Сравнительная характеристика "старейших" СЭЗ России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 18:47, курсовая работа

Краткое описание

Свободные экономические зоны (СЭЗ) прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разным данным, от 400 до 2000 СЭЗ, но, как отмечено к этому перечню нельзя с полным основанием отнести ни одну российскую, поскольку те образования, которые в России называются "свободными экономическими зонами", не удовлетворяют международным требованиям, предъявляемым к такого рода зонам.

Содержание

Введение
I. Анализ функционирования свободных экономических зон в Российской Федерации
1.1. Сущность, объективная необходимость создания, основные черты и классификация СЭЗ
1.2. Требования по размещению СЭЗ
II. Современное состояние и проблемы развития отечественных СЭЗ
2.1 Типы СЭЗ, организуемых в России
2.2. Свободные экономические зоны в России: современное состояние
2.3. Проблемы функционирования СЭЗ в РФ
III. Сравнительная характеристика "старейших" СЭЗ России
3.1. Приморская "Находка"
3.2 Балтийский "Янтарь"
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Мировая экономика.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение            

I. Анализ функционирования свободных экономических зон в Российской Федерации    

1.1. Сущность,  объективная  необходимость   создания, основные черты и классификация  СЭЗ       

1.2. Требования по размещению СЭЗ      

II. Современное состояние и проблемы развития отечественных СЭЗ 

2.1  Типы СЭЗ, организуемых  в России       

2.2. Свободные экономические зоны  в России:  современное состояние

2.3. Проблемы функционирования СЭЗ  в РФ     

III. Сравнительная характеристика "старейших" СЭЗ России  

3.1. Приморская "Находка"       

3.2  Балтийский "Янтарь"        

Заключение            

Список литературы          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Свободные экономические  зоны (СЭЗ) прочно вошли в мировую хозяйственную  практику и действуют в различных странах.  Сейчас в  мире, по разным данным,  от 400 до 2000 СЭЗ,  но, как отмечено к этому перечню нельзя с полным основанием отнести ни одну  российскую,  поскольку те образования,  которые в России называются "свободными экономическими  зонами",  не  удовлетворяют  международным требованиям, предъявляемым к такого рода зонам.

Более того,  несмотря  на  неоднократные  попытки создания реально функционирующих  СЭЗ в России,  они остаются в отечественной экономике явлением скорее экзотическим, вокруг которого на протяжении уже почти 10-ти лет ведутся острые, но далеко не всегда приносящие реальные плоды дискуссии.  Судя по остроте этих дискуссий, а также по отсутствию значимых практических результатов деятельности  российских СЭЗ, до сих пор нельзя считать вполне ясным: целесообразно и возможно ли вообще их широкое создание в наших переходных  условиях? В какой мере эти зоны смогут получить развитие в России, как именно должна при этом сказаться ее специфика? Не являются ли зоны свободного  предпринимательства своеобразной "естественной монополией" лишь отдельных приграничных  районов  Российской  Федерации? Насколько обширными могут быть их границы?  На каком уровне должны приниматься решения об образовании таких зон,  какие процедуры при этом целесообразно применять?

Для ответа  на подобного рода вопросы  требуется ознакомиться с существующей мировой и отечественной практикой, попытаться проанализировать  накопленный  (в  том числе - и отрицательный) опыт.  Это позволит объективно оценить  возможности и перспективы  создания  и развития свободных экономических зон в российской экономике.

 

 

I. АНАЛИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ  И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ЗОН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1.1. Сущность, объективная  необходимость создания,

основные черты и классификация СЭЗ

 

В соответствии  с документами  международной конвенции по упрощению  и гармонизации таможенных процедур (Киото,  18 мая 1973  г.),  под свободной  зоной  (или "зоной-франко") понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип "таможенной экстерриториальности") и поэтому не подвергаются обычному  таможенному  контролю  и налогообложению.  Иными словами,  СЭЗ - это часть территории страны с особым действующим режимом.  Выражающее этот  режим специальное законодательство,  которое регулирует деятельность хозяйствующих субъектов в СЭЗ, охватывает следующий круг вопросов:  таможенное регулирование; налогообложение; лицензирование;  визовое оформление; банковскую деятельность; имущественные и залоговые  отношения  (в том числе - касающиеся прав собственности на землю);  предоставление концессий;  управление свободной зоной. Определенную  специфику  в  СЭЗ могут иметь также акты трудового и социального законодательства.

В современных теоретических работах, посвященных проблемам свободных  зон, их сущность трактуется более широко: они определяются как инструмент выборочного сокращения масштабов  государственного  вмешательства  в  экономические  процессы.  Эта  формулировка понятия "свободная зона" охватывает весь спектр явлений, связанных с действием  преференциального режима хозяйствования.  При таком подходе свободная зона - это "не только и не столько обособленная  географическая территория, но, скорее, часть национального экономического пространства,  где введена и применяется определенная  система льгот и стимулов,  не  используемая  в других  его частях".

 

Отмечу следующие характерные  черты СЭЗ:

а) применение различных видов льгот  и стимулов, в том числе:

  • внешнеторговых (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций);
  • фискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль или доход,  стоимость имущества и т.д.),  отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;
  • финансовых, включающих различные формы субсидий, предоставляемых как в прямом виде - за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов,  так и косвенно -  в виде  установления низких  цен на  коммунальные  услуги,  снижения арендной платы за пользование земельными участками и т.п.
  • административных,  упрощающих процедуры регистрации предприятий, режима въезда-выезда иностранных граждан.

В результате  применения  льгот  норма  прибыли  в  СЭЗ составляет 30-35%,  а иногда и больше:  например,  транснациональные компании получают в азиатских СЭЗ в среднем 40%  прибыли в год. Существенно сокращаются (в 2-3 раза) сроки  окупаемости  капитальных  вложений (считается нормальным для СЭЗ,  когда эти сроки не превышают 3-3,5 года).

б) наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной, наделенной правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре;

в) всесторонняя поддержка со стороны  центральной  государственной власти.

Создание СЭЗ  - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов,  ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач,  реализацию стратегических программ и проектов. При зтом, как показывает практика, система льгот,  устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территории программами. (Впрочем, как отмечено, согласно мировому хозяйственному опыту, первоначальные цели и задачи, декларированные при создании СЭЗ,  почти всегда не совпадают с тем,  что происходит в результате фактического развития.)

В мировой практике существует множество  разновидностей СЭЗ. Вместе с  тем,  общепринятой типологии свободных  зон в настоящее время не существует. Их возможная классификация приведена  в приложении 1, а типовые размеры, состав льгот и регионы распространения - в приложении 2.

 

1.2. Требования по размещению  СЭЗ

 

Исходя из задач,  поставленных при формировании той или иной зоны, предъявляются соответствующие  требования и к ее размещению. К  наиболее общим из них относятся:

  • благоприятное транспортно-географическое положение по  отношению к  внешнему  и  внутреннему рынкам и наличие развитых транспортных коммуникаций;
  • развитый производственный потенциал,  наличие производственной и социальной инфраструктуры;
  • существенный  по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал (в первую очередь - запасы углеводородного сырья,  цветных  металлов, лесных ресурсов и т.д.).

Поэтому территории,  наиболее  благоприятные  для  размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам,  (а в России,  в том числе, - и к бывшим союзным республикам),  а также располагают морскими торговыми портами  и  магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами),  сложившимися промышленными,  научными  и  культурными центрами,  районами  концентрации наиболее ценных природных ресурсов.

В отдельных  случаях  создание  СЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально  развитой  промышленностью,  производственной и социальной инфраструктурой,  но позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные  программы (укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СЭЗ

 

2.1. Типы СЭЗ, организуемых  в России

 

Практика создания имеющихся и  проекты будущих  СЭЗ  на  территории России  показывают,  что  в  зависимости от целей и задач  их можно разделить на следующие  основные типы:

  • комплексные зоны производственного характера;
  • внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные);
  • функциональные,  или отраслевые (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские и др.).

Эти типы зон  могут  быть  охарактеризованы  следующими  основными признаками.

Комплексные зоны многопрофильны. Они формируются и на ограниченной территории, и в границах областей и других территориальных образований. В них создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательным развитием необходимой инфраструктуры.

К комплексным  зонам может быть отнесена (по крайней мере,  по замыслам их создателей) большая часть СЭЗ,  создаваемых в России,  в том  числе - СЭЗ в Находке,  Калининградской области,  Санкт-Петербурге и др.

Внешнеторговые зоны обеспечивают валютные поступления, в том числе и за счет консигнационных складов,  сдачи в аренду помещений, выставок, перевалки грузов и их транзита.

К внешнеторговым зонам относятся, в частности, зона свободной торговли  "Шерри-зон" (около аэропорта "Шереметьево"),  свободные таможенные зоны "Московский Франко-Порт" (около аэропорта "Внуково"),  "Франко-Порт Терминал" (на территории московского Западного речного порта.

Отраслевые зоны (технологические парки,  технополисы и др.) выполняют как народнохозяйственные,  так и внешнеэкономические функции. Они, в частности, способствуют ускорению научно-технического прогресса в отдельных отраслях на основе активизации внешнеэкономического сотрудничества, внедрению результатов отечественной науки, а также разработке наукоемких технологий,  новых видов готовой продукции и расширению экспорта.

К отраслевым зонам научно-технического характера относится  СЭЗ  в  Зеленограде,  которая  должна специализироваться в области микроэлектроники,  информатики и связи;  к зонам финансового ("оффшорного") характера может быть отнесена зона экономического благоприятствования в Ингушетии; к зонам туристическо-курортного типа - особая экономическая зона "Кавказские Минеральные Воды".

На  выбор типа зон для конкретных территорий влияют не  только  общие,  но и локальные факторы. Так, для  транспортных, экспортно-импортных  зон необходимо наличие крупного транспортного  узла.  Они, как  правило, размещаются в приморских городах, располагающих морскими портами, железнодорожным сообщением, аэропортом. Эти же условия  желательны для размещения торговых,  банковских и других зон. Для создания зон типа технопарков и  технополисов  нужна  развитая научно-производственная база и квалифицированная рабочая сила. Организация туристическо-рекреационных зон требует наличия  культурных и исторических центров,  бальнеологических курортов, привлекательных для туризма ландшафтов, развитой инфраструктуры.

 

2.2. Свободные экономические  зоны в России: современное состояние

 

Как было показано в разделе 1,  основной отличительной чертой процесса  создания  СЭЗ  в  России  является его политизированность в ущерб  экономической сути,  вопросы  создания зон решаются стихийно, при  отсутствии четких критериев и достаточной нормативно-правовой базы.

Если  в самом начале (еще на этапе  существования СССР) замысел создания  зон использовался руководством союзных республик в качестве инструмента политического противодействия  союзному  центру,  а  в преддверии  выборов российского президента раздача "зональных полномочий" была символом либерального отношения руководства РСФСР  к регионам, то затем, с обретением Россией суверенитета, "выбивание" этих полномочий стало средством аналогичной борьбы,  теперь уже  - со стороны руководителей регионов по отношению к федеральным властям.  И сегодня эта идея все еще остается средством  политического давления  регионов  на правительство,  хотя практические усилия по организации зон все более смещаются на местный уровень.

В отношении вопроса о свободных зонах  российское  руководство  до сих пор действовало весьма непоследовательно.  Оно то,  поддаваясь давлению регионов, щедро раздавало льготы, то отбирало их, обосновывая это общегосударственными интересами.  В результате большинство СЭЗ,  организованных в начале 90-х годов,  фактически лишились сегодня основной части ранее предоставленных федеральных преференций.  Решения о создании новых СЭЗ продолжают приниматься так  же, как и ранее,  т.е. чисто декларативно, без концептуального обеспечения и механизма реализации.  В итоге остается  нереализованной главная экономическая идея СЭЗ - стимулирование предпринимательской активности  через выборочную  либерализацию инвестиционного климата.

Информация о работе Сравнительная характеристика "старейших" СЭЗ России