Стадии становления информационной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 14:49, реферат

Краткое описание

Несмотря на сравнительно недавнее появление определения «информационная экономика», термин был введен американским ученым М. Порат в 1976 году, явление «информационная экономика» возникло гораздо раньше в процессе становления и развития индустриального общества. Информационную экономику можно рассматривать как неотъемлемую вспомогательную отрасль, присущую индустриальной экономике и развивающуюся в ее недрах. В процессе своего развития эта отрасль привела к перерождению индустриальной экономики в постиндустриальную. Роль информационной экономики, в развитии общества настолько велика, что этот этап развития экономики стал называться информационным.

Содержание

1)Введение ………………………………………………………………………...3
2) Функции и задачи информационной экономики ……………………………4
3)Этапы становления информационной экономики……………………………6
4)Перспективы развития информационной экономики с позиций экономической теории …………………………………………………………9
5)Литература ……………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

стадии становления инф экономики.docx

— 41.58 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Экономический факультет

 

Специальность «Прикладная информатика в экономике»

 

 

 

Стадии становления  информационной экономики .

студента 3 курса (д/о), группы 31-10, ЭФ

Сливаева Антона Вячеславовича 

Преподаватель:

Кулаков Вениамин Михайлович.

 

 

 

 

 

Москва 2012

 

Содержание:

1)Введение ………………………………………………………………………...3

2) Функции и задачи информационной экономики ……………………………4

3)Этапы становления информационной экономики……………………………6

4)Перспективы  развития информационной экономики  с позиций экономической теории   …………………………………………………………9

5)Литература  ……………………………………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Несмотря  на сравнительно недавнее появление  определения «информационная экономика», термин был введен американским ученым М. Порат в 1976 году, явление «информационная  экономика» возникло гораздо раньше в процессе становления и развития индустриального общества. Информационную экономику можно рассматривать  как неотъемлемую вспомогательную  отрасль, присущую индустриальной экономике  и развивающуюся в ее недрах. В  процессе своего развития эта отрасль  привела к перерождению индустриальной экономики в постиндустриальную. Роль информационной экономики, в развитии общества настолько велика, что этот этап развития экономики стал называться информационным.

Информационная  экономика как отдельная учебная  дисциплина находится в стадии формирования. Сам термин информационная экономика вошел в широкий научный оборот после публикации в 1998 г.известной монографии Мануэля Кастельса «Информационная эпоха: экономика, общество и культура». Это послужила толчком для осмысления роли информации в современном мире и попыток создания стройной экономической теории информационного общества. Однако такая теория до сих пор не создана.

Здесь излагаются теоретические основы информационной экономики. Описывает предмет и  метод дисциплины, описание модели «креативного человека», которая в  информационном обществе приходит на смену модели «экономического человека». Представленная модель служит этической  основой всей теории информационной экономики, поскольку в ней постулируется  главная цель современного человека, которая состоит в реализации его творческих способностей, развитии своих личных качеств. Креативная трактовка  человека предопределяет тот же взгляд и на информацию. В настоящее время  в науке доминирует механическая трактовка информации как совокупности абстрактных символов. При таком  технократическом подходе информация выступает прежде всего как продукт искусственного устройства, а человеку отводится лишь вспомогательная роль. На индустриальной стадии развития общества доминирующим видом деятельности был простой труд, видом благ- материальный продукт, а принципом социального взаимодействия- товарный обмен, то на информационной стадии доминируют творчество, информационные продукты и межличностные информационные обмены между уникальными индивидами.

Так же раскрывается социологический характер информационной экономики. Принятие концепции  «креативного человека», уникального  по своей сути, предполагает исследование разнообразия индивидов и системы  их межчеловеческих взаимодействий, т.е. использование методов социологии. Теория информационного общества предстает  как социологическая экономика.

И исследуется предпринимательская  деятельность в информационной экономике, при этом акцент делается на проникновение  общих принципов креативной экономики  на уровень управления организацией.

Функции и задачи информационной экономики.

Сегодня существует разная интерпретация термина "информационная экономика", что естественно влияет на формулирование ее целей и задач. На Западе информационную экономику  склонны рассматривать как часть  экономики, относящуюся к работе с информацией, а также компьютерную индустрию. Но это, по сути, то же самое, что считать "индустриальную экономику" частью аграрного уклада. В результате, вся мощь компьютерной индустрии  направлена на сферу развлечений  и автоматизацию экономических  процессов традиционного "индустриального" уклада, что на деле показывает сегодня  незначительный экономический эффект, особенно в сфере занятости населения. Вместе с тем, концепция перехода к 6-7 технологическому укладу предусматривает  создание рабочих мест, мало связанных  с реальным производством, а больше - с производством информации и  знаний. Поэтому термин "информационная экономика" необходимо воспринимать как переход к другому укладу общественных отношений, обусловленному изменением характера труда и  развитием производительных сил (средств  производства и социума).

Информационная  экономика (правила хозяйствования в постиндустриальном обществе) – это наука, исследующая хозяйственную деятельность человека, которая предусматривает широкое применение электронных (информационно-коммуникационных) технологий в процессах общественного производства, распределения и потребления общественных благ.

Особенностью информационной экономики является направленность на массовость и глобальный характер хозяйственного взаимодействия, а также  распределения созданных благ среди  потребителей в глобальном масштабе. В отличие от традиционных методов  хозяйствования общепринятой экономики, основанных на менеджменте и рыночной модели ведения бизнеса (на основе схемы “спрос – предложение”), информационная экономика базируется на месседжменте, инновационном предпринимательстве, информационном инжиниринге и автоформализации (автоструктурировании) экономических процессов.

Главные задачи информационной экономики:

  • На макроуровне – это выбор направления хозяйственного развития в рамках происходящих глобальных процессов, что определяется способностью хозяйственной энергии общества двигаться к новым внешним ресурсам и качественным трансформациям своей структуры. Более широко это выглядит как развитие ноосферы в результате эволюционного взаимодействия ее составляющих: техносферы, антропосферы и социосферы.
  • На микроуровне – создание субъектами предпринимательства алгоритмов хозяйствования, направленных на получение хозяйственной энергии внешней среды и трансформацию ее в виде работы и создание рабочих мест.

В качестве примера можно  привести реализацию информационно-экономического взаимодействия на базе информационно-маркетинговой  сети стран СНГ, в которой функция  макроуровня реализуется в виде факта обусловленного и соотнесенного  во времени по созданию информационных обществ, электронных министерств, электронных регионов, электронных групп по интересам, а функция микроуровня реализуется через электронный офис участника сети.

 

Под системой информационной экономики понимается система хозяйственной  деятельности, в которой реализована  функция взаимно-однозначного, непрерывного предпринимательского взаимодействия, обратное к которому тоже непрерывно. Взаимно-однозначность, непрерывность  и наличие обратных функций обеспечивает правовую идентификацию элементов, процессов и их арбитраж. Аналогами  таких систем сегодня являются платежные системы Visa/MasterCard, системы Интернет-трейдинга и пр. 
 
Система строится на базе телекоммуникационных сетей, включая Интернет, на платформе "облачных вычислений", что обеспечивает массовый формат электронного экономического взаимодействия на глобальном уровне. Система информационной экономики характеризуется наличием динамически меняющихся связей, структурированных по видам экономической деятельности и обусловленных включением в систему то одних, то других элементов. При этом соблюдается условие сохранения приемственности между элементами и типами связей для обеспечения целостности правового поля. 
 
Система информационной экономики состоит из единиц, самогруппирование которых просходит по типам связей, соотнесенных к потребностям в ресурсах и информации. Единицы системы могут образовывать группы по интересам, электронные товаропроводящие сети и другие различные электронные бизнес-мозаики экономического взаимодействия. 
 
Каждая единица является системой с горизонтальной структурой, что обеспечивает возможность самостоятельной структуризации экономических процессов в неиерархической (нежесткой), слабосвязанной среде. Система "экономической единицы" состоит из информационных ресурсов, определяющих ее визуальное представление в информационном пространстве, ячеек управления состоянием и связями. Единица является нейроном, функционирующим в системе информационной экономики, и непосредственно влияет на постоянно изменяющуюся структуру, формируя ее "информационный ландшафт". 
 
Любая система информационной экономики в зависимости от процессов, происходящих в ней в рамках места, событий и времени, характеризуется тремя параметрами:

  • по особенностям состава элементов,
  • по их числу,
  • по структуре, т.е. по типу связей, объединяющих элементы.

Под элементом здесь понимается электронная единица, связанная  с субъектом хозяйствования, отображающая его характеристики и обеспечивающая возможность осуществления электронного экономического взаимодействия (т.е. формального  построения "алгебры" взаимодействия). 
 
Система информацинной экономики взаимосвязана с системой реального хозяйствования, обеспечивая последнюю структурированным отображением происходящих фактов (событий) и их эмпирическим обобщением в разрезе места, времени, видов деятельности и обстоятельств.

Этапы становления  информационной экономики.

В целом можно выделить следующие  стадии становления информационной экономики, которые можно проанализировать по пяти аспектам: технологическому, экономическому, социальному, пространственному и  государственному:

1.Проникновение  информационных технологий в производство. С точки зрения технологического аспекта, распространяются новые информационные технологии в области оборудования, связи, но нельзя говорить об их преобладании. Доля информационного производства и производства информационных технологий в экономике страны незначительна. Число работников в области работы с информацией незначительно. Географический фактор играет большую роль, так как система коммуникаций еще не развита. Информатизация органов государственной и муниципальной власти носит хаотичный характер, практически все операции не автоматизированы.

На  данном этапе необходима активная государственная  политика в сфере информационных технологий, поскольку можно остаться на данной позиции на долгое время. Сдерживающими факторами являются отсутствие достаточной инфраструктуры для развития, информационной культуры и образованности населения. Применительно  к Российской федерации, находящейся  на данной стадии, можно сказать, что сложившаяся система государственного управления и экономики препятствует становлению информационного общества, так как условия работы предприятий, органов власти таковы, что потребность в информатизации отходит на второй план.

2.Массовое  внедрение информационных технологий  и преобладание стандартизированных  систем. Информационная инфраструктура  уже практически сформирована, упор  делается на создание и внедрения  стандартных информационных систем. Доля информационного сектора  в экономике увеличивается, растет  доля затрат на информацию  в себестоимости продукции. Число  занятых в области работы с  информацией растет, все больше  потребность в высококвалифицированных  кадрах. Система коммуникаций развивается,  но хотя происходит некоторое  преодоление информационного неравенства,  для многих территорий вопросы  расстояния по прежнему актуальны.  Появляются концепции информатизации  органов государственной и муниципальной  власти, последние интегрируются  во всемирную сеть, появляются типовые концепции информатизации деятельности.

Здесь возникает проблема в кадрах, или  дефицит человеческого капитала, так как резко повышается потребность  в специалистах в области информационных технологий, и в тоже время снижается  нужда в малоквалифицированных  работниках. Переобучение и подготовка необходимого персонала занимает довольно длительный промежуток времени, и нехватка последних становится одним из главных  сдерживающих факторов развития информационной экономики. Кроме того, возникает  угроза еще большей разницы в  уровнях информатизации центра и  периферии, или возрастания информационного  неравенства, особенно, когда речь идет о сельской местности. 

3.Превышение  производительности в сфере производства  информации и информационных  технологий над другими отраслями.  Большую роль начинаю играть  информационные технологии производства  информации и знания.  На первое место выходят технологии коммуникаций. Доля информационного сектора в экономике увеличивается, доля затрат на информацию в себестоимости продукции практически сравнивается с остальными статьями затрат. Число занятых, в области работы с информацией превышает 50% от общего числа трудоспособного населения. Вопросы расстояния практически не играют роли, так как подавляющее большинство транзакций происходит в электронном виде. Появляется электронное правительство, типовые информационные системы преобладают в органах власти,  большинство транзакций происходит через сеть.

Проблемой может стать переоценка роли информационных технологий. Необходимо трезво оценивать  их роль в жизни общества на данном этапе. Ярким примером может послужить  кризис в области индустрии высоких  технологий в США, когда в 2000 году в результате перегрева рынка, множество  ИТ-компаний разорились, упали продажи  программного обеспечения и т.п.

4.Переход  к преобладающему производству  информации и знаний. Наибольшую  роль начинают играть фундаментальные  науки, технологии производства  научного знания. Информационный  сектор начинает преобладать  в экономике, продукция становится  все более наукоемкой. Число занятых  в сфере, связанной с информационным  производством становится подавляющим.  Большую долю занятых составляют  специалисты, работающие на дому. Вопросы расстояния практически  не играют роли, так как подавляющее  большинство транзакций происходит  в электронном виде, практически  полностью исчезает информационное  неравенство по географическому признаку. Система электронного правительства получает всеобъемлющий характер, практически все транзакции происходят через сеть.  Начинают преобладать сетевые блага.

Информация о работе Стадии становления информационной экономики