Способы приватизации государственных предприятий Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 14:25, реферат

Краткое описание

Республика Беларусь в ходе экономических реформ переходит от административно-командной системы к современной рыночной экономике Трансформационная (переходная) экономика представляет собой особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Трансформационный период — это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы. Трансформационная экономика характеризуется следующими основными чертами, отличающими ее от других сложившихся систем.

Вложенные файлы: 1 файл

Республика Беларусь в ходе экономических реформ переходит от административно.docx

— 33.76 Кб (Скачать файл)

      Наряду с принципиальной позицией о том, что главное - не приватизация, а создание частного сектора, существуют и конкретные предложения: основное внимание в переходной экономике обращать не на приватизацию старых, а на создание новых частных предприятий. Считается, что это более эффективно, так как сразу исключает инерцию методов плановой экономики; требует в итоге меньших издержек; может быть реализовано быстрее. 

3. СПОСОБЫ ПРИВАТИЗАЦИИ  ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

       Мировой практике приватизации государственной собственности известны два способа ее осуществления — возмездный и безвозмездный.

      Способы приватизации:

 Возмездный (выкуп государственного имущества);

 Безвозмездный (бесплатная передача госимущества);

     Возмездный способ — это передача государственных предприятий в частные руки в результате продажи. В развитых странах и в развивающихся государствах приватизация осуществляется по этому методу. Такая модель приватизации:

 а) обеспечивает появление частного собственника;

 б) дает государству дополнительные средства;

 в) создает условия для привлечения в страну иностранного капитала, который,  приносит с собой эффективный менеджмент и современные технологии.

    Существует два вида продажи предприятий: закрытая и открытая.

     Закрытая продажа предусматривает продажу предприятия персоналу и приравненным к нему лицам (обычно пенсионерам данного предприятия). Деньги, полученные в ходе продажи, остаются на предприятии и используются для его развития. Самый большой недостаток закрытой продажи состоит в том, что у администрации предприятия сохраняются все возможности и рычаги для фактического перевода предприятия в свою собственность по довольно низким ценам.

     Открытая продажа позволяет участвовать в покупке приватизируемого предприятия всем лицам (часто и иностранным), а не только персоналу, конкретного предприятия. Полученные от приватизации средства, как правило, направляются в государственный бюджет. Этот способ продажи технически не сложен. Среди его недостатков отмечается отсутствие достоверной информации о стоимости приватизируемых предприятий.

   

     Безвозмездный способ — это приватизации в результате распределения государственной собственности среди населения страны. Она имеет место в государствах с переходной экономикой, где население не располагает значительным капиталом. И это понятно — ведь собственность создана трудом народа, она им уже оплачена и должна быть ему бесплатно возвращена.

      Разновидностью этой модели приватизации является ваучерная приватизация — выдача населению ваучеров (сертификатов, купонов, бонов и т.д.). Ими могут наделяться все граждане или только совершеннолетние. Затем предполагается обмен акций приватизируемых предприятий на ваучеры. Тем самым граждане в виде акций конкретного предприятия получают свою часть национального богатства. Возможна и такая схема, при которой действуют посреднические финансовые институты (например, инвестиционные фонды). В этом случае граждане вкладывают свои ваучеры в инвестиционные фонды, а последние на них покупают акции приватизируемых предприятий. После определенного, законом установленного срока ваучеры изымаются из обращения, а покупка акций производится исключительно за деньги.

     Необходимо отметить, что использование двух способов приватизации позволяет осуществлять преобразование государственной собственности на основе трех подходов.

     Первый основан на том, что главным направлением перехода к многообразию форм собственности должна быть продажа государственного имущества (непосредственная), а также аренда с последующим выкупом. При этом могут быть использованы различные формы стимулирования и поддержки покупателей, в том числе продажа в рассрочку, со скидкой, на основе льготного кредитования.

     Второй подход основан на безвозмездной или за небольшую плату, прежде всего из прибыли предприятия, передаче имущества государственных предприятий в собственность трудовым коллективам. 

     Третий подход основан на том, что каждый гражданин страны является совладельцем государственной собственности. Это дает основание разделить определенную долю государственной собственности между всеми гражданами и передать им безвозмездно в равных размерах соответственно возрасту и трудовому стажу. 

      Вместе с тем каждый из способов приватизации имеет как достоинства, так и недостатки.

     Возмездный способ приватизации:

 - обеспечивает реальную смену собственников и изначально «утверждает» действие законов рыночной экономики;

- свидетельствует о заинтересованности покупателя в приобретении собственности и формирует ответственного хозяина;

- уменьшает, связывает свободные деньги, дает антиинфляционный эффект;

- представляет возможность продать имущество тому, кто больше заплатит;

- дает возможность частично погасить внутренний государственный долг, способствует финансовому оздоровлению экономики.

      Однако ориентация только на продажу объектов госсобственности нереальна в условиях ограниченности денежных средств у населения и у предприятий, и приватизация может затянуться на многие годы.

      В то же время осуществление приватизации способом безвозмездной передачи (раздела) государственного имущества: вызывает положительное отношение всех граждан, снижает социальную напряженность, но такое уравнительное распределение не является «двигателем» рыночной экономики; расширяет круг потенциальных собственников из числа не только производственной, но и социальной среды, однако нет гарантии, что эти люди будут заинтересованы в накоплении собственности, а не загубят ее неумелым хозяйствованием или просто «проедят»;  позволяет при переходе к рынку частично и временно компенсировать» рост цен, потери от безработицы, но для этого не обязательно пытаться сделать  всех собственниками средств производства, ведь есть и другие, более надежные средства социальной защиты людей; является быстрым способом раздела и преобразования госсобственности в частную, если согласиться с тем, что приватизация выступает самоцелью. Объекты приватизации могут быть приобретены за счет любых имеющихся в соответствии с законодательством у субъектов приватизации собственных и заемных средств.

     Наша Республика Беларусь находится на стадии перехода к рыночной экономике и поэтому тема, освященная переходу к рыночной экономике и трансформации отношений собственности является актуальной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание №2

Конкуренция –это :

А)соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшее условия производства купли и продажи товаров;

Б)борьба за потребителя. за изменение его вкусов и предпочтений :

В)способ испортить жизнь другим участникам рынка;

Г)состязательная работа  товаропроизводителей по обеспечению высокого спроса на  свой товар  при максимально высокой цене.

Конкуренция (от лат. CONCURRERE – сталкиваться) – это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений. Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель – в приобретении товара, работник – в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе . Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами.

 В  зависимости от того, каким образом  конкурируют между собой участники  рыночных отношений, различают  совершенную (свободную) и несовершенную  конкуренцию и соответствующие  рынки:

- рынок  свободной конкуренции;

- рынок  несовершенной конкуренции.

 Чем  меньше воздействие отдельных  фирм на цену продукции, тем  более конкурентным считается  рынок.

 СОВЕРШЕННАЯ  КОНКУРЕНЦИЯ (рынок свободной  конкуренции) представляет собой  идеальный образ конкуренции,  при которой на рынке действуют  независимо друг от друга многочисленные  продавцы и покупатели с равными  возможностями и правами.

 Главная  черта совершенной конкуренции:  ни одна из фирм не влияет  на розничную цену, т.к. доля  каждой из них в общем выпуске  продукции незначительна .Совершенная конкуренция в полном объеме недостижима.

Под НЕСОВЕРШЕННОЙ  КОНКУРЕНЦИЕЙ понимается рынок на котором не выполняется хотя бы одно условие свободной конкуренции.

 Несовершенную  конкуренцию подразделяют на  три типа: 

- монополистическая  конкуренция;

- олигополия;

- чистая  монополия.

 Случается,  что на рынке существует только  один покупатель, такое явление  называют монопсонией (один покупаю).

Конкурентное  ценообразование.

 При  этом подходе за основу цен  на собственную продукцию принимаются  сложившиеся на рынке или прогнозируемые  цены основных конкурентов.

 Предприятие  может использовать для реализации  своих товаров средние цены  рынка, цену лидера рынка, либо  следовать на определенном расстоянии  от выбранных в качестве базовых  цен. Так, новый игрок рынка,  продукция которого малоизвестна, может выбрать стратегию пониженных  на определенный процент цен  от среднего уровня. Изготовитель  наиболее качественных товаров,  наоборот, скорее установит цену, превышающую цены конкурентов.

 При  использовании данного подъхода часто используются обратные расчеты: сначала определяется целесообразная цена с учетом цен конкурентов, а затем рассчитывается прибыль, которая может быть получена при сложившихся на предприятии затратах.

 Цены  на некоторые товары в условиях  рыночной экономики определяются  на основе торгов. Например, часто  проводятся тендеры при выборе  подрядчика на строительство  или при определении поставщиков  на выполнение крупных заказов  государства. 
 
 
 


Информация о работе Способы приватизации государственных предприятий Республики Беларусь