Сущность рынка труда, его типология и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 14:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования - показать сущность рынка труда, проблемы
формирования и стабильного функционирования при современной значительной
степени влияния на него неконкурентных факторов – государства, профсоюзов,
крупных корпораций.

Вложенные файлы: 1 файл

Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался в нашей.docx

— 71.41 Кб (Скачать файл)

интернационализации производства, роста интеграции между нациями. Национальные

рынки труда все больше утрачивают свою обособленность и замкнутость. Между ними

возникают транснациональные  потоки и перемещения рабочей  силы, которые

приобретают постоянный и  систематический характер. Такие  трансграничные

перемещения рабочей силы наряду с движением капитала образуют верхний

международный уровень рынка  рабочей силы. Международный рынок  труда можно

определить как национальное образование, где на постоянной основе выступают

покупатели и продавцы рабочей силы в рамках международного регулирования спроса

и предложения рабочей  силы. (6, с. 50)

Образование международного рынка труда осуществляется двояко:

·           через миграцию труда и капитала;

·           путем постепенного слияния национальных рынков труда, когда

окончательно устраняются  юридические, национально-этнические, культурные и

иные преграды между ними.

В основе формирования и развития международного рынка труда лежит  ряд весомых

обстоятельств: процесс интернационализации  производства и специфическое

капиталистическое восприятие рабочей силы в качестве одного из элементов в

общем перечне затрат. Отчужденное  отношение к труду как к  безликому

экономическому агрегату, изначально присуще капиталу, с еще  большей силой

проявляет себя с ростом масштаба производства, с его интернационализацией.

Труд в его конкретном выражении оказывается уже на самых низших уровнях

иерархии экономических  забот.

Такое «безразличие» капитала к конкретным формам трудовых затрат придало ему

со временем необычайную  гибкость и мобильность и в  то же время заставило

постоянно искать выгодные, взаимозаменяемые источники труда. Сам процесс

капиталистической интернационализации  производства изначально определяется

уже природой самого капитала. Еще К. Маркс предсказывал в свое время, что

«действительная задача буржуазного  общества – это создание нового рынка и

производства, покоящегося  на базисе этого рынка». В данном случае имеется в

виду не только рынок товаров  и капиталов, но и рынок рабочей  силы, хотя Маркс

напрямую об этом не говорит.

Таким образом рынок труда  как социально-экономическая категория  – это сложное

и динамичное явление, связанное  как с макроэкономическим развитием  страны,

так и с мотивацией действий самого работника. Это понятие выходит  за рамки

понятий «занятость» и  «не занятость», которые характеризуют  лишь состояние

элементов рынка труда  на данный период.

    

1.5. Монополия на рынке  труда.

 

Монополия – (от греч. mono - один и рoleo – продаю), исключительное право в

определенной области  государства, организации, фирмы.

Монополия – крупные хозяйственные  объединения (картели, синдикаты, тресты,

концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной,

групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и

экономикой на основе высокой  степени концентрации производства и капитала с

целью установления монопольных  цен и извлечения монопольных  прибылей.

Господство в экономике  служит основой того влияния, которое  монополии

оказывают на все сферы  жизни страны. (4, с. 5)

При анализе монополии  важно учитывать неоднозначность  самого термина

«монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии

слова «моно» - один и «полио» - продаю. В реальной действительности

практически невозможно найти  ситуацию, когда на рынке действовала  бы одна

единственная фирма –  производитель товаров не имеющих  субститутов.

Следовательно в использовании  термина монополия, а тем более  «чистая»

монополия всегда присутствует известная доля условности. Неслучайно некоторые

экономисты стремятся  найти замену этому термину: «несовершенный конкурент»

(П. Самуэльсон), «ценоискатель» (П. Хейне).

Формирование и рост монополий  исторически неразрывно связаны  перерастанием

капитала  свободной конкуренции  в монополистический капитализм. В области

хозяйственных отношений  капиталистический рост монополий  привел к усилению их

диктата и господства. Совершенная  конкуренция и «чистая» абсолютная монополия

– это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные

ситуации, два логических предела.

Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических  ресурсов

создают возможности для  ускорения технического прогресса. Однако,  эти

возможности реализуются  в тех случаях, когда такое  ускорение способствует

извлечению монопольно-высоких  прибылей. Йозеф  Шумпетер и другие экономисты

доказывали, что крупные  фирмы, обладающие значительной властью, - это

желательное явление в  экономике, поскольку они ускоряют технические

изменения, так как фирмы , обладающие монопольной властью, могут  тратить свои

монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою

монопольную власть. Занимаясь  исследованиями, они обеспечивают выгоды как

себе, так и  обществу в  целом. Но убедительных доказательств  того, что

монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса,

нет, так как монополии  могут задержать развитие технического прогресса, если

он угрожает их прибыли,

Важной формой создания отраслевых и межотраслевых монополистических  союзов

явилась система участия. Возможность ее развития заложена в  акционерной форме

организации компаний и  принадлежит  владельцу контрольного пакета акций. Если

владельцем контрольного пакета акций является другая компания, то она тем

самым получает возможность  руководить своей «дочерней» компанией. Это и есть

система участия, которая  может носить многоступенчатый характер, обеспечивая

компании, находящейся на самом верху пирамиды, контроль над  громадными

капиталами. (13, с. 3)

Объективной основой монополизма  является доминирующее положение

хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать  решающее

влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по

сравнению с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим

хозяйствующим субъектам. В  конечном итоге это дает возможность  монополисту

перераспределять в свою пользу платежеспособный спрос, получать монопольно

высокую прибыль. Конкурентные рынки в основном работают хорошо, чего нельзя

сказать о рынках, на которых  или покупатели или продавцы могут  манипулировать

ценами. На рынке, где один продавец контролирует предложение, выпуск

продукции будет малым, а  цены – высокими. Монополия представляет собой

крайнюю форму несовершенной  конкуренции. Продавец обладает монопольной

властью, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения

своего собственного объема выпуска. На монопольных рынках существует барьер

вхождения, который делает невозможным проникновение на рынок  любого нового

продавца. Фирма, обладающая монопольной властью, проводит политику ценовой

дискриминации, то есть продает  один и тот же товар разным группам

потребителей по разным ценам. Но для этого фирма-монополист должна уметь

надежно разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса у

разных потребителей, умело  отделять «дешевый» рынок от «дорогого».

Вид монополий зависит  от рыночной структуры и формы  конкуренции. Вообще любая

монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции. Рынок

монополии предполагает, что  данный продукт производится только одной фирмой

(отрасль состоит из  одной фирмы) и она обладает  очень высоким контролем над

ценами. Рынок может подразделяться на два типа: олигополия первого  вида – это

отрасли с совершено одинаковой продукцией и большим размером предприятий.

Олигополия  второго вида – положение, когда есть несколько  продавцов,

продающих дифференцированные товары. В таком случае существует частный

контроль над ценами. Рынок  монополистической конкуренции  с дифференциацией

продукта предполагает, что  покупатель предпочитает товар определенного  вида:

его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка, торговая марка,

уровень обслуживания и т.п. Признаки такого рынка: множество производителей,

много действительных или  воображаемых различий в продукции, очень слабый

контроль над ценами. (16)

Есть несколько причин существования монополий. Первая: «естественная

монополия». Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится

дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что

отрасль является естественной монополией. И причина здесь –  экономия от

масштаба -  чем больше произведено продукции, тем меньше ее стоимость. Вторая

причина: одна единственная фирма обладает контролем над  некоторыми редкими и

чрезвычайно важными ресурсами  или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных

патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия  «Де Бирс»

опирается на контроль над  сырьем; фирма «Ксерокс» контролировала процесс

изготовления копий, называемый ксерографией, потому, что она обладала

знаниями в области  технологий, в ряде случаев защищенных патентами. Третья:

государственное ограничение. Монополия существует, так как  они покупают или

предоставляют исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых

случаях государство  оставляет  за собой право на монополию; в  ряде стран

только государственные  монополии могут продавать табак.

В Российской промышленности существуют четыре тысячи

предприятий–монополистов, и их продукция составляет 7% от общего числа. Из

них естественных монополий 500. (13, с. 3)

Классическим примером естественных монополий  на федеральном уровне являются

передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные  перевозки, а также

отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне – коммунальные услуги,

включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д.; такие отрасли  либо

регулируют, либо находятся  в государственной собственности. Но следует

заметить, что во многих странах  в последние годы сфера и масштабы

государственного регулирования  существенно сократились как  в связи с

технологическими нововведениями, так и в результате появления  новых подходов

к формированию и регулированию  соответствующих рынков.

Рассмотрим теперь, что  же можно отнести ко внеконкурентным  факторам

непосредственно на рынке  труда.

Прежде всего, это различные  институты. Во-первых, к ним относится 

государство, активно регулирующее рынок труда, законодательно лишая

заработную плату рыночной гибкости. Государство в различных  странах

устанавливает минимально гарантированный  уровень заработной платы,

осуществляет индексацию доходов и прочими способами  оказывает тормозящее влияние

на колебание цены труда.

Во-вторых, профсоюзы, оказывающие  большое влияние на уровень заработной

платы, как правило, в направлении  ее повышения по сравнению с равновесным

уровнем.

В-третьих, крупные корпорации, которые тяготеют, как правило, к

установлению сравнительно стабильной во времени стандартной  ставки заработной

платы, отказываясь слишком  часто пересматривать ее в зависимости  от

соотношения спроса и предложения  на рынке труда.

Следует заметить, что регулирование  этого рынка значительно облегчается  в

связи со спецификой фигурирующего  на нем товара. Проявление рыночных законов

(например, закона спроса, установления равновесной цены  и др.) на рынке труда

имеет особый характер. Он определяется тем, что купля-продажа услуг труда

производится в форме  найма на базе более или менее  продолжительного трудового

договора. Поэтому каждый отдельный работник не находится  в постоянной,

беспрерывной зависимости  от состояния рынка труда. На срок действия трудового

соглашения продавец как  бы «выводится» на время из текущей  конъюнктуры рынка.

Условия, определенные договором, имеют характер минимальных нормативов; это

означает, что индивидуальный договор рабочих с предпринимателями  признается

юридически недействительным, если он заключен на условиях худших, чем  те,

которые определены в коллективном договоре. В чем смысл коллективности

договора и принципа нормы  как минимума? Эти положения договора позволяют

устранить конкуренцию между  наемными работниками в борьбе за получение

рабочего места, - ведь конкуренция  вынуждает рабочих соглашаться  на худшие

условия труда, диктуемые  предпринимателями, особенно в отсутствие

профсоюзов. Регулирование  рынка труда предполагает воздействие  как на спрос,

так и на предложение труда. Объектами регулирования выступают  заработная

плата, продолжительность  рабочей недели и отпусков, порядок  найма и

увольнения, различные виды социального обеспечения и др.

Отраслевой профсоюз часто  выступает как монополия на рынке  труда, при

этом его монопольная  власть тем выше, чем большая доля работ­ников данной

отрасли входит в соответствующий  профсоюз. Применительно к рынку  труда ситуация

Информация о работе Сущность рынка труда, его типология и структура