Структура налоговых органов в РФ, их права и обязанности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 17:51, реферат

Краткое описание

Термин налоговые органы охватывает только органы МНС, поскольку есть путаница на практике, когда под налоговыми органами понимают не только МНС, но и иные органы. Так вот, из Налогового Кодекса совершенно очевидно, что под налоговыми органами понимаются только органы МНС. Это означает, что налоговая полиция, таможенные органы и органы внебюджетных фондов к налоговым не относятся.

Вложенные файлы: 1 файл

Структура налоговых органов в РФ.docx

— 26.81 Кб (Скачать файл)

5. Обязанность  осуществлять возврат или зачет  излишне взысканных или излишне  уплаченных сумм налогов, сборов  и пеней.

6. Обязанность  соблюдения налоговой тайны.

7. Налоговые  органы обязаны направлять налогоплательщикам  копии актов налоговых проверок, копии решений налоговых органов, (Это очень важно. Если эта  обязанность не выполнена, то  это сразу снимает вопрос об  ответственности налогоплательщика), а также налоговые уведомления  и требования об уплате налога.

8. Поскольку  налоговый орган – это не  правоохранительный орган, а именно  контрольный, то в обязанность  налоговых органов включается  обязанность передать информацию, материалы и документы в соответствующие органы (до Указов Президента – налоговую полицию, после – МВД) для решения вопроса о возбуждении уголовного дела не позднее, чем в 10-дневный срок после получения такой информации.

Система налогов и сборов в Российской Федерации.

Преследуя цели пополнения казны и другие задачи, любое государство стремится  разнообразить вводимые налоги. Обращаясь  к истории дореволюционной (до 1917 г.) России, встречаем немалое число  налогов. Население уплачивало, например, личный налог, подушную подать, несколько  имущественно-подоходных налогов -- поземельный, подомовый (на доходы с дома), квартирный (уплачиваемый содержателем квартиры), промысловый, с наследства и др. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. проф., д.ю.н. Н.И. Химичева. М.: Юристь, 2002. С. 176. Создание социалистического государства, индустриализация и развитие постепенно видоизменило налоговую систему страны. Это, прежде всего, проявилось в переходе от преобладания имущественно-доходных поступлений от населения, производственников и купцов к платежам от производственно-хозяйственной деятельности развивающегося производственного и непроизводственного секторов экономики.

После распада  СССР в Российской Федерации была установлена новая система налогов  и сборов, введенная в действие Законом РФ «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации». Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 (ред. от 11.11.2003) «Об основах налоговой системы  в РФ». Данный закон изменил налоговую систему в стране и включил в нее перечень не только налогов в собственном смысле слова, но и других платежей, подлежащих в обязательном порядке внесению в бюджет или внебюджетные фонды. Этим Законом было введено понятие «налоговая система» - «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее налогов), взимаемых в установленном порядке». Там же, ст. 2. Соответственно названному Закону в налоговую систему вошли, помимо налогов, государственная и таможенная пошлины, различные сборы -- целевые, лицензионные и др.

В целом налоговая  система - сложный и эффективный  механизм регулирования хозяйственной  конъюнктуры, гибкий инструмент, воздействующий на уровень доходности различных  видов собственности и эффективности  национальных экономик. Однако для  налоговой политики государства (которая  заключается в манипулировании  видами и ставками налогов) характерен эффект запаздывания в отличие, например, от кредитно-денежной политики, в частности - операций Центрального банка на открытом рынке. Дело в том, что любое изменение  налогов должно принимать форму  законодательного акта, что связано  с потерями времени при прохождении  через парламентское обсуждение и утверждение. Кроме того, изменения  в налоговом законодательстве вступают в силу, как правило, с начала нового года.

Реформа системы  налогообложения, осуществляемая с 80-х  гг. в различных капиталистических  странах, привела к резкому снижению прогрессивности налогообложения, снижению ставок налога на прибыль  корпораций, отказу от налоговых льгот, ужесточению налоговых законов  в отношении плательщиков, увеличению косвенного обложения. В Российской Федерации новая налоговая система была сформирована в конце 1991 года. Она копировала существующие системы разных стран с рыночной экономикой. При этом структура налоговой системы получилась запутанной и сложной. Первоначально налоговое законодательство включило в налоговую систему более 40 платежей, число которых впоследствии дополнялось их новыми видами и составило с учетом изменений и дополнений на 8 июля 1999 г. более 50. Чрезмерное количество налогов и запутанность налоговой системы привело к плохому собиранию налогов. Не было учтено, что для того, чтобы налоговая система работала эффективно, она должна приносить правительству необходимые доходы и одновременно быть справедливой. Это крайне трудно сочетаемые условия, поскольку они почти взаимоисключающие. В нашей стране создание относительно эффективной системы налогообложения длилось почти 12 лет (с 1992 по 2004 год) и даже на настоящий момент нельзя считать эту работу законченной.

С 1998 года вместо термина «налоговая система» применяется  выражение «система налогов и  сборов». Налоговый кодекс РФ формулировал понятия налога и сбора с указанием  их характерных особенностей, которые  были приведены ранее. В соответствии с Законом РФ «О бюджетной классификации» все эти платежи составляют группу налоговых доходов. Федеральный  закон от 15.08.1996 № 115-ФЗ (ред. от 23.12.2004) «О бюджетной классификации РФ».

В результате преобразования в 2000-е гг. налоговая система РФ значительно упрощена и состоят  из небольшого количества налогов, что  исключает необходимость подразделения  их на различные виды в самом бюджете. Простота налогообложения позволяет  обеспечить казну доходами с минимальными издержками, она же делает ее понятной налогоплательщику и развивает  чувство ответственности, заставляя  отказаться от соблазна уклонения от уплаты налога. Итогом всех преобразований последних лет является налоговая  система РФ - совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых  в установленном порядке с  плательщиков -- юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи  составляют более 80% доходов бюджетной  системы РФ.

Налоговый кодекс РФ внес изменения в систему налогов  и сборов, сократив общее число  их видов до 28. Однако до введения в  действие части второй Налогового кодекса  было установлено применение платежей, предусмотренных ст. 19, 20 и 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы  в Российской Федерации» в котором  было перечислено 22 различных платежа. Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 (ред. от 11.11.2003) «Об основах налоговой системы  в РФ». С 2005 года состав системы налогов и сборов регулируется Налоговым кодексом РФ и включает 15 платежей. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.11.2004), гл. 2.

К федеральным  налогам и сборам на 1 января 2005 года Налоговый кодекс РФ относит 10 платежей: Там же, ст. 13.

· налог на добавленную  стоимость;

· акцизы;

· налог на доходы физических лиц;

· единый социальный налог;

· налог на прибыль  организаций;

· налог на добычу полезных ископаемых;

· налог на наследование и дарение;

· водный налог;

· сборы за пользование  объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических  ресурсов;

· государственная  пошлина.

Федеральные налоги устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ, Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.11.2004), ст. 12. круг плательщиков, объекты налогообложения, ставки налога, порядок зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд также определяются Налоговым кодексом РФ. Это не исключает зачисления их не только в федеральный бюджет, но и бюджеты другого уровня. Часть платежей из приведенного перечня непосредственно зачисляются в федеральный бюджет, другая часть платежей используется для регулирования бюджетов субъектов РФ. Субъекты РФ используют эти налоги для регулирования местных бюджетов. Третья часть платежей зачисляются разными долями в бюджеты всех уровней. Данное распределение установлено Бюджетным кодексом РФ (см. главу 7 «Бюджетная классификация»). Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 29.12.2004), ст. 50.

К региональным налогам на 1 января 2005 года Налоговый  кодекс РФ относит 3 платежа: Налоговый  кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.11.2004), ст. 14.

· налог на имущество  организаций;

· налог на игорный  бизнес;

· транспортный налог.

Налог на игорный  бизнес, как и федеральные налоги, устанавливается Налоговым кодексом РФ и взимается на всей ее территории. Налог на имущество организаций  и транспортный налог вводятся в  действие представительными органами государственной власти субъектов  РФ. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов  РФ определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов  в пределах, установленных Налоговым  кодексом РФ. Иные элементы налогообложения  по региональным налогам и налогоплательщики  определяются только Налоговым кодексом РФ. Кроме того, законодательными органами субъектов РФ могут устанавливаться  налоговые льготы, основания и  порядок их применения. Региональные налоги зачисляются в бюджеты  субъектов РФ, а также могут  быть переданы полностью или частично в местные бюджеты.

К местным налогам  на 1 января 2005 года Налоговый кодекс РФ относит 2 платежа: Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.11.2004), ст. 15.

· земельный  налог;

· налог на имущество  физических лиц.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных  образований в соответствии с  Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований  о налогах.

При установлении местных налогов представительными  органами муниципальных образований  определяются налоговые ставки, порядок  и сроки уплаты налогов в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ. Иные элементы налогообложения  по региональным налогам и налогоплательщики  определяются только Налоговым кодексом РФ. Кроме того, представительными  органами муниципальных образований  могут устанавливаться налоговые  льготы, основания и порядок их применения.

Необходимо подчеркнуть, что законодательство РФ закрепляет исчерпывающий перечень налогов, сборов и других платежей, отнесенных к  налоговой системе. Органы государственной  власти всех уровней не вправе вводить  дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством  РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых  платежей. Следовательно, на территории России действует единая система  налоговых доходов, перечень которых, независимо от их уровня, закрепляется законодательством РФ. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.11.2004), ст. 12. 
 

Информация о работе Структура налоговых органов в РФ, их права и обязанности