Становление предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение становления предпринимательской деятельности в России.
Исходя из поставленной цели работы, были сформулированы следующие задачи:
изучить сущность, виды, формы и функции предпринимательства.
рассмотреть историю становления предпринимательства в России.
проанализировать понятие предпринимательства В России в наши дни
выяснить перспективы развития предпринимательства в России в будущем

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3
1.Понятие предпринимательства…………………………………………….....5
1.1.Сущность предпринимательства…………………………………………...5
1.2. Типы и виды предпринимательства…………………………………….....6
1.3. Организационно-правовые формы предпринимательства……………....9
1.4.Функции предпринимательской деятельности………………………......12
2. Становление предпринимательства в России……………………………..15
2.1.История предпринимательства в России …………………………….......15
2.2.Предпринимательство в настоящее время…………………………….....17
2.3.Перспективы развития предпринимательства в России……………......20
Заключение………………………………………………………………..........24
Список источников………………………………………………………….....26

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 96.84 Кб (Скачать файл)

 Бизнес-слой - общее понятие, объединяющее  всех россиян, в той или иной  степени занятых в бизнесе, начиная  с классических предпринимателей  и кончая наемными работниками, в свободное время тоже пытающиеся "делать деньги".

Этот слой охватывает всю совокупность субъектов производительной, коммерческой и финансовой деятельности, осуществляемой на базе автономно принимаемых решений и с целью получения прибыли. Этот слой далеко не однороден по составу. В нем можно выделить несколько основных бизнес-групп:

- предприниматели частные собственники  преимущественно мелких предприятий  и фирм, лично управляющие последними, не совмещающие эту деятельность  с работой по найму;

-  самозанятые - лица, занятые мельчайшим предпринимательством на базе индивидуальной трудовой деятельности с помощью собственных средств производства;

- бизнесмены-менеджеры - наемные директора мелких и средних предприятий, главным образом акционированного и частного секторов экономики, совмещающие управленческую работу по найму с ведением собственного бизнеса;

-  полупредприниматели - наемные работники, в основном акционированного и частного секторов экономики, не выполняющие управленческих функций и совмещающие основную работу с теми или иными видами предпринимательства;

-  менеджеры-совладельцы - хозяйственные руководители мелких и средних акционированных предприятий, работающие по найму, но вместе с тем располагающие пакетами акций управляемых предприятий;

- "классические" менеджеры хозяйственные руководители, управляющие государственными или частными предприятиями на основе найма.

Небольшое число предпринимателей в общей структуре бизнес-слоя (11%) объясняется тем, что для многих представителей бизнес-слоя сохранение должности (рабочего места) играет защитно-вспомогательную роль - одним она служит социальным прикрытием, другим - способом накопления трудового стажа, третьим - страховкой на случай банкротства, четвертым - источником дефицитных ресурсов, деловых связей и льгот.

Бизнес-слой можно также дифференцировать по показателям доходов различных бизнес-групп. Он делится на три ступени:

1. Предприниматели, бизнесмены-менеджеры  и самозанятые. Доходы предпринимателей  превышают средний уровень доходов  основных бизнесменов почти в 2 раза, а "работников вне бизнеса" - почти в 5 раз.

2. Полупредприниматели и менеджеры-совладельцы. Доходы этой группы в 2 раза  ниже доходов 1-й группы и в 2 раза выше заработков "работников  вне бизнеса".

3. "Классические" менеджеры. Их  заработок всего на 40 % выше зарплаты  работников исполнительного труда, что вряд ли компенсирует разницу  в уровнях образования, квалификации  и ответственности труда тех  и других.

Из этого можно сделать вывод, что никакой вид труда по найму, включая самый квалифицированный и управленческий, не обеспечивает доходов, сравнимых с простейшим предпринимательством.

Проанализируем важнейшую часть бизнес-слоя России - предпринимателей.

 Если рассмотреть их возрастные  рамки, то можно выделить следующие  закономерности:

- Крупные предприниматели: 40% из  них стали предпринимателями  в возрасте 31 до 40 лет, 18% - от 41 до 45.

           -Мелкие и средние предприниматели: около 30% из них стали предпринимателями не старше 30 лет, 30-40% - от 30 до 40 лет и около 30% - старше 40 лет.

 В мире бизнес всегда был  преимущественно мужским занятием. В России доля мужчин-предпринимателей  достигает 83 %.

Самой же характерной чертой, отличающей российский предпринимателей - это их уровень образования. По данным различных опросов доля лиц с высшим образованием среди предпринимателей превышает 80%. Среди крупных предпринимателей доля лиц с кандидатской степенью почти 38%, имеющих второе высшее - 6,5%. опросов. Если сопоставить эти данные с уровнем образования предпринимателей в других странах, то оказывается, что российский предприниматель - самый интеллектуальный предприниматель в мире.

 Сейчас в России преобладает  мнение, что главными качествами  предпринимателя являются инициативность, находчивость, энергичность и хорошие  организаторские способности. Профессионализм  отступил на второй план. На  мой взгляд, это неправильно, так  как дальнейшее развитие предпринимательства  в России возможно только при  наличии высокообразованных и  профессиональных людей. Только  профессионал может правильно  оценить состояние рынка и  сделать правильные выводы. В  связи с этим встает проблема  повышения доли специалистов, получивших  именно экономическое высшее  образование.

 Развитие предпринимательства  в России происходит в достаточно  неблагоприятных для формирования  слоя цивилизованных бизнесменов условиях. На них давит гнет налогов и рэкета, своеобразного вида налога. Но, несмотря ни на что, российские предприниматели постепенно завоевывают твердые позиции на мировой арене, и наверняка через какой-то промежуток времени они будут лидировать, так как по своим качествам они не только не отстают, но и во многом опережают западных коллег.[6]

 

2.3.Перспективы развития предпринимательства в России

 

В настоящее время условия ведения бизнеса в России по сравнению с 90-ми годами ХХ века существенно изменились. Стабилизация экономики государства, укрепление рубля и постепенный переход к признанию его на международном рынке, снижение темпов инфляции, создание и постоянное увеличение денежных средств в государственных резервных фондах, постоянное совершенствование законодательной базы, постепенное вхождение в мировой рынок – все это влияет на деятельность как российских, так и зарубежных компаний, работающих в России. Сложились тенденции, которые определяют, какие из резервов повышения конкурентоспособности помогут компаниям не только остаться на рынке, но и успешно развиваться дальше.

Государство на макроуровне разрабатывает планы по развитию различных отраслей экономики на 10 и более лет. Создаются долгосрочные программы по развитию регионов и проекты в социальной сфере, в которые вкладываются значительные бюджетные средства. Разработка государственной стратегии создает условия для развития промышленности, внедрения новых технологий и новейших достижений науки.

Россия стремится стать экономически сильным государством. Происходящие в экономике изменения позволяют российским производственным и торговым компаниям с одной стороны, более уверенно и на плановой основе осуществлять свою деятельность, а с другой стороны усиливают конкурентную борьбу с иностранными торговыми и производственными компаниями, успешно осваивающими российский рынок.

Для развития бизнеса в России сегодня характерно:

  • Наличие на рынке широкого ассортимента практически всех видов товаров на всей территории России.
  • Относительная стабилизация цен на товары и общая тенденция их снижения.
  • Постепенный уход с рынка компаний, имеющих меньшую производительность труда и более высокие затраты на продвижение товара к потребителю.
  • Расширение географии торговых сетей крупных компаний, образованных с участием иностранного капитала.
  • Создание крупных логистических центров в различных регионах и постепенный охват ими всей территории страны.
  • Рост транспортных и складских услуг, предоставляемых российскими и иностранными логистическими компаниями.
  • Расширение числа консалтинговых компаний в сфере логистики.

По мере совершенствования законодательства, укрепления экономики и стабилизации ситуации в стране на российский рынок хлынули сначала торговые, а затем и производственные иностранные компании. Имея отработанную и опробованную на практике в других странах стратегию развития бизнеса и обладая большими финансовыми возможностями, они начали проникать в разные отрасли российской экономики и создавать свою инфраструктуру.

Крупные иностранные компании действуют по четким планам развития, которые просчитываются обычно на 10-15 лет. Они используют в работе самые современные технологии, созданные в специализированных научных институтах и лабораториях.

Для российских компаний ситуация на рынке требует адекватного подхода и перестройки, в первую очередь системы планирования, управления бизнес-процессами и их оптимизации. Новые условия внешней среды требуют от руководителей отечественных компаний разработки тщательно продуманной и рассчитанной стратегии развития как минимум на 5-10 лет, если они хотят закрепиться или же просто выжить. При планировании деятельности компании на период от 10 до 15 лет появляется возможность окупить вложенные средства и рассчитать использование объекта для развития бизнеса с минимизацией расходов.

Рис.2.1.Бизнес-план.

Таким образом, существование и развитие российских компаний зависит от способности их высшего менеджмента применить в своей работе новейшие достижения в области стратегического планирования, управления и использования современных информационных систем и технологий. Так как основные резервы повышения конкурентоспособности торговых и производственных компаний лежат в сфере логистики, то без оптимизации и совершенствования логистических процессов, без разработки стратегии развития компании и логистической стратегии, обеспечивающей ее реализацию, никакое успешное развитие компании становится невозможным.  [9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В процессе проделанной работы мы пришли к выводу:

  1. Предпринимательская деятельность - это прежде всего интеллектуальная деятельность энергичного и инициативного человека, который, владея какими-либо материальными ценностями использует их для организации бизнеса. Извлекая пользу для самого себя, предприниматель действует на благо общества. Переход российской экономики к рыночным отношениям неизбежно связан с установлением и развитием предпринимательства. Успех в предпринимательской деятельности достигается знаниями, практикой, необходимыми материальными средствами и психологическими качествами личности. Кроме того обязательна государственная регламентация предпринимательской деятельности. Действующие на территории нашего государства организационно- правовые формы предпринимательства должны быть направлены на упрощение достижения главной цели предпринимательской деятельности - извлечение прибыли. Они должны быть понятны и доступны для воплощения . Человек, решивший вступить в мир предпринимательства, решивший проявить свою активность, не должен сталкиваться на пути с огромны административным барьером. И основная задача государства  заключается в правильной организации самого процесса формирования субъектов предпринимательства. Помощь и поддержка предпринимательства - вот основные направления, по которым должно идти государство, желающее провозгласить рыночную экономику.
  2. История становления предпринимательства в России оказался сложным и длительным процессом, который охватывает более тысячи лет. Его летопись – это, прежде всего, летопись становления русской государственности, поскольку политическое освоение гигантских территорий Российским государством шло параллельно с их экономическим освоением русскими предпринимателями. Русские предприниматели сохраняли самобытные черты, несли в себе ценности национального сознания и русской культуры.
  3. Текущий период социально-экономических преобразований российского общества характеризуется переходом к инновационному пути развитию страны и началом формирования качественно новой экономики, ориентированной на рост промышленной продукции предприятий, увеличение внутреннего потребления и внедрение наукоемких производств. В связи с такими меняющимися условиями в деятельности предприятий раскрылись ранее не проявившиеся потребности и интересы предпринимательских и государственных властных структур, как участников бизнес-процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Бовыкин В.И.Предпринимательство и предприниматели России:от истоков до начала XXвека/В.И.Бовыкин, В.В.Журавлев, Ю.А.Петров; под ред.А.К.Сорокина.-М.: «Российская политическая энциклопедия»(РОССПЭН),2006.-с.540
  2. Горфинкель В.Я.Предпринимательство/В.Я.Горфинкель, Г.Б.Поляк,В.А.Швандар.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2008.-735с.
  3. Елкин В.В. Основы бизнеса/В.В.Елкин.-СПбГУАП.СПб.,2004.-76с.
  4. Козлова Н.В.История предпринимательства В России/Н.В.Козлова, А.А.Преображенский,В.Б.Перхавко;под ред.А.В.Семенова.-М.: «Российская политическая энциклопедия»(РОССПЭН),2007.-с.480
  5. Лапуста М.Г.Предпринимательство/М.Г.Лапуста.- М.:ИНФРА-М,2008.-608с.
  6. Макинтайр Р. Малые предприятия в экономике переходного периода: анализ проблем и экономическая политика//Р.Макинтайр//Экономическая наука современной России-2002.-№1.-с.121-141
  7. Макконнелл К.Р.Экономика/К.Р.Макклннелл, С.Л.Брю.-М.:Республика, 2008.-с.480
  8. Райзберг Б.А. Курс экономики/Б.А.Райзберг,Е.Б.Стародубцева.-М.:ИНФРА-М,2008.-672с.
  9. Таран С.В.Тенденции развития бизнеса в России//С.В.Таран//Логинфо-2007.-№10.-с.106  
  10. Шабанова М.А.Российский бизнес на пути к более цивилизованному//М.А.Шабанова//ОНС-2008.-№5.-с.18-35

 


Информация о работе Становление предпринимательства в России