Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 16:09, курсовая работа
В последнее время неформальные отношения в жизни российского общества оказались в центре внимания большого числа отечественных и зарубежных специалистов. Одни трактуют «теневую экономику» как печальный финал былых порядков, другие находят в ней подтверждение провала перестройки. Причина этого все нарастающего интереса – постоянное развитие этих отношений в самых разных сферах деятельности россиян, а в первую очередь в сфере экономики.
Глава 1. Теоретический аспект теневой экономики.
Понятие теневой экономики.
Причины возникновения теневой экономики.
Механизм функционирования теневой экономики.
Глава 2. Теневые процессы в российской транзитивной экономике.
2.1 Структура теневой экономики в России.
Масштабы и динамика теневых процессов.
Пути преодоления теневой экономики.
Заключение.
Список использованной литературы.
«Базовая» схема («обналичивание»).
Эта схема типична для большинства
предприятий. Общая идея заключается
в фиктивном замещении тех
элементов валового дохода, которые
в наибольшей степени подпадают
под налогообложение, такими элементами,
которые облагаются по минимальным ставкам.
Основанием этого «замещения» выступает
договор между предприятием-
Существует и «обратная» схема («обезналичивание»). Она чаще всего применяется вновь созданными розничными торговыми фирмами. Эта схема является как бы комбинацией предыдущих двух. Можно выделить следующие ее характеристики:
Это были схемы использования неучтенного наличного оборота с целью уклонения от уплаты налогов. Но оценку доли наличных расчетов можно применять как косвенный индикатор масштабов теневой активности. Так, с 1997 года вопрос о доле р\продаж за наличные в общем объеме продаж был включен в анкету опросов группы «Российский экономический барометр», на которую ежегодно отвечали 200-250 предприятий.
Доля продаж за наличные в продажах промышленных предприятий (в %)8
Год |
Месяцы |
Среднее за год | |||||||||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
XI |
XII | ||
1997 |
- |
- |
- |
18 |
- |
16 |
16 |
15 |
15 |
15 |
15 |
16 |
- |
1998 |
15 |
16 |
13 |
15 |
13 |
16 |
16 |
17 |
18 |
17 |
20 |
19 |
16 |
1999 |
21 |
20 |
20 |
20 |
24 |
25 |
25 |
24 |
26 |
27 |
26 |
27 |
23 |
2000 |
26 |
28 |
27 |
28 |
27 |
29 |
28 |
30 |
25 |
27 |
28 |
32 |
28 |
2001 |
30 |
27 |
29 |
26 |
26 |
27 |
29 |
28 |
29 |
28 |
27 |
26 |
28 |
2002 |
26 |
Выборка РЭБ включает преимущественно средние по российским меркам предприятия – с числом занятых до 2000 человек. Как видно из данных таблицы в 1999-2000 гг. удельный вес наличных расчетов заметно вырос – до 28% в среднем по промышленности. Этот результат можно объяснить снижением доли бартера (с 50% в середине 1998 г. до 15% в 2001 г.) и общим возрастанием уровня монетизации экономики, а также более активным использованием наличных расчетов в целях уклонения от уплаты налогов промышленными предприятиями.
Таким образом, данные распространения наличных расчетов между предприятиями моугт использоваться для анализа динамики теневой экономики.
§2. Масштабы и динамика теневых процессов.
Стопроцентная статистическая оценка масштабов теневой экономики невозможна, потому что теневики не сообщают статорганам свой хозяйственный оборот.
Однако, по мнению российских статистиков, переворот в данной области произошел в 1993 году, согласно утвержденной ООН новой версии национальных счетов, всем государствам было рекомендовано учитывать теневую экономику в объемах производства. С этих пор Госкомстат начал осваивать методы ее учета. Интересны результаты их расчетов.
Впервые размер занижения ВВП России из-за неучета теневой экономики попытались определить применительно к 1995 году, а потом уже пересмотрели размер и динамику ВВП за предыдущие годы реформ. Получилось, что его размер ежегодно приуменьшался на 9-10%. В 1995 году эту долю оценили на уровне 20%, а в 1996 году – 23% ВВП.
Теневая экономика Росси имеет свои специфические особенности. В 1990-е годы при удивительном «благополучии» на рынке труда быстрыми темпами росла скрытая безработица. Она включает в себя официально работающих, но фактически незанятых граждан. В отдельные годы скрытая безработица в 3-5 раз превышала официально зарегистрированную, к 2000 г. формально работающих, а фактически незанятых оказалось около 6,5 млн. человек. Вместе с официально зарегистрированными безработными количество всех незанятых составило 7,6 млн. человек, или 10,5% от экономически активного населения. Таким образом, можно констатировать тот факт, что Россия по данному показателю перешла в категорию стран с высоким уровнем безработицы.
Одним из серьезных индикаторов, стимулирующих
распространение теневой эконом
Потеряв все надежды на государство, трудоспособные образованные кадры ищут дополнительные занятия, расширяют домашнее хозяйство, укрывая доходы от налогообложения, находя работу у теневиков. Вторичная занятость для миллионов людей превратилась из дополнительного в основной источник жизнеобеспечения. Причем для многих она имеет теневую природу. Так, Рывкина Р.В. ссылаясь на данные МВД, отмечает, что в середине 1990-х годов в качестве рабочей силы соприкасалось примерно 58-60 млн. человек.
Вышесказанное относительно теневой занятости относилось к активности самих рабочих. Помимо нее еще существует скрытая занятость по инициативе «сверху» - по заказам, которые находит для работников сама администрация, не оформляя соответствующие документы и выплачивая вознаграждение в виде «черного нала».
Таким образом, можно сказать, что между величиной дохода, вторичной занятостью и расширением сферы теневой деятельности существует тесная связь, которая в первую очередь проявляется в виде роста скрытой занятости – реальной основы теневой экономики.
Многие отечественные западные ученые считают, что основной, а то и единственной, причиной развития теневой экономики в настоящее время является налоговый прессинг. Сегодня практически любая теневая активность предприятий, независимо от ее исходных мотивов, связана, как правило, с уклонением от уплаты налогов, таможенных и других платежей. Важную информацию по этому поводу содержит показатель собираемости налогов, т.е. соотношение между фактическими налоговыми поступлениями и начисленными налогами. В России собираемость налогов до 1999 г. неуклонно сокращалась, а объем накопленных недоимок в федеральный бюджет составил в 1996 г. 31% ВВП и в 1997 г. – 41% ВВП. По оценкам Рабочего центра экономических реформ при Правительстве РФ в конце 1990-х годов только 1,5% российских предприятий своевременно уплачивали все налоги, около 2/3 скрывали часть своих доходов, а около 1/3 вообще уклонялись от их уплаты.9 Эти данные наглядно характеризуют масштабы теневой экономики в современной России.
Таким образом, по всем вышеперечисленным параметрам (уровень безработицы, размеры дохода, его дифференциация, налогообложение и т.д.) Россия в 1990-е годы находилась в зоне активного роста теневых отношений.
Естественно, что с ростом масштаба «тени» растет сфера криминального поведения. Об их увеличении свидетельствуют данные Главного информационного управления МВД РФ о состоянии преступности в России за 1999 год. По этим данным общее число зарегистрированных преступлений по состоянию на конец 1999 года составляло 3001749. Рост по отношению к соответствующему периоду 1998 года составлял 16,3%. В том числе прирост по отдельным видам преступлений составлял (%): тяжкие и особо тяжкие преступления – 18,4; причинившие особо крупный ущерб или совершенные в особо крупных размерах – 27,7; убийства и покушения на убийства – 5,4; грабеж – 13,6; кражи – 23,7; мошенничество – 9,0. Связи между теневизацией экономики (общества) и преступностью двусторонние: «тень» создает благоприятную среду для преступлений, а преступления, в свою очередь, нуждаются в «тени», вследствие чего усиливают ее.
В общем, ситуация в современной России характеризуется самыми широкими масштабами распространения неформальных взаимодействий социально-экономических субъектов. Власть и общество долгое время соблюдали определенный нейтралитет в отношении неформальных экономических отношений, а наиболее предприимчивые представители обеих сторон с максимальной выгодой использовали сложившуюся ситуацию и получили немалые доходы. Более того, сложилась целая система норм повседневного поведения, опирающегося на неформальные связи, уклонение от исполнения закона, а законопослушание сегодня уже не входит в состав основных ценностей российского населения (например, по данным исследований, на протяжении последних пяти лет число людей, считающих, что закон надо соблюдать везде и во всем, не превышает 20%).
§3. Пути преодоления теневой экономики.
Несмотря на терпимость общества к сложившейся ситуации в стране, уже сегодня идут процессы, направленные на сопротивление неформализации общественной жизни.
Необходима выработка
Основным направлением борьбы с теневой экономикой, когда ею охвачена значительная часть физических и юридических лиц, следует считать ее легализацию, создание условий для их вовлечения в нормальную экономическую жизнь в сочетании с привлечением к уголовной ответственности криминальной ее части.
Мировой опыт подсказывает, что количественный критерий успешного решения задачи противодействия развитию теневой экономики соответствует 5-10% ВВП страны, причем этого уровня лишь силовыми методами не достичь.
В настоящее время борьба с проявлениями
теневой экономики возложена
на МВД, МНС, ФСНП России, хотя эта проблема
давно уже стала
При таких масштабах теневой экономики общегосударственной задачей является ее легализация. Ведь она становится необходимым фактором для обеспечения жизнедеятельности отечественного производства. Средний слой “теневой экономики” сейчас заинтересован в легализации своих доходов законными способами. Правильно было бы вопросы легализации теневой экономики начать решать с устранения корней ее развития, с учетом видов экономической деятельности, оказывающих разрушительное воздействие на экономику страны. При этом надо исходить, с одной стороны, из реально происходящих в обществе объективных экономических, политических, социальных и других процессов, с другой – из всего комплекса действия институциональных механизмов в экономической сфере и практики деятельности правоохранительных органов по борьбе с теневой экономикой.