Стоимость совокупного
продукта с рассмотренных позиций − это,
так сказать, учтенная стоимость. Вместе
с тем в обществе велика доля неучтенной
стоимости производимых работ и услуг.
Речь идет, например, об издержках производства
и обращения в сфере потребления людьми
(приготовление пиши в домашних условиях,
ремонт жилья, покупка товаров и т. п.).
Неучтенной является стоимость многочисленных
видов работ, услуг выполняемых на основе
частных договоренностей между людьми.
Еще одна характеристика совокупного
продукта − его функциональное назначение.
Смысл данной функции – «удовлетворять
безграничные потребности людей. Они,
как известно, представлены в личных, производственных
и общественных потребностях. При этом,
чем весомее произведенный совокупный
продукт, тем выше уровень удовлетворения
этих потребностей» [4, с. 161].
Структура совокупного продукта
с позиции удовлетворения каждого из видов
потребностей имеет широкую детализацию.
Так, людям необходимы не только предметы
первой необходимости, но и предметы длительного
пользования, предметы роскоши. Отсюда
функциональное назначение и необходимая
доля этих благ в общем объеме совокупного
продукта. Предприятиям для удовлетворения
производственных потребностей нужны
средства производства. Их функциональная
роль − участвовать в процессе труда с
целью производства разнообразной продукции
или оказания услуг. Причем, одни и те же
средства труда или предметы труда могут
выполнять самые различные функции. Удовлетворение
общественных потребностей также крайне
разнородно. Здесь функционально важными
являются как средства производства, так
и предметы потребления и услуги.
В завершение следует отметить,
что функциональное назначение совокупного
продукта не ограничивается только обозначенными
позициями. Оно гораздо шире и зависит
существенно, например, от того, какая
имеется в виду народнохозяйственная
отрасль или регион, участвующий в создании,
распределении и использовании совокупного
продукта. Влияет на его функциональное
назначение и деятельность многих и многих
субъектов рыночного хозяйства, причем
имеющих не только юридический статус.
Структура определенной национальной
экономики постоянно изменяется и трансформируется.
Большое влияние на это «оказывает научно-технический
прогресс, который изменяет характер производства,
способствует возникновению новых отраслей
и сфер экономики» [5, с. 235]. Изменение характера
общественного производства, возникновение
новых отраслей, оказывает влияние на
характер взаимосвязей в национальной
экономике. Поэтому структура национальной
экономики постоянно изменяется, что вынуждает
проводить постоянный структурный мониторинг,
соизмерять реальную структуру с будущим
ее развитием.
Структура конкретной
национальной экономики формируется под
влиянием множества факторов – географических,
культурных, социальных, психологических
и т. д. Она специфична применительно к
каждой определенной стране и не может
быть искусственно внедрена. Со стороны
государства может быть осуществлено
только опосредованное влияние на нее.
Специфика структуры национальной
экономики России обусловлена тем, что
она сформировалась на основании структуры
СССР. В результате искусственного преобразования
СССР была разрушена существующая структура
национальной экономики, а далее происходило
и происходит ее длительное становление.
Необходимость структурных
реформ обычно связана с упадком национальной
экономики, затяжным экономическим кризисом.
В ситуации, когда функционирование национальной
экономики не отвечает требованиям достойного
уровня жизни, под давлением населения
правительство страны вынуждено пойти
на ряд крайних мер по изменению состояния
национальной экономики – на структурные
реформы.
Направление структурного реформирования
национальной экономики определяется
конкретными потребностями государства,
его положением в мировой экономике, вырабатывается
на основании оценки существующего положения
страны и ее желаемого будущего состояния.
На этапе соизмерения существующего состояния
экономики и ее желаемого будущего состояния
определяется набор конкретной методологии
достижения необходимых экономических
показателей.
Проведение структурных реформ
национальной экономики всегда входит
в поле деятельности государственного
аппарата. Ни один хозяйственный субъект,
кроме государства, не обладает достаточными
ресурсами для того, чтобы осуществить
структурное реформирование. Поэтому
источником и разработчиком реформирования
является только государство – государственный
аппарат.
Для того чтобы структурные
реформы были более эффективными, обычно
они оформляются в виде программ – рассчитанных
на долгосрочную реализацию, взаимосвязанных
между собой мероприятий. Программы могут
быть различными по своему содержанию,
целям, задачам, методам оформления и отражают
конкретные особенности национальной
экономики.
В большинстве стран их разработка
и реализация связана с потребностью создания
необходимых условий для активного и устойчивого
экономического роста или выхода из затяжного
экономического кризиса. Обычно они направлены
на решение нескольких масштабных экономических
проблем.
В этом случае реформы ставят
своей целью стабилизацию национальной
экономики, включая несколько небольших
структурных реформ, связанных с привлечением
иностранного капитала в страну. Как правило,
программы структурных реформ поддерживаются
одной или несколькими международными
организациями, например МВФ. Но взамен
этого они требуют серьезных изменений
в законодательстве страны сообразно
мировым нормам.
Программы кардинальных
структурных реформ «характерны для харизматических
популистских политических лидеров. В
этом случае они используются ими как
метод получения власти, концентрации
в своих руках политической власти. Взлет
такого рода реформ наблюдался в конце
XX в. в странах Центральной и Восточной
Европы» [1, с. 194]. Зачастую они ограничиваются
не только экономической сферой, но выходят
на культурную, духовную и т. д. В конечном
счете их результат напрямую зависит от
конкретных исторических, экономических,
культурных особенностей страны. Но, как
показывает практика, за непродолжительным
периодом ускоренного экономического
роста следует затяжной кризис. Так как
рост был создан искусственно (за счет
единоразового вливания больших объемов
иностранных инвестиций) и не имеет под
собой реальной основы, то он сменятся
еще более сильной экономической депрессией.
Ярким современным примером тому может
быть Грузия, где на первых этапах говорили
об экономическом чуде, но после установления
относительной устойчивости новой политической
власти наступил еще более всесторонний
экономический кризис.
3. Показатели эффективности
национальной экономики
Эффективность сегодня — одна
из главных характеристик человеческой
деятельности. Она является важнейшей
категорией экономической науки.
Простейшее представление об
экономической эффективности можно получить
в результате сопоставления полезного
эффекта (результата) и затрат. Повысить
эффективность — значит добиться сокращения
затрат на единицу эффекта (единицу продукта,
объем производства и т. д.) или увеличить
эффект на прежнюю величину затрат (материальных,
финансовых и трудовых). Рост эффективности
производства требует такого ведения
хозяйства, при котором каждый рубль, вложенный
в производственный объект, затраченный
на сырье, материалы, топливо и энергию,
оплату труда работников, давал бы максимальную
отдачу, чтобы объем выпускаемой готовой
продукции быстро увеличивался, а совокупные
затраты на единицу продукции уменьшались.
Эффективность применительно
к отдельно взятой хозяйственной единице
не тождественна эффективности в масштабах
общества. Если предприятие осуществляет
свою деятельность с минимальными затратами
всех факторов производства, в этом случае
мы говорим о производственной эффективности
или эффективности производства отдельной
хозяйственной единицы.
Экономическая эффективность
характеризует результативность всего
общественного производства. С точки зрения
национальной экономики, эффективным
будет считаться такое состояние, при
котором наиболее полно удовлетворены
потребности всех членов общества при
данных ограниченных ресурсах.
Экономическая эффективность
национальной экономики — это «состояние,
при котором невозможно увеличить степень
удовлетворения потребностей хотя бы
одного человека, не ухудшая при этом положение
другого члена общества. Такое состояние
называется Парето-эффективностью (по
имени итальянского экономиста В. Парето)» [5, с. 264].
Экономическая эффективность
национальной экономики − это минимизация
затрат всех ее хозяйствующих субъектов,
участвующих в производстве совокупного
продукта. Она может рассматриваться дифференцировано
как экономическая эффективность соответствующей
народнохозяйственной отрасли или региона.
Сравнение ее показателей позволяет определить,
какие из отраслей и регионов лучше используют
ресурсы. При такой оценке рассматривается
и социальная эффективность, например,
в смысле приоритетности той или иной
народнохозяйственной отрасли в структуре
национальной экономики в целом или отдельного
региона.
Под словом «эффективность»
не следует понимать только результат,
достигаемый народным хозяйством в целом
или отдельной отраслью, предприятием
за тот или иной отрезок времени. Этот
результат правильнее было бы охарактеризовать
как эффект, а не эффективность.
Эффект может быть значительным,
но если он достигнут ценой больших затрат,
то эффективность может остаться неизменной
или даже снизиться. Следовательно, необходимо
различать эффект и эффективность, ибо
последняя свидетельствует не только
о приросте показателей производства,
но, что не менее важно, и о том, какой ценой
(за счет каких затрат) обеспечены достигнутые
приросты. Эффективность — это величина
не абсолютная, а относительная.
Наметившийся переход к рыночной
экономике призван сочетать наивысшую
эффективность производства с гуманистическими
целями его развития. При этом по отношению
к общественному производству рынок выполняет
определенные регулирующие функции (с
помощью механизма спроса и предложения,
равновесных цен и др.), которые государство
или другой экономический центр может
использовать для повышения эффективности
функционирования национальной экономики
на основе применения денежного, финансово-кредитного
и налогового регуляторов производства
и обращения.
Например, введение налога повышает
цену, уплачиваемую потребителем, и снижает
цену, получаемую производителем, что,
в свою очередь, сокращает производство
и потребление тех или иных товаров. Разница
идет в пользу государства, установившего
размер налога. Полученный доход государство
может перераспределить с целью выравнивания
доходов отдельных товаропроизводителей
и групп населения, стимулирования увеличения
производства недостающих населению или
производству товаров. Таким образом,
государство совместно с рыночным механизмом,
объективно стимулирующим необходимые
обществу пропорции производства и распределения
через конкурентное равновесие, может
влиять на эффективность общественного
производства.
Эффективность производства
имеет многоаспектный характер. Политико-экономическое
исследование сущности и форм проявления
эффективности производства предполагает
учет самых разнообразных признаков и
форм проявления эффективности.
Различают эффективность воспроизводства
«совокупного общественного продукта
или действительного процесса производства,
взятого в целом, или (что то же самое) народнохозяйственную
эффективность, включающую эффективность
производства, распределения, обращения
и потребления общественного продукта;
эффективность отдельных фаз воспроизводства»
[6, с. 218]. С учетом структуры организации
общественного производства различают
эффективность различных крупных регионов
страны, республик в составе РФ (это региональная
эффективность); эффективность народного
хозяйства, отдельных его отраслей, объединений,
предприятий и, наконец, цеха, бригады,
группы, а также эффективность отдельных
работников различных сфер экономики.
Принимая во внимание структуру международных
отношений, различают национальную и интернациональную
эффективность.
В современных условиях все
большее значение приобретает эффективность
внешнеэкономических связей и мирового
хозяйства, что превращает категорию эффективности
в интернациональную. Дело в том, что современная
ступень развития всех стран характеризуется
усилением процессов мировой взаимозависимости
и более тесными мирохозяйственными связями.
Сегодня имеют место политическая, технико-экономическая
и экологическая взаимозависимости. Согласно
первой, необходимы решительный отказ
от гонки вооружений и накопления оружия
массового уничтожения, баланс интересов,
всеобщая система безопасности человечества.
В соответствии со второй следует отказаться
от развития общества на основе модели
закрытой национальной экономики, ибо
постоянно усиливаются процессы формирования
единого мирового экономического пространства.
Согласно третьей — «необходима сознательная
концентрация усилий всех стран для преодоления
негативных сторон развития цивилизации,
ликвидации токсических отходов производства,
губительных для окружающей среды и человека,
разработки современных установок для
переработки отходов» [3, с. 139], научно-технических
программ «общество − производство −
окружающая среда» и т. д.
Рост эффективности производства
— это не случайный, а закономерный, устойчивый,
повторяющийся и причинно обусловленный
процесс, действующий объективно. При
этом необходимо заметить, что чем цивилизованнее
общество, тем важнее становится повышение
эффективности производства, так как возрастает
потребность и понимание необходимости
экономии общественных затрат чрезвычайно
возросшего производства; целью производства
становится удовлетворение потребностей
всех членов общества, и при этом приоритет
отдается не материальному, а социальному
результату.