Сущности, типы и основные модели экономического роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является изучение сущности, типов и основных моделей экономического роста, а также рассмотрение особенностей экономического роста в различных странах, характеристика показателей, проблем и перспектив экономического роста в Республике Беларусь. Для достижения поставленной цели в ходе работы предполагается решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты экономического роста;
провести анализ динамики экономического роста в различных странах (России, США, Республике Беларусь);
определить проблемы, препятствующие развитию экономического роста в Беларуси;
оценить перспективы экономического роста в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы экономического роста………………………………..4
1.1 Сущность и типы экономического роста……………………………..4
1.2 Факторы экономического роста……………………………………….5
1.3 Показатели экономического роста……………………………………7
2. Характеристика экономического роста на примере отдельных стран……..9
2.1 Экономический рост в России………………………………………….9
2.2 Экономический рост в США
3. Особенности экономического роста в Республике Беларусь ……..………..29
3.1 Показатели экономического роста в Республике Беларусь…………29
3.2 Проблемы экономического роста в РБ………………………………..29
3.3 Перспективы экономического роста Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы………………………………….……30
Заключение…………………………………………………………………………34
Список использованных источников……………………………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЮЛЕ!!!!.docx

— 962.43 Кб (Скачать файл)

- организацию государством  стратегического научно-технического  прогнозирования и программирования  в области новейших технологических  разработок;

- непосредственное финансирование  и проведение государством фундаментальных  и прикладных научных исследований;

- установление временной  монополии в использовании результатов  научных исследований и опытно-конструкторских  разработок (НИОКР) посредством государственной  патентной системы;

- стимулирование затрат  частных фирм на НИОКР (налоговые  льготы, льготные кредиты, бюджетные  субсидии научно-исследовательским  организациям и фирмам);

- финансовую поддержку,  организационную помощь в создании  научно-производственных центров  и центров подготовки высококвалифицированных  кадров;

- межгосударственное взаимодействие, связанное с участием в международной  технологической кооперации и  научно-техническом сотрудничестве  в рамках межправительственных  программ развития науки и  техники;

  - задачей научно-технической  политики является комплексное  развитие фундаментальных и прикладных  исследований, сокращение пути между  научными разработками и практической  реализацией их результатов.

        Государственная  политика роста включает совокупность  мер, обеспечивающих долгосрочный  и сбалансированный экономический  рост. Она направлена на стимулирование  инноваций, привлечение инвестиций, повышение квалификации рабочей  силы, эффективное использование  человеческого капитала.

 

3.3 Перспективы экономического роста Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы

 

Республика Беларусь в  своей социально-экономической политике на предстоящее пятилетие исходит из преемственности целей и приоритетов, которые были сформулированы и реализовывались в предыдущие годы. Для динамичного развития требуется более активное совершенствование и модернизация действующих организационно-экономических механизмов, экономических институтов и экономической политики, которые позволят повысить эффективность, устойчивость и конкурентоспособность существующей модели развития Республики Беларусь [13].

Главным результатом реализации Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 гг. станет рост благосостояния и  улучшение условий жизни населения  на основе модернизации экономических  отношений, инновационного развития, повышения  эффективности и конкурентоспособности  национальной экономики.

Будет предпринят комплекс эффективных мер для того, чтобы  страна не позднее 2015 года вошла в  число пятидесяти стран с наиболее высоким уровнем развития человеческого  потенциала.

В стране изменится технологическая  и отраслевая структура экономики: она станет более наукоёмкой, основанной на значительно возросшей доле высокотехнологичных  отраслей и производств, что станет возможным в результате создания национальной инновационной системы. В экономике произойдет переход  к быстрому обновлению основных средств.

Инвестиционная политика будет нацелена на модернизацию более  трети существующих и создание около  одного миллиона новых рабочих мест. Гарантированные высокопроизводительные хорошо оплачиваемые рабочие места  позволят всем трудоспособным гражданам  раскрыться в профессиональном плане, получать достойное вознаграждение за достойный труд. Всё это повысит  долю производства с высокой добавленной  стоимостью, увеличит производительность труда.

В предстоящей пятилетке  предусматривается обеспечить увеличение ВВП на 62-68%, индекса промышленного  производства — на 54-60%, продукции  сельского хозяйства — на 39-45%, производства услуг — в 1,96-2 раза, инвестиций в основной капитал —  в 1,9-1,97 раза.

Достижение намеченных целевых  ориентиров призвано увеличить объём  ВВП на душу населения по паритету покупательной способности с 14,3 тыс. долларов США в 2010 году до 26-27 тыс. в 2015 году, производительность труда  в расчете на одного занятого —  с 26,2 тыс. до 49-51 тыс. долларов США.

Национальная социально  ориентированная модель экономики  в значительной мере обновится за счёт широкого встраивания в неё  институтов частной собственности  и свободного от административных барьеров предпринимательства. Будут созданы  все базовые условия для организации  и развития «собственного дела». Будет обеспечена стабильность курса  белорусского рубля и сохранность  частных вкладов.

Намеченные меры приблизят  качество жизни населения к европейскому уровню социальных стандартов. Позволят обеспечить рост реальных располагаемых  денежных доходов населения в 1,7-1,76 раза за пятилетие, повысить реальный размер пенсий по возрасту в 1,8-1,9 раза.

Образовательная и кадровая политика будут нацелены на выдвижение молодежи на ключевые позиции в политике, экономике и общественной жизни, создание условий для реализации способностей и талантов молодого поколения  в Беларуси.

Доступность услуг здравоохранения, образования, науки, культуры и спорта обеспечат возможности для всестороннего  развития человека независимо от места  его жительства. Привлекательность  жизни населения в любом уголке страны также повысится за счёт выравнивания жилищных условий, качества и скорости транспортных путей сообщения, обеспеченности услугами современной связи.

Таким образом, в результате реализации намеченных планов Республика Беларусь в очередной раз наглядно продемонстрирует свою приверженность курсу социального государства  и неизменность политики, направленной на улучшение качества жизни своих  граждан.

В целом из всего вышеперечисленного можно сделать следующие выводы, что для развивающейся экономики характерно постоянное отклонение от равновесия. На сегодняшний день к функциональным формам макроэкономической нестабильности относят спад производства, неустойчивые темпы экономического роста, безработицу, инфляцию. К факторам, сдерживающим экономический рост в Республике Беларусь, относят ограниченность сырьевой и топливно-энергетической базы; высокую ресурсоёмкость экономики; сильную зависимость от поставок сырья, топлива, комплектующих изделий из России и других стран СНГ; неразвитость рыночной инфраструктуры.

Если рассматривать перспективы  экономического роста, то главным результатом  реализации Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 гг. будет рост благосостояния и  улучшение условий жизни населения. Технологическая и отраслевая структура экономики станет более наукоёмкой; инвестиционная политика будет нацелена на модернизацию существующих и создание около миллиона новых рабочих мест; образовательная и кадровая политика будут нацелены на выдвижение молодежи на ключевые позиции в политике, экономике и общественной жизни, создание условий для реализации способностей и талантов молодого поколения в Беларуси.

Привлекательность жизни  населения будет повышена за счёт выравнивания жилищных условий, доступности  услуг здравоохранения, образования, культуры и спорта, качества и скорости транспортных путей сообщения, обеспеченности услугами современной связи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика: учебное пособие / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова – СПб.: Питер, 2008. -  240 с.
  2. Базылев Н.И. Макроэкономика: учебное пособие / Н.И. Базылев – Минск: «Современная школа», 2007. – 288 с.
  3. Грязнова А.Г. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник – 3-е изд. / под ред. проф. А.Г. Грязновой и проф. Н.Н. Думной – Москва: «Кнорус», 2006. – 688 с.
  4. Гараева Е.В. Макроэкономика: учебное пособие / Е.В. Гараева, А.А. Корсакова, Е.А. Марыгова, Е.В.Назарова, Т.В. Юрьева – Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, - Москва, 2003. – 267с.
  5. Ватник П.А. Словарь по экономике. Пер. с англ. под ред. П.А. Ватника. СПб.: Экономическая школа. 2004. - 752 с.
  6. Матвеева И.И. Введение в макроэкономику: учебное пособие / И.И. Матвеева – 2-е изд., испр. – Москва: Издательский дом ГУВШЭ, 2004. – 512 с.
  7. Плотницкий  М.И. Макроэкономика: учеб пособие / М.И. Плотницкий, Э. - И Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; под ред. М.И. Плотницкого. – М.: Новое знание, 2002. – 462 с.
  8. Лемешевский  И.М. Макроэкономика: учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / И.М. Лемешевский – Минск.: ООО «ФУ Аинформ», 2004. – 576 с.
  9. Информация о ходе реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 гг. // Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2010. - Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/macroeconomy/informacia_o_hode_realizacii. –  Дата доступа: 16.02.2013.
  10. Басова З.Б.: Статистический сборник «Цены в Республике Беларусь» - Минск: 2010.
  11. Статистика Беларуси  //  Национальный статистический комитет Республики Беларусь – 2010. - №1.
  12. Производство товаров и услуг. ВВП. // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homer/ru/indicators/doclad/2011_10/3.pdf. Дата доступа: 16.02.2013.
  13. Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы // Советская Белоруссия [Электронный ресурс]. – 2010. - Режим доступа: http://law.sb.by/1002/. Дата доступа: 16.02.2013.
  14. Выполнение важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь в январе-августе 2012 г.// Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/macroeconomy/. Дата доступа: 06.03.2013.
  15. Белорусский экономический журнал. №4 (61) 2012
  16. Белорусский экономический журнал. №2 (59) 2012
  17. Всемирный банк в России. «Доклад об экономике России». № 26 Сентябрь 2011
  18. Социально-экономическое развитие России за 2012 год [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://finliga.com/news/. Дата доступа: 15.03.2013.
  19. Прогноз социально-экономического развития РФ на 2013 год и на плановый период 2014-2015 гг.
  20. http://quote.rbc.ru/person/2012/04/27/33635677.html
  21. «Россия и Америка в XXI веке». Электронный научный журнал (ISSN 2070-5476)
  22. http://www.census.gov/foreign-trade/balance/c0004.html
  23. Monthly statement of the public debt of the United States. January 31, 2012   [Электронный ресурс]. – 2012. Режим доступа:   http://www.treasurydirect.gov/. Дата доступа: 18.03.2013.
  24. International Monetary Fund [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.imf.org/external/index.htm. Дата доступа: 19.03.2013.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Сущности, типы и основные модели экономического роста