Сущности, функции, особенности региональных финансов и их роль в социально-экономическом развитии региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 07:10, реферат

Краткое описание

В связи с этим целью этой работы является рассмотрение сущности, функций, особенностей региональных финансов и их роль в социально-экономическом развитии региона, а также принципов формирования статей доходов и расходов региональных бюджетов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Сущность и роль региональных финансов
1.1. Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции….4
1.2. Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии региона…………………………………………………………………………….8
2. Региональные бюджеты
2.1. Понятие региональных бюджетов………………………………………...10
2.2. Доходы и расходы региональных бюджетов……………………………..14
3. Бюджетное обеспечение регионального и муниципального развития….
4. Финансовая помощь из федерального бюджета…………………………..
Заключение……………………………………………………………………..18
Список используемой литературы……………………………………………...20

Вложенные файлы: 1 файл

Региональная экономика и управление К.Р.docx

— 60.84 Кб (Скачать файл)

Содержание

 
Введение…………………………………………………………………………3 
1. Сущность и роль региональных финансов

1.1. Понятие региональных  финансов, их особенности, состав и функции….4  
1.2. Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии региона…………………………………………………………………………….8 
2. Региональные бюджеты

2.1. Понятие региональных бюджетов………………………………………...10 
2.2. Доходы и расходы региональных бюджетов……………………………..14 
3. Бюджетное обеспечение регионального и муниципального развития….

4. Финансовая помощь из федерального бюджета…………………………..

Заключение……………………………………………………………………..18 
Список используемой литературы……………………………………………...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

                  Актуальность решения проблемы региональных финансов определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению территориями, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некоей универсальной модели действия, что прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий).

                 Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценки уровня развития этих регионов и территорий, анализа их социально-экономической дифференциации и типизации, в том числе с учетом финансово-бюджетного аспекта их развития. Это затрудняет формирование фактически необходимой системы достаточно гибких подходов к управлению социально-экономическим развитием регионов и территорий, в том числе с использованием инструментов региональных финансов и финансовой политики.

                В связи с этим целью этой работы является рассмотрение сущности, функций, особенностей региональных финансов и их роль в социально-экономическом развитии региона, а также принципов формирования статей доходов и расходов региональных бюджетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Сущность и  роль региональных финансов.

1.1. Понятие региональных  финансов, их особенности, состав  и функции.

 
               Все финансовые потоки, циркулирующие в экономике, всегда привязаны к определенной территории, поскольку они отражают результаты взаимодействия конкретных институциональных единиц, расположенных в той или иной точке пространства. На территории региона осуществляется множество финансовых операций, производящихся между региональными институциональными единицами: домашние хозяйства получают свои доходы, из которых они уплачивают налоги, делают покупки и сбережения, предприятия производят и реализуют продукцию, финансовые посредники предоставляют финансовые услуги домашним хозяйствам и предприятиям, региональные власти формируют региональный бюджет и расходуют его на общерегиональные нужды и т.д.

                С другой стороны, в регионе имеются и финансовые потоки межрегиональных и интернациональных институциональных единиц, которые получают финансовые средства из-за пределов региона и отправляют их. Тем не менее, на определенной территории локализуется некоторая часть финансовых операций, производимых между всеми институциональными единицами, и концентрируется часть имеющихся в стране финансовых ресурсов.

                 В соответствии с общими подходами, используемыми для определения региональных финансов, ими можно назвать денежные ресурсы и потоки в наличной и безналичной формах, которые обеспечивают нормальный с точки зрения потребностей хозяйства территории уровень производства товаров и услуг, устойчивый товарообмен в соответствии с законами рыночного хозяйствования и социально приемлемый уровень жизни населения.

                  Финансы региона — это прямой «слепок» с его экономики, его производственно-экономической и ресурсной базы. Вместе с тем финансы региона — неотъемлемая составная часть финансовой системы страны. Их содержание и социально-экономические функции определяются теми же характеристиками, что и для финансовой системы страны в целом, а их роль отличается лишь спецификой тех задач управления, которые реализуются на данном — региональном или местном — уровне федеративной структуры государства с учетом сложившейся и нормативно закрепленной системы распределения полномочий и ответственности Федерации, ее субъектов и институтов местного самоуправления.

                 Финансовые ресурсы, созданные на территории, складываются из следующих важнейших частей:

- ресурсы бюджетов всех  уровней (используются для текущего  финансирования экономики региона,  социальной сферы, финансирования  наиболее важных проектов развития соответствующих территорий); 
- ресурсы субъектов хозяйствования (используются для финансирования оборотных средств и капиталовложений, содержания социальных объектов, находящихся в собственности соответствующих субъектов хозяйствования);

- ресурсы внебюджетных  фондов;

- кредитные ресурсы коммерческих  банков и прочих финансовых  структур (используются для срочного  и возвратного финансирования  оборотных средств и капиталовложений);

- дотации, субвенции и  другие поступления из вышестоящих  бюджетов для покрытия дефицита  территориальных бюджетов и централизованные  инвестиции (из федерального бюджета  или федеральных инвестиционных фондов).

               Таким образом, финансовые ресурсы региона определяются как финансовые ресурсы всех институциональных единиц, функционирующих в регионе.

              Основная особенность финансов региона заключается в том, что здесь действуют как бы три самостоятельные финансовые подсистемы — государственная (финансовые ресурсы федеральных органов и самого субъекта Федерации); муниципальных образований; а также отдельных юридических и физических лиц, прежде всего (по значимости) хозяйствующих субъектов. Первые две подсистемы традиционно относятся к категории централизованных финансов (бюджетная система и централизованные внебюджетные фонды); третья подсистема — к категории децентрализованных финансов. Финансы частных юридических и физических лиц, естественно, не находятся в прямой юрисдикции региональных или местных органов власти, однако в значительной степени также являются объектом управления, объектом региональной финансовой политики через инструменты налогообложения, бюджетного финансирования социальных сфер, финансирования.

                   Таким образом, поскольку в конечном счете все подсистемы финансов региона находятся на одной и той же территории и исходят 
из интересов одних и тех же жителей региона, такое разделение, естественное для условий многоукладного рыночного хозяйства, не 
должно препятствовать консолидированному участию этих подсистем в решении местных социально-экономических проблем. Разница 
лишь в принципах действия, зоне действия и степени ответственности каждой из подсистем. Единое поле деятельности всех финансов 
региона диктует и единый критерий оценки управления региональными финансами — улучшение экономической и социальной ситуации 
в регионе.

                   Сущность и роль региональной финансовой системы в жизни общества проявляется через функции: мобилизационную, распределительную и контрольную.

                   Контрольная функция проявляется лишь в процессах использования хозяйствующими субъектами государственных средств.

-  Мобилизационная функция обеспечивает поступление средств для нужд региона. В результате в руках региональных органов власти сосредотачиваются большие ресурсы, расходование которых может существенно повлиять на развитие общества.

- Распределительная функция связана с перемещением доходов от производителей в иные сферы хозяйства.

                Таким образом, финансы региона представляют собой систему экономических отношений, посредством которой национальный доход распределяется и перераспределяется на цели социально-экономического развития территории.

 

1.2. Роль региональных  финансов в социально-экономическом  развитии региона.

                    В условиях отказа от планово-директивных методов управления (в том числе и на территориальном уровне) и перехода на преимущественно рыночные начала хозяйствования финансовые инструменты становятся основным рычагом воздействия на ход экономических и социальных процессов в регионе. Роль региональных финансов в процессе управления социально-экономическим развитием территорий резко повышается.

                  Являясь прежде всего инструментом проведения региональной социально-экономической политики, финансы региона должны способствовать развитию производства, росту занятости, привлечению инвестиций, в том числе в те отрасли, которые являются приоритетными с точки зрения текущих и долговременных задач функционирования регионального хозяйственного комплекса. Финансы региона должны обеспечить необходимыми жизненными ресурсами те группы населения, которые по возрасту или иным причинам не в состоянии участвовать в процессе материального производства, но должны иметь гарантированный минимальный доход.

                 Региональные финансы, являясь инструментом государственной социальной политики, также должны обеспечивать через территориальные бюджеты финансирование части расходов на образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, социальную поддержку населения.

                 Региональные финансы играют важную роль в выравнивании уровней социально-экономического развития регионов. Межбюджетное перераспределение финансовых ресурсов, нацеленное на сглаживание существенных межрегиональных различий, также осуществляется через финансовую систему региона.

               Региональные финансы являются важнейшим условием социально-экономического развития региона с точки зрения финансирования общерегиональных проектов, направленных на развитие общерегиональной инфраструктуры, создание условия для привлечения в регион дополнительных ресурсов, разрешение социальных и экономических проблем региона.

 

2. Региональные  бюджеты.

2.1. Понятие региональных  бюджетов.

                Центральным звеном региональных финансов являются территориальные бюджеты. Повышение их доли в консолидированном бюджете Российской Федерации, свидетельствует о росте роли региональных финансов, поскольку именно через их потоки проходит все большая часть финансовых ресурсов, направляемых на социально-экономическое развитие региона.

               Региональный бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации. Региональный бюджет и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

              Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации. 
В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов Российской Федерации относятся:

- установление порядка составления и рассмотрения проектов 
региональных бюджетов, их утверждения и исполнения, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении,

-    составление отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта Федерации; 
- составление и рассмотрение проектов региональных бюджетов и консолидированных бюджетов субъектов Федерации, их утверждение и исполнение, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении региональных бюджетов и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

- распределение доходов от региональных налогов и сборов, 
иных доходов субъектов Федерации между региональным бюджетом и местными бюджетами;

- определение порядка направления в региональный бюджет 
доходов от использования собственности субъекта Федерации, доходов от налогов, сборов и иных доходов регионального бюджета;

- разграничение полномочий по осуществлению расходов между региональным и местными бюджетами в соответствии с федеральным законодательством; 
- установление совместно с федеральными органами власти 
порядка и условий предоставления финансовой помощи региональным бюджетам;

- определение порядка и условий предоставления финансовой 
помощи и бюджетных ссуд из регионального бюджета местным 
бюджетам; 
- предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из 
регионального бюджета местным бюджетам;

-   установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;

- определение перечня и порядка осуществления государственных внутренних заимствований субъектов Федерации;

- осуществление государственных внутренних и внешних заимствований субъекта Федерации и управление государственным 
долгом субъекта Федерации.

 
                   Федеральный центр во взаимоотношениях с субъектами Федерации должен придерживаться принципа равенства региональных бюджетов перед федеральным бюджетом, что предполагает установление единых для всех субъектов Федерации нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в региональные бюджеты и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов.

Информация о работе Сущности, функции, особенности региональных финансов и их роль в социально-экономическом развитии региона