Структура и динамика международной торговли России и Пермского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 16:22, курсовая работа

Краткое описание

Международная торговля это старейшая и наиболее развитая форма международных отношений. В современном мире, с его тенденцией к глобализации, международная торговля приобретает особенное значение. Современная международная торговля имеет влияние, как и на экономику стран, так и на их внешнеполитическую деятельность. Именно поэтому изучение структуры и динамики развития международной торговли на современном этапе становится важнейшим элементом для определения внешней политики страны.
Исходя из этого, можно определить, что целью данной курсовой работы является определение сущности международной торговли, исследование динамики и структуры международной торговли. Такая цель курсовой работы предполагает выполнение следующих задач: определение сущности мировой торговли; исследование современного состояния мировой торговли и тенденций её развития; определение особенностей структуры мировой торговли на современном этапе в Российской Федерации и Пермском крае.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 501.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 
Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования 
«Пермский государственный национальный исследовательский университет»

 

 

 

Кафедра мировой экономики и экономической теории

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА 
Структура и динамика международной торговли 
России и Пермского края

 

 

 

ИСПОЛНИТЕЛЬ: студент гр. ЭКТ-3 III курса 
__________________ Суменкова М. Я. 
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: 
к.э.н., доцент 
_______________ Станишевская С. П.

 

 

 

 

Пермь 2013

Рецензия на курсовую работу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подпись руководителя________

Дата________

 

Оглавление

 

 

Введение

Международная торговля это старейшая и наиболее развитая форма международных отношений. В современном мире, с его тенденцией к глобализации, международная торговля приобретает особенное значение. Современная международная торговля имеет влияние, как и на экономику стран, так и на их внешнеполитическую деятельность. Именно поэтому изучение структуры и динамики развития международной торговли на современном этапе становится важнейшим элементом для определения внешней политики страны.

Исходя из этого, можно определить, что целью данной курсовой работы является определение сущности международной торговли, исследование динамики и структуры международной торговли. Такая цель курсовой работы предполагает выполнение следующих задач: определение сущности мировой торговли; исследование современного состояния мировой торговли и тенденций её развития; определение особенностей структуры мировой торговли на современном этапе в Российской Федерации и Пермском крае.

Таким образом, в данной курсовой работе объектом исследования будет сама международная торговля, а предметом – факторы, динамика развития и структура современной международной торговли.

Актуальность изучения состояния международной торговли обусловлена тем, что ее изучение является необходимым условием как для работы отдельных организаций, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, так и для государства в целом для разработки программ развития внешней торговли.

Изучением международной торговли занимались всегда. Среди авторов можно выделить А. Смита – теория абсолютных преимуществ, Д. Рикардо – теория сравнительных преимуществ, теория Хекшера-Олина о соотношении факторов производства и др.

Применение анализа как метода исследования изменений в международной торговле на современном этапе предполагает рассмотрение двух аспектов: во-первых, темпы её роста в целом (экспорта и импорта) и относительно роста производства; во-вторых, сдвиги в структуре: товарной (соотношение основных групп товаров и услуг) и географической (доли регионов, групп стран и отдельных стран). Сама тематика работы предполагает изучение не только количественных характеристик изменений в международной торговле, но и качественной стороны этих изменений.

 

Теоретические основы исследования международной торговли

Теории международной торговли

Международная торговля – это сложная экономическая категория, обозначающая обмен товарами и услугами между государствами. В широком смысле, с точки зрения организационно-рыночного аспекта международная торговля представляет собой совокупность мирового спроса и мирового предложения, которые материализуются в двух встречных потоках товаров и (или) услуг - мировом экспорте (вывозе) и мировом импорте (ввозе).1

Понятие «международная торговля» употребляется и в более узком значении: например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона, например, стран Восточной Европы и т. п.

Теории международной торговли основаны, прежде всего, на том, что каждая страна по-разному наделена факторами производства – трудом, землей, капиталом. Меркантилистская теория XV-XVII веков предполагала необходимость поддержания активного торгового баланса страны, т.е. превышение экспорта над импортом. Поощрялось привлечение золота в страну с целью увеличения ее благосостояния, деньги же считались двигателем торговли, поскольку считалось, что увеличение объема денежной массы приведет к увеличению товарной массы. Также данная теория предусматривала протекционистские меры и запрет вывоза предметов роскоши из страны, так как это не способствовало увеличению благосостояния.

Теорию меркантилистов критиковал А. Смит, в своем труде «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776г.) он показал, что страны, независимо являются они экспортерами или импортерами, выигрывают от внешней торговли. Данный принцип получил название «Теория абсолютного преимущества». Считается, что у страны есть абсолютное преимущество, если она может производить какой-либо товар с меньшими затратами, чем у других стран. Следовательно, экспортировать нужно товар, по которому у страны имеется абсолютное преимущество.

Предпосылки теории:

    1. В мире существует две страны А и В, и они производят только два товара D и S;
    2. Издержки производства определяются только затратами труда;
    3. Факторы производства перемещаются внутри страны, между отраслями, но не перемещаются между странами;
    4. Экспорт равен импорту;
    5. Совершенная конкуренция в стране.
 

Страна А

Страна В

Весь мир

Товар S

50 шт./час

40 шт./час

90 шт./час

Товар D

25 шт./час

100 шт./час

125 шт./час


Таблица 1 Теория А. Смита, ситуация до международной торговли

Из таблицы 1 видно, что абсолютное преимущество по производству товара S имеется у страны А, а у страны В имеется абсолютное преимущество в производстве товара D. Следовательно стране А необходимо производить и экспортировать товар S, а стране в – товар D.

Далее в таблице 2 приведены данные о производстве стран и мира в целом в ситуации международной торговли.

 

Страна А

Страна В

Весь мир

Товар S

100 шт./час

0 шт./час

100 шт./час

Товар D

0 шт./час

200 шт./час

200 шт./час


Таблица 2 Теория А. Смита, ситуация после международной торговли.

Следовательно, международная торговля увеличивает объем мирового производства, при этом, не увеличивая затраты.

Однако теория Смита не объясняет ситуацию внешней торговли при отсутствии абсолютных преимуществ. Этот недостаток исправляет теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо. Страна должна специализироваться на производстве того товара, по которому нее имеется сравнительное преимущество. Сравнительное преимущество зависит от соотношения производительности труда.

Изначальные предпосылки теории такие же, как и в теории Смита.

 

Страна А

Страна Б

Товар S

50 шт./час

60 шт./час

Товар D

25 шт./час

100 шт./час


Таблица 3 Теория Д. Рикардо, ситуация до международной торговли

Как видно из таблицы 3, страна А не имеет абсолютных преимуществ ни по одному из товаров. Чтобы определить на каком товаре должна специализироваться страна А необходимо определить сравнительные преимущества, для чего посчитаем сравнительные издержки.

Для страны А производство одной единицы товара S занимает столько же времени, сколько и производство 0,5 единиц товара D, т.е. 1S=0,5D. Аналогично, 1D=2S.

Для страны В: 1S=1,7D; 1D=0,6S.

Следовательно стране А надо специализироваться на товаре S, стране В – на товаре D.

Теории Смита и Рикардо являются однофакторными. Теория Хекшера-Олина принимает во внимание два фактора: труд и капитал. Согласно данной теории страна экспортирует товар, для производства которого используется интенсивно относительно избыточный фактор производства, и импортирует товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства.

Ключевая предпосылка теории: страны наделены различными факторами производства неравномерно. Значит, странам необходимо специализироваться на товаре, в производстве которого используется имеющийся в избытке фактор (в избытке капитал – капиталоемких, труд – трудоемких, природные ресурсы - материалоемких).

Однако в данной теории наблюдался парадокс, названный парадоксом Леонтьева. Оказалось, что США экспортировали трудоемкие товары, хотя в стране в избытке был капитал. Для решения этого парадокса, Леонтьев впервые разделил фактор труд на два: неквалифицированный труд и квалифицированный труд. США экспортировала товары высококвалифицированного труда, что подтвердило теорию Хекшера-Олина.

 

Основные показатели международной торговли

Для характеристики международной торговли применяется ряд показателей:

  • Внешнеторговый оборот стран, представляющий собой сумму экспорта и импорта;
  • Импорт – ввоз из-за границы в страну товаров и услуг. Ввоз материальных ценностей для их реализации на внутреннем рынке – видимый импорт. Импорт комплектующих изделий, полуфабрикатов и т. п. составляет косвенный импорт. Затраты в иностранной валюте на перегрузку грузов, пассажиров, страхование туристов, технологии и другие услуги, а так же переводы компаний и частных лиц за границу включаются в т. н. невидимый импорт.
  • Экспорт – вывоз из страны товаров и услуг, проданных иностранному покупателю, для реализации на внешнем рынке, или для переработки в другой стране. К нему также относятся перевозки товаров транзитом через третью страну, вывоз привезенных из других стран товаров для продажи в третьей стране, т. е. реэкспорт.2

Кроме того, международная торговля характеризуется такими показателями:

  • темпы роста в целом;
  • темпы роста относительно роста производства;
  • темпы прироста мировой торговли относительно прошлых лет.

Первый из названных показателей определяется отношением показателя объёмов международной торговли рассматриваемого года к показателю базового года. С его помощью можно охарактеризовать процентное соотношение изменений в объёмах международной торговли за определённый период времени.

Отнесение темпов роста объёмов международной торговли к темпам роста производства является отправным моментом для определения нескольких характеристик, важных для описания динамики международной торговли. Во-первых, этот показатель характеризует производительность производства в стране, то есть то количество товаров и услуг, которое она может предоставить на мировой рынок за определённый промежуток времени. Во-вторых, с его помощью можно оценить в целом уровень развития производительных сил государств с позиции международной торговли.

Последний из названных показателей представляет собой отнесение объёма международной торговли в текущем году к значению базового года, при чём за базовый всегда берётся предшествующий текущему год.

    • общая, товарная и географическая (пространственная) структура;

Характеризует долю товарных групп в экспорте или импорте страны, или долю какой-либо страны в экспорте или импорте. Рассчитывается по формуле:

Ex(Im) товарной группы/Ex(Im) * 100%;

    • экспортная и импортная квоты;

Показывает долю экспорта или импорта в ВВП:

Ex(Im)/ВВП * 100%;

    • внешнеторговая квота;

Показывает долю внешнеторговой деятельности в ВВП:

Внешнеторговая квота = ½ (Ex+Im)/ВВП * 100%;

 

Специфика международной торговли в Российской Федерации

Современное состояние и динамика развития международной торговли в Российской Федерации

Всемирный экономический форум опубликовал исследование вовлеченности различных стран в мировую торговлю. Россия заняла в рейтинге 112 место из 132, между Киргизиейи Лесото. Два года назад мы были на 114 месте. Степень вовлеченности в глобальную торговлю оценивалась по ряду параметров, таких как доступ на внутренний и зарубежные рынки, качество таможенного администрирования, эффективность экспортно-импортных процедур, прозрачность процедур при пересечении границы, доступность и состояние транспортной инфраструктуры и др.

По версии авторов отчета, основные проблемы, с которыми сталкиваются участники рынка при импорте в Россию, – это коррупция на границе, тарифные и нетарифные барьеры, сложные процедуры для импорта, преступность и хищения товара, а также потери из-за несвоевременной доставки. Развитию экспорта из России больше всего мешают низкий уровень технологий производства и соответствующее качество продукции.

Обладая уникальными природными ресурсами, крупным производственным, научным и кадровым потенциалом, Россия до сих пор довольствуется положением страны топливно-сырьевой специализации. Подавляющую часть ее экспорта составляют энергоносители, сырье и полуфабрикаты, а доля в мировой торговле не превышает 1,5%.

 

На рис.1 представлена динамика внешнеторгового оборота России в период с 2000 по 2012 гг.

Рисунок 1. Динамика внешнеторгового оборота России млн. долл. (по данным таможенной статистики).

Исходя из графика, можно сделать вывод о том, что российская международная торговля имеет стабильную тенденцию к увеличению, за исключением провала в 2009 году, связанного с мировым финансовым кризисом 2008 года.

Согласно прогнозу развития торговли HSBC, в течение следующих пяти лет российская внешняя торговля будет расти со скоростью 5,99% в год. Затем, с 2017 по 2021 г., объем торговли будет ежегодно увеличиваться на 7,56%. К 2026 г. объем внешнеторгового оборота России увеличится на 165,54%. Среднегодовой рост международной торговли России в течение ближайших 15 лет составит 6,08%. На эту цифру компаниям следует увеличить свои международные торговые операции для того, чтобы соответствовать тенденции рынка.3

Информация о работе Структура и динамика международной торговли России и Пермского края