Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 21:54, реферат
Одним из главных процессов, сформировавших пространственную структуру современного мирового хозяйства, является международное разделение труда, содержанием которого является специализация и сопровождающее ее кооперирование труда между субъектами мировых экономических отношений. В настоящее время международное разделение труда переживает качественные изменения. Если в эпоху фордизма международную специализацию государств еще можно было объяснить теорией сравнительных преимуществ Дэвида Рикардо, то в эпоху постфордизма (то есть сейчас) важнейшим фактором, определяющим специализацию страны на выпуске той или иной продукции и определяющим ее место в системе мирового хозяйства сталанациональная конкурентоспособность. Поэтому в настоящее время изучение большое внимание уделяется изучению международной конкурентоспособности государств.
Введение
1. Структурные уровни определения конкурентоспособности
2. Подход М. Портера к понятию конкурентоспособности стран
3. Определяющие факторы конкурентоспособности стран
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
Департамент научно-технологической политики и образования
ФГОУ ВПО Волгоградский Аграрный Университет
Кафедра: «Экономика природопользования»
Контрольная работа
по дисциплине: Мировая экономика
Выполнила: студентка
55-группа ЗЭМФ,
Кошинская Е.Н.
Содержание
Введение
1. Структурные уровни
2. Подход М. Портера к понятию конкурентоспособности стран
3. Определяющие факторы
Заключение
Список литературы
Введение
Одним из главных процессов, сформировавших
пространственную структуру современного
мирового хозяйства, является международное
разделение труда, содержанием которого
является специализация и сопровождающее
ее кооперирование труда между субъектами
мировых экономических
Целью моей работы являлось изучение
международной
1. Структурные уровни определе
Конкуренция - одна из главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг.
В современных условиях усиливающегося процесса глобализации и интернационализации проблемы международной конкуренции выходят на первый план.
Показателем признания ведущей роли конкуренции для успешного функционирования рыночного хозяйства является тот факт, что во многих странах мира, включая страны с переходной экономикой, к настоящему времени приняты законы о конкуренции и созданы национальные органы, занимающиеся этими вопросами.
Конкурентоспособность - это сложная экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях:
· конкурентоспособность товара
· конкурентоспособность
· отраслевая конкурентоспособность
· конкурентоспособность стран
Между всеми этими уровнями конкурентоспособности существует тесная внутренняя и внешняя зависимость.
Страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависит от способности конкретного товаропроизводителя выпускать конкурентоспособный товар.
Под конкурентоспособностью товара понимается комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик товара, определяющих его успех как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Конкурентоспособность товара можно определить только в сравнении с товарами-аналогами.
Товарная
Издержки производства - это выраженные
в денежной форме затраты фирмы,
связанные с приобретением
Производительность труда - это один из основных показателей, определяющих товарную конкурентоспособность на мировом рынке, поскольку именно в процессе производства закладываются материальные основы конкуренции, которые проявляются на рынке через сравнительный уровень цен и прибыльности.
Интенсивность труда оценивается
по индексам интенсивности производства
(промышленного и
В настоящее время на первый план
в мировой
Важную роль в инновационной деятельности играют культура предпринимательства, раскрепощенность культуры, частная инициатива и желание рисковать, что с трудом поддаётся количественной оценке.
В последние годы важное значение в обеспечении международной конкурентоспособности товаров приобретает экологический фактор. Более жесткие экологические стандарты, возрастающие требования к качеству товара и одновременно более острая конкуренция на мировом рынке заставляют компании при разработке новых изделий использовать принципы предупреждения загрязнений в комплексе с экологическим самоконтролем. В связи с этим важной задачей является совершенствование рыночных механизмов таким образом, чтобы экологические издержки включались в себестоимость выпускаемой продукции. Цены на товары и услуги должны учитывать экологический фактор их производства, а также использования, дальнейшей утилизации, удаления отходов и рециркуляции.
Конкурентоспособность любого хозяйственного
субъекта (фирмы) складывается из целого
ряда конкурентных преимуществ, которые
выявляются на мировом рынке путем
сопоставления с
К важным конкурентным преимуществам следует отнести: рентабельность производства, характер инновационной деятельности, уровень производительности труда, эффективность стратегического планирования и управления фирмой, адаптивность (способность быстро реагировать на меняющиеся требования и условия рынка) и др.
Очевидно, что чем шире у компании
набор конкурентных преимуществ
и выше их качественные характеристики,
тем более благоприятные
С точки зрения устойчивого развития
природоохранная работа связана
не только с ростом издержек производства,
но и в значительной степени с
получением преимуществ в конкурентной
борьбе. Отдельные компании, взявшие
на вооружение эту концепцию, эффективно
используют более совершенные
Такие товаропроизводители всегда
будут обладать преимуществом перед
своими конкурентами, не использующими
новые подходы к
Отраслевая конкурентоспособнос
Развитие международного разделения труда привело к определенной специализации стран на мировой арене в зависимости от степени конкурентоспособности той или иной отрасли.
Синтетическим показателем, который
объединяет конкурентоспособность
товара, товаропроизводителя, отраслевую
конкурентоспособность и
В самом общем виде страновую конкурентоспособность можно определить как способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние страны и отдельных ее граждан.
Возникает естественный вопрос: почему в соперничестве стран одни побеждают а другие терпят поражение, то есть почему одни страны оказываются более конкурентоспособными, чем другие? Этот вопрос уже несколько столетий волнует ведущих экономистов, политиков и просто образованных людей. Классическое объяснение данного явления принадлежит Дэвиду Рикардо. Он развил идею Адама Смита об абсолютном преимуществе (согласно которой страна экспортирует товар, если издержки производства для данного товара в ней ниже, чем в других странах) и создал концепцию сравнительного преимущества. Суть этой концепции состоит в том, что успех страны в конкретных областях промышленности объясняется максимально эффективным использованием факторов производства (рабочая сила, земля, капитал и природные ресурсы), причем рыночные силы сами направляют ресурсы страны туда, где они могут быть применены с максимальной эффективностью. Соответственно, страна получает сравнительное преимущество в тех отраслях, где интенсивно используются факторы, имеющиеся в изобилии. Продукция этих отраслей экспортируется, а импортируются те товары и услуги, в производстве которых страна испытывает сравнительный недостаток факторов. Однако в последнее время с развитием процессов глобализации и интеграции концепция сравнительных преимуществ на основе факторов производства уже далеко не всегда способна объяснить структуру экспорта и импорта стран. Возникла потребность в новой парадигме. Такая парадигма была создана Майклом Портером.
2. Подход М. Портера к понятию
В своей теории Портер вводит понятие конкурентоспособности страны. Именно национальная конкурентоспособность, с его точки зрения, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства.
Национальная
Конкурентное преимущество страны на международном рынке определяет некий набор детерминантов, "национальный ромб", как называет его автор. Он включает в себя четыре компонента:
· Факторные условия, то есть те конкретные факторы (например, квалифицированная рабочая сила или инфраструктура), которые нужны для успешной конкуренции в данной отрасли.
· Условия спроса, то есть каков на внутреннем рынке спрос на продукцию или услуги, предлагаемые данной отраслью.
· Родственные и поддерживающие отрасли, т. е. наличие или отсутствие в стране родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на международном рынке.
· Стратегия фирмы, ее структура и конкуренты, то есть каковы в стране условия, определяющие процесс создания управления фирм, и каков характер конкуренции на внутреннем рынке.
Существуют две дополнительные переменные, в значительной степени влияющие на обстановку в стране:
Информация о работе Структурные уровни определения конкурентоспособности