Стратегия взаимодействия государства и бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 19:34, реферат

Краткое описание

Взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю, в том числе и в России. Однако наиболее актуальным стало в последние десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования. ГЧП представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.

Вложенные файлы: 1 файл

497908.rtf

— 5.89 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Респонденты отметили, что чаще всего позитивное или негативное вмешательство государства происходит именно на законодательном уровне. Интересно, что мало кто затруднился ответить на вопрос, как государство мешает. И почти каждый пятый респондент не смог ответить, чем же оно помогает. Чуть больше респондентов, отметили, что лучшая помощь их бизнесу со стороны государства - невмешательство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

56% опрошенных, бизнесу которых государство мешает, отметили, что оно постоянно меняет законодательную базу, в связи с чем, их работа усложняется. Однако, по словам 42% респондентов, необходимая нормативная база так и не была создана. Для каждой четвертой компании вмешательство государства в бизнес сопровождается повышением налогов и акцизных сборов. Среди других мер, негативно сказывающихся на бизнесе, респонденты отметили ограничение импорта и экспорта, регулирование ценообразования, ограничение потребления продукта компании, требование поддержки государственных инициатив и др.

В рамках опроса попросили респондентов привести хотя бы один пример позитивного или негативного вмешательства государства. Распределение ответов сложилось следующим образом: 25% респондентов указали пример положительного влияния и 75% отрицательного.

Многие респонденты считают, что государство могло бы внести свою лепту в облегчение работы их компании. В первую очередь, по их мнению, необходимо снизить налоги или предоставить льготную систему налогообложения. Помимо этого, нужно бороться с коррупцией и совершенствовать законодательную базу, делая ее более прозрачной. Также компании хотят грамотного контроля за соблюдением всех нормативов. По словам респондентов, бизнесу нужно давать большую свобод: оказывать минимальное влияние или не вмешиваться вообще.

Более половины компаний, в чей бизнес государство вмешивается, считают, что им и другим игрокам рынка стало бы работать легче, если бы этого не происходило. Полегчало бы от отсутствия государственного регулирования даже тем, кто этого регулирования не ощущает. Причем среди компаний, отрицающих какое-либо влияние государства на их сферу бизнеса, большинство таких, которые хотели бы, чтобы оно влияло еще меньше.(10)

Стихийно сформировавшаяся модель взаимотноошений между бизнесом и властью в течение большей части последних двух десятилетий характеризуется рядом черт. Среди них, прежде всего, можно отметить:

· наличие параллелизма в полномочиях ряда государственных структур

· сужение публичного пространства и теневой характер принятия решений,

· исключительно высокая роль первых лиц компании в построении взаимоотношений с властью

- устойчивая коррупционная традиция,

- отсутствие устоявшейся партийной системы: основными структурными элементами политической системы выступают не партии, а кланово-номенклатурные группы,

- высокая значимость региональных кланов как политико-экономических игроков,

- наличие высоких политических рисков, толкающих бизнес на диверсификацию, приобретение активов за рубежом и привлечение иностранных акционеров (в том числе через выход на IPO),

- значимость силового фактора и активная роль силовых структур в процессах передела собственности и политической борьбы,

- использование технологии создания конкурирующих центров влияния и балансировки их ресурсов,

- непрозрачная структура собственности (не всегда доступна информация о реальных собственниках бизнес-структур, а значит, об их потенциальном влиянии и возможностях),

- психологические особенности лиц, принимающих решения, и специфика каналов поступления к ним информации.

Лучшими посредниками-коммуникаторами в данной сферы продолжают оставаться первые лица компании. Несмотря на очевидные неудобства данного подхода (эффективность бизнеса ощутимо падает, когда процесс принятия решения находится в руках у одного человека), «топ-менеджеры» и собственники компаний просто опасаются утратить необходимые контакты в случае, если GR-менеджер перейдет в другую компанию.

В то же время бизнес имеет возможность легально общаться с властью, обсуждать законодательные инициативы и стратегии развития страны через различные объединения предпринимателей. Федеральное собрание, Общественная палата, многие министерства, полпредства президента в федеральных округах имеют при себе экспертные советы для обсуждения условий ведения бизнеса в конкретных отраслях.

 

Зарубежный пример

 

В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах общества и государства. При этом задача государства состоит в том, чтобы создать правовые и экономические условия для их выживания, способности расти и саморазвиваться в условиях рынка.

В большинстве стран-членов ЕС определение национальной политики в отношении малого и среднего предпринимательства является прерогативой федеральных властей, а конкретные мероприятия реализуются на уровне регионов. Все государства ЕС помогают малому и среднему бизнесу получить доступ к источникам финансирования, используя при этом различные рычаги. Некоторые страны (Великобритания, Нидерланды и др.) в основном сосредоточиваются на обеспечении гарантий займа. Однако большинство государств создает особые резервы для поддержания малого и среднего бизнеса посредством субсидий или фискальных льгот на инвестиции, льготных займов или дотаций.

Главным принципом, лежащим в основе системы государственной поддержки «миттельштанда» (в переводе на русский «средний слой»; этот термин объединяет малый и средний бизнес Германии), является оказание помощи, стимулирующей развитие самопомощи. Для этого в Германии разработано несколько специальных инструментов и конкретных программ.

Структурно-политические мероприятия, осуществляемые федеральным правительством ФРГ. Они нацелены на обеспечение нормальных условий конкуренции для «миттельштанда». Главный инструмент здесь - картельное право, законодательно оформленное в 1957 г. Ведомство по надзору за картелями (по нашей терминологии, антимонопольный комитет), во-первых, тщательно следит за слияниями крупных фирм, во-вторых, облегчает кооперацию мелких и средних предприятий, снимая ненужные запреты.

Вторая составляющая структурно-политических мероприятий по поддержке «миттельштанда» - обеспечение его равноправного участия в распределении государственных контрактов. С 1976 г. существует особое положение, регулирующее обязательное участие мелких и средних поставщиков в дележе госзаказов. В случаях дискриминации мелкие фирмы могут обратиться в специально учрежденные в этих целях инстанции.

Налоговые льготы. Этот инструмент, активно используемый сейчас в новых землях ФРГ, включает три главных разновидности: 1) специальные нормы амортизационных отчислений; 2) создание резервов необлагаемой налогом прибыли; 3) инвестиционные надбавки, выплачиваемые налоговыми ведомствами. государство частный сектор партнерство

Создание резервов прибыли, освобожденных от налогообложения, разрешено в ремесленном производстве, торговле, промышленности, секторе свободных профессий, а также в сфере деятельности, связанной со сдачей имущества в наем и аренду. Резерв может составить до 50 тыс. марок.

Финансовая поддержка. Кредиты с относительно низкой ставкой процента и льготными условиями возврата денег, предоставляемые федеральным правительством, - существенное подспорье для «миттельштанда». Кредиты выдаются мелким и средним фирмам не непосредственно, а через их банки, предоставляющие гарантии своевременного возврата денег. Специальные кредиты, стимулирующие создание новых рабочих мест и улучшение региональной структуры экономики, предоставляются правительствами земель.

Помощь в инновационной сфере. Организационные формы такой помощи многообразны: индустриальные и научные парки, инновационные центры, где имеются возможности снять помещение, получить доступ к информационным банкам, консультациям, капиталу. Государственная поддержка инноваций в сфере мелкого и среднего бизнеса осуществляется также содействием совместной работе «миттельштанда» с научными учреждениями, созданием необходимой информационной и консультационной инфраструктуры, облегчением передачи технологии, помощью в обучении научного персонала(10).

Значительная роль в стимулировании развития мелких фирм Великобритании принадлежит бюджетной политике правительства. К мерам общего характера относится установление для мелких фирм пониженной ставки налога с корпораций. Запись доходов и издержек ведется только по факту независимо от того, к какому периоду они относятся.

Огромное значение в развитии малого бизнеса Великобритании имеют Программы оказания финансовой помощи: «Схема грантов», «Агентства помощи предприятиям местного значения», которые осуществляют финансовую поддержку мелких фирм на региональном уровне; «Схема содействия в создании предприятий» предусматривает финансовую помощь безработным, намеренным начать собственное дело. Специальные программы обеспечивают финансовую помощь молодежи при создании либо расширении их бизнеса, подготовку предпринимателей в сфере мелкого бизнеса; помощь муниципальным властям в деле создания нового и развития существующего мелкого бизнеса в городах. Профессиональную подготовку мелких бизнесменов осуществляют специальные советы по подготовке специалистов.

В некоторых странах (Бельгия, Франция, Нидерланды и др.) реализуется практика предоставления малому и среднему бизнесу рискового капитала. В частности, правительства этих стран гарантирует компенсацию возможных убытков венчурных фондов.

Содействие развитию малого бизнеса в С.Ш.А. входит в компетенцию специальной государственной организации - Администрации по делам малого бизнеса (АМБ), созданной Конгрессом США в 1953 г. На нее возложена обязанность оказывать мелким предпринимателям финансовую и консультационную помощь, содействовать в получении правительственных заказов и заключении контрактов с крупными предприятиями.

В соответствии с федеральными программами поддержки малому бизнесу предоставляются прямые и гарантированные займы. Другой мерой поощрения частной инициативы являются налоговые и амортизационные льготы.

Особое внимание федеральные власти уделяют стимулированию развития инновационного малого бизнеса как путем выделения дотаций (грантов), так и посредством заключения контрактов на разработку новой продукции и технологий.

В Японии практикуется выделение субсидий и ссуд - прямых кредитов (Японский банк развития выделяет их малым предприятиям, функционирующим в наиболее перспективных отраслях) и гарантированных займов (благодаря введению налоговых льгот коммерческие банки охотно кредитуют малый бизнес), также предоставление долгосрочной (на 5-20 лет) ссуды объединению малых предприятий из средств(11).

Заключение

 

Конечно, отсутствие удовлетворительной теоретической базы для управления малой экономикой, различия в организационно-технологических уровнях развития и рыночной культуре населения России и тех стран, чей опыт мы используем, делает закономерным вывод о том, что прямое заимствование форм и методов поддержки малого бизнеса может оказаться для России неэффективным. Однако, с другой стороны, всестороннее изучение зарубежного опыта, прежде всего связанного с развитием малого предпринимательства на общегосударственном, региональном и муниципальном уровнях, является весьма актуальным и полезным для разработки программ поддержки малого бизнеса и осуществлению практических мероприятий по развитию малых предприятий.

 

 

Литература

 

1. Яковлев А. А. Эволюция взаимоотношений между властью и бизнесом и движущие силы экономического развития в России: до и после «дела "Юкоса"» // Региональная элита в современной России. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2005.

. Зудин А. Ю. Государство и бизнес в посткоммунистической России: цикличность и перспективы институционализации // Куда идет Россия?.. Трансформация социальной сферы и социальная политика. М.: Дело, 1998.

. Зудин А. Ю. Олигархия как политическая проблема российского посткоммунизма // Общественные науки и современность. 1999. № 1

. Шредер Х.-Х. Российские олигархи: неизбежность или российская специфика? // Актуальные проблемы российских реформ. Материалы российско-германского семинара Волгоград: ВАГС, 2004

. Бубунщиков А.Д. Проблемы финансово-правового стимулирования инвестиционной деятельности в субъектах Российской Федерации //Вопросы экономики. 2007. № 4. С. 21-23.

.  http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=

.  http://pavroz.ru/dov/pavrozvzaibisigos.pdf

.  http://www.lib.tsu.ru/mminfo/000063105/317/image/317-221.pdf

.  http://www.kreditbusiness.ru/russianbusiness/

.  http://spb.hh.ru/article.xml?articleId=2029

.  http://www.ruaee.ru/datas/men


Информация о работе Стратегия взаимодействия государства и бизнеса