Сравнительная характеристика "старейших" СЭЗ России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 18:47, курсовая работа

Краткое описание

Свободные экономические зоны (СЭЗ) прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разным данным, от 400 до 2000 СЭЗ, но, как отмечено к этому перечню нельзя с полным основанием отнести ни одну российскую, поскольку те образования, которые в России называются "свободными экономическими зонами", не удовлетворяют международным требованиям, предъявляемым к такого рода зонам.

Содержание

Введение
I. Анализ функционирования свободных экономических зон в Российской Федерации
1.1. Сущность, объективная необходимость создания, основные черты и классификация СЭЗ
1.2. Требования по размещению СЭЗ
II. Современное состояние и проблемы развития отечественных СЭЗ
2.1 Типы СЭЗ, организуемых в России
2.2. Свободные экономические зоны в России: современное состояние
2.3. Проблемы функционирования СЭЗ в РФ
III. Сравнительная характеристика "старейших" СЭЗ России
3.1. Приморская "Находка"
3.2 Балтийский "Янтарь"
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Мировая экономика.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

В результате остались нереализованными практически все цели, сформулированные при создании СЭЗ "Янтарь".

В новом законе фактически не учтен опыт работы СЭЗ "Янтарь" и высказано мнение,  что этот закон не  только  не создает в Калининградской области привлекательного инвестиционного климата, а может даже ухудшить его.

Отмеченные "результаты" функционирования Калининградской области в режиме  СЭЗ (а ее опыт,  пожалуй,  наиболее "богатый" из всех СЭЗ) важны тем,  что они могут служить определенным ориентиром для других российских территорий,  уже имеющих или претендующих на звание "СЭЗ", с тем, чтобы избежать повторения сделанных ошибок.

Таким образом,  две "старейшие" и, судя по всему, наиболее активно действующие  СЭЗ России имеют много сходного как в преимуществах (в основном, обусловленных их выгодным экономико-географическим положением),  так  и  в  недостатках.  К общим для всех российских СЭЗ проблемам (они охарактеризованы выше)  здесь  добавляются  высокие транспортные  издержки,  связанные:  для Находки - со значительной удаленностью от центральной России,  для Калиниграда - с "оторванностью" региона от остальной российской территории.

Вновь следует подчеркнуть,  что  без комплексного подхода к решению  указанных проблем будущее рассмотренных  регионов как настоящих СЭЗ представляется  весьма туманным.  Если же будет сохранен только их формальный статус "свободных зон", через некоторое время они могут остаться  лишь пунктами перевалки контрабандного товара и центрами наркобизнеса (что начинает подтверждаться уже  сегодня  более  чем 6-кратным ростом преступности в этих городах).

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенное рассмотрение дает основания  полагать,  что  ответ  на вопрос: есть ли перспективы у свободных  экономических зон в России - может  быть положительным.  Однако несомненно и то, что эффективная  реализация этой формы экономического взаимодействия с остальным миром может осуществляться при соблюдении следующих обязательных условий:

  • формирования  на  федеральном  уровне четкой концепции в области СЭЗ, учитывающей как общегосударственные, так и региональные интересы;
  • разработки и принятия соответствующей законодательно-нормативной базы, регулирующей процесс создания и функционирования СЭЗ;
  • организации СЭЗ на ограниченной территории,  исключающей нарушение принципа единого экономического пространства страны;
  • взаимной экономической заинтересованности как местных, так и федеральных органов в создании свободных зон;
  • возможности (и готовности) федеральных органов направить  значительные бюджетные средства для формирования инфраструктуры СЭЗ,  с понимаем того,  что реальный эффект для страны может быть  получен лишь в перспективе;
  • создания  на  федеральном уровне специального органа управления, координирующего процессы создания СЭЗ и  осуществляющего  контроль за  выполнением  свободными  зонами их обязательств по отношению к государству,  включая использование средств,  получаемых из  федерального бюджета;
  • предоставления иностранным и российским инвесторам,  действующим в СЭЗ,  лучших условий для ведения хозяйственной деятельности, чем те,  которые  они  имеют за рубежом и на остальной территории Российской Федерации.

Как видно,  здесь нет принципиально  невыполнимых условий. Проблемы свободных  экономических  зон  могут быть решены при согласованных действиях  всех заинтересованных сторон.

Создание у нас СЭЗ может  стать,  как и во многих странах  мира, одним  из  эффективных  способов привлечения иностранных инвестиций, катализатором  развития  внешнеэкономических  связей  и  экономики страны в  целом.  Но для этого политика их формирования должна быть продуманной и последовательной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Постановление  ВС РСФСР от 14.07.90 г.  N 106-1 "О создании зон свободного предпринимательства".
  2. Постановление ВС РСФСР от 13.09.90 г.  N 165-1 "О создании  зон свободного предпринимательства".
  3. Постановление ВС РСФСР ОТ 24.10.90 г.  "О создании в Приморском крае в районе г. Находка свободной экономической зоны".
  4. Положение о свободной экономической зоне в  районе  г.  Находки Приморского  края.  Утверждено постановлением СМ РСФСР от 23.11.90 г. N 540.
  5. Положение о свободной экономической зоне в Калининградской  области  (СЭЗ  "Янтарь").  Утверждено  постановлением  СМ  РСФСР  от 25.09.91 г. N 497.
  6. Закон РСФСР от 4.07.91 г.  N 1545-1 "Об иностранных инвестициях в РСФСР".
  7. Постановление Правительства РФ от 08.09.94 г.  N 1033 "О некоторых мерах по развитию СЭЗ "Находка".
  8. Указ Президента РФ от 27.09.93 г.  N 1466 "О совершенствовании работы с иностранными инвестициями".
  9. Указ Президента РФ от 07.12.93 г.  N 2117  "О Калининградской области".
  10. Конституция Российской Федерации,  1993 г.  17.  Постановление Правительства РФ от 19.06.94 г.  N 740 "О зоне экономического благоприятствования на территории Ингушской Республики".
  11. Постановление Правительства РФ от 29.12.94 г.  N 1430 "Об особой экономической зоне в границах  особо охраняемого эколого-курортного региона - Кавказских Минеральных Вод".
  12. Указ Президента РФ от 6.03.95 г. N 244 "О признании утратившими силу и об отмене решений Президента РФ в  части  предоставления таможенных льгот"
  13. Федеральный закон от 13.03.95 г. N 31-ФЗ "О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности".
  14. Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы.  - Вопросы экономики, 1999, N 12, с.126-140.
  15. Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса. - Деловые люди, 2004, N 3, c.44-46.
  16. Вардомский Л., Самбурова Е. Гора родила мышь. - Деловые люди, 1994, N 3, c.48-50.
  17. Глуховский М. СЭЗ "Находка": иллюзии и реальность. - Деловые люди, 1994, N 3, c.53-54.
  18. Стулов А. Балтийский "Янтарь". - Деловые люди, 1994, N 3, c.57-58.
  19. Вардуль Н. Приморская находка. - Коммерсантъ, 1996, N 10, с.46-47.
  20. Федоров В.  "Находка" может оказаться для  кого-то  настоящей  находкой.  -  Рынок  ЦБ, 1996, N 4, с.20-25.
  21. Смородинская Н. Организация СЭЗ в Российской Федерации. Анализ политико-правовой  базы  и  возможных  перспектив.  - Информационно-аналитические материалы ЦБ РФ, М., 2005, вып. 3.
  22. Смородинская Н.  Туманно будущее свободных зон.  - Экономика и жизнь, 2004, N 12, с.1.



Информация о работе Сравнительная характеристика "старейших" СЭЗ России