Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 10:10, контрольная работа
Сравнительный подход – общий способ определения стоимости предприятия или его собственного капитала, в рамках которого применяют один или более методов, основанных на сравнении предполагаемого к продаже предприятия с аналогичными, уже проданными на рынке компаниями.
Сравнительный подход особенно эффективен в случае существования активного рынка сопоставимых объектов собственности. Точность оценки зависит от качества собранных данных, так как, применяя данный подход, оценщик должен собрать достоверную информацию о недавних продажах сопоставимых объектов.
1 В чем заключается сущность сравнительного подхода к оценке бизнеса?
Область его применения и основные ограничения…………………………….3
2 Задача……………………………………………………………………………...13
3 Задача……………………………………………………………………………...13
Список использованной литературы……………………………………………17
При применении данного метода важную роль играет подбор предприятий-аналогов для сравнения. Идеальные предприятия-аналоги – те, которые действуют в той же отрасли, что и оцениваемое предприятие, ведут подобные хозяйственные операции, близки по размеру и т. д. Поиск аналогичных предприятий должен базироваться на достаточно жестких критериях отбора, среди которых можно выделить:
- принадлежность к одной и той же отрасли;
- достаточно высокое сходство выпускаемой продукции и ассортимента;
- примерное равенство объёма и качества производимой продукции;
- товарную и территориальную диверсификацию;
- одинаковые стадии жизненного цикла компаний (например, стадии роста или упадка);
- сходные по размеру производственные мощности;
- технологическую и техническую оснащённость;
- сопоставимые стратегии развития компаний;
- примерно одинаковые уровни рисков, связанных с предпринимательской деятельностью;
- примерно равную степень учёта климатических и территориальных различий или особенностей;
- сопоставимость по числовым оценкам экономических и финансовых показателей компаний (выручка, численность, стоимость активов и т. д.);
- сопоставимость предполагаемой сделки (форма сделки, условия финансирования, условия оплаты и т. д.).
Важная часть оценки по
методу рынка капитала – анализ
финансового положения компании
и сопоставление с
Заключительный этап оценки
бизнеса с использованием сравнительного
подхода – сведение воедино полученных
результатов. Применение различных
мультипликаторов (после всех необходимых
корректировок) даёт оценщику различные
варианты стоимости предприятия. Выбор
окончательного результата основан
на придании процентного веса каждому
подходу. Обычно если активы предприятия
незначительны по сравнению с
получаемой прибылью, следует полагаться
на мультипликатор цена/прибыль (денежный
поток); если же прибыль практически
отсутствует, то целесообразно основываться
на мультипликаторе цена/
Итоговая величина стоимости, полученная в результате применения всей совокупности ценовых мультипликаторов, должна быть откорректирована в соответствии с конкретными условиями оценки бизнеса.
Наибольшая сложность при применении данного метода заключается в необходимости выбора подходящей компании-аналога. Между тем на российском рынке отсутствует достаточная по объёму статистика продаж бизнеса для получения необходимой для расчётов информации.
Для некоторых отраслей национальной экономики, в которых объёмы ретроспективной информации по сделкам становятся всё более многочисленными (например, телекоммуникации, нефтяная отрасль), значение данного метода постепенно повышается. В остальных случаях этот метод может быть использован как инструмент проверки достоверности результатов расчётов стоимости бизнеса, полученных с помощью других подходов (например, доходного подхода).
В результате оценки компании методом рынка капитала получают стоимость неконтрольного пакета акций с высокой степенью ликвидности. Для того чтобы получить стоимость контрольного пакета в компании, акции которой не продаются на открытом фондовом рынке и финансовая информация по которой широко не представлена, необходимо добавить премию за контроль и вычесть скидку за недостаточную ликвидность.
Метод сделок (продаж) является
частным случаем метода рынка
капитала. Он исходит из необходимости
определения стоимости готового
бизнеса, или, иначе, контрольного (мажоритарного)
пакета акций компании-аналога. Цена
обыкновенных акций принимается
по результатам совершённых ранее
сделок на фондовом рынке. В основе
метода лежит определение
Этапы процесса оценки бизнеса методом сделок совпадают с этапами оценки бизнеса методом рынка капитала. Однако наряду с совпадением этапов оценки, методы рынка капитала и сделок имеют ряд различий (табл. 1).
Таблица 1- Основные различия методов рынка капитала и сделок
Различия |
Особенности | |
метода рынка капитала |
метода сделок | |
Типы исходной ценовой информации |
Цены на единичные акции предприятий-аналогов |
Цены продаж контрольных пакетов и предприятий целиком, информация о слияниях и поглощениях предприятий |
Время анализируемых сделок |
Данные о текущих ценах акций |
Информация о ранее совершенных сделках |
Учет элементов контроля |
Цена одной акции не учитывает элементы контроля |
Цена контрольного пакета акций или предприятия в целом включает премию за элементы контроля |
Результат оценки |
Стоимость одной акции или неконтрольного пакета |
Стоимость контрольного пакета или предприятия в целом |
Метод сделок применим для
случая, когда инвестор намеревается
закрыть предприятие или
Как и в методе рынка капитала, при использовании данного метода необходимо вносить поправки к стоимости компании, полученной с помощью мультипликаторов, на неоперационные активы, на избыток (недостаток) собственных средств и страховой риск.
Основным фактором, сдерживающим
применение в российской практике метода
компании-аналога и метода сделок,
является отсутствие достаточной и
достоверной ценовой и
Метод отраслевых коэффициентов
заключается в определении
Все разновидности коэффициентов (мультипликаторов) представляют собой относительные оценки (в отличие от метода дисконтирования денежных потоков, отражающего абсолютные оценки).
Данный метод целесообразно
использовать только в случаях, когда
подобные предприятия часто продаются,
а оценщик имеет опыт оценки объектов
данного вида. Наиболее типичные соотношения,
используемые при определении
Таблица 2 - Отраслевые соотношения для определения стоимости бизнеса
Вид бизнеса |
Соотношение между ценой
и финансовыми |
Страховые компании |
Цена в интервале 120–150 % от годовых комиссионных |
Бензозаправочные станции |
Цена бензозаправочной станции колеблется в диапазоне 1,2–2,0 месячной выручки |
Машиностроительные предприятия |
Цена составляет 150–250 % от суммы (чистый доход + запасы) |
Предприятия розничной торговли |
Цена составляет 0,75–1,5 величины чистого годового дохода + стоимость оборудования и запасов, которыми располагает оцениваемое предприятие |
Продолжение таблицы 2
Вид бизнеса |
Соотношение между ценой
и финансовыми |
Бары и кафе |
Цена = Объём продаж за полгода + Стоимость лицензии |
Пиццерии, кофейни |
Цена = Месячная прибыль х 4 + Стоимость запасов |
Рекламные агентства |
Цена составляет 75 % годовой выручки |
Хлебопекарни |
Цена = 15 % годового объёма продаж + Стоимость оборудования + Стоимость запасов |
Продажа новых автомобилей |
Цена = 50 % годовой выручки + Товарные запасы и оборудование |
Аптеки |
Цена = 75 % годовой прибыли + Стоимость оборудования + Стоимость товарных запасов |
Автомастерские |
Цена = Месячная прибыль х 2 + Рыночная стоимость оборудования |
Рынок купли-продажи готового
бизнеса в России только развивается,
поэтому метод отраслевых коэффициентов
ещё не получил достаточного распространения
в отечественной практике. На Западе
рынок бизнеса развит давно, и
в результате обобщения были разработаны
достаточно простые соотношения
для определения стоимости
На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы. Сравнительный подход, несмотря на достаточную сложность и трудоёмкость расчётов и анализа, является неотъемлемым приёмом определения обоснованной рыночной стоимости. Результаты, полученные данным способом, имеют наиболее объективную рыночную основу, качество которой зависит от возможности привлечения широкого круга компаний-аналогов. Данный подход дает наиболее точные результаты, если существует активный рынок аналогичных объектов собственности.
2 Задача
Период прогноза 6 лет. Чистый денежный поток предприятия на конец 6 года предполагается равным 170000 руб. Ценовой мультипликатор «Цена /денежный поток» равен 3. Альтернативные издержки по инвестициям 14%. Определим текущее значение остаточной стоимости предприятия.
Остаточная стоимость предприятия на конец 6-го года = (чистый денежный поток на конец 6-го года) х (ценовой мультипликатор «цена/денежный поток») = 170000 X 3 = 510000 руб. Тогда текущее значение остаточной стоимости предприятия равно:
510000/(1 + 0,14)6 = 232349,14 руб.
3 Задача
На основании приведенных
данных рассчитать рыночную стоимость
предприятия методом
Таблица 1 – Темпы роста
Вид деятельности предприятия |
Показатели |
3 вариант |
2 год, % |
3 год, % |
Реализация стиральных машин |
100 |
+15 |
+10 |
+25 |
Реализация электрических чайников |
100 |
+13 |
+10 |
+5 |
Таблица 2 – Данные для расчета
Показатели |
3 вариант |
Выручка от реализации стиральных машин, тыс. руб. |
115 |
Выручка от реализации электрических чайников, тыс. руб. |
205 |
Долгосрочные темпы роста, % |
3 |
Безрисковая ставка, % |
8 |
Качество менеджмента, % |
3 |
Уровень географической диверсификации, % |
5 |
Диверсификация производства, % |
4 |
Таблица 3 – Расчет прибыли
Вид продукции |
Базовый год, т.р. |
1 год, т.р. |
2 год, т.р. |
3 год, т.р. |
Реализация стиральных машин | ||||
- выручка |
115 |
132,25 |
126,5 |
143,75 |
Себестоимость (70% от выручки) |
80,5 |
92,575 |
88,55 |
100,625 |
Прибыль от продажи |
34,5 |
39,675 |
37,95 |
43,125 |
Реализация электрических чайников | ||||
- выручка |
205 |
231,65 |
225,5 |
215,25 |
Издержки (65% от выручки) |
133,25 |
150,5725 |
146,575 |
139,9123 |
Прибыль от продажи |
71,75 |
81,0775 |
78,925 |
2075,3375 |
Таблица 4 – Расчет денежного потока
Показатели |
Базовый год, |
1 год, |
2 год, |
3 год, |
Выручка от реализации |
320 |
363,9 |
352 |
359 |
Себестоимость |
213,75 |
243,1475 |
235,125 |
240,5375 |
Прибыль от продаж |
106,25 |
120,7525 |
116,875 |
2118,4625 |
Налог на прибыль |
21,25 |
24,1505 |
23,375 |
423,6925 |
Чистая прибыль |
85 |
96,602 |
93,5 |
1694,77 |
Вложения в основные фонды (10% амортизации) |
4,275 |
4,863 |
4,7025 |
4,8108 |
Амортизация текущая (20% от затрат) |
42,75 |
48,6295 |
47,025 |
48,1075 |
Амортизация с учетом пополнения основных фондов (норма 10%) |
0,4275 |
0,4863 |
0,4703 |
0,4811 |
Прирост оборотного капитала (10% от выручки) |
32 |
36,39 |
35,2 |
35,9 |
Прирост долгосрочной задолженности (90% от капитальных вложений) |
192,375 |
218,8328 |
211,6125 |
216,4838 |
Денежный поток |
288,5525 |
328,1606 |
317,4078 |
1923,9424 |