Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 19:51, реферат
Банки и соответствующие им финансовые учреждения оказывают непосредственное влияние на развитие государства, его экономическое здоровье и, несомненно, являются одним из факторов повышения социальной активности населения1. Коммерческий банк необходим каждому, кто называет себя бизнесменом, - от начинающего брокера до менеджера транснациональной корпорации.
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................ 3
ГЛАВА I. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ И ЕЕ ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ В XVIII — НАЧАЛЕ XX ВЕКА............................ 5
ГЛАВА II. КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА СССР И ЕЕ НОРМАТИВНО-
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ПЕРИОД НЭПА ......................... 20
ГЛАВА III. ЗАРОЖДЕНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
РЫНОЧНОГО ТИПА И СООТВЕТСТВУЮЩЕГО БАНКОВСКОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА......................................................................... 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................... 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ............
Второй вывод состоит в том, что в процессе формирования кредитно-банковской системы дореволюционной России различаются три периода.
1 Период казенных кредитных учреждений. Кредитно-банковская система как таковая еще отсутствует. Более того, в ней нет и экономической необходимости. Этот период охватывает почти весь XVIII в. и завершается в XIX в. с отменой крепостного права.
2. Период возникновения
в России собственно кредитно-
3. Период модернизации кредитно-банковской системы, приведения ее в соответствие с экономическими условиями развод России. Этот период начинается с последней четверти XIX в. завершается 1917 г.
Изучение советского опыта построения кредитной системы в период нэпа приводит нас к следующим выводам.
1. В процессе формирования кредитной системы Советского государства во время нэпа различаются три периода:
период (1921—1923 гг.) — переход к нэпу и образование предпосылок, необходимых для развития банковского дела;
II период (1923—1926 гг.) — образование Союза ССР и создание тех элементов, из которых впоследствии будет строиться кредитная система СССР;
III период (1926—1930 гг.) — рационализация кредитной сети страны и превращение ее в кредитную систему.
2. В Советском государстве в период нэпа существовала разветвленная многосубъектная кредитная система, которая обеспечивала юридическим и физическим лицам довольно широкий круг банковских услуг. Однако эта система так и не получила подлинного развития в связи с последующим изменением государственной политики.
3. Опыт построения кредитной
системы СССР интересует нас
прежде всего с точки зрения
его актуальности в
Во-первых, существовало несколько специализированных органов, в задачу которых входили контроль и регулирование деятельности кредитных организаций (НКФ, Комитет по делам банков. Госбанк, ЦСХБ). Здесь можно увидеть признаки отсутствия монополизма в сфере управления банковской системой, что является одним из наиболее серьезных недостатков верхнего уровня современной банковской системы Российской Федерации.
Во-вторых, существовало разделение кредитных организаций по функциям путем определения конкретных задач каждой из них, а также путем распределения между ними клиентуры. В современных условиях в таком жестком разделении кредитных организаций по функциям нет необходимости, более того, это пошло бы во вред формированию подлинно рыночной банковской системы России. Однако определенная специализация могла бы иметь место. Речь идет об отсутствии в России ипотечных банков, об отсутствии четкой системы кредитования сельского хозяйства, о необходимости совершенствования кредитной политики по финансированию жилищного строительства и т.д.
В третьих, наличие Дальневосточного и Среднеазиатского банков говорит о зарождении идеи региональных кредитных организаций, в основу построения которых положен не административный или национально-территориальный принцип, а принцип экономического районирования.
В четвертых, особого внимания заслуживает тот факт, что в Комитете по делам банков обязательным членом являлся представитель местных коммунальных банков, избираемый ежегодно на съезде этих банков. В этом — начало воплощения в жизнь идей оптимального учета общегосударственных и региональных (местных) интересов в процессе принятия решений, влияющих на всю банковскую систему страны, а также идея об усилении роли союзов и ассоциаций кредитных организаций в принятии таких решений.
В-пятых, в 1924— 1925 гг. существовала идея издания кредитного устава, которая, однако, не была осуществлена. Но сама эта идея, на наш взгляд, заслуживает серьезного внимания.
Изучение опыта попытки построения кредитной системы рыночного типа приводит нас к следующим выводам.
Последняя по времени попытка коренным образом улучшить деятельность государственных специализированных банков СССР в рамках существующей банковской системы была сделана в начале 1989 г. 31 марта 1989 г. было принято правительственное Постановление «О переводе государственных специализированных банков СССР на полный хозяйственный расчет и самофинансирование», в котором ставилась задача уже в 1989 г. ввести в действие новый механизм хозяйствования банков, новые организационные и правовые основы их деятельности, соответствующие углубляющейся экономической реформе.
Было решено ввести в действие новый механизм хозяйствования государственных специализированных банков СССР, положив в основу их деятельности прибыль (доход) как обобщающий показатель эффективности работы и главный источник укрепления и развития банковских учреждений, социального развития и материального стимулирования их коллективов. При этом ставилась задача строить хозрасчетные взаимоотношения банков с клиентами и друг с другом «на принципах надежного и заинтересованного партнерства».
Постановление требовало коммерциализации деятельности государственных специализированных банков. В то же время Постановление позволяло вышестоящим банковским учреждениям — Правлениям государственных специализированных банков за символическую плату получать, точнее, отбирать у своих хозрасчетных звеньев мобилизованные ими на местах кредитные ресурсы, которые в конечном счете поступают в распоряжение Госбанка СССР. Это обстоятельство служило ярким проявлением сохранившегося в стране централизованного метода управления банками, торпедировало их попытки вести работу на принципах хозяйственного расчета и самофинансирования, обескровливало их коммерческую деятельность, делало невозможным выполнение государственными специализированными банками задачи, сформулированной в Постановлении: строить хозрасчетные взаимоотношения со своими контрагентами на принципах надежного и заинтересованного партнерства.
Были и другие причины, которые делали необходимым дальнейшее углубление банковской реформы в стране.
Однако по мере развития рыночных отношений, численного роста коммерческих банков и повышения их роли в народном хозяйстве страны становились все более очевидными две вещи:
во-первых, несостоятельность действующей в стране государственной системы специализированных банков, а значит, необходимость качественного совершенствования существующей кредитно-банковской системы;
во-вторых, необходимость создания специального банковского законодательства.
Решение этих задач стало содержанием нового этапа банковской реформы в стране, который начался с принятия Верховным Советом СССР в декабре 1990 г. Закона «О Государственном банке СССР»29 и Закона «О банках в СССР»30, которые по известным причинам не успели оказать реального воздействия на банковскую деятельность в стране.
1 См.: Завадский В. Размышления специалиста (классификация банковского законодательства // Деловой юридический журнал N 2, ноябрь-декабрь,1994.
2 См.: Нишонов О. Банковская деятельность: некоторые вопросы правового регулирования // Кодекс-INFO - Информационный бюллетень текущего законодательства, № 26, 1998 г.
3 См.: "O Центральном банке PСФСР (Банке России)" Закона PСФСР // Вестник Банка России, N 61, 03.10.2001.
4 См.: О банках и банковской деятельности (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (с изменениями на 21 марта 2002 года) // Российская газета, 11.12.1990.
5 См.: Белых В. Гражданский Кодекс и банковское законодательство // Хозяйство и право N 4, 1997 г.
6 См.: Ерпылева Н.Ю. Некоторые вопросы теории и практики международного банковского права // Адвокат, N 8 (56), 2000 г.
7 См.: Ключевский В.О. Сочинения. М., 1988. Т. 3. С.325—327.
8 См: Батюшков Д.Д. Банки. Их историческое развитие, значение, операций и счетоводство. Владикавказ, 1905. С.34—35.
9 См.: Печерин И. Исторический обзор правительственных, общественных и частных кредитных установлений в России. - СПб., 1904 С. 106-107.
10 См.: Панфилов С.Ф. Акционерные Коммерческие Банки в России в прошлом и настоящем. - Н. Новгород, 1924; М., 1995. С. 221.
11 Кауфман И.И. Государственные долги России // Вести. Европы. 1885. Кн. П. С. 584.
12 См.: Печерин Я.И. Указ. соч. С. 28—36.
13 См.: Данько Н.Д. Банкир, биржевик, меценат // Деньги и кредит. 1993. № 8.
14 См.: Печерин Я.И. Указ. соч. С. 115-117.
15 См.: Сборник государственных знаний. - СПб., 1878. Т. 4. С. 74-96.
16 См.: Гурьев Д.Я. Указ. соч.С.64—70.
17 Гурьев А.Н. Указ. соч. С. 162-163.
18 См.: Семенова Е.В. Крестьянский поземельный банк // Деньги и кредит 1993. № 7.
19 См.: Гурьев А.Я. Указ. соч.С.204.
20 См.: Березина М.П., Крупнов Ю.С. Банкирские дома в экономической жизни пореформенной России // Деньги и кредит. 1993. № 12.
21 См. Вознесенский Е.П. Операции коммерческих банков // Банк. дело. СПб.; Пг., 1914.С 12—13.
22 См.: Агарков М.М. Основы банкового права: Курс лекций. Учение о ценных бумагах (научное исследование). - М., 1994. С. 23.
23 См.: Советское гражданское право / под ред. О.А. Красавчикова. - М, 1968. Т. 1. С. 133-138.
24 См.: Финансы / под ред. В.М. Родионовой. М-1993. С. 77.
25 См.: Программное заявление XXVIII съезда КПСС «К гуманному, демократическому социализму» // Материалы XXVIII съезда КПСС. М., 1990. С. 87.
26 ВВС СССР. 1988 № 22. Ст. 355.
27 Там же (п. 1 и 2 ст. 10; п. 5 ст. 1, п. 1 ст. 18, п. 2 ст. 19, п. 1 и 2 ст. 20).
28 ВВС СССР. 1988. № 22. Ст. 355 (ч. 5 и 6 п. 2 ст. 23).
29 ВСНД и ВС СССР. 1990. № 52. Ст. 1154.
30 ВСНД и ВС СССР. 1990. № 52. Ст. 1155.