Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 07:10, реферат
В связи с этим целью этой работы является рассмотрение сущности, функций, особенностей региональных финансов и их роль в социально-экономическом развитии региона, а также принципов формирования статей доходов и расходов региональных бюджетов.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Сущность и роль региональных финансов
1.1. Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции….4
1.2. Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии региона…………………………………………………………………………….8
2. Региональные бюджеты
2.1. Понятие региональных бюджетов………………………………………...10
2.2. Доходы и расходы региональных бюджетов……………………………..14
3. Бюджетное обеспечение регионального и муниципального развития….
4. Финансовая помощь из федерального бюджета…………………………..
Заключение……………………………………………………………………..18
Список используемой литературы……………………………………………...20
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Сущность и роль региональных финансов
1.1. Понятие региональных
финансов, их особенности, состав и
функции….4
1.2. Роль региональных финансов в социально-экономическом
развитии региона……………………………………………………………
2. Региональные бюджеты
2.1. Понятие региональных
бюджетов………………………………………...10
2.2. Доходы и расходы региональных бюджетов……………………………..14
3. Бюджетное обеспечение регионального
и муниципального развития….
4. Финансовая помощь из федерального бюджета…………………………..
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Введение
Актуальность решения проблемы региональных финансов определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению территориями, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некоей универсальной модели действия, что прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий).
Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценки уровня развития этих регионов и территорий, анализа их социально-экономической дифференциации и типизации, в том числе с учетом финансово-бюджетного аспекта их развития. Это затрудняет формирование фактически необходимой системы достаточно гибких подходов к управлению социально-экономическим развитием регионов и территорий, в том числе с использованием инструментов региональных финансов и финансовой политики.
В связи с этим целью этой работы является рассмотрение сущности, функций, особенностей региональных финансов и их роль в социально-экономическом развитии региона, а также принципов формирования статей доходов и расходов региональных бюджетов.
1.Сущность и роль региональных финансов.
1.1. Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции.
Все финансовые потоки, циркулирующие
в экономике, всегда привязаны к определенной
территории, поскольку они отражают результаты
взаимодействия конкретных институциональных
единиц, расположенных в той или иной точке
пространства. На территории региона осуществляется
множество финансовых операций, производящихся
между региональными институциональными
единицами: домашние хозяйства получают
свои доходы, из которых они уплачивают
налоги, делают покупки и сбережения, предприятия
производят и реализуют продукцию, финансовые
посредники предоставляют финансовые
услуги домашним хозяйствам и предприятиям,
региональные власти формируют региональный
бюджет и расходуют его на общерегиональные
нужды и т.д.
С другой стороны, в регионе имеются и финансовые потоки межрегиональных и интернациональных институциональных единиц, которые получают финансовые средства из-за пределов региона и отправляют их. Тем не менее, на определенной территории локализуется некоторая часть финансовых операций, производимых между всеми институциональными единицами, и концентрируется часть имеющихся в стране финансовых ресурсов.
В соответствии с общими подходами, используемыми для определения региональных финансов, ими можно назвать денежные ресурсы и потоки в наличной и безналичной формах, которые обеспечивают нормальный с точки зрения потребностей хозяйства территории уровень производства товаров и услуг, устойчивый товарообмен в соответствии с законами рыночного хозяйствования и социально приемлемый уровень жизни населения.
Финансы региона — это прямой «слепок» с его экономики, его производственно-экономической и ресурсной базы. Вместе с тем финансы региона — неотъемлемая составная часть финансовой системы страны. Их содержание и социально-экономические функции определяются теми же характеристиками, что и для финансовой системы страны в целом, а их роль отличается лишь спецификой тех задач управления, которые реализуются на данном — региональном или местном — уровне федеративной структуры государства с учетом сложившейся и нормативно закрепленной системы распределения полномочий и ответственности Федерации, ее субъектов и институтов местного самоуправления.
Финансовые ресурсы, созданные на территории, складываются из следующих важнейших частей:
- ресурсы бюджетов всех
уровней (используются для
- ресурсы субъектов хозяйствования (используются
для финансирования оборотных средств
и капиталовложений, содержания социальных
объектов, находящихся в собственности
соответствующих субъектов хозяйствования);
- ресурсы внебюджетных фондов;
- кредитные ресурсы
- дотации, субвенции и
другие поступления из
Таким образом, финансовые ресурсы региона определяются как финансовые ресурсы всех институциональных единиц, функционирующих в регионе.
Основная особенность финансов региона заключается в том, что здесь действуют как бы три самостоятельные финансовые подсистемы — государственная (финансовые ресурсы федеральных органов и самого субъекта Федерации); муниципальных образований; а также отдельных юридических и физических лиц, прежде всего (по значимости) хозяйствующих субъектов. Первые две подсистемы традиционно относятся к категории централизованных финансов (бюджетная система и централизованные внебюджетные фонды); третья подсистема — к категории децентрализованных финансов. Финансы частных юридических и физических лиц, естественно, не находятся в прямой юрисдикции региональных или местных органов власти, однако в значительной степени также являются объектом управления, объектом региональной финансовой политики через инструменты налогообложения, бюджетного финансирования социальных сфер, финансирования.
Таким образом, поскольку в конечном счете
все подсистемы финансов региона находятся
на одной и той же территории и исходят
из интересов одних и тех же жителей региона,
такое разделение, естественное для условий
многоукладного рыночного хозяйства,
не
должно препятствовать консолидированному
участию этих подсистем в решении местных
социально-экономических проблем. Разница
лишь в принципах действия, зоне действия
и степени ответственности каждой из подсистем.
Единое поле деятельности всех финансов
региона диктует и единый критерий оценки
управления региональными финансами —
улучшение экономической и социальной
ситуации
в регионе.
Сущность и роль региональной финансовой системы в жизни общества проявляется через функции: мобилизационную, распределительную и контрольную.
Контрольная функция проявляется лишь в процессах использования хозяйствующими субъектами государственных средств.
- Мобилизационная функция обеспечивает поступление средств для нужд региона. В результате в руках региональных органов власти сосредотачиваются большие ресурсы, расходование которых может существенно повлиять на развитие общества.
- Распределительная функция связана с перемещением доходов от производителей в иные сферы хозяйства.
Таким образом, финансы региона представляют собой систему экономических отношений, посредством которой национальный доход распределяется и перераспределяется на цели социально-экономического развития территории.
1.2. Роль региональных
финансов в социально-
В условиях отказа от планово-директивных методов управления (в том числе и на территориальном уровне) и перехода на преимущественно рыночные начала хозяйствования финансовые инструменты становятся основным рычагом воздействия на ход экономических и социальных процессов в регионе. Роль региональных финансов в процессе управления социально-экономическим развитием территорий резко повышается.
Являясь прежде всего инструментом проведения региональной социально-экономической политики, финансы региона должны способствовать развитию производства, росту занятости, привлечению инвестиций, в том числе в те отрасли, которые являются приоритетными с точки зрения текущих и долговременных задач функционирования регионального хозяйственного комплекса. Финансы региона должны обеспечить необходимыми жизненными ресурсами те группы населения, которые по возрасту или иным причинам не в состоянии участвовать в процессе материального производства, но должны иметь гарантированный минимальный доход.
Региональные финансы, являясь инструментом государственной социальной политики, также должны обеспечивать через территориальные бюджеты финансирование части расходов на образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, социальную поддержку населения.
Региональные финансы играют важную роль в выравнивании уровней социально-экономического развития регионов. Межбюджетное перераспределение финансовых ресурсов, нацеленное на сглаживание существенных межрегиональных различий, также осуществляется через финансовую систему региона.
Региональные финансы являются важнейшим условием социально-экономического развития региона с точки зрения финансирования общерегиональных проектов, направленных на развитие общерегиональной инфраструктуры, создание условия для привлечения в регион дополнительных ресурсов, разрешение социальных и экономических проблем региона.
2. Региональные бюджеты.
2.1. Понятие региональных бюджетов.
Центральным звеном региональных финансов являются территориальные бюджеты. Повышение их доли в консолидированном бюджете Российской Федерации, свидетельствует о росте роли региональных финансов, поскольку именно через их потоки проходит все большая часть финансовых ресурсов, направляемых на социально-экономическое развитие региона.
Региональный бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации. Региональный бюджет и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.
Бюджеты субъектов Российской Федерации
и бюджеты территориальных государственных
внебюджетных фондов разрабатываются
и утверждаются в форме законов субъектов
Российской Федерации.
В области регулирования бюджетных правоотношений
к ведению субъектов Российской Федерации
относятся:
- установление порядка составления
и рассмотрения проектов
региональных бюджетов, их утверждения
и исполнения, осуществления контроля
за их исполнением и утверждения отчетов
об исполнении,
- составление отчета
об исполнении консолидированного бюджета
субъекта Федерации;
- составление и рассмотрение проектов
региональных бюджетов и консолидированных
бюджетов субъектов Федерации, их утверждение
и исполнение, осуществление контроля
за их исполнением и утверждение отчетов
об исполнении региональных бюджетов
и бюджетов территориальных государственных
внебюджетных фондов;
- распределение доходов от
региональных налогов и сборов,
иных доходов субъектов Федерации между
региональным бюджетом и местными бюджетами;
- определение порядка направления
в региональный бюджет
доходов от использования собственности
субъекта Федерации, доходов от налогов,
сборов и иных доходов регионального бюджета;
- разграничение полномочий
по осуществлению расходов между региональным
и местными бюджетами в соответствии с
федеральным законодательством;
- установление совместно с федеральными
органами власти
порядка и условий предоставления финансовой
помощи региональным бюджетам;
- определение порядка и условий
предоставления финансовой
помощи и бюджетных ссуд из регионального
бюджета местным
бюджетам;
- предоставление финансовой помощи и
бюджетных ссуд из
регионального бюджета местным бюджетам;
- установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;
- определение перечня и порядка осуществления государственных внутренних заимствований субъектов Федерации;
- осуществление государственных
внутренних и внешних заимствований субъекта
Федерации и управление государственным
долгом субъекта Федерации.
Федеральный центр во взаимоотношениях
с субъектами Федерации должен придерживаться
принципа равенства региональных бюджетов
перед федеральным бюджетом, что предполагает
установление единых для всех субъектов
Федерации нормативов отчислений от федеральных
налогов и сборов в региональные бюджеты
и единого порядка уплаты федеральных
налогов и сборов.