Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 12:59, контрольная работа
Бухгалтерский учет формирует информацию о работе предприятий малого бизнеса. Он фиксирует все изменения, происходящие в производственной, снабженческой и сбытовой деятельности, т.е. дает необходимые сведения о кругообороте средств малого предприятия. Бухгалтерский учет не бесстрастный регистратор фактов и событий; здесь систематизируются и обобщаются полученные данные. Все изменения, происходящие в хозяйственной деятельности, регистрируются в бухгалтерском учете с целью активного воздействия на улучшение работы малого предприятия через принятие правильных управленческих решений.
1.2. Теоретические основы учета на малых предприятиях
Бухгалтерский учет формирует информацию о работе предприятий малого бизнеса. Он фиксирует все изменения, происходящие в производственной, снабженческой и сбытовой деятельности, т.е. дает необходимые сведения о кругообороте средств малого предприятия. Бухгалтерский учет не бесстрастный регистратор фактов и событий; здесь систематизируются и обобщаются полученные данные. Все изменения, происходящие в хозяйственной деятельности, регистрируются в бухгалтерском учете с целью активного воздействия на улучшение работы малого предприятия через принятие правильных управленческих решений.
Поэтому бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса является составной частью системы управления производством. Он необходим, прежде всего, для информационного обеспечения системы управления, причем на всех ее уровнях. В общем, объеме экономической информации в малом бизнесе учетная информация занимает свыше 80%, т.е. данная информация составляет основу информационного обеспечения системы управления малым бизнесом.
Значения бухгалтерского учета в системе управления не сводится только к функции информационного обеспечения. Бухгалтерский учет выполняет и другую информационную роль – обеспечение контроля за сохранностью собственности организации. Большое значение контрольная функция бухгалтерского учета имеет в условиях, когда повсеместно внедряются экономические методы воздействия на качество работы предприятия малого бизнеса. Это значит, что бухгалтерский учет не только должен сигнализировать о недостатках в работе малого предприятия, о нерациональном использовании ресурсов и т.п., но путем соответствующей организации учетной службы призван поставить заслон этим негативным явлениям.
Бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса постоянно совершенствуется с учетом меняющейся экономической обстановки. Принятые нормативные документы предусматривают внедрение в практику бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса современных принципов его организации на основе международных стандартов.
В соответствии с нормативными документами главными задачами бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса являются:
1) обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
2) своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов;
3) формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее использования инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми, финансовыми и банковскими органами.
Министерство финансов РФ приказом от 21 декабря 1998 года №64 утвердило Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. МП ведет бухучет в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом РФ «О бухгалтерском учете»; Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ; положениями по бухгалтерскому учету, регулирующими порядок учета различных объектов учета; Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета на МП несет руководитель предприятия. Руководитель МП может в зависимости от объема учетной работы:
а) создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
б) ввести в штат должность бухгалтера;
в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру - специалисту;
г) вести бухгалтерский учет лично.
Принятая МП учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.
При этом утверждаются:
1) рабочий План счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
2) формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
3) порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
4) правила документооборота и технология обработки учетной информации;
5) порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
На предприятиях, не имеющих в штате кассира, обязанности кассира могут выполняться главным бухгалтером или другим работником по письменному распоряжению руководителя предприятия.
Начальным этапом бухучета является сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления определенных носителей первичной учетной информации.
Малые предприятия могут применять для документирования хозяйственных операций формы, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, ведомственные формы, а также самостоятельно разработанные формы, содержащие соответствующие обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском учете совершенных хозяйственных операций.
К обязательным реквизитам первичных учетных документов относятся: наименование документа, дата составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и стоимостном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.
Первичные документы, по которым данные принимаются к бухгалтерскому учету, проверяются по форме (полнота и правильность их оформления) и по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка
Упрощенная система на МП
В последние годы Минфин РФ принимает меры по возврату к упрощенной системе бухгалтерского учета для организаций, относящихся к малому бизнесу, так как в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» в планах счетов бухгалтерского учета, других нормативных актах и методических указаниях должна предусматриваться такая система. Аналогичные положения присутствуют и в проекте новой редакции Федерального закона «О бухгалтерском учете», вводимого в действие с 2012 года, который был подготовлен в соответствии с Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2004 — 2010 гг.), одобренной Минфином РФ 1 июля 2004 года.
Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» также устанавливает, что в целях реализации государственной политики в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации может предусматриваться упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности.
К субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие условиям, указанным в статье 4 Федерального закона № 209-ФЗ:
1) если малое предприятие — юридическое лицо, то суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц и граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25%; доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности);
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна быть более 100 человек;
3) выручка без учета НДС не должна превышать 400 млн рублей (показатель установлен Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 года № 556).
С целью реализации требований указанных Федеральных законов Минфином РФ и ранее предпринимались меры по установлению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную годовую бухгалтерскую отчетность для субъектов малого предпринимательства. В частности, в ПБУ 6/01 «Учет основных средств» было предусмотрено право всех субъектов малого предпринимательства не осуществлять переоценку основных средств. Аналогичное право содержалось в ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» для нематериальных активов, также указанное ПБУ предоставляло право всем субъектам малого предпринимательства не осуществлять в бухгалтерском учете обесценение нематериальных активов.
В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» субъекты малого предпринимательства могли признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости проданной продукции полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности. ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» и ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам» предусматривали возможность для субъектов малого предпринимательства не следовать требованиям этих стандартов по раскрытию информации о связанных сторонах и информации по сегментам. Субъекты малого предпринимательства также могли не раскрывать отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства в соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расходов по налогу на прибыль организаций».
Для продолжения работы по установлению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную годовую бухгалтерскую отчетность для субъектов малого предпринимательства, разработан и введен в действие, начиная с отчетности за 2010 год, Приказ Минфина РФ от 8 ноября 2010 года № 144н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету».
Целью данного Приказа являлось упрощение системы ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, для чего в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету внесли существенные изменения. Наиболее важными представляются новые правила учета доходов и расходов (кассовый метод определения выручки — по поступлению денежных средств), внесенные Приказом в ПБУ 9/99 «Доходы организации» и 10/99 «Расходы организации», которые будут рассмотрены ниже.
Другие изменения, внесенные в Положения по бухгалтерскому учету, разрешили малым предприятиям не применять два ПБУ:
- Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02, утвержденное Приказом Минфина РФ от 2 июля 2002 года № 66н;
— Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), утвержденное Приказом Минфина РФ от 24 октября 2008 года № 116н.
Внесены дополнения в Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, утвержденное Приказом Минфина России от 10 декабря 2002 года № 126н. Теперь субъектам малого предпринимательства разрешено в целях последующей оценки не делить финансовые вложения на две группы: финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную стоимость, и финансовые вложения, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется. Соответственно, не надо корректировать их стоимость с учетом рыночной оценки. Все финансовые вложения подлежат отражению в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости.
Существенные упрощения предусмотрены изменениями, внесенными в Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008), утвержденное Приказом Минфина России от 6 октября 2008 года № 107н. Субъекты малого предпринимательства теперь вправе признавать все расходы по займам прочими расходами и не использовать понятие «инвестиционный актив» при начислении процентов.
Изменения внесены также в Положение по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010), утвержденное Приказом Минфина России от 28 июня 2010 года № 63н. Малые предприятия могут исправлять существенную ошибку предшествующего отчетного года, выявленную после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, без ретроспективного пересчета. То есть теперь существенная ошибка, выявленная в бухгалтерском учете за предшествующий период, исправляется как ошибка, не являющаяся существенной.
Помимо внесенных изменений в действующие ПБУ Минфин РФ в Информации от 11 июня 2009 года «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства» реанимирует действующий в 90-х годах облегченный вариант бухгалтерского учета, в настоящее время незаслуженно забытый.
Реальная перспектива замены в 2012 году Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 года новым законом, устанавливающим правила бухгалтерского учета и отчетности, существенно отличающиеся от действующих в настоящее время, потребует от бухгалтеров пересмотра применяемой системы учета. В первую очередь изменения коснутся «упрощенщиков», в настоящее время обязанных вести бухгалтерский учет только внеоборотных активов и не сдающих бухгалтерскую отчетность. Ведь новый закон о бухгалтерском учете разрешает не вести бухгалтерский учет только индивидуальным предпринимателям, лицам, занимающимся частной практикой, и филиалам (представительствам) иностранных государств.
Для организаций малого бизнеса с небольшими объемами выручки от реализации продукции (работ или услуг), находящихся как на общем налоговом режиме, так и на упрощенной системе налогообложения, будет очень интересен вариант упрощенной системы бухгалтерского учета, совместимый с упрощенной схемой налогообложения (УСН, ЕНВД, при общем режиме — отказ от НДС, кассовый метод по налогу на прибыль).
Что же представляет собой новая (или хорошо забытая старая) упрощенная система бухгалтерского учета?
Во-первых, для ведения бухгалтерского учета субъект малого предпринимательства может сократить количество синтетических счетов в принимаемом им рабочем плане счетов бухгалтерского учета по сравнению с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным Приказом Минфина России от 31 октября 2000 года № 94н. Причем для формирования сокращенного плана счетов предложено использовать Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные Приказом Минфина России от 21 декабря 1998 года № 64н (разделы 2 и 3); Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное Приказом Минфина России от 6 октября 2008 года № 106н.