Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 12:03, контрольная работа
Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.
Различают:
• индивидуальный спрос - это спрос конкретного субъекта;
• рыночный спрос - это спрос всех покупателей на данный товар.
1. Спрос. Закон спроса.
2. Эффекты, влияющие на спрос
3. Эластичность спроса.
4. Факторы, влияющие на спрос.
5. Предложение. Закон предложения.
6. Неценовые факторы предложения.
Страница |
План
Спрос. Закон спроса.
Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.
Различают:
Шкала спроса - таблица, которая показывает, какое количество товара будет куплено по различным ценам в определенный период времени.
Таблица 6. Изменение цены и величины спроса на товар А, у. е.
Цена, Р |
1 |
2 |
3 |
4 |
Величина спроса, Q |
30 |
20 |
15 |
10 |
Объем спроса - это то количество
товара или услуги, которое потребители
согласны купить по определенной цене
в течении определенного
Изменение в величине спроса - это движение вдоль кривой спроса. Происходит при изменении цены товара или услуги при прочих равных условиях.
Закон спроса: при прочих равных условиях как правило чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить.
Факторы, оказывающие влияние на спрос:
При изменении прочих факторов и постоянной цене товара произойдет изменение самого спроса. На графике при изменении спроса происходит сдвиг кривой спроса.
Сдвиг кривой спроса вызывается изменением одной или нескольких переменных, влияющих на форму кривой спроса . В результате изменения спроса потребители готовы покупать больше (или меньше) товаров, чем раньше, при той же цене, или готовы платить за прежнее количество товаров более высокую цену.
Эффекты, влияющие на спрос.
На величину спроса могут оказывать влияние следующие эффекты.
Эффект присоединения к большинству.
Он побуждает потребителя покупать то, что покупают все.
Большая доля этого эффекта вызывается таким социальным понятием как мода. Человек стремится приобрести тот товар, который в данный момент приобретает большинство других покупателей, чтобы чувствовать себя наравне с ними, выдержать общий стиль.
Эффект сноба.
Эффект сноба представляет собой обратный, по отношению к предыдущему, эффект.
Здесь потребитель стремится отличиться от большинства, быть особенным, оригинальным, выделиться из « толпы ». Покупатель-сноб никогда не купит то, что покупают все. Поэтому в данном случае тоже можно сказать, что выбор отдельного потребителя зависит от выбора остальных потребителей. Только зависимость эта обратная.
Эффект Веблена.
Третий эффект назван эффектом Веблена по имени американского экономиста и социолога. Торстейн Веблен ввел в экономическую теорию понятие престижного, или показного потребления. Престижное потребление означает, что вещь используется не по своему прямому назначению, а с целью произвести впечатление на окружающих.
Покупатель ориентируется на приобретение таких товаров, которые свидетельствовали бы о его высоком статусе.
Свою теорию Т. Веблен изложил в книге «Теория праздного класса», которая вышла в конце 19 века и принесла автору шумную популярность.
Для потребителя полезность единицы товара, используемого для престижного потребления, зависит не только и не столько от качественных характеристик, сколько от цены, уплачиваемой за него. На этой основе можно говорить о двух ценах товара: реальной и престижной.
Реальная цена – это
цена, которую потребитель
Эластичность спроса.
Спрос принято характеризовать так называемой эластичностью ( плавностью, мягкостью).
ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА – показатель степени чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены товара.
Эластичность спроса может быть связана не только с изменением цены на товар, но и с изменением доходов покупателей. Поэтому различают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходам. Рассмотрим первый вариант.
Реакция потребителей на изменение
цены на товар может быть сильной,
слабой и нейтральной. Каждая из них
порождает соответствующий
Эластичность спроса измеряется
количественно через
Коэффициент ценовой эластичности спроса=% изменения количества продаж/%изменения цены
Если даже
незначительные колебания в цене
приводят к значительным колебаниям
в спросе, то спрос считается эластичным. Пр
Например: У нас сильная конкуренция. Мы потеряли половину потребителей, хотя подняли цену всего на 5 %.
Кэ = 50% / 5% = 10 больше 1, следовательно спрос эластичен.
Знакомство с законом спроса и эластичностью спроса позволяет сделать два вывода, о которых нельзя забывать никому:
1). Повышение цен не всегда гарантирует увеличение выручки от продаж, а снижение не всегда грозит падением этой выручки;
2). При определении цены
на свой товар любой
[пример]
Неэластичный спрос
Если эффект от изменения цен относительно мал, то спрос на товар считают неэластичным
Почему спрос неэластичен?
Основные причины:.
· Это товары первой необходимости;
· Для таких товаров трудно найти заменители
· Товары относительно недороги
· Безвыходное положение потребителя.
Неэластичный спрос означает слабую реакцию покупателей на изменение цены товара.
Приобретаемое количество товара увеличивается меньше чем на 1% на каждый процент снижения цены этого товара.
Спрос с единичной эластичностью занимает промежуточное положение между эластичным и неэластичным спросом, когда увеличение цены, например, вдвое, приводит к снижению количества покупаемого товара ровно вдвое. В данном случае общая выручка от реализации товара оказывается одинаковой.
Один и тот же товар может обладать разной эластичностью в разных ситуациях.
Информация об эластичности спроса на те или иные товары имеет важное практическое значение, так как изменение цены по разному сказывается на величине общей выручки от продажи продукции.
При эластичном спросе снижение цены за единицу продукции ведет к росту общей выручки. Почему? Потому что удешевление товара стимулирует покупки и получаемый при этом выигрыш от увеличения объема продаж перекрывает потери от снижения цены.
При неэластичном спросе все происходит наоборот.
Цены и выручка движутся в одном и том же направлении. Снижение цены уменьшает общую выручку, так как не ведет к заметному расширению объема продаж. А рост цены увеличивает выручку, поскольку выигрыш от удорожания продукции перекрывает потерю от относительно небольшого сокращения продаж.
Яркий пример - плата за транспортные
услуги в городах. Как бы она не
повышалась, неэластичный спрос на
эти услуги уменьшается незначительно,
и выручка монополистов-
Факторы, влияющие на спрос.
Сдвиг кривой спроса отражает | Реакцию покупателей на изменение ценовых факторов | изменение в денежных доходах населения изменения в структурк населения изменение це на другие товары, особенно на товары-заменители экономическая политика правительства изменение потребительских предпочтений | предполагает Изменение спроса | Изменение количества товаров, которое покупатели могут и желают купить. |
Движение по кривой спроса отражает | реакцию покупателей на изменение цены товара при пр. равн. усл | предполагает Измениние величины спроса | Изменение количества твара,
которое потребители хотят при прочих равных условиях. | показывает перемещение от одной точки (А) на кривой спроса к другой точке (В) на этой кривой. |
Предложение. Закон предложения.
Товаропроизводители исходят из потребностей людей и производят товары и услуги, продаваемые на рынке. Следовательно, совокупность товаропроизводителей обеспечивает людям удовлетворение их платежеспособного спроса, т. е. формирует предложение. Предложение — желание и способность производителей (продавцов) предоставлять товары для продажи на рынке по каждой возможной цене в каждый данный момент времени. Способность предоставлять товары связана с использованием ограниченных ресурсов, поэтому эта способность не столь велика, чтобы удовлетворить все потребности всех людей, ведь совокупные потребности, как известно, безграничны.
Объем предложения зависит от объема производства, но две эти величины не всегда совпадают. Величина предложения не тождественна объему произведенной продукции, поскольку обычно часть произведенной продукции потребляется в рамках предприятия (внутреннее потребление) и на рынок не предоставляется. С другой стороны, существуют различные потери при транспортировке и хранении товаров (например, естественная убыль).
На количество товара, которое фирма желает произвести, оказывают воздействие многие факторы, основные из которых следующие: цена самого товара; цена ресурсов, используемых в производстве данного блага; уровень технологий; цели фирмы; величины налогов и субсидий; ожидания производителей. Таким образом, предложение — функция многих переменных, но нас, прежде всего, интересует характер зависимости между величиной предложения и ценой товара при неизменности остальных факторов, способных оказать воздействие на предложение.
Между ценой и количеством предлагаемого товара существует положительная (прямая) зависимость: при прочих равных условиях с повышением цены возрастает и величина предложения, и наоборот, снижение цены сопровождается при прочих равных условиях сокращением объема предложения. Эта специфическая связь называется законом предложения.
Действие закона предложения можно проиллюстрировать при помощи графика предложения.
Кривая предложения — графическое выражение зависимости между ценой товара и количеством этого товара, которое производители хотят предложить на рынке. Кривая предложения имеет восходящий характер, что обусловлено действием закона предложения.
Так же, как и в случае со спросом, различают индивидуальное и рыночное предложение.Индивидуальное предложение — предложение отдельного производителя. Рыночное предложение — совокупность индивидуальных предложений данного товара. Рыночное предложение находится чисто арифметически, как сумма предложений данного товара разными производителями по каждой возможной цене. График рыночного предложения определяется путем горизонтального суммирования графиков индивидуального предложения.