Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 07:10, реферат
В связи с этим целью этой работы является рассмотрение сущности, функций, особенностей региональных финансов и их роль в социально-экономическом развитии региона, а также принципов формирования статей доходов и расходов региональных бюджетов.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Сущность и роль региональных финансов
1.1. Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции….4
1.2. Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии региона…………………………………………………………………………….8
2. Региональные бюджеты
2.1. Понятие региональных бюджетов………………………………………...10
2.2. Доходы и расходы региональных бюджетов……………………………..14
3. Бюджетное обеспечение регионального и муниципального развития….
4. Финансовая помощь из федерального бюджета…………………………..
Заключение……………………………………………………………………..18
Список используемой литературы……………………………………………...20
В целях повышения эффективности процесса
формирования бюджета целесообразно применять
специальные управленческие классификации,
согласно которым бюджетные доходы и расходы
группируются по определенным признакам.
Широко распространена классификация,
согласно которой в бюджете выделяются
две составляющие: текущий бюджет и бюджет
развития. В текущем бюджете отражаются
расходы и доходы, обеспечивающие необходимую,
обязательную деятельность, например,
расходы на поддержание нормального функционирования
всех постоянно действующих хозяйственных
структур.
Необходимо стремиться к тому, чтобы в
бюджете текущих операций объем поступлений
превышал расходы. Образующаяся разница
участвует в формировании инвестиционного
бюджета. Показатель того, насколько регион
окажется в состоянии достичь этого умелым
ведением бюджета текущих операций для
отчисления в инвестиционный бюджет, является
важной характеристикой финансовых возможностей
региона и свидетельствует о долгосрочной
платежеспособности при привлечении займов
и кредитов.
К бюджету развития (инвестиционному бюджету) относятся доходы и расходы, направляемые на совершенствование региональной экономики (в т.ч. расходы на проведение строительных работ и приобретение материального имущества) и инвестиционные отчисления третьим лицам, а также отчисления федерации и субъектов федерации, доходы от продажи имущества, взносы, а также особые операции по финансированию, напр., получение и погашение кредитов, отчисления в резервные фонды и изъятия из этих фондов.
Подобная структура, несмотря на определенную
степень условности, позволяет четко определять
и корректировать деятельность по основным
направлениям развития. Бюджет должен
составляться на основе прогноза социально-экономического
развития региона. Согласно действующему
законодательству прогноз долгосрочного
социально-экономического развития территории
разрабатывается на основе данных социально-экономического
развития территории за последний отчетный
период, на основе текущего прогноза социально-экономического
развития территории до конца базового
года и на основе тенденций развития экономики
и социальной сферы на планируемый финансовый
год и предшествует составлению проекта
бюджета. Изменение прогноза социально-экономического
развития территории в ходе составления
и рассмотрения проекта бюджета должно
вызывать соответствующее изменение основных
характеристик проекта бюджета.
2.2. Доходы и
расходы региональных бюджетов.
Доходы бюджета. Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ.
Доходы регионального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. Налоговые доходы региональных бюджетов в Российской Федерации формируются в настоящее время за счет собственных и регулирующих налоговых поступлений.
Налоговый кодекс РФ к собственным региональным налогам и сборам относит: налог на имущество, организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, а также региональные лицензионные сборы. При введении в действие налога на недвижимость на данной территории прекращают свое действие, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и земельный налог.
Одновременно Федеральным бюджетом установлено, что в региональные бюджеты зачисляется часть поступлений от таких федеральных налогов, как налог на прибыль (доход) предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, налог на добавленную стоимость на товары (работы и услуги), производимые на территории Российской Федерации; от акцизов на этиловый спирт из пищевого сырья, водку и ликероводочные изделия, от налога на покупку иностранных денежных знаков, от лицензионных и регистрационных сборов, а также платежей за пользование недрами, лесным фондом, водными объектами и от некоторых других налогов. Эти налоговые поступления считаются регулирующими; доля в них бюджетов соответствующего уровня подвергается периодическим пересмотрам.
К неналоговым доходам регионального бюджета относятся:
- средства, получаемые от продажи регионального имущества;
- средства, получаемые в виде
арендной либо иной платы за
сдачу во временное владение и пользование
или во временное
пользование имущества, находящегося
в собственности региона;
- средства, получаемые
в виде процентов по остаткам бюджетных
средств на счетах в кредитных организациях;
- средства, получаемые от передачи имущества,
находящегося
в региональной собственности, под залог,
в доверительное управление;
- плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
- доходы в виде прибыли, приходящейся
на доли в уставных
капиталах хозяйственных товариществ
и обществ, или дивидендов
по акциям, принадлежащим субъектам Федерации;
- часть прибыли региональных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
-другие предусмотренные законодательством
Российской
Федерации доходы от использования имущества,
находящегося в
региональной собственности;
- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Федерации.
В доходы региональных бюджетов могут
зачисляться безвозмездные перечисления
от физических и юридических лиц, международных
организаций и правительств иностранных
государств.
В бюджеты могут также зачисляться безвозмездные
перечисления по взаимным расчетам. Под
взаимными расчетами понимаются операции
по передаче средств между бюджетами разных
уровней бюджетной системы Российской
Федерации, связанные с изменениями в
налоговом и бюджетном законодательстве
Российской Федерации, передачей полномочий
по финансированию расходов или передачей
доходов, происшедшими после утверждения
бюджета и не учтенными законом о бюджете.
Расходы бюджета. Согласно Бюджетному
кодексу следующие функциональные виды
расходов финансируются исключительно
из бюджетов субъектов Федерации:
Капитальные (инвестиционные) расходы
бюджетов — представляют собой часть
расходов бюджетов, обеспечивающую инновационную
и инвестиционную деятельность, в т.ч.
инвестиции в действующие или вновь создаваемые
юридические лица в соответствии с утвержденной
инвестиционной программой, средства,
предоставляемые в качестве бюджетных
кредитов на инвестиционные цели юридическим
лицам, расходы на проведение капитального
ремонта и иные расходы, связанные с расширенным
воспроизводством, расходы, при осуществлении
которых создается или увеличивается
имущество, находящееся в собственности
субъекта Федерации. В составе капитальных
расходов бюджетов может формироваться
бюджет развития.
К текущим расходам бюджетов относятся расходы, обеспечивающие текущее функционирование органов регионального управления, бюджетных учреждений, оказание поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включаемые в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Текущие расходы регионального бюджета не могут превышать объем доходов регионального бюджета.
Субвенции и субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются на финансирование расходов, имеющих целевой характер (расходов по федеральным целевым программам, капитальным расходам, расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации и др. целевых расходов). Порядок их предоставления и расчет определяются специальным федеральным законом либо бюджетом на очередной финансовый год.
Бюджетное обеспечение регионального и муниципального развития |
По причине объективного несовершенства рыночной модели функционирования национальной экономики возникает вполне оправданная необходимость вмешательства в нее со стороны государства. Место, занимаемое государством в национальной экономике, различно – от стабилизации экономических циклов, закупки общественных благ, предотвращения излишней монополизации рынков, создания условий представления наиболее полной и объективной информации всем хозяйствующим субъектам до создания системы социально ориентированной модели национальной экономики с искусственным распределением доходов. Точками воздействия могут быть, например, производство, накопление, потребление и воспроизводство благ. Государственное регулирование национальной экономики осуществляется с применением следующих групп методов: 1) экономических; 2) административных. Для применения группы административных методов нет необходимости привлекать значительные финансовые средства, а экономические, напротив, связаны с использованием значительных объемов денежных средств, но являются более эффективными и актуальными. Наиболее распространенным видом экономических методов государственного регулирования является бюджетный, включающий и налоговый инструментарий. Эффективность этих методов для обеспечения и стимулирования регионального и муниципального развития была доказана еще П. Самуэльсоном и У. Нордхаузом, которые считали важным использование их как наиболее действенных рычагов регулирования национальной экономики. Регулирование региональной экономики с использованием бюджетного процесса происходит в следующих основных направлениях: 1) налогообложение. С его помощью можно эффективно воздействовать на сокращение частных расходов. За счет искусственного изымания из экономики доли финансовых средств становится возможным направить их на решение приоритетных экономических и социальных проблем, например национальную безопасность, строительство дорог; 2) прямые расходы государственного бюджета. С их помощью вполне эффективно можно оказать воздействие на объемы производства определенных благ либо создать минимальные социальные гарантии населению, например пособия по безработице; 3) прямое регулирование экономических процессов. Это направление наиболее распространенно в современной хозяйственной практике и заключается, например, в стимулировании или сдерживании определенных видов хозяйственной деятельности сообразно интересам региональной экономики. Каждый регион обладает собственным бюджетом, целью которого является реализация функции государственного управления на региональном уровне. Основным из направлений использования регионального бюджета является обеспечение устойчивого роста экономики региона. Региональный бюджет – это целостная система привлечения и расходования финансовых ресурсов, направленных на финансовое обеспечение основных функций государства на региональном уровне. Бюджетный процесс на региональном уровне регулируется гл. 8 и 9 Бюджетного кодекса РФ. Расходы регионального бюджета разделены на два основных вида – расходы текущего оперативного характера и расходы на капитальные нужды бюджета развития. Отношения регионального бюджета существуют в следующих видах: 1) отношения, связанные
с концептуальными основами 2) отношения, связанные с разграничением доходных и расходных частей на различных уровнях бюджетного процесса; 3) отношения, связанные с формированием и исполнением регионального бюджета. Специфика функционирования бюджетной системы региона непосредственно определяется характером существующей системы государственного управления. Федеральная бюджетная система представляет собой совокупность отношений между собой бюджетов всех регионов страны, основанную на экономических отношениях и имеющую соответствующее нормативно-правовое закрепление. Расходная часть бюджета региона является действенным инструментом мобилизации свободных ресурсов региона, стимулирования и расширения воспроизводства, формирования социальной сферы. В этом качестве она является основным источником стимулирования развития социальной сферы, поддержания и развития экономической и социальной инфраструктуры. Объем регионального бюджета находится в прямой зависимости от эффективности и результативности хозяйственной деятельности, которая составляет большую часть его доходной части: чем больше объем производства, тем больше объем налоговых поступлений в бюджет. Собственные доходы регионального бюджета не являются единственным источником для его формирования. Для этого привлекаются и внебюджетные средства – финансовые ресурсы бюджетов других уровней, например федерального. В результате разрабатывается финансовый баланс региона, включающий совокупность источников формирования регионального бюджета. Одной из основных проблем регионального бюджетного процесса является его сбалансированность – состояние равенства между и доходами и расходами регионального бюджета. В случае, когда расходы превышают доходы, возникает бюджетный дефицит, при его наличии приоритет отдается текущим расходам бюджета. Для поддержания состояния стабильности регионального бюджета устанавливается предельная норма дефицита – механизм соизмеримого уменьшения расходов бюджета при уменьшении его доходов. Исходя из теории кейнсианства, умеренный дефицит регионального бюджета положительным образом сказывается на росте экономики региона, так как увеличение государственных расходов стимулирует его. Одновременно с этим планомерное накопление дефицита бюджета может и тормозить экономический рост по причине создания регионального бюджетного долга, складывающегося из совокупного объема дефицитов регионального бюджета. Соответственно возникает необходимость управления им, например, с помощью выпуска займов, и выплаты процентов по ранее выпущенным. В рамках региональной экономики соизмеримое увеличение объемов государственных и региональных капиталовложений стимулирует увеличение объемов спроса и соответствующий рост промышленности, создает благоприятную экономическую конъюнктуру. Бюджетное финансирование развития социальной и экономической инфраструктуры благоприятным образом сказывается на росте производственного потенциала, объемов реального производства, оборачиваемости капитала. Государственные закупки становятся действенным способом сокращения объемов безработицы в регионе и активизации темпов экономического роста региона. Одновременно с этим объемы расходов регионального бюджета и налогов оказываются ведущим фактором в формировании объемов производства и уровня занятости. Начало использования государственного бюджета для стимулирования экономического роста связано с экономическим кризисом 1929—1933 г. когда стало очевидно, что рынок в некоторых ситуациях не способен к саморегуляции. В это время государственный бюджет стал действенным инструментом прекращения снижения объемов производства и дальнейшего увеличения банкротств и безработицы. Тогда речь не шла о стимулировании экономического роста, а ставка делалась на актуальные задачи – вывод национальной экономики из кризиса, с помощью бюджета. Разработкой теоретических основ бюджетного регулирования экономического роста занимались такие экономисты, как Д. Кейнс, А. Хансен, П. Самуэльсон, У. Хеллер, Д. Пекман, Д. Хикс, А. Лернер, Р. Масгрейв, Г. Эккли. Ими было сформулировано теоретическое положение, состоящее в принципиальной невозможности с помощью исключительно рыночных механизмов обеспечить устойчивый экономический рост по причине большой степени неопределенности экономической системы, неравномерного распределения национального богатства. Регулирование экономического роста с помощью регионального бюджета происходит по трем направлениям – норме процента, потреблению, норме прибыли. Одним из инструментов бюджетного регулирования является сокращение государственных расходов, и этот инструмент основан на взаимосвязи темпов инфляции с объемами государственными расходов. Уменьшение расходов бюджета позволяет сократить темпы инфляции. Вместе с тем увеличение расходов на социальные нужды существенным образом снижает темпы экономического роста. Несмотря на большое значение бюджетного обеспечения регионального экономического роста, существующая в России бюджетная система, по сути, не соответствует потребностям стратегии развития национальной экономики в стратегическом отношении. Наблюдается неоправданно высокая степень концентрации налоговых и бюджетных полномочий на федеральном уровне – в центре. Одновременно с этим местные и региональные бюджеты обладают излишним объемом социальных и экономических обязательств, реализация которых не обеспечена соответствующими финансовыми поступлениями. Сложившаяся система бюджетного федерализма, а именно неоправданно завышенная зависимость региональных бюджетов от решений центра в части установления системы нормативов расщепления федеральных налогов, негативным образом сказывается на темпах экономического роста региона. По причине явной ограниченности существующих налоговых полномочий региональных и местных органов власти формируется система неформальных источников доходов, которая негативно сказывается на общей экономической конъюнктуре региона. Существует явная проблема противоречия между децентрализацией бюджетных ресурсов. Она усугубляется низкой прозрачностью региональных бюджетов для контроля со стороны населения. Одним из препятствий на пути повышения эффективности бюджетного процесса является неопределенность бюджетного статуса муниципальных образований. Неэффективная организация бюджетов регионов ведет к снижению эффективности использования государственных финансовых ресурсов, объема и качества государственных услуг, трансформации общественного сектора региональной экономики, созданию препятствий формированию конкурентоспособной национальной экономики, уменьшению инвестиционной привлекательности многих регионов, усилению диспропорций в национальной экономике, росту социально-экономической напряженности. |
Финансовая помощь из федерального бюджета
В ближайшее время начнется работа по подготовке проекта федерального бюджета на 2005 г. и среднесрочную перспективу. В связи с вступлением в действие с 2005 г. нового разграничения полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти структура раздела «Финансовая помощь бюджетам других уровней» претерпит определенные изменения. Исходя из этого, важно заблаговременно определить подходы к формированию финансовых взаимоотношений федерального бюджета с субъектами Российской Федерации и муниципалитетами, с тем, чтобы к моменту принятия принципиальных решений по данному вопросу прийти к единому мнению относительно конкретных форм и методов оказания финансовой поддержки из федерального бюджета бюджетам других уровней.
В самом общем виде причины, обуславливающие постановку вопроса об уточнении подходов к формированию финансовых взаимоотношений в части оказания финансовой помощи субъектам Федерации и муниципальным образованиям, можно разделить на две группы: обусловленные изменениями федерального законодательства и связанные с необходимостью совершенствования данных отношений на основе анализа сложившейся практики.
К первой группе причин относятся требования федеральных законов — «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», принятых в новой редакции в 2003 г. и на основе которых были подготовлены поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ.
Так, необходимо обратить внимание на
изменение принципа формирования бюджетных
расходов в части введения новой категории
в бюджетное законодательство — расходные
полномочия, — которое не относит средства
Фонда компенсаций к финансовой помощи.
Средства данного фонда должны распределяться
исключительно в виде субвенций на реализацию
полномочий федеральных органов государственной
власти Российской Федерации, не относящихся
к собственным доходам бюджетов регионов.
Кроме того, планом действий на 2004—2005
гг. по реализации Программы развития
бюджетного федерализма в Российской
Федерации на период до 2005 г., одобренной
постановлением Правительства РФ от 15
августа 2001 г. №584, предусмотрена разработка
порядка распределения средств федерального
бюджета закрытым административно-
Итак, в соответствии с новой редакцией
Бюджетного кодекса РФ финансовые отношения
между федеральным и территориальными
бюджетами должны быть преобразованы
в собственно финансовую помощь и субвенции
на исполнение расходных полномочий федерального
бюджета.