Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 15:29, дипломная работа
Объектом данного исследования являются особые экономические зоны в США и России. Будут рассмотрены три основных типа: зоны свободной торговли, промышленно-производственные (или предпринимательские) зоны и технико-внедренческие зоны (технопарки).
Предметом данного исследования является изучение и сравнительный анализ всех трех типов особых экономических зон в США и Российской Федерации.
Введение 3
Глава 1. Роль и функции особых экономических зон в современной мировой экономике 7
1.1. Определение термина «особые экономические зоны» 7
1.2. Классификация особых экономических зон 9
1.3. Цели создания особых экономических зон 15
Глава 2. Особенности функционирования особых экономических зон в России и США 20
2.1. Проблемы особых экономических зон в России 20
2.2. Проблемы особых экономических зон в США 28
2.3. Сравнительный анализ проблем особых экономических зон в России и США 31
Глава 3. Влияние особых экономических зон на социально-экономическое положение регионов России и США 33
3.1. Влияние ОЭЗ на регионы России 33
3.2. Влияние особых экономических зон в США на социально-экономическое состояние штатов 44
Глава 4. Перспективы особых экономических зон в России и Соединенных Штатах Америки 54
4.1. Перспективы ОЭЗ в России 54
4.2. Перспективы ОЭЗ в США 64
4.3. Сравнение перспектив особых экономических зон в Соединенных Штатах Америки и России 69
Заключение 73
Список литературы 77
Все риски для особых экономических зон можно разделить на три большие группы: экономические, юридические и политические.
Во-первых, создание особых экономических зон требует огромных инвестиций со стороны государства. Это и есть главный экономический риск для особых экономических зон. Государство вкладывает очень много средств на развитие инфраструктуры, системы особых экономических зон.
Также в этом блоке рисков стоит отметить экономическую неопределенность. Кризис 2008 года показал, что за несколько дней может обрушиться казалось бы прочная экономическая система. Инвесторы с большой опаской до сих пор вкладывают деньги в новые формы бизнеса. Особенно это касается технико-внедренческих особых экономических зон, как наиболее высоко рисковых.
Также стоит отметить высокие издержки развития особых экономических зон. Помимо основных затрат на строительство, государство теряет те средства, которые могли бы поступить в бюджет от таможенных пошлин и налогов.
Существуют непрямые издержки. При создании особых экономических зон очень высок риск того, что предприятия (а также инвестиции) будут «кучковаться» вокруг территории особой экономической зоны. То есть существует вероятность возникновение перекоса в развитии различных регионов государства.14
Существует также множество юридических препятствий. Необходимо выделить территорию под создание особых экономических зон, санкционировать строительство на этой территории. Во многих странах именно препятствия юридического характера больше всего отпугивают инвесторов, которые хотят вкладывать деньги в тот или иной проект.
Нельзя забывать о необходимости контроля и регулирования исполнения режима особых экономических зон.
Ну и наконец, политические риски. К этой группе можно отнести и политическую нестабильность, и риски национализации, риски связанные с конвертируемостью национальной валюты, и риски военных действий и гражданских беспорядков.
Также не стоит забывать о таких сложностях, как коррупция и бюрократия. Наибольшее количество особых экономических зон на сегодняшний день создается именно в развивающихся странах. И именно в этой группе стран (особенно в России) наиболее остро стоит проблема коррупции.
Конечно, особые экономические зоны не лишены своих достоинств. Можно сказать, что во многих странах со стабильным политическим режимом и хорошими экономическими перспективами, эти достоинства вполне перекрывают вышеперечисленные недостатки.
В первую очередь, так как основная цель особых экономических зон – это интенсификация внешней торговли, - особые экономические зоны – это очень действенный способ пополнить государственный бюджет поступлениями за счет внешней торговли, а также выровнять торговый баланс страны.
Также, увеличение притока иностранных инвестиций (зачастую «Greenfield investments» - инвестиций, направленных на создание какого-либо проекта с нуля) – одно из самых главных достоинств.
Создание особых экономических зон способствует и улучшению благосостояния на прилегающих к ним территориям. Особенно это выгодно для географически маленьких государств – таким образом охватывается довольно большая территория, как экономически, так и социально. Особые экономические зоны способствуют активизации экономической деятельности вне ее территории: создаются сервизные зоны, зоны обслуживания, строится прилегающая инфраструктура, создается более развитая транспортная сеть. Создаются школы, исследовательские центры. Если говорить о научных парках, то косвенно привилегиями режима особых экономических зон пользуются не только лаборатории на их территории, но и все близлежащие университеты.
Многие страны вырабатывают стандартную стратегию создания режима особых экономических зон. Можно пользоваться общими инструкциями для создания общей схемы. Однако для того, что вдохнуть жизнь в объект, для того, чтобы особая экономическая зона стала центром привлечения инвестиций, капитала и знаний нужен комплекс мер, который подходит для определенной страны, для определенных экономических и социальных реалий того или иного государства.
Глава 2
Особенности функционирования ОЭЗ в России и США
2.1. Проблемы особых экономических зон в России.
В России, в отличие от США и других стран мира нет большого опыта создания особых экономических зон.
Первые попытки создания особых экономических зон в России были предприняты на рубеже 1980-1990 годов. В первую очередь это было связано с тем, что к этому периоду советская экономика начала понемногу переходить на рыночные рельсы и интегрировать в систему международных экономических взаимоотношений. То есть, в рамках единой государственной концепции особых экономических зон были осуществлены попытки стимулирования в первую очередь торговых отношений между СССР и другими зарубежными партнерами. Нужно отметить, что одной из главных отличительных черт особых экономических зон того периода являлось то, что таможенные и налоговые льготы были предусмотрены только в отношении иностранных компаний, при этом соблюдая советские нормы регулирования иностранных инвестиций.15
Система продолжала набирать обороты, правительством были утверждены и введены в действия нормативные положения о свободных экономических зонах. Планировалось, что Госплан СССР должен был отобрать для реализации эксперимента 60 заявок и предложений о создании особых экономических зон. Однако, для дальнейшей реализации проекта в России не было ни инфраструктуры, не выделялось достаточно средств из федерального бюджета.
Так к 1990 году на территории страны функционировали свободные экономические зоны в Ленинграде, Выборге, Находке, Зеленограде, Калининградской, Сахалинской и Читинской областях, а также в Кемеровской области, Новгородской области и Еврейской автономной области.
Но, не смотря на присвоение особого хозяйственно-правового статуса каждой зоне, проблемы все равно возникали. Концепция показала себя не эффективной и слабо реализуемой. Можно перечислить несколько причин, из-за которых механизм не смог работать. Во-первых, особые экономические зоны создавались на очень больших территориях. Необходимы были огромные средства на реализацию проекта, которых тогда не было. Во-вторых, крайне сложно было наладить механизм таможенных льгот на территории некоторых из зон. В-третьих, отсутствие четких критериев, по которым тому или иному региону присваивался статус особой экономической зоны, повлекло к еще большему объему попыток получения этого статуса со стороны региональных властей.16
Слабо проработанная законодательная база, общий экономико-политический кризис в стране привели к тому, что около трети территории страны формально считались свободными экономическими зонами. Поэтому, в 1993 году правительством теперь уже России были предприняты меры для повышения эффективности механизма особых экономических зон. Во-первых, было сокращено количество регионов, имевших статус особых экономических зон. Во-вторых законодательно был ограничен размер (географически) до 1-2 кв.км. особых экономических зон. Также, больше внимание стали уделять мировой практике создание простых систем особых экономических зон и увязки этих систем с российскими реалиями.17
С осознанием ситуации с 1993 по 1995 гг. Правительством РФ были приняты меры по улучшению инвестиционного климата в стране. И уже в 1999 году в Санкт-Петербурге был утвержден план по созданию 20 СЭЗ.
После многих лет прений, 11 июля 2002 года правительство Российской Федерации начало рассмотрение первого достаточно основательного законопроекта об особых экономических зонах, в котором должны были быть прописаны основные моменты, касающиеся деятельности СЭЗ. Основной целью разработчиков этого закона (Минпромнауки и Минэкономравзития) было максимальное затруднение пользования свободными экономическими зонами как инструментами уклонения от налогов (а, учитывая менталитет наших граждан, именно так и представляли в России СЭЗ).18
Но, несмотря на такое быстрое развитие этого аспекта, политика России, касающаяся СЭЗ, носит неосновательный характер. Законодательство до сих пор не отвечает всем международным требованиям. И, конечно, результатом этого стало, что цели, поставленные при создании таких зон, не были достигнуты.
В этом параграфе я бы хотела конкретизировать проблемы, связанные с созданием и функционированием особых экономических зон в России, попытаться объяснить их неэффективность в условиях российского экономического и политического курса.
Особенностью рассматриваемой темы является то, что все проблемы, связанные с созданием и функционированием особых экономических зон в России можно разделить на три большие группы: правовые, геополитические и социально-экономические. Нужно отметить, что к социально-экономическим проблемам можно отнести также и финансовые.
Проблемы правового регулирования особых экономических зон в России в первую очередь связаны с тем, что на сегодняшний день все особые экономические зоны в России создаются «сверху», то есть по указанию государства, на государственной земле и на бюджетные деньги. Такой подход ведет к тому, что в России на сегодняшний день существует очень сложная и часто расплывчатая и не понятная система администрирования особых экономических зон.19
Все административные вопросы по деятельности особых экономических зон в России регулируются посредством сложной системы законодательных актов. То есть все вопросы находятся под юрисдикцией правительственных постановлений и указов.
Еще одним серьезным препятствием для эффективного функционирования особых экономических зон в России является то, что, несмотря на обязанности по управлению и надзору за особыми экономическими зонами, Федеральное агентство не имеет полномочий по координации предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Еще одной немаловажной проблемой является то, что в России нет федеральной программы создания и развития особых экономических зон. Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами должно заниматься разработкой единой программы особых экономических зон.
Еще одну правовую проблему представляют собой земельные отношения и «проволочки» в земельном кодексе Российской Федерации. Слишком много времени занимает процесс урегулирования выкупа земли и отнесения ее к системе особых экономических зон.
Также эксперты признают неэффективной систему «одно окно» (это тоже можно отнести к проблемам администрирования). Это вызывает необходимость решать многие правовые и экономические вопросы не на месте (то есть на территории особой экономической зоны), а в Москве.
Иностранные инвесторы отмечают такой недостаток в функционировании и регулировании особых экономических зон в России, как чрезмерность норм по раскрытию финансовой информации и слишком затяжной подготовительный этап.
К социально-экономическим проблемам можно отнести то, что руководства регионов, где располагаются многие СЭЗ и инвесторы видят в этих проектах разные цели, что зачастую вредит экономике региона. Правительство очень часто не видят выгоду в долгосрочной перспективе. Открытие на их территории особых экономических зон для них является способом получить «сиюминутную прибыль», а возможности, которые они могут принести, не учитываются. То есть по мнению иностранных инвесторов, в России у управленческого аппарата особых экономических зон нет долгосрочной бизнес-модели развития этого института. Также, кажется странной пропорция отечественных и иностранных инвестиций, заложенная в правовой базе. Отношение инвестиций «отечественные» - «иностранные» составляет 3 к 1.20 Очень важно отметить, что в российской представлении инвестирование в такие зоны зачастую производятся не для укрепления экономики России, а для получения краткосрочной сверхприбыли, что также не скрашивает ситуацию. Очень характерной для России экономической проблемой является халатное расходование средств на местах, т.е. деньги, выделенные из федерального бюджета, очень часто не достигают своих целей.
Помимо этого, важно отметить, что на сегодняшний день наиболее слабым звеном в системе создания особых экономических зон в России является политика зонирования. То есть руководство регионов, подавая заявку на получение статуса особой экономической зоны руководствовалось в первую очередь не социально-экономической целесообразностью создания такого инструмента экономической политики, а рассматривали особые экономические зоны как политическое образование.21
К проблемам зонирования можно отнести также тот фактор, что географически особые экономические зоны охватывают зачастую слишком большую территорию региона, что делает процесс управления и функционирования той или иной зоны малоэффективным и затруднительным.
Еще одной немаловажной проблемой является недоверие к государственным гарантиям по предоставляемым кредитам. В целом весь вопрос доверия к российскому правительству и финансовым механизмам на данный момент стоит очень остро как и для иностранных, так и для отечественных инвесторов.
Можно перечислить еще ряд социально-экономических проблем, таких, как проблема уровня квалификации российских кадров (как рабочих, так и управленческих), огромное количество бюрократических препон, высокая коррумпированность госаппарата, сравнительная низкая развитость инфраструктуры и промышленности РФ, отсутствие системы и механизма защиты отечественных предприятий и, как уже упоминалось ранее, проблема доверия к власти и государственным финансовым механизмам.
Информация о работе Сравнительный анализ особых экономических зон в США и России в XXI веке