Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 14:33, реферат
Вступление Казахстана в рынок в значительной мере связано с реализацией потенциала кредитных отношений. Поэтому одним из обязательных условий формирования рынка является коренная перестройка денежного обращения и кредита. Главная задача реформы - максимальное сокращение централизованного перераспределения денежных ресурсов и переход к преимущественно горизонтальному их движению на финансовом рынке. Создание финансового рынка означает принципиальное изменение роли кредитных институтов в управлении народным хозяйством и повышение роли кредита в системе экономических отношений.
ВВЕДЕНИЕ
1. Становление и развитие банковской системы в Республике Казахстан
2 Основы организации деятельности банков второго уровня
3 Функции и деятельность коммерческих банков на современном этапе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В современной рыночной экономике с разделением труда банковская система имеет огромное значение благодаря связям этой системы со всеми секторами экономики.[3]
Современная экономика представляет собой очень сложную систему, каждая часть которой тесно связана с другими и играет важную роль. Но, одну из важнейших ролей играет банковская система, обеспечивающая на современном этапе развития экономических взаимоотношений нормальное функционирование всей экономики в целом. На сегодняшний день банки призваны:
- аккумулировать свободные денежные средства,
- выполнять функции кассиров хозяйственных субъектов,
- производить эмиссию.
Сейчас невозможно представить гармонично развитое государство без разветвленной сети банков. И действительно, банки играют в современной экономике роль многочисленных сердец, с помощью которых возможно развитие и становление экономико-политической мощи государства,. На сегодняшний день, банки являются экономическим инструментом в руках правительства.
Самые важные задачи банков заключается в обеспечении бесперебойного денежного оборота и оборота капитала, в предоставлении широкого круга возможностей вложения денежных средств с целью накопления сбережений народного хозяйства.
Преобразование централизованной плановой экономики бывшего Советского Союза, а также Казахстана, в эффективную рыночную экономику будет успешным только в случае, если будет создана соответствующая государственная типовая основа. Для этого параллельно с частной собственностью на средства производств, свободой занятия промыслом и свободной заключения договоров, конкуренцией, эффективной государственной администрацией, а также тарифной автономией и равновесием интересов различных социальных групп необходимо обеспечить функционирующую систему ценообразования и стабильности валюты.
При этом понятие денежной стабильности имеет огромное значение для социально направленной рыночной экономики. Девальвация денег искажает не только систему ценообразованием, и таким образом фальсифицирует сигналы, поступающие от рынка, она отрицательно отражается на решениях предприятий в отношении капиталовложений и лишает из основы накопления собственного капитала. Инфляционные процессы являются в особой степени несоциальными, так как они в огромном масштабе отражаются на формах хранения денег, которые выбирают более бедные слои населения и в крайних случаях могут полностью уничтожить сбереженные вклады экономически слабого или плохо проинформированного населения.
Двухуровневая банковская система основывается на построении взаимоотношений между банками в двух плоскостях: по вертикали и по горизонтали. По вертикали - отношения подчинения между Центральным банком как руководящим, управляющим центром и низовыми звеньями - коммерческим и специализированными банками; по горизонтали- отношение равноправного партнерства между различными низовыми звеньями. При этом происходит разделение административных функций и операционных, связанных с обслуживанием хозяйства. Центральный банк остается банком банков в полном смысле этого слова только для двух категорий клиентов - коммерческих и специализированных банков и правительственных структур, причем преобладающими становятся функции «банка банков» и управления деятельностью банковских учреждений в целях регулирования и контроля за функционированием рынка кредитно-финансовых услуг.
Также для формирования
банковского сектора в
Современная банковская система Казахстана сложилась в результате различных преобразований, приведенных в рамках банковской реформы, которая проводится в нашей республике с 1987 года.
Переходный период, в течение которого сосуществовали старые и новые банковские структуры, оказался сравнительно непродолжительным. В результате в Республике сложилась двухуровневая банковская система, первый уровень которой представляет Национальный банк, а второй или нижний уровень представляют государственные, коммерческие, совместные и иностранные банки. Национальный банк является главным банком Казахстана и находится в ее собственности. С одной стороны, он является юридическим лицом, осуществляющим определенные гражданско-правовые сделки с коммерческим банками и государством. С другой стороны, он же наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой республики, которые зафиксированы в Законе «О Национальном банке РК». Основной задачей НБК является обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты Республики Казахстан, а также разработка и проведение денежно-кредитной политики, регулирование денежного обращения, организация банковских расчетов и валютных отношений, содействие обеспечению стабильности денежной, кредитной и банковской системы, защита интересов кредиторов и вкладчиков банка. НБК также выступает эмитентом государственных ценных бумаг, участвует в обслуживании внутреннего и внешнего долга РК, гарантом которых является Правительство РК; Национальный банк осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков и организаций, осуществляющих операции по купле, продаже и обмену иностранной валюты и устанавливает пруденциальные нормативы, регулирующие деятельность банков. То есть Нацбанк несет полную ответственность за функционирование денежно-кредитной сферы и представляет интересы РК в отношениях с центральными банками и финансово-кредитными учреждениями других стран.
Реформирование банковской системы Казахстана проходило практически в три этапа.
На первом этапе (1988-1991 г.) в условии существования СССР была проведена реорганизация государственных отраслевых специализированных банков передачей части функций центра республиканские подразделения соответствующих банков, начато создание первых коммерческих банков и сделаны начальные шаги по преданию Госбанку отдельных функций центрального банка.
Второй этап с (1992-1993 г.) характеризуется постепенным переходом Нацбанка к выполнению ряда функций центрального банка в рамках существования рублевой зоны, экстенсивным формированием и развитием коммерческих банков, началом формирования национальной банковской нормативно-правовой базы.
На третьем этапе (с ноября 1993) в связи с введение национальной валюты на Нацбанк была возложена полная ответственность за функционирование денежно-кредитной сферы, введение классических принципов его взаимоотношений с бюджетом и банками, укрепление системы регулирования деятельности банков.
Следует, что в начале третьего этапа состояние банковской системы страны по существу не отвечало в полной мере объективно-предъявляемым к ним требованиям. Это относилось как к Нацбанку, который к тому времени не имел традиций и опыта в части выполнения функций центрального банка, так и к банкам второго уровня которые не способны были в необходимых объемах осуществлять кредитование экономики за счет собственных и самостоятельно мобилизуемых финансовых ресурсов и выполнять весь комплекс банковских услуг.
Основы организации деятельности банков второго уровня
Организационная структура банка определяется двумя основными методами: структурой управления банком и структурой его функциональных подразделений и служб.
Главное назначение органов управления - обеспечить эффективное, рациональное и оперативное руководство коммерческой деятельностью банка с целью реализации его основных функций. От того, как организован банк, как налажены у него отношения руководства и подчиненных, зависит вся его деятельность. Определение структуры управления банком предусматривает выделение органов управления, утверждение их полномочий, ответственности и взаимосвязи при осуществлении основных банковских операций. Общие подходы и структура управления банком определяются банковским законодательством, но многие вопросы структуры управления коммерческий банк вправе решать самостоятельно.Организационная и управленческая структура коммерческого банка регламентируется уставом, в котором содержатся положения об органах управления банка, их структуре, порядке образования и функциях.
Высшим органом акционерного коммерческого банка является общее собрание акционеров, созываемое ежегодно для решения следующих основных вопросов:
- изменение устава и уставного капитала;
- избрание правления (совета) банка;
- утверждение годовых отчетов;
- распределение доходов банка;
- создание и ликвидация филиалов банка и др. Для общего руководства работой банка, а также наблюдения и контроля за работой исполнительных и контрольных органов собрание акционеров избирает правление или совет банка на срок до 5 лет.
Правление (совет) определяет цели банка и осуществляет его политику по кредитно-расчетным, инвестиционным, валютным и другим видам деятельности, устанавливает связи и координирует деятельность с другими организациями в деловом мире. Правление (совет) несет ответственность за то, чтобы кредитная и инвестиционная политика соответствовала банковским законам и другим законодательным актам Республики Казахстан. Оно решает вопросы подбора, подготовки и использования кадров. Собрание акционеров из состава правления (совета) для оперативного руководства деятельностью банка выбирает председателя правления или президента банка. Он руководит банком через своих заместителей (вице-президентов), которые курируют конкретные области банковской деятельности, т. е. работу ведущих управлений, департаментов и отделов. Все они входят в состав правления (совета). Крупные банки обычно состоят из департаментов, управлений и отделов, которые создаются по функциональному признаку. Их руководители обеспечивают нормальную работу этих подразделений. Директора департаментов, начальники управлений и их заместители координируют деятельность отделов и служб, определяют конкретные их цели и программы, консультируют, контролируют и оценивают их работу. Отделы и службы состоят из квалифицированных специалистов, которые занимаются узкоспециализированной работой и участком банковских операций и оказанием услуг клиентам. Обычно отделы бывают: кредитования, инвестиций и ценных бумаг, депозитных и кассовых операций, маркетинга, внешнеэкономических связей и др. Для принятия конкретных решений по выдаче кредитов и поревизионно-контрольной работе в банках создаются кредитный комитет и ревизионная комиссия. В организационной структуре банка реализуются его функции, непосредственно связанные с выполнением поставленных перед банком задач: кредитование, инвестирование, доверительные операции, международные расчеты, прием и обслуживание клиентов. Количество отделов зависит от величины и характера деятельности банка, объемов и сложности банковских операций и разнообразия предоставляемых клиентам услуг. В зависимости от наличия в банке сети филиалов и региональных подразделений в его структуре должны быть департамент или управление по координации, руководству и контролю деятельности филиалов и региональных подразделений. Сущность деятельности банков проявляется в выполнении ими определенных функций, которые отличают их от других органов. Банковскую услугу можно охарактеризовать как выполнение банком определенных действий в интересах клиента, В основе любого банковского продукта лежит необходимость удовлетворения какой-либо потребности. К основным традиционным услугам в настоящее время по-прежнему относятся привлечение вкладов и предоставление ссуд. От разницы в процентах по этим услугам коммерческие банки и получают наибольшую массу прибыли. Однако даже только в рамках этих двух услуг может быть выработано множество самых разнообразных форм банковских продуктов. Сегодня универсальные коммерческие банки предлагают широкий ряд продуктов, охватывающий разные аспекты банковской деятельности и финансовых услуг. Коммерческие банки республики практически занимаются, всеми видами кредитных, расчетных и финансовых операций, связанных с обслуживанием хозяйственной деятельности своих клиентов. В соответствии с банковским законодательством Республики Казахстан коммерческие банки выполняют следующие операции:
- привлечение депозитов на платной основе;
- ведение счетов клиентов и банков-корреспондентов, их кассовое обслуживание;
- предоставление юридическим и физическим лицам краткосрочных и долгосрочных кредитов на условиях возвратности, срочности и платности;
- финансирование капитальных вложений по поручению владельцев или распорядителей инвестируемых средств;
- выпуск собственных ценных бумаг (чеков, векселей, аккредитивов, депозитных сертификатов, акций и других долговых обязательств) в порядке, предусмотренном законом;
- покупка, продажа и хранение платежных документов и иных ценных бумаг и другие операции с ними;
- выдача поручительств, гарантий к иных обязательств за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме;
- приобретение права требования поставок товара и оказания услуг, принятие рисков исполнения таких требований и инкассации этих требований (факторинг);
- оказание брокерских услуг по банковским операциям, выступление в качестве агента клиентов по их риску;
- услуги по хранению документов и ценностей клиентов (сейфовый бизнес);
- финансирование коммерческих сделок, в т. ч. без права к продавцу (форфейтинг);
- доверительные операции по поручению клиентов (привлечение и размещение средств, управление ценными бумагами);
- оказание консультационных услуг, связанных с банковской деятельностью;
осуществление лизинговых операций.
Приведем упрощенную структуру коммерческого банка (схема 1).
При наличии специальной лицензии Нацбанка банки могут осуществлять другие банковские операции, в том числе:
- проведение операций с иностранной валютой;
- привлечение денежных вкладов населения;
- оказание услуг по пересылке денег (инкассация).
Группируя эти операции коммерческих банков, можно сформулировать выполняемые ими основные функции:
1)аккумуляция временно свободных денежных средств, сбережений и накоплений (депозитные операции);
2)кредитование
экономики и населения (
3)выпуск кредитных денег;
4)организация
и проведение безналичных
5)инвестиционная деятельность;
6)прочие финансовые услуги клиентам.
Выполняя функцию мобилизации временно свободных денежных средств физических и юридических лиц и превращения их в капитал, банки аккумулируют денежные доходы и сбережения в форме вкладов. При этом они эффективно ими управляют, т. е. обеспечивают их сохранность и предоставляют на прибыльной основе ссуды заемщикам, так как сконцентрированные во вкладах сбережения превращаются в ссудный капитал. Заемщики вкладывают средства в расширение производства, покупку товаров. В конечном счете с помощью коммерческих банков сбережения превращаются в капитал.
Информация о работе Становление и развитие банковской системы в Республике Казахстан