Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 18:55, курсовая работа
Автоматизация работы HR-службы: система грейдов позволяет полностью или частично автоматизировать такие процессы, как оценка персонала, представление текущего уровня сотрудников, формирование плана обучения и развития, планирование кадрового резерва и карьерного роста сотрудников.
Усиление кооперации и сотрудничества с линейными и функциональными руководителями: с помощью системы грейдов HR специалист может наладить системное взаимодействие с руководителями, так как внедрение системы грейдов – это проект, в котором задействованы все руководители и HR специалист в данном случае выступает как руководитель проекта.
Внедрение системы грейдов на предприятии происходит в несколько этапов, а именно:
1. Подготовка рабочей группы, изучение методики.
2. Разработка документации (концепция, положение и другие).
3. Оценка должностей (анкетирование, интервьюирование, беседа).
4. Определение требований к
5. Распределение факторов по уровням (ранжирование).
6. Оценка каждого уровня.
7. Оценка веса фактора.
8. Расчеты количества баллов для каждой должности.
9. Распределение баллов по
10. Установление должностных
11. Воспроизведение графика и анализ результатов.
Поскольку пункты 1–3 — это подготовительные, очень объемные в описании этапы, то в данной публикации они рассматриваться не будут. Желательно, чтобы на этих этапах внедрения системы грейдов помогал обученный внутренний эксперт или внешний консультант. Это позволит избежать ошибок в дальнейшем.
Этап 4. Определение требований к должностям, уточнение факторов
Это один из самых сложных этапов, поскольку требует выборки ключевых факторов для каждой должности. Эти факторы должны быть не только понятны, но и распределяться по уровням сложности. Здесь обязательно надо учитывать специфику предприятия, подразделения, а также требования, предъявляемые к должности. Для наглядного примера можно взять виртуальную компанию.
Вначале нужно определиться с общими критериями оценки должностей, которыми могут быть:
Нередко возникает необходимость разделения факторов на субфакторы, что позволяет глубже и разнообразнее раскрыть и, соответственно, точнее оценить должность.
Для наглядного примера возьмем виртуальную компанию с общей численностью персонала 16 человек.
Наша виртуальная компания для оценки должностей выделила следующие факторы (табл. 2):
Таблица 2. Ключевые факторы оценки должностей
Уровни фактора |
Описание уровня |
Фактор 1. Управление сотрудниками | |
A |
Отсутствуют подчиненные, т. е. нет необходимости управлять сотрудниками |
B |
Отсутствуют прямые подчиненные, периодическая координация работ других сотрудников в рамках поставленной задачи |
C |
Координация действий рабочей группы (2–3 человека) |
D |
Управление группой подчиненных для регулярного выполнения функциональных задач |
E |
Управление подразделением: влияние, контроль, постановка задач, мотивация и лидерство. Необходимость как вертикальных, так и горизонтальных взаимодействий |
F |
Руководство группой подразделений, преимущественно вертикальные властные взаимодействия |
Фактор 2. Ответственность | |
A |
Ответственность только за свою работу, ответственность за финансовый результат своей деятельности отсутствует |
B |
Ответственность за финансовые результаты отдельных действий под контролем непосредственного руководителя |
C |
Ответственность за финансовые результаты регулярных действий в рамках функциональных обязанностей |
D |
Выработка решений, влияющих на финансовый результат рабочей группы или подразделения, согласование решений с непосредственным руководителем |
E |
Полная ответственность за финансовые результаты работы подразделения, за материальные ценности, организационные расходы в рамках бюджета подразделения |
F |
Полная ответственность за финансовые и иные результаты целого направления работ (группы подразделений) |
Фактор 3. Самостоятельность в работе | |
A |
Отсутствует необходимость в принятии самостоятельных решений, следует определенным инструкциям, полномочия ограничены, имеется постоянный контроль |
B |
Принимаются стандартные решения под контролем руководителя, нестандартные ситуации решаются начальником |
C |
Цели определены руководством, планирование и организация работы проводится самостоятельно, самостоятельная подготовка решений, решения принимаются руководством |
D |
Формулируются только общие цели, работником проводится самостоятельная разработка методов и средств достижения целей (исходя из политики организации) |
E |
Работник находится практически под самоконтролем, самостоятельно устанавливает цели и задачи, следуя стратегии организации |
F |
Разработка общей политики действий группы подразделений, участие в разработке стратегии компании |
Фактор 4. Опыт работы | |
A |
Опыт работы не требуется |
B |
Необходим опыт работы, не обязательно в данной области |
C |
Требуется специальный опыт работы в данной области от 1 до 2-х лет |
D |
Требуется большой опыт работы в данной области (от 3-х лет) |
E |
Требуется серьезный опыт работы не только в данной области, но и в смежных областях |
F |
Кроме профессионального опыта, необходим значительный опыт практического управления большим количеством сотрудников |
Фактор 5. Уровень специальных знаний (квалификация) | |
A |
Достаточно среднего или начального высшего образования, специальных знаний не требуется |
B |
Необходимо высшее образование, не обязательно профильное, наличие базового уровня владения специальными методиками и технологиями |
C |
Высшее профильное образование желательно, свободное владение специальными методиками и технологиями |
D |
Высшее профильное образование, требуются углубленные специальные знания и базовые в смежных областях |
E |
Высшее профильное образование, специальные знания в области разработок, необходимость ученой степени |
F |
Высшее профильное образование и дополнительное в области управления организацией и персоналом |
Фактор 6. Уровень контактов | |
A |
Общение на обычном уровне, практически отсутствуют контакты с клиентами и внешними организациями |
B |
Периодические контакты с клиентами и внешними организациями под контролем непосредственного руководителя |
C |
Регулярные внешние и внутренние контакты, внешние контакты на уровне исполнителей входят в функциональные обязанности |
D |
Постоянные контакты с руководителями среднего уровня внешних организаций |
E |
Внешние контакты на высоком должностном уровне, требующие проведения сложных переговоров, видения стратегии и политики организации. Требуются высокопрофессиональные навыки делового общения |
F |
Контакты на уровне высших должностных лиц внешних организаций, наиболее важных и крупных клиентов или партнеров |
Фактор 7. Сложность работы | |
A |
Однообразная работа, постоянное выполнение единичных операций |
B |
Работа больше разнообразная, чем однообразная, выполнение нескольких функций, не требующих особых усилий |
C |
Разнообразная работа, требующая использования элементов анализа, логических рассуждений и выбора путей решения поставленных задач |
D |
Работа требует детального анализа, выбора способов решения разных проблем, координации со смежными подразделениями |
E |
Работа, связанная с творческим подходом к поиску и системному анализу информации, с вычленением, постановкой и формулировкой проблем, разработкой путей решения проблем |
F |
Работа, связанная со стратегическим видением развития направления работ, интеграция подходов к решению проблем разных подразделений |
Фактор 8. Цена ошибки | |
A |
Ошибки влияют на собственную работу и на работу сотрудников в рамках рабочей группы |
B |
Ошибки приводят к сбоям в работе сотрудников в рамках всего подразделения |
C |
Ошибки могут привести к финансовым потерям в масштабе подразделения |
D |
Ошибки могут привести к финансовым потерям в достаточно крупных размерах |
E |
Ошибка может привести не только к крупным убыткам, но и нарушить работу ряда подразделений |
F |
Ошибки могут привести к финансовым потерям в масштабе всей компании |
Обязательным условием этого этапа является определение набора универсальных факторов для оценки всех должностей (от рабочего до директора), т. е. весь персонал компании должен оцениваться по одному набору критериев оценки.
Этап 5. Распределение факторов по уровням (ранжирование)
Факторы распределяются по уровням сложности. От точного и понятного описания каждого уровня во многом зависит корректность оценки должности.
Шаг между уровнями должен быть одинаковым. Количество самих уровней зависит от того, с какой точностью вы хотите провести оценку. Так, виртуальная компания взяла для описания факторов шесть уровней сложности. И наименовала их А, В, С, D, E, F (табл. 2).
Этап 6. Оценка каждого уровня
Каждому уровню присваиваются баллы в зависимости от степени сложности и проявления уровня. Поскольку штат условной компании состоит всего из 16 человек, не будем присваивать каждому уровню большие баллы, чтобы не усложнять методику расчета. Поэтому в приведенном примере оцениваются уровни следующим образом:
А — 1 балл;
В — 2 балла;
С — 3 балла;
D — 4 балла;
E — 5 баллов;
F — 6 баллов.
Специалисты рекомендуют учитывать следующие особенности:
- лучше использовать объективные процедуры балльной оценки должности, так как субъективные искажения приведут к большим проблемам в дальнейшем. Ведь основная цель системы грейдов — сделать так, чтобы компания, с одной стороны, могла удерживать своих сотрудников, выплачивая им конкурентоспособное вознаграждение, а с другой — сохраняла эффективность своих расходов на ФОТ;
- стремление к гармонизации всех позиций и оценка их по одинаковым правилам;
- шаг между уровнями должен быть одинаковым (шаг в данном случае - размер (расстояние) между предыдущим и последующим уровнем сложности. Выражается математической величиной, как правило, определяется в процентах или в цифрах. В наведенном примере мы взяли самый простой, но равномерно нарастающий шаг — 1, 2, 3, 4, 5, 6 баллов).
Итогом этого этапа внедрения системы грейдов стала таблица с перечисленными факторами и разделением на уровни, с определением количества баллов по нарастающему принципу (табл. 3–5).
Таблица 3
Должность Генеральный директор
Фактор оценки |
Уровень соответствия фактора оценки и его вес, в баллах |
Значимость фактора |
Итоговый балл по фактору | |||||
A |
B |
C |
D |
E |
F | |||
Управление сотрудниками |
6 |
5 |
30 | |||||
Ответственность |
6 |
5 |
30 | |||||
Самостоятельность в работе |
6 |
5 |
30 | |||||
Опыт работы |
6 |
5 |
30 | |||||
Уровень специальных знаний (квалификация) |
6 |
5 |
30 | |||||
Уровень контактов |
6 |
5 |
30 | |||||
Сложность работы |
6 |
5 |
30 | |||||
Цена ошибки |
6 |
5 |
30 | |||||
СУММАРНЫЙ БАЛЛ |
240 |
Таблица 4
Должность Директор службы персонала
Фактор оценки |
Уровень соответствия фактора оценки и его вес, в баллах |
Значимость фактора |
Итоговый балл по фактору | |||||
A |
B |
C |
D |
E |
F | |||
Управление сотрудниками |
6 |
5 |
30 | |||||
Ответственность |
5 |
5 |
25 | |||||
Самостоятельность в работе |
6 |
5 |
30 | |||||
Опыт работы |
1 |
5 |
5 | |||||
Уровень специальных знаний (квалификация) |
6 |
5 |
30 | |||||
Уровень контактов |
6 |
5 |
30 | |||||
Сложность работы |
3 |
5 |
15 | |||||
Цена ошибки |
4 |
5 |
20 | |||||
СУММАРНЫЙ БАЛЛ |
185 |
Таблица 5
Должность Финансовый директор
Фактор оценки |
Уровень соответствия фактора оценки и его вес, в баллах |
Значимость фактора |
Итоговый балл по фактору | |||||
A |
B |
C |
D |
E |
F | |||
Управление сотрудниками |
1 |
2 |
2 | |||||
Ответственность |
6 |
5 |
30 | |||||
Самостоятельность в работе |
6 |
5 |
30 | |||||
Опыт работы |
4 |
3 |
12 | |||||
Уровень специальных знаний (квалификация) |
4 |
5 |
20 | |||||
Уровень контактов |
6 |
5 |
30 | |||||
Сложность работы |
6 |
5 |
30 | |||||
Цена ошибки |
6 |
5 |
30 | |||||
СУММАРНЫЙ БАЛЛ |
184 |
Этап 7. Оценка веса фактора
Расчеты этого этапа осуществляются в зависимости от степени важности каждого из описанных факторов для вашей компании. Для виртуальной компании взяли значимость фактора по 5-балльной шкале. При подсчете нужно учитывать степень важности по нарастанию баллов от 1 до 5 (табл. 3–5).
Обязательным условием этого этапа является использование в ходе оценки одинаковых правил расчетов по каждому фактору.
Точно так же рассчитывается суммарный балл по всем остальным должностям. Так, в компании суммарный балл для других должностей будет следующим:
Этап 8. Расчеты количества баллов для каждой должности (формулы)
Формулы расчетов количества баллов
Этап 9. Распределение баллов по грейдам
По результатам подсчетов все должности выстраиваются в иерархическую пирамиду в зависимости от полученного суммарного балла. Затем эту пирамиду необходимо разбить на грейды.
Должности группируются в грейды по принципу получения приблизительно одинакового количества баллов, на основании выполняемых функций и в зависимости от степени значимости данной позиции для предприятия. В результате в каждый грейд должны попасть только близкие по полученным оценкам должности. После проделанной работы в компании получилось 9 грейдов (табл. 6).
На данном этапе станет понятно, что грейды — это собранные в интервалы (балльный и окладный) должности на основании определенных аналогий (сходство по содержанию выполняемых работ и равнозначности должностей).
Теперь нужно «наложить» на эти грейды полученные баллы. Для этого используется формально-статический метод. У условной компании вся совокупность суммарных баллов разбилась на 9 интервалов (грейдов). Далее определяем границы грейдов. Баллы распределились по грейдам следующим образом:
Также нам необходимо провести категоризацию должностей. Наша виртуальная компания выделила следующие подразделения и категории персонала:
Подразделения |
Персонал | |
• администрация |
• управленческий | |
• бухгалтерия |
• служащие | |
• служба персонала |
• специалисты | |
• отдел кадров |
• рабочие | |
• производство |
• обслуживающий персонал |
Этап 10. Установление должностных окладов и расчет вилок окладов
Обязательным условием для этого этапа является определение размера должностного оклада по результатам расчетов баллов. Оно должно производиться по единым правилам, независимо от позиции и подразделения.
Для установления должностного оклада необходимо собрать информацию о рыночной стоимости различного вида работ. При этом необходимо учитывать:
В этом случае это будут должности, входящие в штат виртуальной компании с количеством работающих до 20 человек. Если же штат большой, тогда в каждом из грейдов надо выделить ключевые должности, для которых будут определяться рыночные параметры и, соответственно, денежные компенсации этой или аналогичной должности.
Рынок труда анализируем для того, чтобы понять, сколько платят в среднем за аналогичную должность на других предприятиях, и на основании полученных данных принять взвешенное решение.
Но перед занесением собранных рыночных данных в таблицу необходимо согласовать их с финансовым директором компании.
Нижняя граница вилки оклада, то есть минимального должностного оклада, будет соответствовать среднему уровню рыночной стоимости должности. Но если финансовое положение компании не позволяет, тогда минимальный должностной оклад будет таким же, как и минимальный рыночный.
Затем для каждого грейда устанавливается диапазон окладов, так называемая вилка. Помните, что она определяется не для каждой должности отдельно, а для всего грейда.
Поскольку должностной оклад отражает основную ценность рабочего места, а не эффективность конкретного сотрудника, то можно «накладывать» вилку одинакового диапазона на каждый грейд.
Диапазоны задают верхний и нижний уровень. Размер диапазонов зависит от представления компании о том, каким образом эти же диапазоны поддерживают карьерный рост и другие ценности организации. Поэтому вилка, как правило, имеет постоянное значение. Названия уровней вилки и будут являться категориями профессионального роста (схема 1).