Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2012 в 22:07, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение сущности финансов, финансовой системы на современном этапе развития экономики, а также исследование формирования и функционирования отдельных звеньев финансовой системы.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
1. Дать определение понятия финансов, их сущности, необходимости, особенности и функций.
2. Дать определение понятия финансовой системы.
Введение........................................................................................................................3
Глава 1. Финансы........................................................................................................5
1.1. Понятие, необходимость и сущность финансов..................................................5
1.2. Функции финансов как проявление их сущности.............................................10
Вывод по первой главе................................................................................................14
Глава 2. Финансовая система..................................................................................15
2.1. Финансовая система: сущность, подсистемы, сферы, звенья............................15
2.2. Состав финансовой системы.................................................................................18
Вывод по второй главе..................................................................................................30
Заключение.....................................................................................................................31
Список использованной литературы...........................................................................33
2.2. Состав финансовой системы.
Бюджетная система является одним из наиболее важных институтов любого государства, эффективность функционирования которое оказывает непосредственное влияние качество экономического роста на уровень общественного благосостояния.
Средства, аккумулируемые в рамках бюджетной системы, составляют финансовую основу функционирования органов государственной власти и местного самоуправления обеспечивающую решение задач и выполнение функций государствам и муниципалитетом. Целью функционирования бюджетной системы является построение социально-ориентированного общества посредством распределения и перераспределения ресурсов.
Стабильность функционирования бюджетной системы – один из наиболее важных показателей, характеризующий устойчивость экономики и прежде всего состояние ее социальной сферы.
Построение современной бюджетной системы началось в 1991 году.
Бюджетная система государства – это совокупность всех видов к настоящему времени сложившаяся в Российской Федерации.
В Российской Федерации сложилась трехуровневая бюджетная система:
1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2. бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
3. местные бюджеты.
В унитарных государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты.
Одним из наиболее значительных этапов в развитии российской бюджетной системе было принятие в 1998 году бюджетного кодекса РФ, который установил общие принципы бюджетного законодательства РФ и определил правовые основы функционирования бюджетной системы.
Российская бюджетная система едина, но при этом все бюджеты, входящие в нее, являются самостоятельными и не включаются друг в друга.
Взаимосвязь между отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Следовательно, бюджетное устройство – это организация взаимосвязи между звеньями бюджетной системы, основанная на правовых нормах. Бюджетное устройство включает структуру бюджетной системы, бюджетную классификацию, принципы построения бюджетной системы и бюджетов.
Важное значение в обеспечении стабильности финансовой системы РФ имеет федеральный бюджет. Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона.
При составление бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и обязательных государственных расходах, бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики.
В доходы федерального бюджета зачисляются: собственные налоговые доходы федерального бюджета, кроме передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетом других уровней бюджетной системы; полностью собственные неналоговые доходы; доходы субъектов РФ, предназначенные для целевого финансирования централизованных мероприятий.
В процессе исполнения федерального бюджета в его доходах могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ, другие
безвозмездные перечисления.
Средства бюджета образуются в основном за счет налоговых платежей. К налоговым доходам федерального бюджета относятся: федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством, а пропорции их распределения между бюджетами разных уровней бюджетной системы утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год; таможенные пошлины, таможенные сборы и другие таможенные платежи; государственная пошлина в соответствии с действующим законодательством.
В 2010 году налоговые поступления составили 3 трлн 207 млрд рублей.
Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет: доходов от использования имущества, находящеюся в государственной собственности, доходов от платных услуг оказываемых органами государственной власти РФ и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении этих органов власти, - в полном объеме; доходов от продаж имущества, находящееся в государственной собственности – в порядке и по нормативам, установленным федеральными законами и другими правовыми актами органов государственной власти РФ; части прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством РФ.
В доходах федерального бюджета также учитываются: прибыль Банка России – по нормативам, установленным федеральными законами; доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от реализации государственных запасов и резервов.
Расходы бюджета представляют экономические отношения, которые возникают между государством с одной стороны и предприятиями, организациями и гражданами – с другой, в процессе распределения и использования по различным направлениям средств бюджетного фонда.
Являясь важной составной частью государственных расходов в целом, расходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда. Формой проявления этих отношений выступают конкретные виды бюджетных расходов, причем их многообразие обусловлено действием некоторых факторов.
Расходы бюджета могут классифицироваться по разным признакам. Один из важнейших – финансирование выполняемых государством функций: экономической, социальной, оборонной и др. Из федерального бюджета финансируются следующие виды обязательных расходов: содержание органов государственной власти РФ; осуществление экономической деятельности РФ; другие расходы, предусматриваемые в федеральном бюджете на соответствующий год.
За счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ финансируются расходы: на социально-культурные мероприятия и науку; развитие экономики; правоохранительную деятельность; другие мероприятия, предусматриваемые в федеральном бюджете.
Расходы бюджета подразделяются также на собственно расходы и на предоставление ссуд: внутренних и внешних.
Бюджеты субъектов РФ. Бюджеты субъектов РФ – это фонды денежных средств, предназначенных для реализации задач и функций, возлагаемых на органы государственной власти соответствующих субъектов РФ.
В РФ 89 субъектов, что означает существование 89 региональных бюджетов. Региональным бюджетом следует считать консолидированный бюджет, в который входят областной бюджет и бюджеты муниципальных образований.
Областной бюджет – это бюджет региональных органов власти, т.е. бюджет областного правительства. Региональный бюджет по своей структуре зависит от того, чем является регион: республикой, краем, областью или округом.
Структура доходов и расходов бюджетов субъектов Федерации следует рассматривать в связке с их полномочиями в области бюджетных отношений и распределением доходов и расходов между бюджетом регионального органа власти и местными бюджетам.
Формирование доходной части региональных бюджетов происходит за счет трех групп доходов: налоговые доходы – федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы; неналоговые доходы – доходы от использования имущества, находящегося в региональной собственности, суммы штрафов, конфискаций и компенсаций; безвозмездные перечисления – поступления средств от бюджетов других уровней, поступления от нерезидентов, поступления от организаций.
Целевые федеральные бюджетные фонды, средства которых создаются и консолидируются в федеральном бюджете это: федеральный дорожный фонд Российской Федерации; экологический фонд РФ; фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; фонд развития Федеральной пограничной службы РФ; фонд Министерства РФ по атомной энергии; фонд развития таможенной системы РФ; федеральный фонд Государственной налоговой службы и Федеральной службы налоговой полиции РФ.
В бюджетном кодексе предусматривается перечень конкретных расходов, финансируемых исключительно из бюджетов субъектов Федерации.
Местные бюджеты. Более определенно финансовые аспекты местного самоуправления были установлены Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в РФ».
Доходы местных бюджетов состоят: из закрепленных доходов, включающих в себя доходы от сдачи в аренду, штрафы, госпошлины, местные налоги и сборы; регулирующих доходов, включающих в себя федеральные налоги, налоги субъекта РФ; финансовой помощи, включающей в себя дотации, субвенции, средства фонда поддержки муниципальных образований, средства по взаимным расчетам.
Расходная часть местных бюджетов включает расходы, связанные:
- с решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и законодательством субъекта РФ;
- осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
- обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;
- обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам.
Финансы предприятий, организаций, учреждений, как обособленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении названных субъектов, используются ими для выполнения своих функций и задач. Для современных условий характерно многообразие форм собственности, на основе которых функционирует данное звено финансовой системы.
Финансы предприятий представляют собой систему экономических отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов и накоплений на общегосударственные цели, финансирование затрат самих предприятий.
Выделяют финансы коммерческих и некоммерческих организаций. Коммерческие организации в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли. Коммерческие организации создаются в форме государственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Хозяйственные товарищества и общества. Ими признаются коммерческие организации с разделением на доли (вклады) учредителей уставным капиталом.
Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества или товарищества на вере (командитного товарищества). Акционерным обществом является общество, уставной капитал которого разделен на определенное число акций. Участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. АО может быть открытым и закрытым.
Общество с ограниченной ответственностью является учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Общество с дополнительной ответственностью является учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости вкладов, определяемом учредительными документами общества.
Производственные кооперативы. Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов.
Производственный кооператив отличается от хозяйственных обществ и товариществ прежде всего тем, что основан на добровольном объединении граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Производственный кооператив – преимущественно объединение лиц, а не капиталов. Прибыль в производственном кооперативе создается собственным трудом его членов.
В активах производственного кооператива может быть любое имущество, не изъятое из оборота, за исключением отнесенного законодательством РФ к федеральной, иной государственной или муниципальной собственности. По Закону производственный кооператив имеет право выпускать акции.
Паевым взносом могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество, включая имущественные права и другие объекты гражданского права. Паевые взносы образуют паевый фонд. По своей сути это то же, что и уставной капитал.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Унитарным предприятием называется коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Размер уставного фонда унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
Принципы организации финансов находятся в постоянном развитии и совершенствовании. К основным принципам в рыночной экономике на современном этапе относятся: самофинансирование, финансовая самостоятельность предприятий, заинтересованность и экономическая ответственность за выполнение обязательств перед государством, поставщиками, банками, сочетание финансового планирования и коммерческого расчета.
Информация о работе Сущность и функции финансов, финансовая система