Сущности, функции, особенности региональных финансов и их роль в социально-экономическом развитии региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 07:10, реферат

Краткое описание

В связи с этим целью этой работы является рассмотрение сущности, функций, особенностей региональных финансов и их роль в социально-экономическом развитии региона, а также принципов формирования статей доходов и расходов региональных бюджетов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Сущность и роль региональных финансов
1.1. Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции….4
1.2. Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии региона…………………………………………………………………………….8
2. Региональные бюджеты
2.1. Понятие региональных бюджетов………………………………………...10
2.2. Доходы и расходы региональных бюджетов……………………………..14
3. Бюджетное обеспечение регионального и муниципального развития….
4. Финансовая помощь из федерального бюджета…………………………..
Заключение……………………………………………………………………..18
Список используемой литературы……………………………………………...20

Вложенные файлы: 1 файл

Региональная экономика и управление К.Р.docx

— 60.84 Кб (Скачать файл)

                  Представляется полезным концентрация средств Фонда на решение общей стратегической задачи выравнивания инфраструктурного обеспечения граждан страны и укрепления единого социально-экономического пространства. Исходя из этого, целесообразно усилить роль этой программы в Фонде регионального развития, направленной на сокращение различий в уровне обеспечения регионов объектами социальной инфраструктуры, что вполне соотносится и с принципом равенства прав субъектов Федерации.

              Другим значительным ресурсом Фонда регионального развития могут стать субвенции и субсидии на финансирование дорожного хозяйства, предоставляемые субъектам Федерации. Данные средства, исходя из цели их формирования, по определению должны выступать источником решения вопроса улучшения обеспечения субъектов Федерации транспортной сетью, сокращения разрывов в обеспеченности территории России дорогами, а следовательно, являются правомерным: элементом Фонда регионального развития.

                 Учитывая общефедеральные интересы развития региональной инфраструктуры и значительные межрегиональные диспропорции в потребностях развития транспортной сети в субъектах Федерации и размещения налоговой базы по территориям, целесообразно рассмотреть вопрос о включении данного вида финансовой помощи в Федеральный фонд регионального развития.

                 Как уже было сказано, объём и состав Фонда компенсаций будет определяться строго на основе соответствующих федеральных законов.

                 Изменению должен подвергнуться и порядок формирования Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Федерации, Фонда регионального развития.

                   Новая редакция Бюджетного кодекса РФ указывает, что «часть объема Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, подлежащего утверждению на очередной финансовый год, может быть использована для предоставления иных средств финансовой помощи субъектам Российской Федерации из федерального бюджета в очередном финансовом году», в том числе Фонда софинансирования социальных расходов и Фонда регионального развития.

                   Таким образом, очередной финансовый год дает возможность выбора между пропорциями направления общего объема средств, предназначенных для финансирования расходов по полномочиям региональных и местных властей, для указанных трех фондов. Выбор при этом может осуществляться в следующей последовательности: сначала определяется, какой объем финансовой помощи направляется на текущие цели (ФФПР и ФССР), а какой - на развитие (ФРР).

                  При этом, исходя из взаимозаменяемости и взаимодополняемости Федерального фонда финансовой поддержки и Фонда софинансирования социальных расходов (а также Фонда регионального развития, который рассматривается далее), при распределении средств по всем трем видам финансовой помощи в целях наиболее эффективного использования средств будет учитываться и уровень бюджетной обеспеченности.

                  В связи с прекращением действия займа Международного банка реконструкции и развития есть все основания для уточнения порядка функционирования Фонда реформирования региональных финансов

                 Данный Фонд формируется в составе раздела расходов федерального бюджета «Финансовая помощь бюджетам других уровней» 2002, 2003 и 2004 гг. Результаты использования Фонда отмечены положительным заключением Счетной палаты РФ, нашли поддержку субъектов Федерации. Однако, принимая во внимание важность данного инструмента стимулирования процесса реформирования бюджетной системы на субнациональном уровне, целесообразно на основе оценки преимуществ и недостатков применявшегося порядка принять решения о дальнейшей судьбе этой категории финансовой помощи.

                   Например, по нашему мнению, целесообразно сократить срок участия конкретного субъекта Федерации в реализации требований для получения субсидий из Фонда реформирования региональных финансов, который в действующем порядке требует не менее трех лет.

                  Необходимо упростить проверку заявок субъектов Федерации, проектов программ реформирования и плана использования субсидий, а также их выполнения, соблюдения контрольных индикаторов в виде дисквалификационных критериев и минимальных стандартов управления бюджетами, которая в данный момент является весьма сложным процессом, требует на каждом этапе несколько месяцев, а также, зачастую, инспекционных поездок в соответствующие регионы.

                 Наконец, принципиально важно расширить круг потенциальных претендентов на получение средствФонда.

                  В заключение хотелось бы отменить категорию межбюджетных трансфертов, не относящихся непосредственно к финансовой помощи, но традиционно выполнявшую эту роль в последние годы — бюджетные ссуды или в новой редакции Бюджетного кодекса — бюджетные кредиты.

                 Важно формализовать процедуру предоставления этих средств специальным порядком (методикой). В составе такого порядка можно предусмотреть не только процедуру определения потребности региона в получении заемных средств, но и использовать бюджетные кредиты при условии принятия регионом обязательств по исполнению контрольных бюджетных индикаторов, как это было сделано в 2002 г. в отношении высокодотационных субъектов Федерации.

                  Подводя итог, можно сказать, что уточнение подходов к формированию финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам других уровней на 2005 г. является таким же приоритетным и важным элементом реформы межбюджетных отношений, как и процесс ликвидации нефинансируемых мандатов, разграничение доходных источников и расходных полномочий, во многом определяющие результаты вступления в действие нового законодательства.

 

 

 

 

Заключение

 

 

                 Региональные финансы являются неотъемлемой частью финансовой системы Российской Федерации, и в последние годы их роль значительно возрастает.

                 Наблюдаются положительные тенденции, оказывающие благоприятное влияние на динамику и структуру бюджета. К ним относят: совершенствование нормативно-правовой базы организации бюджетного процесса; создание системы мониторинга региональных финансов, целью которой является обеспечение прозрачности региональной финансовой политики; внедрение передовых методов управления государственными и муниципальными финансами; принятие мер по реструктуризации кредиторской задолженности и оптимизации бюджетных расходов; формирование объективного и прозрачного механизма распределения финансовой помощи муниципальным образованиям; совершенствование государственной политики в сфере управления государственным имуществом, с этой целью проведена полная инвентаризация объектов государственной собственности Вологодской области, построена система учета этих объектов.

                  Основными целями Правительства субъектов РФ в области реформирования системы управления региональными финансами являются: достижение стабилизации бюджетной системы региона, максимальной мобилизации финансовых ресурсов для обеспечения дальнейшего социального развития региона, повышение качества предоставляемых населению бюджетных услуг и уровня жизни населения региона, создание благоприятных условий для экономического развития региона и привлечения инвестиций, получение положительных оценок проводимой органами государственной власти региона бюджетной политики со стороны налогоплательщиков и населения.

                 Дальнейшее реформирование системы региональных общественных финансов будет сориентировано на закрепление достигнутых результатов и направлено на дальнейшее повышение качества управления и развитие финансовой системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 
1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. «Государственные  и муниципальные финансы»: учебник  для вузов – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007г. 

 

2. Вахрин П.И., Нешитый А.С. «Финансы»: учебник для вузов- М.: издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2008г.

 

3. Врубленская О.В. «Бюджетная система РФ»: учебник - М.: Юрайт-Издат, 2007г. 
 
4. Дробоздина Л.А. «Финансы»: учебник для вузов-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009г.

5. Ильин В. А. «Стратегия  развития региона»- Вологда: Вологодский  научно-координационный центр УЭМИ  РАН, 2009г.

6. Романовский М.В., Белоглазова  Г.Н. «Финансы и кредит»: учебник-М.: Юрайт-Издат, 2007 г.

7. Сенчагов В.К. «Финансы, денежное обращение и кредит»: учебник- М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008г.

 

8. Уткин Э.А., Денисов А.Ф.  «Государственное и региональное  управление»: учебник-М.: ИКФ «ЭКМОС», 2007г

 

9. "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2010, N 20

 

10. И.Б. Лагутин. Региональный  финансовый контроль: организационно-правовые  и теоретические основы. М.: Юрлитинформ, 2009г.

 

11. Журнал «Бюджет» №3 март 2004 г.

12. Сахарова Л.А.. «Региональная экономика», (Приморский край), 2003г.

 


Информация о работе Сущности, функции, особенности региональных финансов и их роль в социально-экономическом развитии региона