- организацию государством
стратегического научно-технического
прогнозирования и программирования
в области новейших технологических
разработок;
- непосредственное финансирование
и проведение государством фундаментальных
и прикладных научных исследований;
- установление временной
монополии в использовании результатов
научных исследований и опытно-конструкторских
разработок (НИОКР) посредством государственной
патентной системы;
- стимулирование затрат
частных фирм на НИОКР (налоговые
льготы, льготные кредиты, бюджетные
субсидии научно-исследовательским
организациям и фирмам);
- финансовую поддержку,
организационную помощь в создании
научно-производственных центров
и центров подготовки высококвалифицированных
кадров;
- межгосударственное взаимодействие,
связанное с участием в международной
технологической кооперации и
научно-техническом сотрудничестве
в рамках межправительственных
программ развития науки и
техники;
- задачей научно-технической
политики является комплексное
развитие фундаментальных и прикладных
исследований, сокращение пути между
научными разработками и практической
реализацией их результатов.
Государственная
политика роста включает совокупность
мер, обеспечивающих долгосрочный
и сбалансированный экономический
рост. Она направлена на стимулирование
инноваций, привлечение инвестиций,
повышение квалификации рабочей
силы, эффективное использование
человеческого капитала.
3.3 Перспективы экономического
роста Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы
Республика Беларусь в
своей социально-экономической политике
на предстоящее пятилетие исходит из преемственности
целей и приоритетов, которые были сформулированы
и реализовывались в предыдущие годы.
Для динамичного развития требуется более
активное совершенствование и модернизация
действующих организационно-экономических
механизмов, экономических институтов
и экономической политики, которые позволят
повысить эффективность, устойчивость
и конкурентоспособность существующей
модели развития Республики Беларусь
[13].
Главным результатом реализации
Программы социально–экономического
развития Республики Беларусь на 2011 –
2015 гг. станет рост благосостояния и
улучшение условий жизни населения
на основе модернизации экономических
отношений, инновационного развития, повышения
эффективности и конкурентоспособности
национальной экономики.
Будет предпринят комплекс
эффективных мер для того, чтобы
страна не позднее 2015 года вошла в
число пятидесяти стран с наиболее
высоким уровнем развития человеческого
потенциала.
В стране изменится технологическая
и отраслевая структура экономики:
она станет более наукоёмкой, основанной
на значительно возросшей доле высокотехнологичных
отраслей и производств, что станет
возможным в результате создания
национальной инновационной системы.
В экономике произойдет переход
к быстрому обновлению основных средств.
Инвестиционная политика
будет нацелена на модернизацию более
трети существующих и создание около
одного миллиона новых рабочих мест.
Гарантированные высокопроизводительные
хорошо оплачиваемые рабочие места
позволят всем трудоспособным гражданам
раскрыться в профессиональном плане,
получать достойное вознаграждение
за достойный труд. Всё это повысит
долю производства с высокой добавленной
стоимостью, увеличит производительность
труда.
В предстоящей пятилетке
предусматривается обеспечить увеличение
ВВП на 62-68%, индекса промышленного
производства — на 54-60%, продукции
сельского хозяйства — на 39-45%,
производства услуг — в 1,96-2 раза,
инвестиций в основной капитал —
в 1,9-1,97 раза.
Достижение намеченных целевых
ориентиров призвано увеличить объём
ВВП на душу населения по паритету
покупательной способности с 14,3
тыс. долларов США в 2010 году до 26-27 тыс.
в 2015 году, производительность труда
в расчете на одного занятого —
с 26,2 тыс. до 49-51 тыс. долларов США.
Национальная социально
ориентированная модель экономики
в значительной мере обновится за
счёт широкого встраивания в неё
институтов частной собственности
и свободного от административных барьеров
предпринимательства. Будут созданы
все базовые условия для организации
и развития «собственного дела».
Будет обеспечена стабильность курса
белорусского рубля и сохранность
частных вкладов.
Намеченные меры приблизят
качество жизни населения к европейскому
уровню социальных стандартов. Позволят
обеспечить рост реальных располагаемых
денежных доходов населения в 1,7-1,76
раза за пятилетие, повысить реальный
размер пенсий по возрасту в 1,8-1,9 раза.
Образовательная и кадровая
политика будут нацелены на выдвижение
молодежи на ключевые позиции в политике,
экономике и общественной жизни,
создание условий для реализации
способностей и талантов молодого поколения
в Беларуси.
Доступность услуг здравоохранения,
образования, науки, культуры и спорта
обеспечат возможности для всестороннего
развития человека независимо от места
его жительства. Привлекательность
жизни населения в любом уголке
страны также повысится за счёт выравнивания
жилищных условий, качества и скорости
транспортных путей сообщения, обеспеченности
услугами современной связи.
Таким образом, в результате
реализации намеченных планов Республика
Беларусь в очередной раз наглядно
продемонстрирует свою приверженность
курсу социального государства
и неизменность политики, направленной
на улучшение качества жизни своих
граждан.
В целом из всего вышеперечисленного
можно сделать следующие выводы,
что для развивающейся экономики характерно
постоянное отклонение от равновесия.
На сегодняшний день к функциональным
формам макроэкономической нестабильности
относят спад производства, неустойчивые
темпы экономического роста, безработицу,
инфляцию. К факторам, сдерживающим экономический
рост в Республике Беларусь, относят ограниченность
сырьевой и топливно-энергетической базы;
высокую ресурсоёмкость экономики; сильную
зависимость от поставок сырья, топлива,
комплектующих изделий из России и других
стран СНГ; неразвитость рыночной инфраструктуры.
Если рассматривать перспективы
экономического роста, то главным результатом
реализации Программы социально–экономического
развития Республики Беларусь на 2011 –
2015 гг. будет рост благосостояния и
улучшение условий жизни населения.
Технологическая и отраслевая структура
экономики станет более наукоёмкой; инвестиционная
политика будет нацелена на модернизацию
существующих и создание около миллиона
новых рабочих мест; образовательная и
кадровая политика будут нацелены на выдвижение
молодежи на ключевые позиции в политике,
экономике и общественной жизни, создание
условий для реализации способностей
и талантов молодого поколения в Беларуси.
Привлекательность жизни
населения будет повышена за счёт
выравнивания жилищных условий, доступности
услуг здравоохранения, образования,
культуры и спорта, качества и скорости
транспортных путей сообщения, обеспеченности
услугами современной связи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
- Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика: учебное пособие / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова – СПб.: Питер, 2008. - 240 с.
- Базылев Н.И. Макроэкономика: учебное пособие / Н.И. Базылев – Минск: «Современная школа», 2007. – 288 с.
- Грязнова А.Г. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник – 3-е изд. / под ред. проф. А.Г. Грязновой и проф. Н.Н. Думной – Москва: «Кнорус», 2006. – 688 с.
- Гараева Е.В. Макроэкономика: учебное пособие / Е.В. Гараева, А.А. Корсакова, Е.А. Марыгова, Е.В.Назарова, Т.В. Юрьева – Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, - Москва, 2003. – 267с.
- Ватник П.А. Словарь по экономике. Пер. с англ. под ред. П.А. Ватника. СПб.: Экономическая школа. 2004. - 752 с.
- Матвеева И.И. Введение в макроэкономику: учебное пособие / И.И. Матвеева – 2-е изд., испр. – Москва: Издательский дом ГУВШЭ, 2004. – 512 с.
- Плотницкий М.И. Макроэкономика: учеб пособие / М.И. Плотницкий, Э. - И Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; под ред. М.И. Плотницкого. – М.: Новое знание, 2002. – 462 с.
- Лемешевский И.М. Макроэкономика: учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / И.М. Лемешевский – Минск.: ООО «ФУ Аинформ», 2004. – 576 с.
- Информация о ходе реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 гг. // Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2010. - Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/macroeconomy/informacia_o_hode_realizacii. – Дата доступа: 16.02.2013.
- Басова З.Б.: Статистический сборник «Цены в Республике Беларусь» - Минск: 2010.
- Статистика Беларуси // Национальный статистический комитет Республики Беларусь – 2010. - №1.
- Производство товаров и услуг. ВВП. // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homer/ru/indicators/doclad/2011_10/3.pdf. Дата доступа: 16.02.2013.
- Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы // Советская Белоруссия [Электронный ресурс]. – 2010. - Режим доступа: http://law.sb.by/1002/. Дата доступа: 16.02.2013.
- Выполнение важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь в январе-августе 2012 г.// Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/macroeconomy/. Дата доступа: 06.03.2013.
- Белорусский экономический журнал. №4 (61) 2012
- Белорусский экономический журнал. №2 (59) 2012
- Всемирный банк в России. «Доклад об экономике России». № 26 Сентябрь 2011
- Социально-экономическое развитие России за 2012 год [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://finliga.com/news/. Дата доступа: 15.03.2013.
- Прогноз социально-экономического развития РФ на 2013 год и на плановый период 2014-2015 гг.
- http://quote.rbc.ru/person/2012/04/27/33635677.html
- «Россия и Америка в XXI веке». Электронный научный журнал (ISSN 2070-5476)
- http://www.census.gov/foreign-trade/balance/c0004.html
- Monthly statement of the public debt of the United
States. January 31, 2012 [Электронный ресурс]. – 2012. Режим доступа: http://www.treasurydirect.gov/. Дата доступа: 18.03.2013.
- International Monetary Fund [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.imf.org/external/index.htm. Дата доступа: 19.03.2013.