Структура себестоимости продукции охотничьего хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 18:38, контрольная работа

Краткое описание

Многочисленные затраты, формирующие себестоимость продукции, в практике планирования и учета классифицируются по экономически элементам и статьям калькуляции. Перечень этих элементов и статей представляет собой состав себестоимости продукции. Структура же себестоимости продукции - это соотношение этих элементов и статей между собой, выраженное в процентах к общему итогу.

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика отрасли.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

1. Структура себестоимости продукции охотничьего    хозяйства.

Многочисленные затраты, формирующие себестоимость продукции, в практике планирования и учета классифицируются по экономически элементам и статьям калькуляции. Перечень этих элементов и статей представляет собой состав себестоимости продукции. Структура же себестоимости продукции - это соотношение этих элементов и статей между собой, выраженное в процентах к общему итогу.

Классификация по экономическим элементам используется для определения и поддержания оптимального соотношения между первородными экономическими затратами, живым и овеществленным трудом, соотношения потребляемых ресурсов, увязки и взаимосвязи различных разделов бизнес-плана, плана (программы) развития отрасли.

Экономические элементы затрат - это экономически первородные, более неделимые, нерасщепляемые затраты.

Статьи калькуляции, наоборот, состоят из разнородных в экономическом смысле затрат. Каждая статья калькуляции включает все экономические элементы затрат.

Классификация затрат на себестоимость продукции по статьям калькуляции позволяет выявить конкретный объект и место осуществления затрат, определить себестоимость единицы продукции, прибыль, рентабельность продукции и производства.

Состав себестоимости по экономическим элементам затрат (смета затрат на производство) представлена ниже:

 

1. Сырье и основные  материалы.

2. Вспомогательные материалы.

3. Топливо со стороны.

4. Энергия со стороны.

5. Заработная плата всех  работников.

6. Начисления на заработную  плату.

7. Амортизация.

8. Прочие денежные расходы.

 

Статьи калькуляции в наиболее обобщенном виде представляют:

 

1. Сырье и основные  материалы за вычетом годных  отходов.

2. Вспомогательные материалы.

3. Топливо на технологические  цели.

4. Энергия на технологические цели.

5. Заработная плата рабочих  основного производства.

6. Начисления на заработную  плату.

7. Расходы на содержание  и эксплуатацию оборудования.

8. Цеховые расходы.

 

Итого цеховая себестоимость

 

9. Общезаводские расходы. Итого производственная себестоимость

10. Внепроизводственные (коммерческие) расходы. Всего полная (коммерческая) себестоимость

 

2. Основы прогнозирования  и планирования использования  ресурсов охотничьих хозяйств.

 

В настоящее время концептуальные принципы взаимоотношений человека и биосферы, природопользования, в том числе и древнейшего занятия человечества – охоты и охотничьего хозяйства, претерпевают существенное переосмысливание и преобразование. На смену стратегии покорения, изменения природы и достижения экономических целей любой ценой приходит теория эволюции биосферы и общества, исходящая из их совместного гармоничного развития как абсолютно необходимого условия сохранения человека на Земле. Новые взгляды на взаимоотношения природы и общества находят отражение в публикациях специалистов, в международных программах и соглашениях, законодательных и директивных актах Российской Федерации, принятых в последние годы истекающего столетия: Материалах конференции ООН по окружающей среде и развитию, Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента Российской Федерации (1996 г.), постановлениях Правительства Российской Федерации “О мерах по выполнению Конвенции по биологическому разнообразию”, “О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира” (1995, 1996 гг.), Законах РФ “Об охране окружающей природной среды”, “О животном мире” (1991, 1995 гг.) и других документах

.

 Состояние охотничьего хозяйства России

 

 Правовой статус и особенности отрасли.

 Животный мир в пределах  Российской Федерации является  государственной собственностью. Правовой  статус охоты как вида пользования  животным миром определен Федеральным  законом “О животном мире” (ст. 4 и 42). Право пользования охотничьими ресурсами отделено от права землевладения (землепользования).   Охотничье хозяйство как природопользовательная деятельность многофункционально. Оно ведется ради получения товарной продукции (пушнины, мяса, лекарственно-технического сырья и т.д.), предоставления услуг в виде самой охоты, имеет эстетический, социальный (особенно в районах традиционного природопользования) аспекты, является одним из важных инструментов регуляции экосистем (экологический аспект).

 В структурном плане  понятие “охотпользователь” охватывает как предприятия, некоммерческие организации, общественные и иные объединения (юридических лиц), функционирующие в сфере охотничьего хозяйства, так и отдельных граждан (физических лиц), занимающихся в установленном порядке охотой в угодьях различной принадлежности .В жизни нескольких десятков малочисленных народов и этнических групп районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей охотничье хозяйство – традиционный и приоритетный вид деятельности. В сфере охотхозяйственной деятельности постоянно (профессионально), временно (сезонно) или эпизодически занято около 4 млн. человек.

 Ресурсные особенности.

 Охотничье хозяйство  базируется на использовании  возобновимых ресурсов, важнейшей  особенностью которых является  самовоспроизведение, осуществляющееся в ходе природных циклических процессов и не требующее, при сохранении эволюционно сложившихся экосистем, специальных капиталовложений. Другой особенностью охотничьих ресурсов является их динамизм во времени (годовые и многолетние колебания численности популяций) и в пространстве (кочевки, миграции, расселение). Важнейшим условием развития охотничьего хозяйства является сохранение ресурсного потенциала и генофонда более 70 видов охотничьих птиц и 90 видов охотничьих млекопитающих, каждый из которых требует специфических подходов и методов управления их популяциями, сохранения мест их обитания .Отраслевая специфика охотничьего хозяйства исключает или ограничивает концентрацию средств производства, требует экологической ориентации в управлении ресурсным потенциалом, приоритетности естественных компенсационных механизмов (процессов самовозобновления ресурсов) ради устойчивого, сбалансированного развития. Охотничье хозяйство является вторичным пользователем угодий, осуществляющим свою хозяйственную деятельность на площадях основных землеводопользователей. Следовательно, качественное состояние мест обитания животных (их бонитет) определяется не только природными условиями, но и технологическими приемами основных пользователей, играющими средоформирующую роль для животных. Отсюда – необходимость интегрального подхода смежных отраслей хозяйствования, отбор взаимоприемлемых технологий, согласованность действий, правовое и экономическое стимулирование комплексного хозяйствования.

 

 Продукция и рынок.

 Годовая продукция  охотхозяйств, потребляемая внутри  страны, оценивалась до начала 90-х  годов в 400–500 млн руб. (в ценах  того же времени), а изделия  из пушнины находились в дефиците. С начала 90-х годов наблюдается  тенденция снижения среднегодового  объема валовой продукции охотничьего хозяйства. Вместе с тем произошло насыщение внутреннего пушного рынка. За рубеж до перестройки продавали промысловой пушнины на сумму до 20 млн долларов в год. Предоставление прав внешнеэкономической деятельности предпринимателям раздробило российский пушной экспорт. Перестали функционировать пушно-меховые базы и холодильники, валифицированно и с большими возможностями подбиравшие партии пушнины к аукционам, чем мелкие фирмы предпринимателей. Через руки последних проходит большая часть ценнейших шкурок соболя. Официальные статистические данные показывают, что закупки их упали с 240 тыс. в 1990 г. до 50 тыс. в 1995 и 1996 гг., хотя общая численность соболя в стране остается стабильной, а примерный объем добычи не менее 300 тыс. особей за сезон промысла. Характерный для современной экономики диспаритет цен проявился и в охотничьем хозяйстве. За годы инфляции при переходе к рынку рост цен на оружие для охоты, боеприпасы, капканы, предметы снаряжения охотника, найм и приобретение транспортных средств и ГСМ к ним, продовольствие в 4–7 раз превысил рост цен на пушнину и изделия из нее.

 Организационная структура.

 До начала 1990-х годов  хозяйственную деятельность промыслового  направления, ориентированного преимущественно  на товарное производство, осуществляли 120 кооперативных (КЗПХ) и около 100 государственных (ГПХ) охотничье-звероводческих и охотничье-промысловых хозяйств, занимавших 550 млн га охотугодий, и 153 колхоза и совхоза районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей. Промысловой охотой в них занимались 25 тыс. штатных охотников и 80–100 тыс. договорников-сезонников. Любительское направление включало в себя 5 тыс. приписных охотничье-рыболовных хозяйств Росохотрыболовсоюза, примерно 500 лесоохотничьих хозяйств и охотхозяйств обществ Военно-охотничьего и “Динамо”, опытно-показательные хозяйства и охотничье-промысловые участки (ОПУ) Главохоты при Совете Министров РСФСР.

Организационные преобразования и их последствия.

Распались или утратили свои функции Главохота и Центросоюз. В основном реорганизовались в АО и ТОО коопзверопромхозы и госпромхозы. Колхозы и совхозы, занимавшиеся промыслом, трансформируются в семейно-родовые общины, фермерские хозяйства охотничьего, звероводческого, оленеводческого и рыболовецкого направлений. Уменьшилось количество членов и охотхозяйств организаций системы Росохотрыболовсоюза. Появляются новые организационно-правовые субъекты хозяйствования – элитарные общества и клубы охотников-любителей. Расширяется площадь угодий общего пользования. Многообразие форм хозяйствования, борьба между хозяйствующими субъектами за охотничьи угодья без достаточной унификации и правового обеспечения в условиях противостояния федеральных, региональных и местных властей и конкуренции ведомств порождают бесконтрольность, опустошение близлежащих охотугодий, утрату у охотников и других пользователей чувства хозяина. Усилилась угроза подрыва численности ряда видов, прежде всего копытных животных. Положение усугубляется продолжающимся разрушением арены жизни диких растений и животных. Рост браконьерства не снижается, несмотря на растущий объем вскрытых нарушений, меры его пресечения недостаточно эффективны из-за недостатка егерей, техники у охотнадзора и низкого уровня заработной платы. Сходное положение – во всей экологической правоохранительной сфере. С распадом ведомств, остановкой или полной потерей заводов, производивших охотничье оружие, боеприпасы и снаряжение, прекратилось централизованное снабжение промысловиков. Они утратили возможность приобретать в кредит под будущую продукцию необходимые для охоты товары. Снизилось освоение отдаленных угодий.Крайне недостаточно финансируемый Охотдепартамент Минсельхозпрода России не в должной мере выполняет возложенные на него обязанности по управлению охотничьим хозяйством, охране и контролю за охотничьими животными, разработке концепции развития отрасли на основе НТП, определению приоритетных направлений совершенствования охотничьего дела.

 Оценка ситуации.

Произошла деградация отраслевых структур, прежней системы закупок продукции. Несмотря на крайнюю неполноту отчетности в охотничьем хозяйстве и торговле пушниной, можно заключить, что происходящие в стране изменения не привели к полному распаду и уменьшению роли охотничьего хозяйства в экономике страны и отдельных регионов. В 1996 г. произведено валовой продукции и оказано услуг не менее чем на 17–20 трлн руб., что составило около 1% от валового продукта РФ. В эту сумму входит и сбор дикорастущих ягод, плодов, орехов и грибов. В отличие от многих других сельскохозяйственных отраслей, производство в охотничьем хозяйстве уменьшилось мало – примерно на 2–5% к уровню 1992 г. Снижение произошло за счет промысловой продукции, а удельный вес спортивно-любительской продукции и услуг несколько увеличился в связи с возросшим потреблением для личных нужд и большей адаптированностью охотников и их общественных объединений к рынку, в условиях ослабления роли государства в закупках, переработке, экспорте продукции охотничьего хозяйства. Некоторые позитивные явления в охотничьем хозяйстве свидетельствуют о его жизненности в условиях свободного рынка.

 Основные принципы государственной политики в области охотничьего хозяйства

         Государственное регулирование охотничьего хозяйства обусловлено необходимостью неистощительного использования природных ресурсов, невысокой монополизированностью отрасли, влиянием на производство природных факторов и социально-экономической значимостью охотпользования. Государственная политика в области охотничьего хозяйства представляет собой систему мер законодательного, исполнительного, экономического и контрольного характера, разрабатываемую и осуществляемую правомочными органами государственной власти с участием граждан, органов местного самоуправления и общественных объединений для обеспечения устойчивого развития охотничьего хозяйства Российской Федерации в изменяющихся социально-экономических условиях.

 Принципы государственной политики в области охотничьего хозяйства.

Государственная политика в области охотничьего хозяйства основывается на Конституции и законодательных актах Российской Федерации и осуществляется с учетом традиций, современного состояния и специфики охоты и охотничьего хозяйства, а также биологических особенностей охотничьих ресурсов. Политика государства в области охотничьего хозяйства основывается на следующих принципах:

  • право всех граждан и субъектов хозяйствования Российской Федерации, независимо от организационно-правовых форм хозяйствования и форм собственности, заниматься охотой и ведением охотничьего хозяйства;
  • сохранение национальных традиций в области охоты и охотничьего хозяйства, совместимых с неистощительаым использованием охотничьих животных;
  • использование ресурсов охотничьего хозяйства на основе приемов и методов, обеспечивающих устойчивое состояние экологических систем;
  • государственная собственность на объекты животного мира;
  • широкое привлечение к разработке и осуществлению программ по развитию отрасли научных учреждений, общественных объединений и хозяйствующих субъектов.

 

 

 Основными субъектами государственной политики в области охоты и охотничьего хозяйства являются:

  • орган государственного управления охотничьим хозяйством (Охотдепартамент России) – структурное подразделение Минсельхозпрода России. Необходимо радикальное преобразование и повышение статуса федерального органа управления охотничьим хозяйством для осуществления самостоятельной оперативной нормотворческой деятельности. Ресурсный контроль осуществляют, наряду с Минсельхозпродом России, другие специально уполномоченные государстаенные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания – Госкомэкология России, Рослесхоз, ФПС РФ и их территориальные органы. Минсельхозпрод России является таким органом в части охраны и регулирования использования охотничьих животных;
  • общественные объединения и клубы охотников и рыболовов. Традиционной и внесшей существенный вклад в развитие охотничье-рыболовного дела в России ассоциацией местных и региональных общественных объединений охотников является Росохотрыболовсоюз;
  • охотхозяйственные предприятия и иные, в том числе некоммерческие, субъекты хозяйствования, специализирующиеся на производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг вс области охотничьего хозяйства;
  • охотники и другие граждане.

 

 Основные направления  развития охотничьего хозяйства

 Цели и задачи государственной  политики в области охотничьего  хозяйства. Важнейшими целями государственной  политики в области охотничьего  хозяйства являются:

обеспечение конституционных прав граждан России в сфере охоты – права на труд, отдых, благоприятную окружающую среду, развитие способностей и удовлетворение потребностей, а также экономических свобод хозяйствующих субъектов отрасли;

уточнение, законодательное закрепление и эффективная защита социально-экономических интересов государства в области использования охотничьих ресурсов;

создание адекватной и экономичной информационной базы для принятия управленческих решений;

стабилизация экономики отрасли.  Основные задачи государственной политики в области охотничьего хозяйства:

стимулирование формирования инфраструктуры отрасли, объединения единичных охотпользователей при недопущении монополизации охотхозяйственной деятельности;

разработка зонально-дифференцированной стратегии развития охотничьего хозяйства;

уточнение статуса субъектов, объектов и процессов охотпользования применительно к общей финансовой, налоговой и протекционистской политике государства;

Информация о работе Структура себестоимости продукции охотничьего хозяйства