Стратегическое планирование в национальной экономике. Национальное богатство, его структура и использование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 20:04, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе необходимо изучить сущность понятия национального богатства, его структуру и использование.
Прежде всего, отметим, что национальное богатство (НБ) - это важнейшая социально-экономическая категория, используемая для оценки экономического потенциала и уровня экономического развития страны.

Содержание

Введение..........................................................................................................3
1. Стратегическое планирование в национальной экономике. Национальное богатство, его структура и использование.........................................................5
1.1 Национальное богатство: структура и содержание...............................5
1.2. Составляющие национального и мирового богатства.........................11
2. Национальное богатство России и особенности его измерения.................19
2.1 Национальное богатство России............................................................19
2.2 Природно-ресурсная база России как немаловажная составляющая национального богатства.....................................................................................21
2.3 Физический капитал России в 2010-2012 годах....................................25
2.4 Человеческий капитал России как составляющая национального капитала страны...................................................................................................28
Заключение.....................................................................................................31
Список использованной литературы............................................................33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа1.doc

— 265.00 Кб (Скачать файл)

Таблица 1. Национальное богатство России на сегодняшний день, в трлн. дол.

Показатель

2012 год

2011 год

Основной капитал (фонды, средства)

4,0

3,8

Материальные активы

0,6-0,7

≈ 0,5

Домашнее имущество

≈ 2

≈ 1,9

Лес

63

63,4

Минерально-сырьевая и топливно-энергетическая база

270

273

Интеллектуальный потенциал

10

8,8


Таким образом, по данным таблицы национальное богатство России оценивается специалистами на сегодняшний день (начало 2013 года) следующим образом (минимально):

  • Основной капитал (фонды, средства) - 4 трлн. дол.
  • Материальные активы - 0,6 - 0,7 трлн. дол.
  • Домашнее имущество - около 2 трлн. дол.
  • Лес - 63 трлн. дол.
  • Минерально-сырьевая и топливно-энергетическая база - 270 трлн. дол.
  • Интеллектуальный потенциал - 10 трлн. дол.

 

 

  •  

  •  

  •  

     

     

     

     

     

     

    • 2.2 Природно-ресурсная база России как немаловажная составляющая национального богатства

    Природные ресурсы - совокупность объектов живой и неживой природы, используемых или потенциально пригодных для использования человеком.

    К числу природных ресурсов относятся земля, недра, леса, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир. Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эти ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и т.п. собственности.

    В настоящее время, в связи с ростом населения и его потребностей, природные ресурсы становятся важнейшей частью жизнеобеспечения людей и в целом общественного развития, экономического роста государства, темпов воспроизводства национального и мирового валового внутреннего продукта.

    С позиции глобального распределения полезных ископаемых доля России оценивается следующим образом:

    • энергетические ресурсы (32% – газ, 13-12% – нефть, 12% – уголь от мировых разведанных запасов);
    • благородные металлы (палладий – 90%, платина – 40%);
    • редкие и редкоземельные элементы (тантал ~ 80%, иттрий – 50%, ниобий ~ 35%, литий – 28%, бериллий – 15%, цирконий – 12%);
    • металлы металлургического производства (Ni – 36%, Fe – 27%, Sn – 27%, Co – 20%, Zn – 16%, Pb – 12%.);
    • агрохимические руды (калийные соли – 31%, первое место в мире, фосфаты – второе место).

    И это при том, что уже к 1995 г мировая цивилизация исчерпала от половины до 2/3 минерально-сырьевых ресурсов свинца, олова и золота; от 0,2 до 0,4 разведанных ресурсов меди, никеля и цинка; от 0,05 до 0,13 - руд марганца, хрома и кобальта.

    При тех же запасах минерально-сырьевых ресурсов, которыми располагает Россия, другие страны получают в 2-3 раза большие объемы ВВП, в 3-4 раза большие валютные выручки и в 4-5 раз большие налоговые поступления.

    При российских запасах природных ресурсов, которые в 3,5 раза больше, чем в США (в том числе в 4,1 раза больше по нефти, в 4,7 раза – по лесу), и больше, чем в Европе, общие затраты энергоресурсов в расчете на единицу ВНП в России в 4,5 раза больше (хуже), чем в США, в 8 раз больше, чем в странах ЕС и в 10,6 раз выше чем в Японии.

    В настоящее время в России только около 40% попутного газа из нефтяных месторождений (примерно 12 млрд. куб.м) перерабатывается на сжиженный газ или сырье для нефтехимических предприятий, а остальные 60% сжигаются без переработки. За десять последних лет в факелах сожжено более 60 млрд. кубометров попутного газа. Аналогичная ситуация и с метаном, содержащимся в угольных пластах и угленосных отложениях. А в США из угольных пластов извлекаются и направляются в магистральные газопроводы десятки миллионов кубических метров метана.

    Россия превосходит в 1,5-2 раза развитые страны по добыче минерального сырья на одного жителя (в стоимостном выражении), но отстает от них в 2 и более раз по уровню потребления большинства видов полезных ископаемых.

    Уменьшились поступления в бюджет – на 20% сократились средства, выделяемые на геологоразведочные работы, вернувшись к уровню 2004-2005 гг. Под угрозой оказались сроки освоения месторождений, сохранение уровня добычи, реализация Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2014 года, геолого-геофизического обоснования внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане. И это при том, что по прогнозам специалистов шельф может стать стратегическим резервом России, содержащим уникальные запасы нефти и газа. Но денег не то, что на создание полярных технологий добычи или модернизацию научного флота – даже на 55-ю Полярную экспедицию не выделяется.

    Кроме этого, из-за недофинансирования компенсация израсходованных запасов нефти и газа вновь разведанными сократилась уже в 2011 году до 78%, а к 2012 году – до 67%.

    В течение последних лет разведочные работы не обеспечивают восполнение запасов нефти, уменьшающихся вследствие истощения действующих скважин. Обеспеченность нефтедобычи доказанными запасами составляет всего 17 лет. Среди 12 нефтедобывающих ведущих стран мира Россия занимает последнее место.

    Видим, что использование национальных богатств неэффективно.

    Для выхода из этой ситуации можно предложить следующее:

    1. Деприватизировать предприятия добычи, переработки и реализации природных ресурсов. Доходы от природных ресурсов должны служить народу и государству, а не горстке проходимцев.

    2. Пересмотреть заключенные с  грубейшим нарушением российского  законодательства Соглашения о  СРП, принятые в 1994 году. Принять решение о целесообразности дальнейшей реализации указанных соглашений.

    3. Восстановить принцип формирования  программы проектов промысловых  испытаний и освоения современных  методов увеличения нефтеотдачи  на конкурсной основе, с предоставлением нефтяным компаниям экономических стимулов за их реализацию.

    4. Разработать долгосрочную программу  разведки, добычи, и использования  основных природных ресурсов, с  целью оптимизации их использования.

    5. Принять неотложные меры по  восстановлению нормативной базы по охране водных объектов, ограничению, касающемуся использования водных объектов для сброса сточных вод.

    6. Принять закон о введении  природной ренты на добычу  природных ресурсов. Установить  уровень рентабельности добывающих  предприятий, необходимый и достаточный для расширенного производства.

    7. Освободить от налогообложения  капитальные вложения, предназначенные  на реконструкцию предприятий  и освоение новых мощностей.

    8. Определить в законодательных  актах, что механизм дифференциации  налогообложения в части снижения налоговой ставки должен применяться в отношении месторождений с трудноизвлекаемыми запасами, на которых реализуются проекты применения третичных методов увеличения добычи, а также в отношении месторождений с выработкой запасов более 80%.

    9. Освободить золотодобывающие  организации от ввозных таможенных  пошлин на ввозимое оборудование, используемое для добычи золота, а также установить нулевую  ставку по налогу на имущество  в отношении вновь изготовленного (приобретенного) оборудования сроком на 3 года, установить ускоренную амортизацию для оборудования при исчислении налога на прибыль золотодобывающих организаций.

    10. Расторгнуть договор ВОУ-НОУ  с США о поставке 500 тонн урана, как не соответствующих законодательству  Российской Федерации.

    В рамках изучения данной темы работы также интересно рассмотреть особенности финансовых средств Российской Федерации как одной из важнейших составляющих национального богатства. Это связано, главным образом, с влиянием мирового финансово-экономического кризиса.

    Далее определим особенности физического капитала России.

     

     

  •  

     

     

     

     

    • 2.3 Физический капитал России в 2010-2012 годах

    Важно отметить, что на повышение конкурентоспособности российской экономики существенное влияние оказывают сдерживающие факторы.

    Таблица 2. ВВП России в динамике в текущих и действующих ценах за 10 лет

    Год

    В текущих ценах

    В действующих ценах

    2002

    7305,6

    11217,3

    2003

    8943,6

    11788,4

    2004

    10819,2

    12310,1

    2005

    13208,2

    13208,2

    2006

    17027,2

    14156,0

    2007

    21609,8

    15058,7

    2008

    26917,2

    16286,7

    2009

    33247,5

    17676,5

    2010

    41264,9

    18600,7

    2011

    38797,2

    17141,7

    2012

    44491,4

    17818,9


    По данным таблицы за исследуемый период наблюдаются довольно-таки нестабильные показатели ВВП. Между тем у России есть возможности для завоевания более прочных конкурентных позиций за счет проведения поддерживаемой обществом активной государственной модернизационной политики. Главной концепцией среднесрочной программы социально-экономического развития РФ на 2010-2014 гг. является резкое повышение конкурентоспособности России. Конкурентоспособность России в настоящее время выражена следующими положениями:

    • сохранение высоких темпов экономического роста (7,1%);
    • быстрый рост физических объемов экспорта;
    • интенсивное расширение внутренних рынков как результат улучшения условий внешней торговли:
      • рост доходов населения и товарооборота
      • инвестиционный бум

    В современных условиях, когда российской экономике приходится преодолевать негативные последствия кризиса, сложно однозначно выделить те ключевые факторы, которые в решающей мере препятствуют повышению конкурентоспособности и качества экономического роста.

    Среди основных выделяют следующие:

    • низкий технико-технологический уровень производства,
    • высокая степень физического и морального износа эксплуатируемого в действующем производстве оборудования,
    • нехватка инвестиций для реконструкции устаревших мощностей,
    • углубление инновационного отставания производства от общемировых тенденций,
    • низкое качество инфраструктуры, особенно в области связи и современных информационных технологий,
    • низкое качество корпоративного управления,
    • непрозрачная структура корпоративной и государственной собственности и т.д.

    Мировой экономический кризис, сопровождавшийся сильным падением мировых цен на энергоносители, серьезно ударил по российской экономике и выявил целый комплекс нерешенных проблем, острота которых в прежние годы сглаживалась благоприятной экономической конъюнктурой. Это делает бюджетную систему России крайне уязвимой с точки зрения фискальных рисков и вынуждает проводить более жесткую бюджетную политику с тем, чтобы избежать ситуации, когда правительство будет испытывать сложности по исполнению своих обязательств. В этой связи принято решение основывать бюджетное планирование на умеренно оптимистических оценках перспектив экономики.

    МВФ снизил прогноз роста ВВП России в 2012 году до 5,5. По мнению фонда, ухудшение нынешней конъюнктуры и спад на российских финансовых рынках приведут к некоторому замедлению роста ВВП, однако у России есть хорошие возможности, чтобы избежать резкого и продолжительного снижения темпов роста.

    Общими параметрами бюджета называют суммарные цифры ожидаемых доходов и расходов государства, а также такие показатели, как инфляция, курс рубля и цена на нефть, — параметры, которые в значительной степени влияют на цифры будущих доходов и расходов.

    Информация о работе Стратегическое планирование в национальной экономике. Национальное богатство, его структура и использование