элементы, что связано в первую очередь с проведением в 1992 г. Конференции ЮНКТАД-VIII в Картахене. На сессии были приняты основополагающие решения об изменении деятельности организации по четырем главным направлениям: пути развития, новое международное партнерство в целях развития, глобальная взаимозависимость, устойчивое развитие.
Специализированные учреждения являются межправительственными международными организациями. Они связаны с системой ООН, прежде всего отчетностью перед уставными органами Организации, но самостоятельны в бюджете и выборе политики, имеют собственные секретариаты и программы. Вопросы функционирования этих учреждений решаются на сессиях их межправительственных органов – основных и вспомогательных.
Эти организации заняли прочное место в международном сотрудничестве в конкретных областях своей компетенции.
2.1 Россия и
Организация ООН по
ЮНИДО – одно из ведущих специализированных учреждений ООН, осуществляющее координацию деятельности системы ООН в области международного промышленного сотрудничества и содействия промышленному развитию отдельных стран и регионов мира. Деятельность ЮНИДО осуществляется посредством выполнения проектов технической помощи странам по трем основным направлениям: разработка промышленной политики и промышленных прогнозов; содействие промышленному развитию путем инвестиций, разработки и передачи новых технологий; консультативная помощь в выборе путей совершенствования промышленной и научно-технической инфраструктуры.
Деятельность ЮНИДО по целому ряду направлений представляет значительный практический интерес для России. Прежде всего, это разработка концепций промышленного развития и международного сотрудничества, передача технологий, промышленная экология, энергетика, конверсия, содействие промышленному инвестированию, свободные экономические зоны, стимулирование сотрудничества на уровне предприятий, промышленный менеджмент, приватизация, помощь малому и среднему бизнесу.
Сотрудничество Российской Федерации с ЮНИДО в последние годы заметно активизировалось. Главной его целью стало использование потенциала ЮНИДО для содействия хозяйственным реформам в российской промышленности.
Помощь ЮНИДО России оказала в подготовке концепции свободной экономической зоны «Большой Владивосток». Подписаны соглашения об участии ЮНИДО в подготовке бизнес-плана модернизации Тюменского моторного завода (финансирование – из бюджета Тюменской области), производства инвалидных колясок на базе конверсии оборонных предприятий Санкт-Петербурга (финансирование – за счет Программы развития ООН) и др.
Особое значение приобретает сотрудничество с ЮНИДО в области привлечения иностранных инвестиций в российскую промышленность. Организация располагает сетью центров содействия промышленному инвестированию, расположенных в ведущих западных странах, в Японии, Южной Корее и др., что позволяет прорабатывать инвестиционные предложения, опираясь на разветвленный банк данных о потенциальных инвесторах и об их запросах в отношении объектов приложения капитала.
Однако ЮНИДО занимается не только «стыковкой» инвестиционных предложений, но и поисками потенциальных источников финансирования для их реализации. В рамках этой деятельности ЮНИДО организовала в ноябре 1992 г. в Вене Инвестиционный форум для России и других стран СНГ, на который было представлено около 200 инвестиционных проектов, проработанных экспертами ЮНИДО. Намечено проведение ряда инвестиционных форумов для российских регионов.
2.2 Россия и
Международный союз
Значительный интерес для экономики страны представляет участие в МСЭ – организации по развитию международного сотрудничества в области средств связи. Посредством международной регистрации частотных присвоений и связанных с ними позиций геостационарных спутников обеспечивается международная правовая защита частотных присвоений наземной и спутниковой радиосвязи и радиовещания от вредных помех. Путем разработки рекомендаций по техническим и эксплуатационным аспектам наземной и спутниковой радиосвязи осуществляется регламентация и международная стандартизация устройств, средств и систем электросвязи аналоговой и цифровой передачи данных, обеспечивается их совместимость и надлежащее качество соответствующих услуг в международном масштабе. Участие в работе исследовательских комиссий создает благоприятные условия для защиты интересов России при разработке норм и рекомендаций в области электросвязи, получения информации от производителей наиболее передового оборудования.
3.1 Россия и Международный валютный фонд (МВФ).
Эта организация оказывает воздействие на экономические процессы в России через реализацию программ финансовой стабилизации и корректировок платежного баланса. В своей деятельности МВФ руководствуется принципом обусловленности, согласно которому страны-члены могут получить от него кредиты лишь при условии, что они обязуются проводить определенную экономическую политику. В качестве таких условий МВФ обычно выдвигает сокращение бюджетного дефицита, снижение темпов роста денежной массы и поднятие процентных ставок по кредитам выше уровня инфляции. Кредиты МВФ являются своеобразной лакмусовой бумажкой для частного капитала. Это объясняется тем, что, получая кредит, страна обязуется проводить экономическую политику, в результате которой она накопит валютные резервы и, следовательно, сможет погашать долги частным кредиторам.
Высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих, состоящий из представителей стран-членов (обычно ответственного за проведение валютной политики министра или главы центрального банка вместе с заместителем), назначенных на пять лет; он собирается один раз в год. За исключением ряда полномочий (определение условий и прием новых членов, пересмотр квот, изменение валютных паритетов и др.) Совет управляющих может делегировать исполнение своих задач Исполнительному совету.
Информация о работе Специализированные учреждения системы ООН