Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 12:24, курсовая работа
Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малый и средний бизнес оказывает существенное влияние на развитие экономики, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг, субъекты малого и среднего бизнеса в отдельных странах играют ведущую роль.
Введение
1. Теоретические основы разработки стратегии развития для малого и среднего бизнеса
1.1 Понятие малого и среднего бизнеса
1.2 Теоретические аспекты стратегии роста фирм
1.3 Особенности стратегии роста малых и средних фирм
2. Особенности развития малого и среднего бизнеса в Сахалинской области
2.1 Стратегия развития малого и среднего бизнеса в Сахалинской области
2.2 Варианты решения проблемы развития малого и среднего бизнеса в Сахалинской области, оценка преимуществ и рисков
2.3 Анализ стратегии развития малого и среднего бизнеса на примере ЗАО «КВЦ Трейд»
3. Рекомендации по стратегическому развитию ЗАО «КВЦ Трейд»
Заключение
Библиографический список
Приложения
Основными проблемами, препятствующими развитию малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области, являются:
· неразвитость механизмов финансирования предприятий на ранних стадиях развития;
· недостаток собственных ресурсов у субъектов малого и среднего предпринимательства;
· затрудненный доступ к источникам финансирования в связи с отсутствием залогового обеспечения;
· наличие административных барьеров;
· малое количество квалифицированных кадров, в том числе в сфере управления персоналом и производством;
Говоря о сильных и слабых сторонах развития малого и среднего бизнеса, следует выделить следующее.
К сильным сторонам относится:
1) оказание органами
2) проведение выставочно-
3) компенсация малым
4) оказание информационной,
консультационной и
5) наличие в структуре
комитета экономики
6) повышенное внимание
к развитию малого и среднего
предпринимательства в
7) льготы по региональным
налогам в отдельных отраслях
деятельности для субъектов
К слабым сторонам относится:
1) значительная территориальная
дифференциация субъектов
2) неполный охват территорий,
особенно в отдалённых
3) дефицит свободных площадей
для размещения объектов, необходимых
для осуществления
4) отсутствие квалифицированных кадров;
5) ограничен доступ к кредитным, земельным и другим видам ресурсов;
6) слабая защищённость
прав предпринимателей при
7) отсутствие государственной
поддержки организациям, образующим
инфраструктуру поддержки
8) неприменение программно-
9) низкая активность органов
местного самоуправления по
10) отсутствие закона Сахалинской
области о поддержке и
Согласно Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области до 2020 года, утвержденной постановлением администрации Сахалинской области от 11 июля 2008 г. № 203-па, развитию малого и среднего предпринимательства выделяется роль как одному из основных инструментов по достижению главной цели Стратегии - обеспечение высокого уровня благосостояния и стандарты качества жизни населения островного региона, соответствующий уровню наиболее развитых стран.
Также важнейшая роль развитию малого и среднего предпринимательства отводится в проекте программы социально-экономического развития Сахалинской области на 2008 - 2010 годы. [12; с. 11]
Таким образом, создание условий для развития малого и среднего бизнеса является необходимым для реализации Стратегии и программы социально-экономического развития Сахалинской области.
2.2 Варианты решения проблемы развития малого и среднего бизнеса в Сахалинской области, оценка преимуществ и рисков
Возможны следующие варианты преодоления кризиса и создания условий для интенсивного развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а также организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Сахалинской области при помощи программно-целевых методов с учётом целей и задач.
Вариант 1. Совершенствование нормативно-правовых, материальных и организационных предпосылок, направленных на устранение проявлений теневой экономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
При оценке этого подхода к преодолению проблем развития малого и среднего предпринимательства следует исходить из того, что для многих предприятий различного рода нарушения являются единственным возможным в сегодняшних условиях способом выживания.
Если одновременно не предпринимать усилий по формированию предпосылок позитивного развития, не обеспечить «параллельного» реформирования и повышения эффективности и значимости малого и среднего бизнеса в экономической жизни Сахалинской области, системы его регулирования, то успех в сокращении масштабов теневой деятельности сможет лишь проявить реальную глубину кризиса, переживаемого этим сектором экономики, предопределит, как минимум, в среднесрочной перспективе, выход из бизнеса значительного числа предприятий, спад объёмов реализации товаров (работ, услуг), производимых малыми и средними предпринимателями, другие негативные социально-экономические последствия.
Следующие три варианта развития малого и среднего предпринимательства будут основаны на принципе формирования кластеров субъектов малого и среднего предпринимательства в зависимости от отраслей деятельности.
Пятый вариант решения проблем развития малого и среднего предпринимательства будет основан исходя из принципа территориальной дифференциации муниципальных образований Сахалинской области по уровню социально-экономического развития.
Вариант 2. Концентрация усилий на поддержке развития промышленно-инновационного кластера субъектов малого и среднего предпринимательства.
В рамках этого варианта развитие субъектов малого и среднего предпринимательства при помощи механизмов государственной поддержки будет осуществляться в обрабатывающих отраслях (лесной промышленности, производство строительных материалов, производство рыбных товаров), а также в сфере науки и инновационных технологий.
При таком варианте решения проблем возрастёт роль наукоёмкой составляющей в малом и среднем бизнесе, а также увеличится удельный вес предприятий малого и среднего бизнеса, занятых в производстве.
Риски реализации этого подхода объясняются двумя факторами.
Во-первых, развитие инновационной составляющей возможно на сегодняшнем этапе с применением имеющихся инновационных ресурсов только в рыбохозяйственной и сельскохозяйственной сферах. Это означает, что охват интенсивным развитием малого и среднего предпринимательства будет включать лишь две отрасли экономики, в которых функционирует малый и средний бизнес.
Во-вторых, недостаточный рынок потребления наукоёмких технологий и продукции сахалинской промышленности, может обусловить только единовременный всплеск в деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих работу в наукоёмкой сфере или промышленного производства, что означает невозможность решения системных проблем малого и среднего предпринимательства. Также формированию данной тенденции способствует слабо развития система «логистики», совершенствование которой данным вариантом решения проблемы не предусмотрено.
Вариант 3. Концентрация усилий на поддержке развития социально-инновационного кластера субъектов малого и среднего предпринимательства.
При таком варианте решения проблемы возрастает роль бизнеса в целом и субъектов малого и среднего предпринимательства в частности в социальном секторе, а именно в здравоохранении, культуре, образовании и др. Также произойдёт планомерное развитие малого и среднего предпринимательства, занятых в области туризма, предоставления коммунальных и бытовых услуг. При таком варианте решения проблемы удастся создать конкуренцию в сложившихся на сегодняшний день монопольных отраслях экономики Сахалинской области.
Однако стимулирование развития предпринимательства в этих отраслях не позволит существенно наращивать темпы промышленного производства субъектов малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, продукты инновационной деятельности в рамках данного сценария решения проблемы будут приобретаться из-за пределов Сахалинской области, что создаст дополнительные трудности для разработки инновационного продукта Сахалинской области.
Вариант 4. Концентрация усилий на поддержки развития «транзитного» сектора деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
При таком варианте решения проблемы главной целью становится развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сферах связи, транспорта, оптовой торговли.
Благодаря реализации этого варианта будет увеличена конкуренция на рынке услуг связи и транспорта, на продовольственном рынке Сахалинской области, а также создана система «логистики». Всё это обусловит снижение цен на предоставляемые услуги, а в торговле - снижение роли торговых посредников при реализации товаров от производителей к непосредственным потребителям.
Однако стимулирование развития предпринимательства в этих отраслях не позволит существенно наращивать темпы промышленного производства субъектов малого и среднего предпринимательства. Также по-прежнему не будет решена проблема диверсификации региональной экономики и зависимости островного региона от общероссийской конъюнктуры торговли, в том числе в части ценообразования на товары первой необходимости.
Вариант 5. Поддержка и развитие малого и среднего бизнеса в депрессивных муниципальных образованиях Сахалинской области.
В рамках этого варианта решения проблемы будет увеличена составляющая часть бизнеса в экономическом развитии депрессивных муниципальных образованиях Сахалинской области, что позволит увеличить налоговые поступления в областной и местный бюджеты, и, как следствие, повлечёт развитие этих муниципальных образований.
Однако такое развитие малого и среднего бизнеса позволит обеспечить увеличение роли предпринимательства лишь в некоторых муниципальных образованиях Сахалинской области. Кроме того, неразвитость инфраструктуры депрессивных муниципалитетов может являться фактором, существенно сдерживающим развитие малого и среднего предпринимательства.
Предлагается положить систему мер по поддержке малого и среднего предпринимательства во всех отраслях экономики в зависимости от экономического потенциала каждой отрасли в конкретном муниципальном образовании посредством осуществления территориального планирования (определение точек экономического роста) для поддержки и развития депрессивных муниципальных образований Сахалинской области, создание «системы логистики», то есть, фактически, синтез рассмотренных выше вариантов, благодаря чему степень указанных рисков будет снижена до минимума.
Однако и такой вариант решения рассматриваемого вопроса обусловлен рядом рисков, в основном внешнего характера, которые приводятся в таблице ниже, а также указывается способы их снижения до минимума:
Возможные риски |
Способы минимизации |
||
Изменения федерального законодательства в части вопросов государственной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства и предметов ведения органов государственной власти Сахалинской области и органов местного самоуправления |
Мониторинг планируемых изменений и минимизация последствий в период подготовки проектов нормативных правовых документов |
||
Недостаточность получаемой информации (от органов Росстата, по результатам проводимых мониторингов, исследований и др.) |
Разработка методик и изучение опыта других территорий, в том числе зарубежных, по оценке развития субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях неопределенности информации |
||
Дефицит бюджетных средств при планировании финансовых ресурсов из областного бюджета для обеспечения реализации мероприятий |
Определение приоритетов для первоочередного финансирования. Оценка эффективности бюджетных вложений |
||
Утеря актуальности мероприятий. |
Ежегодный анализ эффективности проводимых мероприятий. Перераспределение средств внутри разделов. Постоянные консультации с субъектами МСП и организациями, образующими инфраструктуры поддержки субъектов МСП |
||
Недоверие субъектов малого и среднего предпринимательства к полезности и доступности мероприятий. |
Постоянное информирование субъектов малого и среднего предпринимательства об осуществляемых мероприятиях с использованием разнообразных каналов коммуникаций передачи информации. Пропаганда успешных проектов, особенно основанных на принципах государственно-частного партнёрства |
||
Информация о работе Стратегия развития для малого и среднего бизнеса