Структурные изменения мировой торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 08:57, реферат

Краткое описание

Международная торговля является наиболее развитой и распространённой формой международных экономических отношений. Она занимает основное место среди современных внешнеполитических интересов и проблем стран мира. Поэтому изучение её сущности, динамики развития и современной структуры является важным элементом для определения внешней политики государства его программ развития.
Исходя из этого, можно сформулировать следующую главную цель данной работы, состоящую в определении сущности, исследовании динамики и структуры международной торговли. Такая цель работы предполагает выполнение следующих основных задач: определение сущности мировой торговли; исследование современного состояния мировой торговли и тенденций её развития; определение особенностей структуры мировой торговли на современном этапе; рассмотрение современной политики в отношении международной торговли.

Вложенные файлы: 1 файл

Структурные изменения мировой торговли - копия.docx

— 53.65 Кб (Скачать файл)

Кроме того, международная торговля характеризуется такими показателями:

  • темпы роста в целом;
  • темпы роста относительно роста производства;
  • темпы прироста мировой торговли относительно прошлых лет.

Первый из названных показателей определяется отношением показателя объёмов международной торговли рассматриваемого года к показателю базового года. С его помощью можно охарактеризовать процентное соотношение изменений в объёмах международной торговли за определённый период времени.

Отнесение темпов роста объёмов международной торговли к темпам роста производства является отправным моментом для определения нескольких характеристик, важных для описания динамики международной торговли. Во-первых, этот показатель характеризует производительность производства в стране, то есть то количество товаров и услуг, которое она может предоставить на мировой рынок за определённый промежуток времени. Во-вторых, с его помощью можно оценить в целом уровень развития производительных сил государств с позиции международной торговли.

Последний из названных показателей представляет собой отнесение объёма международной торговли в текущем году к значению базового года, при чём за базовый всегда берётся предшествующий текущему год. 
РАздел II. современные тенденции развития Международной торговли

    1. Формы международной торговли и их особенности на современном этапе

Оптовая торговля. Основная организационная форма в оптовой торговле стран с развитой рыночной экономикой – независимые фирмы, занятые собственно торговлей. Но с проникновением в оптовую торговлю промышленных фирм ими создавался собственный торговый аппарат. Таковы в США оптовые филиалы промышленных фирм: оптовые конторы, занятые информационным обслуживанием различных клиентов, и оптовые базы. У крупных фирм ФРГ имеются собственные отделы поставок, специальные бюро или отделения сбыта, оптовые склады. Промышленные компании создают дочерние общества для сбыта своей продукции фирмам и могут иметь свою оптовую сеть.

Важный параметр в оптовой торговле – соотношение универсальных и специализированных оптовых фирм. Всеобщей можно считать тенденцию к специализации: в специализированных фирмах производительность труда значительно выше, чем в универсальных. Специализация идет товарному и функциональному (т.е. ограничение функций, выполняемых оптовой фирмой) признаку.

Особое место в оптовой торговле занимают товарные биржи. Они похожи на торговые дома, где торгуют различными товарами, причем как оптом, так и в розницу. В основном товарные биржи имеют свою специализацию. Публичная биржевая торговля основана на принципах двойного аукциона, когда увеличивающиеся предложения покупателей встречаются со снижающимися предложениями продавцов. При совпадении цен предложений покупателя и продавца заключается сделка. Каждый заключенный контракт публично регистрируется и доводится до сведенья публики через каналы связи.

Изменение цен определяется количеством продавцов, желающих продать товар при данном уровне цен и покупателей, готовых приобрести данный товар при этом уровне цены. Особенность современной биржевой торговли при высокой ликвидности является то, что разница между ценами предложений на продажу и на покупку составляет 0,1% уровня цены и ниже, тогда как на фондовых биржах этот показатель достигает 0,5% цены акций и облигаций, а на рынках недвижимости - 10% и более.

В развитых странах бирж реального товара почти не осталось. Но в отдельные периоды при отсутствии других форм организации рынка, биржи реального товара могут играть заметную роль. Институт биржи не потерял своего значения для международной торговли, в связи с превращением из биржи реального товара в рынок прав на товар, или в так называемую фьючерсную биржу.

Фондовые биржи. Торговля ценными бумагами ведется на международных денежных рынках, то есть на биржах таких крупных финансовых центров, как Нью-Йорк, Лондон, Париж, Франкфурт-на-Майне, Токио, Цюрих. Торговля ценными бумагами производится в присутственные часы на бирже, или так называемое биржевое время. В качестве продавцов и покупателей на биржах могут выступать лишь брокеры (маклеры), которые выполняют заказы своих клиентов, и за это получают определенный процент с оборота. Для торговли ценными бумагами – акциями и облигациями – существуют так называемые брокерские фирмы, или маклерские конторы.

В данное время торговля ценными бумагами как на внутреннем, так и на внешнем рынке приобретает огромное значение для развития мировой торговли в целом. Объёмы оборота в рамках этой формы международной торговли неуклонно возрастают, хотя она и подвержена сильному влиянию внешнеполитических факторов.

Ярмарки. Одним из наилучших путей поиска контакта между производителем и потребителем являются ярмарки и выставки. На тематических ярмарках производители выставляют на выставочных площадях свои товары, а потребитель имеет возможность выбрать, купить или заказать необходимый ему товар прямо на месте. Ярмарка представляет собой обширную выставку, где стенды с товарами и услугами распределены согласно тематике, отрасли, назначения и т. п.

Во Франции многочисленные отраслевые выставки организуются устроительными обществами, в большинстве случаев не располагающими своими ярмарочными территориями, принадлежащими торгово-промышленной палате. В ярмарочном хозяйстве Италии крупнейшей ярмарочной компанией является Миланская ярмарка, не имеющая конкурентов по своему годовому обороту, который составляет 200-250 миллионов евро. Она главным образом сдает в аренду выставочные павильоны, но выступает и в качестве устроителя. На ярмарках Великобритании выделяются две крупные, действующие и за пределами страны, компании – «Рид» и «Бленхейм», годовой оборот которых колеблется в пределах от 350 до 400 миллионов евро. Однако значительная часть своего оборота они получают и за пределами Великобритании. По официальным данным около 30 процентов внешней торговли Италии производится через ярмарки, в том числе 18 процентов через Миланскую. Она имеет 20 представительств за рубежом. Доля иностранных участников и посетителей в среднем составляет 18 процентов. Ярмарки в Германии в целом занимают ведущее место в Европе. За последнее время годовой оборот, к примеру, Берлинской ярмарки превышает 200 миллионов евро и имеет устойчивую тенденцию к росту.

Роль ярмарок в будущем не уменьшится, а, напротив, возрастет. С развитием международного разделения труда, которое еще больше углубится благодаря свободному товарообмену в Европе. За некоторыми исключениями посетителям и участникам Европейских ярмарок не создавалось никаких помех и ограничений.

 

    1. Современное положение и тенденции развития международной торговли

Как показывает внешнеторговая статистика, в последние полтора десятилетия наблюдается стабильный и постоянный рост мирового внешнеторгового оборота, превышающий темпы роста ВВП, что убедительно свидетельствует о том, что все страны всё сильнее втягиваются в систему международного разделения труда, о чем свидетельствует приведенная ниже структура мирового товарооборота.

 

Таблица 1. Доля отдельных стран и групп стран в мировом экспорте товаров

в 1948-2010 гг., %

 

1948

1953

1963

1973

1983

1993

2003

2009

2010

КНР

0.9

1.2

1.3

1.0

1.2

2.5

5.9

9.9

10.4

Шестерка*

3.4

3.0

2.5

3.6

5.8

9.7

9.6

9.6

9.9

США

21.7

18.8

14.9

12.3

11.2

12.6

9.8

8.7

8.4

Германия

1.4

5.3

9.3

11.7

9.2

10.3

10.2

9.2

8.3

Япония

0.4

1.5

3.5

6.4

8.0

9.9

6.4

4.8

5.1

БСВ**

1.9

2.7

3.2

4.1

6.8

3.5

4.1

5.7

6.2

Великобритания

11.3

9.0

7.8

5.1

5.0

4.9

4.1

2.9

2.7

Индия

2.2

1.3

1.0

0.5

0.5

0.6

0.8

1.3

1.4

СССР/СНГ

2.2

3.5

4.6

3.7

5.0

1.5

2.6

3.7

4.0


* Сингапур, Малайзия, Тайвань, Гонконг, Таиланд, Республика  Корея

** Ближний  и Средний Восток (Бахрейн, Израиль, Иордания, Ирак, Иран, Йемен, Катар, Кувейт, Ливан, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия  и Сирия).

 

В 2011 году по физическому объему, то есть без учета повышения цен и изменений валютных курсов, мировой товарный экспорт увеличился на 5,0%, тогда как в 2010 году этот показатель был равен 13,8%.

Главной причиной падения темпов роста торговли явилось замедление развития всей мировой экономики, еще не преодолевшей последствия кризиса. Так, прирост мирового валового внутреннего продукта (ВПП) уменьшился с 3,8% в 2010 году до 2,4% в 2011 году. Это означает, что показатели роста и мировой экономики, и мировой торговли не только не достигли предкризисного уровня, но и оказались ниже среднегодовых темпов роста за последние 20 лет.

Серьезное влияние на мировую торговлю оказала и усилившаяся нестабильность на валютных рынках, вызывавшая резкие колебания валютных курсов, что, в свою очередь, приводило к изменениям внешнеторговых цен и деформированию товарных потоков. Показательно, что Швейцария и Бразилия были вынуждены принять специальные меры, чтобы ограничить повышение курса своих валют, чреватое снижением конкурентоспособности экспорта.

В 2011 году в большей степени, чем когда-либо за последние годы, неблагоприятное влияние на мировую торговлю оказали внеэкономические факторы. Так, землетрясение, цунами и ядерная катастрофа в Японии явились важной причиной сокращения ВВП и экспорта этой страны, что вместе с последствиями небывалого наводнения в Таиланде обусловило низкие показатели для всего региона Юго-Восточной Азии. А на показатели по Африке негативное влияние оказала так называемая арабская весна, приведшая к падению экспорта нефти из Ливии и снижению доходов от туризма в Египте и Тунисе.

Важной чертой развития мировой торговли в 2011 году был существенный рост внешнеторговых цен, особенно на сырьевые товары. В целом сырье подорожало (по отношению к 2010 году) на 26%, в том числе нефть и другие энергоносители – на 32%, продовольствие – на 17%, металлы – на 14% и непродовольственные сельхозтовары – на 23%. В результате ярко выраженной тенденции к повышению цен стоимость мирового товарного экспорта выросла в 2011 году на 19% – до 18,2 трлн. долл.

Зависимость динамики внешней торговли от темпов общеэкономического развития наглядно проявилась в 2011 году как по основным группам, так и по отдельным странам. Например, в группе развитых стран ниже среднемирового уровня оказались как прирост ВВП, составивший 1,5%, так и прирост их экспорта и импорта – соответственно 4,7% и 2,8%. Это привело к сокращению доли развитых стран в мировой торговле до 53%, то есть до самого низкого показателя с 1948 года, когда Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) начало систематический сбор статистических данных о внешней торговле.

Экспорт из пяти ведущих стран-экспортеров в 2011 году составил в млрд. долл. (в скобках – удельный вес в мировом экспорте в %): Китай – 1899 (10,4), США – 1481 (8,1), Германия – 1474 (8,1), Япония – 823 (4,5) и Голландия – 660 (3,6). А положение в первой пятерке стран-импортеров характеризовалось следующими данными: США – 2265 (12,3), Китай – 1743 (9,5), Германия – 1254 (6,8), Япония – 854 (4,6) и Франция – 715 (3,9).

Среди немногочисленных подвижек в рейтинге крупных стран-экспортеров можно отметить перемещение России с 12-го места в 2010 году на 9-е место в 2011-м. А если не учитывать взаимный товарооборот между странами ЕС, представляющий собой по существу внутреннюю торговлю в рамках этой группировки, то Россия окажется на 6-м месте в мире.

По данным ВТО, экспорт товаров из России достиг в 2011 году 522 млрд. долл., увеличившись по сравнению с 2010 годом на 30%. В той же степени возрос и российский импорт – до 323 млрд. долл., что обеспечило рост актива торгового баланса до 199 млрд. долл.

Торговля услугами в целом развивалась более благоприятно, чем торговля товарами.

Мировой экспорт услуг вырос в 2011 году на 11% – до 4,2 трлн. долл., что превышает предкризисный уровень. Опережающими темпами увеличивались российский экспорт и импорт услуг, достигшие соответственно 54 и 90 млрд. долл., что на 22% и на 24% больше, чем в 2010 году. В мировом рейтинге Россия занимала лишь 22-е место по экспорту услуг и 15-е по их импорту, или соответственно 11-е и 9-е места, если не учитывать взаимную торговлю внутри ЕС.

Эксперты ВТО полагают, что в связи с сохраняющейся неустойчивостью мировой экономики надо ожидать дальнейшего замедления темпов роста мирового товарооборота. По физическому объему он увеличится в 2012 году на 3,7%, что существенно ниже среднегодовых темпов роста мировой торговли за последние 20 лет. Восстановление же нормальных темпов развития мировой торговли может наступить лишь после того, как задолженность государств, бизнеса и потребителей в развитых странах будет снижена до более управляемого уровня. Однако на это, по мнению экспертов, «потребуются годы, в течение которых мир должен будет примириться с более низкими, чем обычно, темпами роста международной торговли».

 

    1. Особенности структуры мировой торговли на современном этапе

Существенные сдвиги произошли в структуре мировой торговли: увеличилась доля готовых изделий и сократился удельный вес продовольствия и сырья, кроме топлива. Если в 1950-х годах доля сырьевых товаров и топлива примерно равнялась доле готовых изделий, то к началу нового века доля сырьевых товаров, продовольствия и топлива упала до 30%, из которых 25% приходится на топливо и 5% на сырьё. В то же время доля готовых изделий возросла с 50% до 70%

Информация о работе Структурные изменения мировой торговли