Специфика организации и методика проведения анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 16:35, контрольная работа

Краткое описание

При внутрихозяйственном анализе деятельности производственных объединений (акционерных обществ, товариществ и других ассоциаций) необходимо учитывать особенности их структуры, которая предопределяет потоки экономической информации. Например, при формировании производственных объединений в промышленности средние и мелкие предприятия преобразуются в узкоспециализированные производственные единицы, изготовляющие ограниченную номенклатуру деталей и узлов или выполняющие однотипные технологические процессы для других производственных единиц объединений.

Вложенные файлы: 1 файл

экономанализ.docx

— 54.40 Кб (Скачать файл)

Понятие управленческого анализа шире понятия комплексного управленческого анализа. Управленческий анализ включает в себя как тематический анализ отдельных показателей и сторон хозяйственной деятельности, так и комплексный анализ в целях управления. Тематический анализ отдельных показателей или групп показателей, отдельных сторон хозяйственной деятельности (снабжение, производство, сбыт), отдельных производственных и финансовых отношений (инвестирование, кредитование, аренда и т.д.) осуществляется прежде всего в целях регулирования и оперативного управления хозяйственной деятельности как одной из главных функций управления. Тематический анализ может быть и прогнозным, перспективным, а также ретроспективным текущим анализом. Наибольший эффект от тематического анализа получают, когда он проводится как составная часть комплексного анализа с учетом его целей и во взаимной связи с другими темами анализа.

Понятие комплексного управленческого анализа может относиться к разным объектам управления — отдельные подразделения предприятия, отдельные стороны и сегменты деятельности, отдельные центры затрат, другие центры ответственности и т.д.

Но основной объект для комплексного анализа  — организация в целом. Комплексный анализ должен стать тем инструментом, с помощью которого анализ хозяйственной деятельности должен выполнять свою многоцелевую функцию в современном управлении производством. Комплексный экономический анализ выступает как средство получения цельного знания о хозяйственной деятельности, знания бизнеса, понимания деятельности экономического субъекта.

Методологическую  основу комплексного анализа составляют принципы материалистической диалектики и современного системного анализа, который в последние годы получил широкое распространение и в экономическом анализе.

Комплексный анализ представляет собой совокупность определенных принципов, методов и приемов всестороннего изучения хозяйственной деятельности предприятия. Главное отличие комплексного анализа заключается в особенности подхода к изучению хозяйственной деятельности. К основным понятиям комплексного анализа относятся: полнота, или всесторонность, системность, наличие единой цели, согласованность и одновременность анализа. Комплексный анализ предполагает изучение всех сторон хозяйственной деятельности предприятия (снабжение, производство, продажа товаров и их потребление), всех видов анализа деятельности предприятия (производственный и финансовый, сплошной и выборочный, перспективный, ретроспективный, текущий периодический и оперативный анализ-, анализ организации в целом и внутрихозяйственный и межхозяйственный сравнительный, внешнеэкономических связей, социально-экономический анализ, факторный и балансовый, горизонтальный, вертикальный, трендовый и коэффициентный анализ, детерминированный и стохастический, функционально-стоимостной, технико-экономический и другие виды анализа). Но для характеристики экономического анализа как комплексного анализа недостаточно определить его как полный анализ, т.е. анализ всех сторон хозяйственной деятельности с применением всех видов анализа. Комплексный анализ не есть простая сумма анализов отдельных сторон производства и отдельных обобщающих показателей.

Полный  и всесторонний анализ — только одно из условий достижения его комплексности. Другим необходимым условием комплексности анализа является использование в анализе единой цели, позволяющей объединить отдельные направления анализа, показатели и факторы производства в единую систему. Единая цель выступает организующим началом согласования и результатов экономического анализа предприятия в целом с результатами анализа отдельных его частей или сторон.

Целостность анализа и его целенаправленность характеризуют комплексный анализ как системный. Системность комплексного анализа проявляется также в определенной, логически обоснованной последовательности рассмотрения показателей хозяйственной деятельности. Причинно-следственные связи, формирующие конечные результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его экономические показатели, являются основой для построения упорядоченной последовательности комплексного анализа.

Важнейшим элементом  методики комплексного анализа является использование программно-целевого метода решения сложных проблем. Это означает, что в комплексном экономическом анализе последовательно осуществляются следующие стандартные процедуры: определение целей и задач анализа; построение факторных моделей анализируемых показателей; определение источников информации; распределение обязанностей между исполнителями; оценка и использование результатов анализа.

Разработка  и внедрение методики комплексного анализа хозяйственной деятельности должны способствовать повсеместному переходу к комплексному выявлению и оценке резервов предприятий, отказу от исчисления чисто умозрительных «счетных» резервов, получаемых в результате локального, изолированного анализа отдельных показателей деятельности.

Комплексный управленческий анализ коммерческой организации, имеющей целью получение прибыли, учитывает все факторы получения прибыли и повышения уровня рентабельности, укрепления финансовой устойчивости, т.е. все блоки основных групп показателей. Он особенно необходим при формировании комплексного бизнес-плана создания новой фирмы или годового и долгосрочного плана действующей фирмы, при подведении итогов выполнения бизнес-планов, комплексной оценке хозяйственной деятельности.

 

Системный подход в комплексном анализе и способы его реализации

Объективные предпосылки системного анализа содержатся в самой экономике предприятия, рассматриваемой как сложная, динамичная и самоуправляемая система, обладающая свойствами целостности и внутренней активности. Анализ целостных свойств хозяйственной деятельности, выявление всесторонних связей и зависимостей между различными сторонами и видами этой деятельности с точки зрения ее целостности - отличительная особенность системного анализа.

При проведении системного анализа выделяют, как  правило, шесть этапов. Рассмотрим содержание этих этапов применительно к анализу хозяйственной деятельности предприятия.

1. Целевой этап. Объект исследования представляется как система, для которой определяют цели и условия функционирования. Хозяйственную деятельность предприятия можно рассматривать как систему, состоящую из трех взаимосвязанных элементов: ресурсов, производственного процесса и готовой продукции. На входе этой системы - материально-вещественные потоки ресурсов (средств и предметов труда) и потоки трудовых ресурсов; на выходе — материально-вещественные потоки готовой продукции. В результате производственного процесса производственные ресурсы, соединяясь, становятся продукцией.

Целью работы предприятия является рентабельность авансирования капитала (активов). Задача системного анализа - рассмотреть все частные факторы, обеспечивающие более высокий уровень рентабельности. Экономический принцип деятельности предприятия состоит в обеспечении либо максимального выпуска продукции при данных затратах ресурсов, либо при альтернативно заданном выпуске продукции минимального расхода ресурсов. Условия работы предприятия определяются системой экономических нормативов налогообложения и внешнеэкономическими связями, т.е. рынком финансирования, рынком купли и рынком продажи.

Средством характеристики экономики предприятия является ведение счетов и других реквизитов бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет называют в рыночной экономике языком бизнеса (предпринимательства).Основные функции предприятия-товаропроизводителя (покупка производственных факторов, изготовление продукции (услуг), продажа товаров) находят отражение в денежном кругообороте:

Д- Т...П... Т'-Д'

где Д — авансируемый для хозяйственной деятельности капитал;

Т — закупленные товары — производственные факторы (средства труда, предметы труда и труд);

П — организация производственного процесса для изготовления нового товара;

Т' — новый  товар (продукция, услуги), стоимость которого выше себестоимости на величину прибыли;

Д' - выручка от продажи (реализации) продукции, стоимость которой выше себестоимости реализованной продукции на величину прибыли.

Денежный  оборот, отражающий реальный процесс  предпринимательской деятельности, фиксируется в комплексной системе бухгалтерского учета, благодаря которому формируется информационная система предприятия — необходимая база системного экономического анализа.

2. Параметрический этап. На этом этапе главную цель функционирования производственной системы представляют в виде иерархии подцелей (дерева целей). Процесс построения дерева целей заключается в разработке качественных характеристик (параметров) функционирования системы — обобщающих и частных показателей хозяйственной деятельности. При этом следует стремиться к тому, чтобы выбранные параметры (показатели) наиболее точно отражали сущность соответствующих экономических процессов и явлений. Таким образом, отбор показателей, характеризующих деятельность предприятия, составляет суть второго этапа.

3. Модельный этап. На данном этапе строят информационную модель хозяйственной деятельности, т.е. модель формирования экономических факторов и показателей. Определяют ее главные элементы и структуру, составляют общую блок-схему взаимосвязей основных групп показателей, формализуют связи между ними.

4. Факторный этап заключается в развертывании обобщающих, синтетических показателей деятельности предприятия в систему аналитических, факторных показателей, из которых формируются эти обобщающие показатели. Знание факторов производства, их взаимосвязей, умение определять силу и направление их воздействия на обобщающие показатели создает основу для управления хозяйственной деятельностью через выходные параметры, что наиболее эффективно, поскольку имеет характер спрогнозированного (упреждающего) воздействия. Этот этап завершается созданием формализованных факторных моделей различных показателей хозяйственной деятельности.

5. Расчетно-аналитический этап. На данном этапе испытывают построенные на предыдущих этапах факторные модели взаимосвязей показателей, собирают конкретные сведения о работе предприятия для заполнения созданных моделей, выполняют необходимые расчеты для определения факторного взаимовлияния показателей.

6. Оценочный этап. Этот этап завершающий и включает обобщение результатов анализа, объективную оценку работы предприятия и имеющихся резервов, выработку предложений и рекомендаций по использованию резервов, повышению эффективности хозяйственной деятельности.

 

3. Практическое задание.

На основе исходной информации выбрать результативный показатель, для которого подходит трехфакторная мультипликативная  модель. Расчет факторов, повлиявших на результативный показатель, выполнить  способом относительных разниц. В  чем преимущество и недостаток способа?

Результаты  расчетов отразить в сводной (итоговой) таблице. Сделайте обоснованное заключение по результатам анализа. Каковы резервы  улучшения результативного показателя?

Таблица 1 – производство продукции за год

Показатели

План

Факт

Темп роста,%

Число станков, шт (а)

50

52

 

Продолжительность работы одного станка, час (b)

375

370

 

Производительность одного станка в  час, шт (с)

18

17

 

Изготовлено деталей за месяц, шт (d)

     

 

Решение:

За результативный показатель мы возьмем изготовление деталей за месяц (d), т.к. для него подходит трехфакторная мультипликативная модель.

d = abc.

d0 = 50*375*18 = 337500 шт,          d1 = 52*370*17 = 327080 шт.

Объектом  анализа является изменение объема выпуска деталей за месяц:

327080 – 337500 = -10420 шт.

Для того чтобы  определить, каким образом повлияли на изменение объема продукции различные факторы, сделаем следующие расчеты:

1. все показатели  плановые

50*375*18=33750 шт.;

2. количество  станков фактическое, остальные  показатели плановые

52*375*18=351000 шт.;

3. количество  станков и продолжительность  работы одного станка фактические,  производительность плановая

52*370*18=346320 шт.;

4. все показатели  фактические

52*370*17=327080 шт.

Отклонение  фактического объема продукции от планового  произошла за счет влияния следующих  факторов:

- увеличение  станков на 2 шт привело к увеличению производства продукции на 13500 шт (351000-337500);

- уменьшение  продолжительности работы одного  станка (час) на 5 часов привело  к уменьшению объема выпуска  продукции на 4680 шт (351000-346320);

- уменьшение  производительности одного станка в час на 1 шт привело к уменьшению объема выпуска продукции на 19240 шт (346320-327080).

Общее отклонение составит 10420 шт (13500-4680-19240).

Расчет факторов, повлиявших на результативный показатель выполним способом относительных разниц.

Найдем относительное  отклонение каждого фактора

∆a%=(а10)/а0*100= (52-50)/50*100=4%;

∆b%=(b1-b0)/b0*100=(370-375)/375*100=-1,3%;

Информация о работе Специфика организации и методика проведения анализа