Сущность и функции финансов, финансовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2012 в 22:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение сущности финансов, финансовой системы на современном этапе развития экономики, а также исследование формирования и функционирования отдельных звеньев финансовой системы.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
1. Дать определение понятия финансов, их сущности, необходимости, особенности и функций.
2. Дать определение понятия финансовой системы.

Содержание

Введение........................................................................................................................3
Глава 1. Финансы........................................................................................................5
1.1. Понятие, необходимость и сущность финансов..................................................5
1.2. Функции финансов как проявление их сущности.............................................10
Вывод по первой главе................................................................................................14
Глава 2. Финансовая система..................................................................................15
2.1. Финансовая система: сущность, подсистемы, сферы, звенья............................15
2.2. Состав финансовой системы.................................................................................18
Вывод по второй главе..................................................................................................30
Заключение.....................................................................................................................31
Список использованной литературы...........................................................................33

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2012Сущность и функции финансов,финансовая система.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

Распределительная функция заключается в том, что финансовые ресурсы предприятия подлежат распределению в целях выполнения денежных обязательств перед бюджетом, банками, контрагентами. Её результатом является формирование и использование целевых фондов денежных средств, поддержание эффективной структуры капитала.

Эта функция проявляется при распределении национального дохода. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

- зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;

- доходы предприятий сферы материального производства.

Распределение или перераспределение национального дохода, связанно:

- с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;

- наличие наряду с непроизводственной сферой, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);

- перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления – с другой.

Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).

Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.

Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создания рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса.

Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение финансового развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы. Нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т. д.

Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов.

Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

Распределительная и контрольная функции – это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве.

Помимо распределительной и контрольной функции финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги и т. д.).

Иногда не признается распределительная функция финансов, считается, что она не выражает их специфику, поскольку процессы стоимостного распределения обслуживаются разными экономическими категориями. Но сторонники распределительной функции отнюдь не считают, что она порождена самими факторами функционирования финансов на второй стадии воспроизводственного процесса, а наоборот, они связывают ее со специфическими общественными назначениями финансов, подчеркивая, что ни одна другая категория, действующая на стадии стоимостного распределения, не является столь «распределительной», как финансы.

В условиях рыночных отношений финансы должны выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту.

Вывод по первой главе.

 

Таким образом, под определением финансы понимают объективную экономическую категорию, характеризующую организуемую государством совокупность распределительных и перераспределительных денежных отношений между отдельными экономическим субъектами, возникающих в процессе формирования и использования ими денежных фондов с целью обеспечения условий эффективного осуществления процесса расширенного воспроизводства.

Необходимо отметить многообразие финансовых отношений, которые тесно связаны с разнообразными денежными отношениями.

Суть финансов проявляется в функциях, которые они выполняют. К функциям финансов относятся: распределительная, контрольная и другие функции.

В ходе проведенной работы были достигнуты поставленные передо мной задачи: даны определения финансов, их сущности, особенностей, подробно были освещены функции финансов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Финансовая система: сущность, подсистемы, сферы, звенья.

 

Определение понятия «финансовая система» по-разному трактуется различными авторами: известный американский специалист Дж. Ван Хорн определяет финансовую систему как совокупность ряда учреждений и рынков, предоставляющих свои услуги фирмам, гражданам и правительствам. По мнению Л.А. Дробозиной, финансовая система – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Финансовая система как форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам.

Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы:

1)              финансы предприятий, учреждений и организаций;

2)              страхование;

3)              государственные финансы.

Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как:

1)              финансы коммерческих предприятий;

2)              финансы некоммерческих организаций;

3)              финансы финансовых посредников.

В сфере государственных финансов:

1)              государственный бюджет;

2)              внебюджетные фонды;

3)              государственный кредит.

В страховой сфере:

1)              социальное страхование;

2)              имущественное и личное страхование;

3)              страхование ответственности;

4)              страхование предпринимательских рисков.

Среди ответвлений финансовой системы огромное значение имеют финансы предприятий, учреждений и организаций.

Особое место в финансовой системе развитых стран мира занимают финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно свободные денежные средства, с лицами, нуждающихся вденежных средствах.

Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть выделены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности – финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др.

В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования.

В составе государственных финансов группировка отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).

Принципы построения финансовой системы могут быть различными. В настоящее время и Россия, и большинство стран СНГ перешли к построению своих финансовых систем на принципе фискального федерализма, при котором осуществляется четкое разграничение функций между различными уровнями системы.

Местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет, а в федеративных государствах бюджеты членов федерации (штатов, земель, кантонов) не включаются в федеральный (государственный) бюджет.

Изменение принципа построения их финансовых систем предполагает:

- экономическую самостоятельность бюджетов всех уровней в государстве: раздельное формирование на нормативной основе, утверждение и исполнение;

- взаимодействие между бюджетами различных уровней внутри государства осуществляется по совместному соглашению;

- укрепление доходной части местных бюджетов;

- для общих республиканских, межрегиональных программ и мероприятий создаются целевые бюджетные фонды;

- возобновляется система субвенций, носящих строго целевой характер.

- определяется (по совместному соглашению) передача финансовых ресурсов в специальные фонды.

     Финансовая система воспроизводит все процессы по перераспределению общественного продукта и национального дохода. Поэтому она служит и одним из важнейших регуляторов развития национальной экономики. Такая форма регулирования со стороны государства носит название финансовой политики.

    Государство осуществляет мероприятия по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и перераспределению, использованию для своих функций на основе финансового законодательства страны.

Информация о работе Сущность и функции финансов, финансовая система