Перспективы развития информационной
экономики с позиций экономической
теории.
Переход
России к новому столетию характеризуется
многими экономистами-аналитиками,
как начало постепенного преодоления
затяжного социально-экономического
кризиса. Наметившееся оживление отечественной
экономики позволяет с некоторым
оптимизмом смотреть в будущее; сотрудники
Института экономики РАН, разработавшие
концепцию долгосрочной социально-экономической
стратегии России, даже назвали свою
монографию «Россия - 2015: оптимистический
сценарий» [2], Авторы смогли отойти от
традиционной схемы научных работ,
делавших основной упор на перечисление
ошибок, допущенных на начальном этапе
перехода к рыночной экономике, они
выбрали оптимистический вариант
развития, исходя из глобальных тенденций
мировой экономики и оценки потенциала
России.
В
настоящее время особенно важным
становится не только определение путей
закрепления наметившихся положительных
тенденций, но и соотнесение их с
современными мирохозяйственными тенденциями.
Преобразования в экономике в
современном мире основываются на понимании
того, что цивилизация вступила в
новую информационную эпоху, отсюда
становятся актуальными исследования
в этом направлении и для России.
В научной литературе наряду с
термином «информационное общество»
употребляются и другие, содержащие
идею преемственности историко-экономического
прогресса, в основе которого лежит
использование знаний, науки, новых
технологий. Сущность современной технологической
трансформации в ее взаимодействии
с экономикой и обществом, по нашему
мнению, наиболее полно отражается
информационно-технологической парадигмой
и, соответственно, термином « информационное
общество ». Выход за пределы индустриальной
эпохи является ключевым фактором информационализации
общества. Категория информации приобрела
общенаучное значение, используется
в различных отраслях знаний и
имеет различные трактовки, но даже
в настоящее время очевидным
упрощением была бы попытка преодоления
предметной особенности определенной
области знаний, оперирующей данным
термином, и выработка единственного
и общепризнанного понятия. Множество
интерпретаций можно свести к
основным, используемым для различных
целей исследования и соответственно
трансформируемым. В экономической
теории, как правило, основополагающим
является широко известное понимание
информации К. Шенноном, в соответствии
с которым, информация -это сообщение уменьшающее,
снимающее неопределенность, причем степень
сокращения неопределенности может быть
измерена, как для индивидуального события,
так и для совокупности событий. На основе
этой концепции базируется решение проблемы
неопределенности научной информации.
Изменение значения информационных процессов,
имеющих инновационный характер развития,
в середине двадцатого века составили
основу информационно-технологической
парадигмы. Производство в широком смысле
слова претерпело революционные изменения,
связанные с совершенствованием известных
и появлением новых средств производства,
предметов труда, источников энергии и
систем управления. Инновации, информация
превращаются в важнейший ресурс производства.
К сожалению, следует отметить, что внимание
информационным ресурсам уделяется только
в научной литературе, учебники экономической
теории рассматривают традиционные ресурсы,
иногда вскользь упоминая инновации и
не учитывая реального факта выделения
информации в самостоятельный, приоритетный
в настоящее время ресурс.
В
отличие от научно-технической революции
информационная предполагает не только
производство информации для воздействия
на технологию, но и создание технологий
для воздействия на информацию. При
этом кардинальные изменения в сфере
обработки информации охватывают различные
сферы человеческой деятельности, формируя
принципиально новые технологические
способы производства, обмена и потребления.
Производительность и конкурентоспособность
экономических субъектов в новых
условиях, в первую очередь, зависят
от их способности генерировать новые
знания и эффективно использовать информацию.
В соответствии с этим ускоряются
темпы роста информационных потребностей,
что, в свою очередь, способствует развитию
деятельности в сфере информации.
Информация,
став важнейшим ресурсом, в значительной
мере модифицирует рыночный механизм,
создавая основу общественного раз-
вития нового качества.(Ряд свойств
информации аналогичен свойствам традиционных
ресурсов, что позволяет использовать
основные экономические характеристики
при анализе информационного
производства. В то же время, проникновение
элементов информационной системы
во все сферы жизнедеятельности
человека и ее специфика обусловливают
необходимость специального экономического
анализа применительно к этой
системе в ее взаимодействии с
рыночным механизмом. Результатом применения
новых информационных технологий является
коммерциализация информации, однако
это не означает, что информация
может распространяться только рыночным
путем, кроме того, именно информационные
товары можно, прежде всего, рассматривать
в связи с экстерналиями. Это
в значительной мере обусловлено такими
свойствами информации, как неделимость
и не уничножимость. Многие виды информации
политического, социального, бытового
характера по своему статусу являются
общественными благами и должны предоставляться
бесплатно, доступность такого рода информации
обеспечивается государством.
При
наличии различных определений
информации неоспоримым главным
ее свойством остается способность
снимать неопределенность. Таким
образом, под информацией можно
понимать сведения, приобретаемые субъектами
с целью снижения уровня неопределенности,
формирования представления о процессах
и объектах. Сведения становятся информацией
в том случае, когда они осознаны
потребителем и могут быть ему
полезны, когда информация удовлетворяет
его потребность в новых знаниях
об окружающем мире, полезность информации
заключается в расширении альтернатив
и увеличении свободы выбора. В
качестве экономического ресурса информация
ограничена, а ее цена формируется
на рынке под воздействием спроса
и предложения.
Факторы
спроса отражают отношение субъекта
к риску, чем меньше он к нему расположен,
тем больше готов заплатить за
предоставляемую информацию. Такие
свойства информации, как новизна, достоверность,
полнота, актуальность, креативность,
количество покупателей, форма подачи,
определяют неценовые факторы спроса.
Информация означает передачу сведений,
представляя, таким образом, процесс,
кроме того, информация подвержена
устареванию, сроки которого гораздо
более короткие, чем для традиционных
продуктов. Потеря новизны исключает
возможность пользования информацией,
даже если ее материальные носители будут
самыми совершенными. Таким образом,
фактор времени играет здесь особую
роль.
Как
правило, в научной литературе авторы
обращают внимание на то, что материальные
носители информации имеют вторичный
характер, и не замечают проблем, связанных
с формой подачи информации. Однако
в настоящее время конкуренция
все более ожесточается, и производители
интенсивно используют различные формы
подачи информации для увеличения числа
потребителей при однозначном или
мало отличающемся содержании. Данная
тенденция особенно характерна для
кино-, видео- и телевизионной продукции.
Информация,
перенесенная на какой-либо материальный
носитель, отчуждается от непосредственного
владельца, и ее дальнейшая судьба может
быть неоднозначна. Одна из особенностей
информации состоит в том, что
ее производство требует значительных
затрат по сравнению с затратами
на тиражирование, причем покупатель,
приобретая носитель информации, может
ее скопировать и, в свою очередь, реализовать,
получив значительный доход при минимальных
издержках; информация не исчезает при
потреблении и может быть неоднократно
реализована другим, в том числе незаконным
покупателям. Современная эффективная
защита информации должна представлять
целую систему, основным звеном которой
является законодательство. Первый закон
о защите информации был принят в США в
1906 году, и после этого значительно активизировался
процесс по реализации и дальнейшей разработке
политики информационной безопасности,
рассматриваемой в качестве элемента
национальной безопасности. В России принципиально
новым моментом в деле правового обеспечения
информации явилось принятие Федерального
закона «Об информации, информатизации
и защите информации» от 20.02.95 № 24-ФЗ, который
впервые официально ввел понятие «конфиденциальной
информации» и установил общие правовые
требования к организации ее защиты и
контроля за осуществлением мероприятий
по защите. В России в настоящее время
в области информационной безопасности
применяется свыше ста законов, однако
именно эта сфера деятельности является
наиболее уязвимой, и проблемы, связанные
с определением прав собственности, растут
здесь пропорционально масштабам самой
деятельности . По оценкам экспертов даже
в странах с развитой рыночной экономикой
регулирование отношений по защите информации
и интеллектуальной собственности еще
недостаточно эффективно. В процессах
по делам хакеров в качестве оправдания
озвучивается в различных вариантах тезис
о необходимости свободного доступа к
информации, и этот род деятельности процветает,
прежде всего, благодаря нашим соотечественникам,
не говоря уже о более примитивном «пиратстве»
на видео рынке, продаже конфиденциальных
сведений персоналом, несанкционированном
тиражировании различного рода сведений
и т.п.
Особенности
производства информации затрудняют определение
издержек, которые отличаются от традиционных.
Попытки разработать теорию издержек,
связанных с интеллектуальной деятельностью,
до сих пор не дали однозначного,
достаточно обоснованного решения,
поэтому невозможно реально оценить
не только эффективность информационной
деятельности, но и ее защиты, при
этом существенно усложняется ценообразование
информационного рынка.
Как
показывает анализ, производители информационных
продуктов используют различные
ценовые стратегии. Уникальность продукта
и стремление увеличить число
покупателей обусловливают широкое
применение диверсификации цен, а отсутствие
аналогов и адресность позволяют
говорить об эксклюзивных ценах. Разнообразие
применяемых методик ценообразования
связано с неоднородностью продуктов
интеллектуальной деятельности.
В
настоящее время не существует единого
представления о структуре информационного
рынка. Ф. Махлуп, один из первых исследователей
интеллектуальной сферы деятельности,
как известно, выделяет пять секторов:
образование, научные исследования
и разработки, средства массовой информации
и связь, информационные машины и
оборудование, информационные услуги.
В. Тамбовцев, исследуя рынок информации,
говорит о научно-технической
информации, объектах художественной
культуры, управленческих данных и
сообщениях, бытовой информации, услугах
и образовании. Неоднородность классификационных
признаков отличает большинство
подходов к проблеме структуризации
информационного рынка и требует
дальнейшей работы в этом направлении.
Возникновение
информационного рынка в России
совпадает с началом переходного
периода. Причем переход к рынку
для информационной деятельности, в
отличие от других, означал не просто
превращение ее продукта в товар,
а принципиальные изменения условий,
масштабов и результатов производства.
Переход к открытому обществу
привел к возрастанию требований
к информации, которая должна быть
полной, актуальной, достоверной и
доступной, должна отражать все стороны
жизни общества и иметь как
деловой, так и потребительский
характер. В результате изменения
экономической роли государства, роста
законотворческой деятельности, приватизации
и увеличения хозяйственной самостоятельности
экономических субъектов ужесточились
требования к достоверности, своевременности
и законности экономической, отчетно-статистической
информации. С другой стороны, сами
хозяйствующие субъекты стали значительно
более заинтересованными в финансовой,
коммерческой, научно-технической, политической
информации; в условиях многократно
возросшей неопределенности и рыночной
конкуренции информация реально
превратилась в жизненно важный ресурс.
Предпосылкой развития процессов информатизации
послужило резкое возрастание доступности
импортных источников техники и
программного обеспечения, переход
от использования морально устаревших
электронно-вычислительных машин к
персональным компьютерам и сетям.
На
ускоренное развитие информационного
рынка значительное влияние оказало
превращение деятельности по разработке
и внедрению программных технологий
в один из самых динамичных видов
бизнеса. В настоящее время значительные
перспективы открываются в такой
области информационной деятельности,
как электронные сделки. Если первоначально
сектор деловой информации обслуживающий
биржевую, банковскую, финансовую деятельность
поставлял информацию о котировках ценных
бумаг, валютных курсах, ценах и т.п., то
с конца двадцатого века стала внедряться
не только электронная торговля, но и технологии
удаленного банковского и биржевого обслуживания.
Первые банки, предлагающие серверные
возможности Интернета, появились в США
в 1995 году. Такие банки, работающие в режиме
«on line» могут быть полностью виртуальными
и осуществлять операции только в Сети,
при этом США уже распространили систему
гарантирования вкладов на итернет-банкинг,
что говорит о поддержке и заинтересованности
в развитии данной деятельности. В России
среди 5% банков, работающих в системе Интернет-банкинга,
лидируют «Автобанк», «Альфа-банк». Соответствующая
система «Автобанка» позволяет: покупать,
продавать валюту; оплачивать коммунальные
услуги, переводить денежные средства
по своим счетам в рублях и валюте; совершать
внутри банковские и межбанковские платежи;
оплачивать счета провайдеров, операторов
сотовой и пейджинговой связи; размещать
средства во вклады, пополнять счета пластиковых
карт, получать выписки по всем счетам.
Инвестиционная компания «Нева-инвест»
представляет на российском рынке информационно
торговую систему Интернет-трейдинга,
основанную на программном продукте QUIK,
широко распространенном в других странах,
которая обеспечивает удаленный доступ
к торгам через Интернет.
Информационный
рынок в России развивается быстрыми
темпами, однако если учесть наше значительное
изначальное отставание, агрессивное
давление импортных технологий и
продуктов, традиционно приоритетное
развитие информационных технологий в
других странах, существование мощных
транснациональных компаний, то становится
очевидным, что без сильной, много
аспектной государственной поддержки
Россия окажется на задворках мировой
цивилизации. Отказ от государственной
поддержки научно-инновационной
сферы деятельности является горьким
опытом непродуманных решений с
последствиями, затрагивающими фундаментальные
основы стабильного развития государства.
В этой связи особое значение приобретает
реализация Федеральной целевой
программы «Электронная Россия (2002
- 2010 годы)», утвержденной постановлением
Правительства РФ от 28 января 2002 года,
а так же соответствующих комплексных
программ для крупных регионов и
городов, в том числе для Санкт-Петербурга.
Программа « Электронная Россия
» должна обеспечить формирование нормативно-правовой
базы в сфере информационно коммуникационных
технологий, развитие информационной
и телекоммуникационной инфраструктуры,
сформировать условия для подключения
к открытым информационным системам
и широкого внедрения информационно-коммуникационных
технологий. Для координации деятельности
участников Программы и финансирования,
которое будет осуществляться за
счет средств государственного, местных
бюджетов, Международного банка реконструкции
и развития, российских и иностранных
инвесторов, работает межведомственная
комиссия, а в ее рамках - экспертный совет,
состоящий из представителей деловых
кругов, высших учебных заведений, научных
и профессиональных организаций, заинтересованных
органов исполнительной власти. В ходе
выполнения Программы формируются методы
мониторинга для определения эффективности
расходования бюджетных средств в сфере
информатизации, эффективности использования
информационно-коммуникационных технологий,
а так же нормативной правовой базы, регулирующей
это использование. На основе сформированной
нормативной базы должны быть осуществлены
проекты, обеспечивающие взаимодействие
органов государственной власти и местного
самоуправления с гражданами и хозяйствующими
субъектами по вопросам налогообложения,
таможенного оформления, регистрации
и ликвидации юридических лиц, сертификации
и лицензирования, представления отчетности,
предусмотренной законами об акционерных
обществах, рынке ценных бумаг, поставках
продукции по государственным заказам.
Совершенствование нормативно-правовой
базы позволит, в частности, упростить
порядок лицензирования и сертификации
в информационной сфере деятельности
и сократить долю теневого рынка. Программой
намечается организация системы мониторинга
реализации нормативных правовых документов
и принятых стандартов с целью своевременного
выявления нарушений и снижения административных
барьеров в этой сфере, одновременно предусматривается
перевод большей части документооборота
между хозяйствующими субъектами, органами
государственной власти и органами местного
самоуправления в электронную форму, будет
сформирована единая информационная и
телекоммуникационная инфраструктура
для органов государственной власти и
местного самоуправления, бюджетных и
некоммерческих организаций, что значительно
повысит качество и мобильность управления.