Сущность рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 19:30, реферат

Краткое описание

Термины "рынок" и "рыночная экономика" в нашей стране обычно трактовался только как товарообменные операции и товарно-денежные отношения, иными словами, как торговля, обмен, но такое представление примитивно. И только в недавнее время эту проблему стали глубоко исследовать, изучать.
Рынок - это вся система многообразных экономических отношений между людьми, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления, основанная на определенных принципах, главным из которых является свобода экономической деятельности. Чтобы хотя бы в общих чертах уяснить смысл, суть, содержание рынка, надо рассмотреть принципы рыночной экономики и ее структуру.

Содержание

Введение
Рынок: понятия и особенности
Рынок как объект комплексного и системного исследования
Система рынков в экономике
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

На рынке встречаются  различные ситуации среди производителей:

  1. конкуренция
  2. монополия

Конкуренция и монополия  являются неотъемлемой чертой рыночных отношений.

 

 

2. Спрос.

Главное свойство рыночной экономики заключается в том, что её основным координирующим механизмом служит рыночная система, или системе ценообразования. Решения, принимаемые покупателями и продавцами, реализуются через систему рынков. Поэтому обычно рынок трактуют как механизм осуществления контактов между покупателями (предъявителями спроса) и продавцами (поставщиками товаров).

В более широком понимании  рынок определяется как совокупность социально-экономических отношений  в сфере обмена, посредством которых  осуществляется реализация товаров.

Рыночная система является многосложной системой связей, посредством  которой бесчисленные индивидуальные, свободно выбранные решения учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются. Через эти системы связей обычно выносит свои решения о том что экономика должна производить, как эффективно организовать производство и как следует распределять плоды труда. Рыночная система служит не только механизмом, посредством которого общество выносит решения относительно того, как распределять свои ресурсы и производимую из них продукцию, но именно с её помощью её решения осуществляются на деле.

Спрос отражает количество товара, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных цен в течение определённого времени.

Как следует из определения, спрос обычно рассматривают с  позиции выгодности цены; иначе говоря, мы считаем, что спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам.

Коренное свойство спроса заключается в том, что при  неизменности всех прочих параметров (условий) снижение цены ведёт к соответствующему уменьшению величины спроса. И напротив, повышение цены ведёт к соответствующему уменьшению величины спроса. То есть, существует обратная связь между ценой и величиной спроса.

 

3. Предложение.

Предложение выражает количество продукта, которое производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по некоторой цене из возможных цен в течение определённого периода времени.

Цена, с точки зрения потребителя, выступает в качестве сдерживающего фактора. Препятствие  в виде высокой цены означает, что  потребитель будет покупать по этой цене относительно небольшое количество продукта; чем ниже цена, тем больше потребитель станет покупать. С другой стороны, поставщик продукта выступает в роли получатель денег за свой товар. Для него цена представляет собой выручку за каждую единицу продукта, а поэтому она служит стимулом к тому, чтобы производить и предлагать свой продукт к продаже на рынке.

При производстве продукции  на каком-то этапе происходит увеличение затрат на производство единицы товара. Затраты обычно возмещаются при продаже товара, если цена больше или равна затратам, выраженным в денежной форме. Для покрытия возросших затрат необходимо повысить цену на производимый товар.  Но почему возрастают издержки? Они возрастают потому, что невозможно увеличить за короткое время определённые ресурсы, требуемые для производства товара, прежде всего здания, сооружения, оборудование поэтому по мере того, как предприятие наращивает количество таких ресурсов, как рабочая сила, сырьё, которые можно быстро увеличить, здания и оборудование в какой-то момент становятся перегруженными, в результате чего затраты на производство каждой последующей единицы товара возрастают. Для производства этих требующих больших затрат единиц продукта производители должны получить более высокую цену. Таким образом, между ценой и величиной предложения существует прямая связь.

 

 Заключение.

 

В данном реферате раскрыта тема «сущность рыночных отношений». Данный вопрос очень актуален в настоящее время, так как включает в себя множество аспектов и фактов о современной экономике. По этой теме написано много книг, учебных пособий, статей как зарубежными, так и русскими экономистами.

В начале реферата было дано определение рынку как совокупность социально-экономических отношений  в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров.

То, что рынок включает не только отношения по купле-продаже, но и социально-экономические отношения (собственности, производства, распределения, потребления…), а также организационно-экономические  отношения (различные конкретные формы организации рынка и т.д.), даёт основание рассматривать рынок в функционирующей экономической системе как самостоятельную подсистему, которая включает в себя множество элементов.

Основное свойство экономики  рыночного типа состоит в распространении рыночных отношений на все хозяйственные сферы, проникновение их во все отрасли, охват всех регионов страны. Это свойство можно назвать всеобщностью рыночных отношений. Хотя глубина проникновения рыночных отношений, широта охвата ими социально-экономических явлений и процессов различны в разных отраслях и секторах экономики, практически ни один из них не оказывается вне зоны воздействия рынка.

Таким образом, вся экономика  становится как бы совокупностью  многообразных рынков, различающихся  только степенью, мерой, глубиной проникновения рыночных отношений в отдельные части хозяйственной системы. Рынок существует уже не только в качестве территориально и функционально обособленной ячейки экономики, но проникает в виде рыночных отношений во все клетки экономического организма.

Рынок зависит от политических, социальных, географических и других условий. Вместе с тем, бесспорно, рынок  не только является регулятором, но и  служит критерием целесообразности затрат на производство тех или иных товаров. Поэтому очень важно понять сущность рынка и изучить его структуру и законы, действующие на нём.

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Агапова Т.А. Макроэкономика: учеб. для вузов / Т.А. Агапова,  С.Ф. Серегина; Под общ. ред.  А.В. Сидоровича.- 5-е изд., перераб. и доп. -М. : Дело и сервис, 2009.

2. Базылев Н.И. Макроэкономика: учеб. пособие для вузов / Н.И.  Базылев, С.П. Гурко, М.Н. Базылева. - М.: ИНФРА-М, 2010.

3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учеб. / - М.: Юристъ, 2008.

4. Бузгалин А.В. Колганов  А.И. Теория социально-экономических трансформаций (прошлое, настоящее и будущее экономик «реального социализма» в глобальном постиндустриальном мире): учебник для студентов экономических специальностей. – М.: ТЕИС, 2009.

5. Бункина М.К. Национальная экономика: учеб. для вузов /М. : Палеотип: Деловая литература: Логос, 2008.

6. Гальперин В. М.  Микроэкономика: в 2-х т. / В. М.  Гальперин, С. М. Игнатьев, В.  И. Моргунов; под ред. В. М.  Гальперина. - CПб.: Экономическая школа, 2007.

7. Ефимова Е.Г. Экономика  для юристов: учеб. для вузов / Е.Г. Ефимова. - М. : Флинта, 2009.

8. Жеребин В.М. Уровень жизни  населения: Основные категории,  характеристики и методы оценки / В.М. Жеребин, А.Н. Романов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

9. Журавлева Г.П. Экономика: учеб. для вузов / Г.П. Журавлева. - М.: Юристъ, 2011.

10. Кондратьев Н.Д. Большие циклы  конъюнктуры и теория предвидения:  избр. труды / Н.Д. Кондратьев. - М.: Экономика, 2010

 


Информация о работе Сущность рыночных отношений