Сравнительный анализ особых экономических зон в США и России в XXI веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 15:29, дипломная работа

Краткое описание

Объектом данного исследования являются особые экономические зоны в США и России. Будут рассмотрены три основных типа: зоны свободной торговли, промышленно-производственные (или предпринимательские) зоны и технико-внедренческие зоны (технопарки).
Предметом данного исследования является изучение и сравнительный анализ всех трех типов особых экономических зон в США и Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Роль и функции особых экономических зон в современной мировой экономике 7
1.1. Определение термина «особые экономические зоны» 7
1.2. Классификация особых экономических зон 9
1.3. Цели создания особых экономических зон 15
Глава 2. Особенности функционирования особых экономических зон в России и США 20
2.1. Проблемы особых экономических зон в России 20
2.2. Проблемы особых экономических зон в США 28
2.3. Сравнительный анализ проблем особых экономических зон в России и США 31
Глава 3. Влияние особых экономических зон на социально-экономическое положение регионов России и США 33
3.1. Влияние ОЭЗ на регионы России 33
3.2. Влияние особых экономических зон в США на социально-экономическое состояние штатов 44
Глава 4. Перспективы особых экономических зон в России и Соединенных Штатах Америки 54
4.1. Перспективы ОЭЗ в России 54
4.2. Перспективы ОЭЗ в США 64
4.3. Сравнение перспектив особых экономических зон в Соединенных Штатах Америки и России 69
Заключение 73
Список литературы 77

Вложенные файлы: 1 файл

Сайпулаева Камила Тагировна.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

Для России, такие портовые зоны являются хорошим инструментом и возможностью развития приграничных территорий, развития наиболее депрессивных регионов путем интенсификации торговых потоков. В США же деятельность зон свободной торговле довольно хорошо развита. Они работают по определенной схеме, принося прибыль и иностранным компаниям, которые базируются на территории той или иной зоны свободной торговли, и самому региону.

Сравнивать российские промышленно-производственные зоны и предпринимательские зоны в Соединенных Штатах Америки как аналогичные было бы неправильно. Это абсолютно разные инструменты экономической политики государств. В России промышленно-производственные зоны нацелены на содействие развитию промышленного сектора в регионах, которые считаются наиболее промышленно-развитыми. То есть в тех субъектах Российской Федерации, где задолго до создания там промышленно-производственной зоны функционировали крупные предприятия. Часто они и образовывали вокруг себя поселения, то есть это были моно-города. Ярким примером такого региона является Липецкая область, где на базе развитой металлургии создали особую экономическую зону. Или ОЭЗ «Титановая долина». Это новая особая экономическая зона, которая была создана в 2010 году на базе функционирующего в Свердловской области завода по производству титановых сплавов «ВСМПО Ависма». Правительство создает промышленно-производственные зоны с целью привлечения иностранных инвестиций и развития уже имеющихся возможностей и производственных мощностей.

Предпринимательские зоны в Соединенных Штатах Америки создаются в первую очередь для улучшения социально-экономического положения наиболее депрессивных регионов, для улучшения показателей занятости, внутреннего валового продукта и других макроэкономических показателей. Режим предпринимательской зоны способствует развитию малого бизнеса, привлечению к работе неквалифицированных кадров и так далее.

Однако, в России стали появляться особые экономические зоны регионального уровня. Именно этот тип особых экономических зон наиболее близок к предпринимательским зонам, так как региональные СЭЗ в первую очередь направленны на содействие развитию малого бизнеса в регионах Российской Федерации. Однако, в отличие от США, в России программа региональных особых экономических зон находится на самой первой стадии своего развития. Предстоит еще немало работы, чтобы этот механизм смог оказать какое-либо реальное воздействие на экономику регионов России.

Тоже самое можно сказать и про технико-внедренческие особые экономические зоны. В США накоплен уникальный опыт создания технопарков, как «сверху», так и стихийно. Пока в России нет ни климата, ни инфраструктуры для того, чтобы технопарки создавались стихийно. Правительство выделяет огромные средства из федерального и регионального бюджета на поддержку развития технопарков. Наиболее нашумевшие на сегодняшний день проекты – это технико-внедренческая зона «Дубна» и проект «Сколково». Однако, несмотря на широкий резонанс, «Сколково» так и не получило пока статус особой экономической зоны.

Российские технопарки, не смотря на все стоящие перед ними препятствия и проблемы, имеют огромный потенциал. Россия, в отличие от Соединенных Штатов Америки, встала на этот путь развития инновационного сектора и сектора высоких технологий совсем недавно. Нужно помнить, что инвестиции в технико-внедренческие зоны «отрабатываются» на так быстро, как в особые экономические зоны другого типа. Нужно 10-15 лет, прежде чем сложится и укорениться вокруг нового технопарка научная среда, прежде чем будет проведено достаточное количество научных исследований, из которых только 10-15 % смогут дойти до стадии коммерциализации.

Сегодня в сфере развития технопарков Россия работает совместно с Соединенными Штатами Америки. Приглашаются ученые, консультанты для построение эффективной системы работы и из «Кремниевой долины», и из Массачусетского технологического университета, и из Гарварда

 

Заключение

Особые экономические зоны – это один из наиболее современных, успешных и эффективных инструментов экономической политики, чья деятельность нацелена на улучшение не только экономических показателей регионов и страны в целом, но и на улучшение социальных условий.

В России особые экономические зоны имеют сравнительно небольшую историю и опыт развития. Однако, уже сейчас можно говорить о положительной динамике. В особенности это касается промышленно-производственных зон, которые считаются наиболее успешными особыми экономическими зонами в России.

В ходе выполнения работы была определена классификация особых экономических зон. В России существуют пять видов ОЭЗ: портовые, промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные особые экономические зоны. В США же существуют только три типа ОЭЗ: зоны свободной торговли, предпринимательские зоны и технопарки (то есть технико-внедренческие особые экономические зоны).

Особые экономические зоны и в США и в России имеют огромное влияние на социально-экономическое положение регионов. Однако, в России особые экономические зоны как правило создаются в наиболее экономически и социальной благоприятных регионах, то есть там, где инвестиционный климат заранее располагает к тому, чтобы туда вкладывали деньги, создавали производства, приглашали иностранных специалистов.  В тоже время, в Соединенных Штатах Америки, создание особых экономических зон было изначально направлено на создание благоприятных условий для торговли, на улучшение социально-экономических показателей регионов. Исключение составляют только технико-внедренческие особые экономические зоны, технопарки. Они создавались уже с учетом наличия научной базы и соответствующих условий для развития бизнеса.

Процесс создания особых экономических зон довольно труден. И сегодня эта политика Министерства экономического развития имеет свои недостатки. Нельзя сказать, что и американские особые экономические зоны лишены недостатков. Однако их гораздо меньше, чем в России.

У российских особых экономических зон есть серьезный недостаток, который не наблюдается в Соединенных Штатах Америки. Это слабость нормативно-правовой базы, что создает серьезные препятствия для эффективного и нормального функционирования особых экономических зон. То есть недостатки федерального и регионального законодательства в этом вопросе привели к тому, что Федеральное агентство не имеет полномочий по координации предпринимательской и инвестиционной деятельности. Требования по раскрытию информации, недостатки системы администрации – эти факторы также способствуют тому, что инвесторы не спешат вкладывать свои деньги.

Помимо этого, многие международные эксперты отмечают такие недостатки, как коррупция, политическая нестабильность, слабо развитая инфраструктура.

В США государство и инвесторы сталкиваются с проблемами другого рода, связанными с недополучениями в федеральный и региональные бюджеты, с созданием неправомерных условий для предприятий и т.д.

Можно сказать, что для России характерны проблемы периода становления этого инструмента экономической политики, тогда как для США, проблемы связаны в основном с каждодневным функционированием особых экономических зон.

Однако, тот факт, что российские особые экономические зоны сталкиваются с различными проблемами, не означает, что у них нет перспектив. В данном случае можно сказать, что у них еще все впереди, что они на начальных стадиях своего развития. В отличие от американских особых экономических зон, которые в своей массе находятся на пике.

Правительство России активно занимается оптимизацией системы администрирования и восполнением пробелов в законодательстве особых экономических зон.   Помимо этого, идет процесс внедрения в экономику региональных особых экономических зон, которые по классу наиболее близки американским предпринимательским зонам, чья деятельность будет направлена именно на улучшение социально-экономического положения того или иного региона.

Помимо этого, идет активная работа по развитию технико-внедренческих особых экономических зон. Приглашаются иностранные специалисты, создаются филиалы крупнейших международных и российских научно-исследовательских институтов. Все это способствует тому, что российские технопарки постепенно становятся одними из самых эффективных научных центров в мире.

Российские особые экономические зоны имеют огромный потенциал. Создание кластерной системы поспособствует тому, что достижения технико-внедренческих зон, промышленно-производственных зон, создадут крупный и эффективный инновационный центр, где очень хорошо налажена система коммерциализации и промышленного производства товаров высокого качества.

Однако, в качестве еще одного наиболее перспективного пути развития особых экономических зон в Российской Федерации, можно отметить тот тип зон, который не был рассмотрен в этой работе – туристско-рекреационные особые экономические зоны. Они создаются и активно поддерживаются государством в нашей стране. В России существует множество мест с уникальным природным комплексом, где при создании благоприятных условий можно было бы сделать места для отдыха мирового класса. Россия – уникальная страна, на территории которой есть практически все природные зоны.

Еще необходимо проделать огромную работу, для того, чтобы особые экономические зоны в России стали эффективным инструментом экономической политики. Пока же, в отличие от США, российские особые экономические зоны больше являются политическим инструментом влияния на экономику регионов.

Необходимо учитывать ошибки прошлого, перспективы на будущее и опыт тех, кто прошел этот путь до нас. Но нужно помнить, что у российского экономико-политического климата своя специфика и свои особенности. Нужно помнить, что инвестиции в такие проекты, особенно в технико-внедренческие зоны, окупаются не сразу, не нужно рассчитывать на сверхприбыли. И тогда, через определенный промежуток времени, особые экономические зоны принесут свои плоды.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» //Российская газета – Федеральный выпуск № 3831, 27 июля 2005 г.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г.  
    № 365-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Инновационная Россия - 2020
  4. Стратегия социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года
  5. Паспорт государственной целевой программы «Развитие рынка труда и содействие занятости населения Хабаровского края» //Постановление правительства Хабаровского край от 20 апреля 2012 года, № 125-пр
  6. Барабанов И.П. Наукограды и особые экономические зоны в инновационной политике России
  7. Васильев Л.И. Свободные экономические зоны: от эйфории к продуктивной работе. //Экономист, 1992 г., № 11-12
  8. Волков А.В., Сатаненко О.А., Таймазов А.В. Особые экономические зоны: перспективы и проблемы функционирования //Научно-теоретический журнал «Ученые записки», 2008 г., № 8, стр.21-25
  9. Гулидов Р.В. Проект «Туманган»: вымысел или реальность. //Пространственная экономика, 2012 г., № 1, стр.90-108
  10. Зименков Р.И. Свободные экономические зоны. М.: Юнити , 2005 г.
  11. Иванов С.В., Белоусов В.И. Развитие особых экономических зон регионального уровня (на примере Липецкой области) //Проблемы современной экономики, 2011 г., № 1 (37)
  12. Лешина Е.И. Предпосылки и цели создания свободных экономических зон. //Проблемы местного самоуправления.

http://www.samoupravlenie.ru/16-02.htm

  1. Кари Лиухто. Особые экономические зоны в России: что они могут предложить иностранным фирмам. //Региональная политика
  2. К.Лиухто, В.Каартемо //Технико-внедренческие особые экономические зоны и перспективы модернизации России// экономическая политика
  3. Козлова А.С. Проблемы и перспективы развития особых экономических зон в России //Международный экономический форум

http://be5.biz/ekonomika1/r2012/3116.htm]

  1. Королев Ю.А.  Развитие особых экономических зон в Российской Федерации как инструмента повышения инновационного потенциала: противоречия, тенденции и перспективы //Экономические науки, 2009 г.,  
    № 5 (54)
  2. Костенко Е.В. Особые экономические зоны в контексте устойчивого регионального развития //Международный электронный журнал Устойчивое развитие: наука и практика, 2012 г., № 2 (9), стр.52
  3. Кукол Е. 20 лет – не срок // «Российская Бизнес-газета», 2012 г.,  
    № 883
  4. Малый бизнес в особых экономических зонах

http://www.rosoez.ru/cheki/malyj-biznes-v-osobyh-jekonomicheskih-zonah.html

  1. Особые технико-внедренческие зоны в реализации модели инновационного развития (научный доклад коллектива авторов под рук. д.э.н. проф. А.Г. Зельднера). //М.: Институт экономики РАН, 2011 г., 56 стр.
  2. Палташев Т. Технопарки: взгляд из Кремниевой долины //Промышленные ведомости, апрель 2007 г., № 4
  3. Петрушин А.С., Сарычев Г.А. Технико-внедренческие особые экономические зоны.
  4. Портер М.Э. Конкуренция. М.: Изд.дом «Вильямс», 2005 г.
  5. Приходько С.В., Воловик Н.П. Особые экономические зоны //Консорциум по вопросам прикладных экономических исследований//
  6. Пушкин А.В., Богданов И.Г. Особые экономические зоны в России. Правовое регулирование. М.:Tenzor Consulting Group. Альпина Бизнес Букс, 2009 г.
  7. Рац А.А. Особая экономическая зона Дубна: планируем развитие //Вестник ОЭЗ, 2009 г., № 1
  8. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации //Федеральная служба государственной статистики
  9. Рубченко М., Шохина Е., Шошкин С. Точки роста или Черные дыры //Эксперт, 2002 г. - № 28, стр.36-39
  10. Рубцов А. Инновации в обратной перспективе //ПолитЭкономика, 2011 г., № 5
  11. Рязанцева М.В. Особые экономические зоны как форма государственной поддержки инновационной деятельности //Современные научные исследования и инновации, 2012 г.
  12. Создание кластеров – это веление времени //25.05.2006 http://mbm.allmedia.ru/newsitem.asp?id=40325
  13. Суринов А.Е. Индексы промышленного производства: теория и практика Росстата. //www.gks.ru
  14. Смирнов С.В. Экономические колебания промышленного производства в США и России. Причины различий. //Экономический журнал ВШЭ, 2010 г., стр.185
  15. Скиба А.Н. Особые экономические зоны как «точки роста» и проблема их поэтапного превращения в «точки развития» //Стратегия развития региона, 2008 г., № 36
  16. Таривердиев А.С. Специальные экономические зоны в России на современном этапе развития и их перспективы //Труды МАИ, № 9
  17. Федеральный образовательный портал «Экономика, Социология, Менеджмент» //htttp://ecosman.hse.ru/text/19280381/
  18. Фурщик М., Ушаков Е. Перспективы особых экономических зон в условиях финансового кризиса //Менеджмент и Бизнес администрация, 2009 г., № 3
  19. Чернявская Ю.А., Рубцова Л.Н. Механизм создания особых экономических зон в современных условиях. //Проблемы современной экономики, 2009 г., № 3
  20. Н.Н. Шмонов //Историческое исследование проблем развития особых экономических зон // стр.54
  21. http://issuu.com/n.shmonov/docs/monography_historical12
  22. Annual Report of the Foreign-Trade Zones Board to the Congress of the United States of America, 2011
  23. A.Schwarzenegger, Governor  2008 California Statistical Abstract, January 2009
  24. Alyssa Talanker, Greg Leroy, Kate Davis. Straying From Good Intentions: How States are Weakening Enterprise Zone and Tax Increment Financing Programs //Good Jobs First. August 2003
  25. B.Seyoum, J.Ramirez. Foreign trade zones in the United States. A study with special emphasis on the proposal for trade agreement parity. //2010
  26. California Enterprise Zones Miss the Mark //California Budget Project, April 2006
  27. Curtis Spence. How the FTZ Program can improve logistics
  28. Jarunee Wonglimpiyarat. The Boston Rout 128 Model of High-Tech Industry Development //International Journal of Innovation Management. March 2006, № 1, pp.47-63
  29. Joel A. Everly. The impact of Enterprise zones on Resident Employment: an Evaluation of the Enterprise Zone programs of California and Florida
  30. Megan Murray. What Are Special Economic Zones //The Univerisity of Iowa Center for International finance and development. February 9, 2010
  31. M.J. Bolle, B.R. Williams. U.S. Foreign-Trade Zones: Background and Issues for Congress, September 5, 2012
  32. List of Foreign-Trade zones by state http://ia.ita.doc.gov/ftzpage/letters/ftzlist-map.html
  33. Ted K. Bradshow. How California’s enterprise zones saved the state from decline //www.caez.org
  34. The impact of Foreign-Trade Zones on 50 states and Puerto Rico, 2009-2011
  35. Vance Poe, Mike Heldebrand. Why Zones are important to the refining business in the US.
  36. Wylton Hyman. Improvement zones, enterprise communities, black business and unemployment. //Journal of Urban and Contemporary Law
  37. William Niskanen. Reaganomics //The concise Encyclopedia of Economics
  38. http://alabuga.ru/ru/
  39. www.admir.lipetsk.ru
  40. www.oao-oez.ru/
  41. www.dubna.ru
  42. http://archive.sba.gov/advo/research/  USA Small Business Administration
  43. www.caez.org
  44. http://www.rg.ru/2012/03/01/oez-anons.html
  45. http://www.oezru.ru/ru/node/21
  46. www.siliconvalley.com
  47. http://smb.gov.ru/program/program_rf/

Информация о работе Сравнительный анализ особых экономических зон в США и России в XXI веке