Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 16:54, курсовая работа
Цель написания курсовой работы – это выявление теоретических и методических основ изучения национального богатства, а так же анализ национального богатства Российской Федерации и основных тенденций его развития. Исходя, из указанной цели ,следовало решить следующие задачи:
Раскрыть понятие национального богатства и его сущность, структуру, чтобы иметь более полные, улучшенные и углубленные знания об этом термине.
Определяющее значение для реализации экономического потенциала и устойчивого развития страны имеют трудовые ресурсы, уровень их образования и квалификации. Более 87% американцев в возрасте 25лет и старше имеют, как минимум, законченное среднее образование, а более 29%– законченное высшее. Расходы на высшее и среднее образование составляют более 7,0% ВВП. Кроме того, еще около 2% ВВП составляют расходы на так называемое образование взрослых, т.е. на профессиональную подготовку и переподготовку рабочей силы. Все более важную роль в экономике США приобретает здравоохранение, в значительной степени определяющее (наряду с образованием) качество рабочей силы и уровень жизни в стране. Расходы на медицинские услуги составили в 2012г. почти 17% ВВП, а ожидаемая продолжительность жизни достигла более 78лет, в том числе 81года– для женщин и 75лет– для мужчин.Доля лиц с высшим образованием в РФ, хотя и ниже, чем в США, но является одной из самых высоких в мире– более 27%, около 65% граждан имеют, как минимум, законченное среднее образование; весьма высок и квалификационный уровень кадров. В целом, в прогрессивном направлении меняется и отраслевая структура занятости– в 2011г. уже более 60% рабочей силы было занято в сфере услуг.[4 стр.21]
По оценкам, именно научно-технические ресурсы и человеческий капитал являются основой интенсивного (в противовес экстенсивному) роста, определяя важнейший показатель уровня экономического развития любой страны – эффективность общественного производства. Речь идет о группе таких показателей, как производительность труда, фондоотдача, капиталоемкость, энергоемкость, материалоемкость. По ним США остаются на первом месте в мире с довольно большим отрывом от остальных стран.
Если по традиционным индикаторам уровня жизни – размеру доходов, структуре потребления – США находятся среди лидеров, то по показателям качества жизни – ожидаемой продолжительности жизни, доступности образования, дифференциации доходов, доступности услуг здравоохранения – они уступают многим другим развитым странам. Так, по кумулятивному показателю качества жизни – индексу развития человеческого потенциала – Соединенные Штаты в 2011 г. находились на 12-ом месте в мире, уступая таким странам, как Норвегия, Исландия, Австралия, Ирландия, Швеция, Канада и Япония (место России в этом списке – 65-е). [11 стр.290]
В США достаточно заметна социально-имущественная дифференциация: доходы 5% семей с наиболее высокими доходами (в среднем 145 тыс. долл. в год) почти в 7 раз превышают доходы 20% семей с наименьшими доходами. В России ситуация в социальной сфере постепенно улучшается, хотя ее трудно сравнивать с США и другими развитыми странами – слишком велико наше отставание по уровню жизни и другим социальным индикаторам. Показательным является, например, уровень социального расслоения населения. Так, разрыв в доходах 10% наиболее высокодоходных групп населения и 10% с наиболее низкими доходами в 2011 г. превышал в России 15 раз, а с учетом нелегальных доходов – 35 раз, что заметно больше, чем в США. [16 стр.29]
Не только в социальной сфере, но и далеко не по всем макроэкономическим показателям ситуация в США является позитивной. Серьезной проблемой являются дефициты федерального бюджета, внешнеторгового и платежного балансов, приводящие к накоплению государственного долга страны (70% ВВП в 2008 г.). Как результат экономического кризиса и увеличения государственных расходов, дефицит федерального бюджета США демонстрирует тенденцию к резкому росту – с 2,9% ВВП в 2010 г. до 12% в 2011 г., дефицитность торгового и платежного балансов продолжает усугубляться, что крайне осложняет обслуживание госдолга.[17 стр.83]
Продолжающееся уже длительное время снижение курса доллара относительно евро и других мировых валют дает немало преимуществ американским экспортерам, но одновременно подрывает доверие иностранных инвесторов к американской валюте.
В 2007г. в стране разразился кризис системы ипотечного кредитования. Быстрый рост масштабов невозвращенных кредитов на приобретение недвижимости не только привел к дестабилизации национального финансового рынка, но и к концу года спровоцировал глобальный финансовый кризис. У многих ведущих банков мира возникли серьезные проблемы с ликвидностью, произошел резкий спад на фондовых рынках. За финансовым кризисом последовал глубокий спад производства в реальном секторе экономики. Как свидетельствует период 2009–2010гг. экономика США оказалась в глубочайшем финансово-экономическом кризисе, по крайней мере, после 80-х годов ХХ века.[15 стр.512]
Что касается макроэкономических перспектив России, то перед ней стоят гораздо более сложные задачи. В первую очередь, речь идет о переводе экономики с минерально-сырьевой модели на модель интенсивного наукоемкого развития. Стране требуется модернизация всего технологического парка промышленности, модернизация, а часто и создание многих базовых эффективных рыночных институтов, всемерное развитие систем науки и образования, повышение уровня жизни населения и улучшение социальной сферы. Таким образом, перед Россией стоят задачи иного порядка, обусловленные значительным отставанием страны от более развитых государств мира. Однако потенциал России огромен. При разумной государственной экономической политике и достижении диверсификации хозяйства перспективы у российской экономики вполне благоприятны.
3.Перспективы
развития национального
3.1 Основные направления
развития национального
Для обеспечения стабилизации социально-экономического положения, достижения высоких, устойчивых темпов экономического роста необходимо синхронизировать инвестиционные потоки, идущие на восстановление основных фондов, всемерно поддерживать развитие человеческого капитала и сохранение ресурсного потенциала национальной хозяйственной системы. Целевая установка на совершенствование пропорций между элементами национального богатства предполагает решение задачи по обеспечению структурных изменений в национальной экономике. Проблема рационального использования природных ресурсов и обеспеченности ими в будущем является центральной проблемой экономического развития, важнейшим условием формирования конкурентоспособного типа воспроизводства национального богатства.
Современное состояние природно-ресурсного потенциала России, включающего минерально-сырьевую базу экономики, водные, земельные, лесные и климатические ресурсы, требует проведения специальных правительственных мероприятий по ликвидации причиненного природной среде ущерба и восстановлению количественных и качественных характеристик. Проблема сводится к необходимости гарантировать комплексный подход, включающий налаживание ресурсосбережения (использование определенного количества ресурсов с максимальной отдачей, с наименьшими затратами); обеспечить экологическую защиту; подготовить условия для возобновляемости ресурсов (создание заменителей отдельных ресурсов) и безотходности их использования (создание безотходных технологий); наладить эффективное управление распределением природно-ресурсного потенциала и рациональной эксплуатацией природных ресурсов.
Продвижение по указанным направлениям зависит от комплекса мероприятий, способствующих увеличению отдачи от использования природно-ресурсного потенциала с учетом ограничений, вытекающих из возможностей решения каждой названной проблемы использования этого потенциала.
Чтобы воздействовать на структуру национального богатства, необходимы специальные меры экономической и социальной политики государства. В области экономической политики необходимо формирование, в соответствии с установленными целями и отобранными приоритетами, эффективной структуры управления, которая бы с наименьшими ресурсными затратами позволяла создавать продукцию и услуги с высокой долей добавленной стоимости. В области социальной политики главным направлением является формирование новой социальной структуры общества различными путями: посредством увеличения доли домашнего имущества (стимулирования кредитов для жилищного строительства), снижения уровня дифференциации доходов населения (установления прогрессивной шкалы налогообложения), повышения эффективности функционирования и использования всех видов собственности и защиты права собственности.
Ряд видных российских ученых указывает на очевидный недостаток основного капитала в отраслях социальной сферы и они солидарны в том, что увеличивать национальное богатство необходимо путем модернизации социальной сферы. Согласно прогнозу динамики структуры национального богатства России до 2025 г., предполагается увеличение непроизводственных и потребительских активов (потребительский сектор, домохозяйства) за счет сокращения элементов производственных фондов и материальных запасов
Таблица 1.
Прогноз динамики и структуры национального богатства РФ до 2025 года
1997 |
2000 |
2005 |
2010 |
2015 |
2020 |
2025 | |
Национальное богатство, % |
100 |
102 |
105 |
108 |
112 |
116 |
120 |
Натурально-вещественная структура национального богатства: |
|||||||
Основной капитал |
66 |
65 |
65 |
65 |
64 |
65 |
65 |
Материальные запасы |
15 |
14 |
13 |
12 |
12 |
10 |
10 |
Домашнее имущество |
19 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
25 |
Воспроизводственная структура: |
|||||||
Производственные фонды |
56 |
55 |
54 |
52 |
51 |
51 |
50 |
Непроизводственные фонды |
44 |
45 |
46 |
48 |
49 |
49 |
50 |
Источник:[28]
Поскольку предполагаемые изменения макроэкономической динамики охватывают довольно продолжительный период, можно заключить, что приведенные цифры отражают скорее внутренний структурный генезис национальной экономики, чем учитывают правительственные воздействия в рамках макроэкономической структурной политики.
Современное состояние национального богатства и приведенные в таблице 1 прогнозируемые показатели свидетельствуют о низкой эффективности и недостаточной подготовленности социальной инфраструктуры России для осуществления в нее значительных по объемам капиталовложений. При проведении прогнозных оценок ориентиры инвестирования устанавливаются экспертами согласно стандартам развитых зарубежных стран. Приведенные цифры рассчитаны с использованием нормативного метода, а не только являются отражением общей, более высокой организованности национальной хозяйственной системы и целесообразной экономической политики. В свою очередь последняя, по мнению академика РАН А.И. Абалкина, будучи подвержена, как и любой экономический процесс, “эффекту кумулятивной” причинности, выступает своеобразным общественным благом и исполняет функцию фактора хозяйственного развития [2, стр. 18].
Таким образом, новая социальная структура общества должна соответствовать складывающейся структуре экономики и одновременно позволять ей развиваться, т.е. она должна воспроизводить такую систему ценностей и стимулов, которые бы обеспечивали конкурентный процесс, позволяющий оценить и отобрать социально значимые результаты.
Итак, национальное богатство, ВВП входят в число наиболее важных для национальной экономики макроэкономических категорий, а числовые характеристики их объема — представительные агрегатные показатели, позволяющие оценить совокупный экономический потенциал страны.
В составе факторов, влияющих на размер и структуру совокупного экономического потенциала, его динамику в каждом конкретном периоде, можно выделить:
1) объем и доступность всех имеющихся видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых);
2) достигнутый
страной уровень технического
развития, определяющий качество
и производительность
3) накопленный страной задел в области фундаментальных и прикладных научных исследований, уровень подготовки кадров, характеризующий качество трудовых ресурсов страны.[2, стр.29]
В результате согласованного взаимодействия названных факторов в составе совокупного экономического потенциала формируются природно-ресурсный, производственный, трудовой, финансовый, научный (инновационный), внешне экономический и другие потенциалы национальной хозяйственной системы страны. Каждый из них имеет определенные особенности закономерности развития, количественные и качественные характеристики.
3.2. Стратегические направления
государственной политики в
Основные направления развития Российской Федерации определены в стратегии социально-экономического развития России на период до 2020 года.[1] Реализация этих программ направлена: на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения, сокращение разрыва по уровню благосостояния с ведущими экономически развитыми странами, на укрепление конкурентоспособности и безопасности страны.
Для достижения поставленных целей, Правительству Российской Федерации потребуется решить ряд важных социальных, институциональный, макроэкономических и структурно-инвестиционных задач.
Важным вопросом является сочетание экономических, административных и других рычагов управления. Выбор преобладающего метода управления во многом определяет существующий в стране предпринимательский и инвестиционный климат. В частности, активное использование административного метода управления приводит к бюрократизации и ухудшению делового климата в стране. Для обеспечения развития страны необходимо оптимальное сочетание различных методов управления, что особенно важно для России, где рыночные институты только развиваются.
Главной концепцией среднесрочной программы социально-экономического развития РФ должно явиться резкое повышение конкурентоспособности России, что предполагает реализацию антиинфляционных мер, мер по стимулированию экономического роста, предложения по развитию топливно-энергетического комплекса и отраслей, специализирующихся на создании альтернативных видов и источников энергии для бытовых и промышленных целей, а также реализацию национальных проектов. [1]
При этом, в качестве основополагающих принципов в реализации направлений по повышению конкурентоспособности страны должны быть использованы следующие принципы:
1. Принцип поляризованного (или
«сфокусированного») развития, которое
приходит на смену политике выравнивания уровня регионального
развития и предполагает специальную
фокусировку финансовых, административно-
Поэтому экономический рост, предпринимательская активность, инновационный процесс в «опорных регионах» отличаются наибольшей интенсивностью, оказывая влияние на другие территории, которые не входят в «полюса». В США, Великобритании, Германии можно выделить несколько почти равных по значению ведущих районов, однако на фоне других территорий страны они также резко выделяются. Таким образом, в каждом государстве в силу природных, исторических и экономических причин заметно выделяется один, реже несколько экономических центров. В Российской Федерации с учетом масштаба ее территории для обеспечения ускоренного социально-экономического роста необходимо выделить и поддержать сеть «опорных регионов»;
Информация о работе Сущность и содержание национального богатства