Сравнительный анализ современных экономических систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 16:09, реферат

Краткое описание

У нашей страны есть несколько вариантов формирования экономики. Теоретически возможен выбор меж уже показавшими себя на практике государственными моделями организации хозяйства. Но успешное внедрение мирового опыта в отечественной экономике обязано происходить с учетом различий в нынешнем уровне производительной базы, государственного колорита. Необходимость дальнейших рыночных реформ, обычно высокая роль страны, усиление социальных начал в современной экономике, невозможность и нежелательность возврата к тотальному доминированию страны в экономике сужают теоретически широкий выбор до модели общественного рыночного хозяйства.

Содержание

Введение 3
Сравнительный анализ современных экономических систем 4
Заключение 14
Список использованных источников 15

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 48.80 Кб (Скачать файл)

В целом государство и бизнес выступают как равноправные партнеры с четко очерченным кругом прав и обязанностей. Данная система на сегодняшний день наиболее полно реализована в США. В США приблизительно 4/5 валового государственного продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть делается под контролем страны. Одной из основных целей страны является обеспечение экономики необходимым количеством средств, которое обязано предотвращать инфляцию.

Другой государственной целью является регулирование внешних эффектов, которые представляют собой побочные последствия хозяйственной деятельности отдельных участников рынка.

Особая задача страны – управление нерыночным сектором государственных хозяйств. Речь идет о государственной обороне, государственном управлении, единой энергосистеме и государственной сети коммуникаций, всеобщем образовании, здравоохранении, базовых науках и т.п.

Американская модель базирована на высоком уровне производительности труда и ориентации людей на достижение личного фурора. Правительство поощряет предпринимательскую активность, обогащение более активной части населения. При отсутствии диктата, общественное равенство как конкретная государственная задача, создает приемлемый уровень жизни малообеспеченным группам населения за счет частичных льгот и пособий.

Таким образом, отметим характерные для американской модели черты:

  1. абсолютное преобладание частной собственности;

  1. законодательное обеспечение наибольшей свободы субъектов рынка;

  1. ограничение сферы государственного регулирования, в основном проведением макроэкономической политики;

  1. относительно маленькая доля государственного бюджета в ВВП и удельного веса госинвестиций и выплат общественного обеспечения в структуре государственных расходов.

Социально-демократическая модель. В социал-демократической модели рыночной экономики «государству всеобщего благоденствия» отводится роль верховной силы. Государственной власти, избранной при соблюдении всех демократических процедур, делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни (ФРГ).

Германская модель – это модель общественного рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недочеты рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.

В Германии государству отведена регулирующая функция. При этом действует принцип: «как можно меньше страны, как это может быть, и столько страны, как это нужно». Наемные работники и работодатели выступают как социальные партнеры, свободно и в основном благоразумно договариваются о размерах заработной платы, продолжительности рабочего времени и отпусков, и остальных условиях труда. Действует разветвленная система социальной защиты: выплаты заболевшим, инвалидам, безработным; помощь тем, кто пострадал от банкротства собственной компании либо осваивает новенькую профессию; пособия на детей, малоимущим, жертвам войны. К концу ХХ века социальные расходы в ФРГ оказались даже очень высокими, и менее трудолюбивая часть германцев начала ими злоупотреблять.

Функционирование данной модели создает правовые и социальные рыночные условия для экономической инициативы. Они воплощаются в социальном равенстве людей – равенстве прав, стартовых условий и правовой защиты. Важнейшая задача страны при этом – обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальным равенством.

Таким образом, для германской модели социально-ориентированной рыночной экономики характерны следующие главные черты:

  1. смешанная экономика характеризуется более или менее значимым государственным сектором;

  1.  осуществляется государственное регулирование не только макроэкономических действий, но и отдельных сфер деятельности хозяйствующих субъектов;

  1.  Социально-ориентированная экономика, значимый патернализм (отеческое отношение) страны реализуется по отношению ко всем членам общества, обеспечивая таким методом гарантии определенного уровня удовлетворение потребностей населения в услугах здравоохранения, образования, культуры, в жилье;

  1.  направленность регулирования на поддержание свободной конкуренции, создание новейших хозяйственных единиц;

  1.  регулирование занятости населения с ориентацией на минимизацию безработицы;

  1.  большой удельный вес госбюджета в ВВП (хотя ФРГ находится в середине развитых капиталистических государств по этому показателю);

  1.  регулирование экономики в основном через кредитно-денежную политику, а не бюджетно-финансовую.

Социально ориентированная модель. Основополагающими принципами социальной рыночной экономики выступают: 1) единство рынка и усилий государства; 2) всемерная защита свободной конкуренции; 3) обеспечение социального партнерства труда и капитала. (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия)

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения государственного дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения методом высокой нормы налогообложения. Таковая модель получила название «функциональной социализации», при которой функция производства ложится на частные компании, работающие на конкурентоспособной рыночной базе, а функция обеспечения высокого уровня жизни ложиться на правительство.

Шведская модель в её классическом виде – это социальная модель, для которой характерен высокий уровень социальных гарантий, базирующихся на широком перераспределении доходов и распространении многообразных «свободных ассоциаций».

В целом шведскую модель можно найти как модель, сочетающую полную занятость населения и стабильность цен. Доминирование в целях модели полной занятости и выравнивания доходов разъясняется неповторимой силой шведского рабочего движения, в Швеции также сильно развито рвение к равенству.

Специфическим фактором, присущим Швеции, является её внешнеполитический нейтралитет. Швеция, избравшая принцип всеобщего благосостояния, расширила государственный сектор до такового размера, что сделало страну неповторимой в данной области: 1/3 самодеятельного населения была занята в государственном секторе, что отражалось в больших ставках налогообложения. Суммарные государственные доходы, включающие, как издержки на государственный сектор, так и трансфертные платежи, превосходили 60% ВВП Швеции, что вывело её на первое место в мире по расходам. Эта часть шведской модели характеризуется как социализация главных потребностей, таковых как образование, здравоохранение.

Однако в других областях Швеция достигла меньших успехов, в частности, цены росли быстрее, чем в ряде западноевропейских стран. Практически не увеличивалась производительность труда. Более слабым местом модели оказалась сложность сочетания полной занятости и стабильности цен. Инфляция и относительно скромный экономический рост стали собственного рода оплатой полной занятости и политики равенства.

Выделяют следующие специальные черты шведской модели:

  1. значительна роль госсектора, в структуре которого преобладают объекты общественного назначения;

  1. доля госбюджета в ВВП превосходит 50%, в расходной части бюджета доминируют статьи, по которым финансируется социальная сфера;

  1. регулирование трудовых отношений не на уровне компаний и отраслей, а на государственном уровне;

  1. высокий уровень развития политической культуры, кооперационный характер отношений между разными социальными слоями и группами населения и политическими партиями, сложившийся на основе взаимного понимания коренных интересов, признания их законного характера и готовности решать даже самые острые вопросы на основе социально приемлемых компромиссов и научной экспертизы (кооперационная культура);

  1. развитая система производственной демократии.

  1. в социальной области – возрастание среди традиционных факторов производства (труд – капитал – технологии – природные ресурсы) значения человеческого фактора – высококвалифицированного и инновационного, творческого по характеру труда, которое получило выражение в концепции ''человеческого капитала'' и социальной направленности и экономической стабильности общества и вызывающей к жизни могучие созидательные силы социума шведского типа (социальная ориентация)

Основанный на этих принципах шведский тип организации жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие жизненные и экологические стандарты. Экономически эта модель базируется на получении своеобразной ''технологической ренты'', получаемой страной на внутреннем и мировом рынках за высокое качество и инновационность продукции. Разумеется, Швеция не является исключением в отношении формирования уникальной социально-экономической модели, ее можно классифицировать как шведский вариант ''общества всеобщего процветания''.

Таковая модель присуща экономикам стран Северной Европы, до этого всего скандинавским странам. Эта экономическая система известна как шведская модель.

Японская модель. Японская модель – модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные способности скопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного (внутрифирменного) начала.

Японская модель экономики различается развитым планированием, координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование страны носит рекомендательный характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Для японской экономики типично сохранение государственных традиций при заимствовании у остальных государств того, что необходимо для развития страны. Это дозволяет создавать такие системы управления и организации производства, которые в условиях стране восходящего солнца дают большой эффект. Заимствование японского опыта другими странами не постоянно дает ожидаемый итог (к примеру, кружки свойства), поскольку в этих странах нет японских традиций.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе заработной платы) от уровня производительности труда. За счет этого достигается понижение себестоимости продукции и резкое повышение её конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Таковая модель возможна лишь при только высоком, самосознании, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны. Одной из особенностей японской модели является социальная организация общества в стране восходящего солнца, предусматривающая гармонизацию отношений в обществе на всех его уровнях и во всех социальных сферах на базе уважения традиций японского вида жизни. На базе этих моральных ценностей сложилась своеобразная мотивация трудовой деятельности. Конкретно эта модель показывает значение социокультурного и конфессиональных факторов в экономической жизни общества.

Проведя анализ описных выше моделей рыночной экономики, можно прийти к выводу, что при наличии частных различий для всех развитых государств характерен ряд общих закономерностей:

  1. господство частной принадлежности и частной инициативы;

  1. рыночная экономика играет решающую роль в их развитии;

  1. основными производителями являются крупные объединения, контролирующие движение капитала;

  1. государственное регулирование экономики стало нужным условием экономического роста, и правительство стало активным субъектом экономики;

  1. наблюдается тенденция к формированию социально-ориентированных систем;

Информация о работе Сравнительный анализ современных экономических систем