Таможенный союз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 12:33, реферат

Краткое описание

Стремление к торгово-экономическому единению в современном мире свойственно всем континентам. XX век ознаменовал появление новой формы межгосударственной экономической интеграции - таможенных союзов. Это очень актуально в условиях мирового финансового кризиса, когда государства ищут различные способы минимизации возможных потерь для национальных экономик и пути дальнейшего развития. Таможенные союзы действуют в ряде арабских стран, центрально американских, среди государств восточно-карибского региона. Так и на пространстве бывшего Советского союза осознали первостепенную важность интеграционных процессов, способных в перспективе принести ощутимую и долгосрочную выгоду для их участников. Для Беларуси, Казахстана России бесспорным геополитическим и экономическим приоритетом явилось

Вложенные файлы: 1 файл

Таможенный союз.docx

— 457.09 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Стремление к торгово-экономическому единению в современном мире свойственно всем континентам. XX век ознаменовал появление новой формы межгосударственной экономической интеграции - таможенных союзов. Это очень актуально в условиях мирового финансового кризиса, когда государства ищут различные способы минимизации возможных потерь для национальных экономик и пути дальнейшего развития. Таможенные союзы действуют в ряде арабских стран, центрально американских, среди государств восточно-карибского региона. Так и на пространстве бывшего Советского союза осознали первостепенную важность интеграционных процессов, способных в перспективе принести ощутимую и долгосрочную выгоду для их участников. Для Беларуси, Казахстана России бесспорным геополитическим и экономическим приоритетом явилось формирование полноценного таможенного союза, необходимость действовать сообща, в рамках региональных сообществ с единой системой идейных и экономических ценностей.

Таможенный союз задумывался тремя странами - членами ЕврАзЭС как объединение, в котором отменяются все таможенные пошлины по отношению друг к другу. Между странами - членами союза не будет внутренних границ, что упростит работу бизнеса, передвижение товаров и капитала. Таможенный союз открывает перед странами дополнительные огромные перспективы. Это активизирует создание совместных производственных коопераций. Беларусь, Казахстан и Россия смогут свободно торговать между собой, будут созданы новые рабочие места, повысится конкуренция на рынках стран. Можно более эффективно использовать транзитный потенциал. Предприятия получат лучшие условия для выхода на международные рынки.

Основными задачами государств в таможенном союзе являются:

  • создание единой таможенной территории в границах объединившихся стран;
  • введение режима, не допускающего тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле, за исключением случаев, оговоренных специальными нормативными актами;
  • полная отмена таможенного контроля на внутренних границах стран-участниц;
  • использование однотипных механизмов регулирования экономики и торговли, базирующихся на универсальных рыночных принципах хозяйствования и гармонизированном экономическом законодательстве;
  • функционирование единых органов управления таможенного союза.

 

 

История создания Таможенного Союза Беларусь – Россия – Казахстан

 

6 октября 2007 года в Душанбе  состоялось подписание договора  о создании единой таможенной  территории и формировании Таможенного союза между тремя странами: Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией.

28 ноября  2009 года в Минске прошла встреча Д. А. Медведева, А. Г. Лукашенко и Н. А. Назарбаева по созданию на территории России, Беларуси и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства.

Положительные стороны Таможенного союза

Создание таможенного союза по сравнению с зоной свободной торговли предоставляет субъектам хозяйствования, происходящим из государств-участников, следующие преимущества:

  • снижение расходов на создание, переработку, перемещение, транспортировку товаров в пределах территории таможенного союза;
  • уменьшение временных и финансовых затрат, связанных с административными ограничениями и барьерами;
  • сокращение количества таможенных процедур, которые необходимо проходить для ввоза товаров из третьих стран;
  • открытие новых рынков сбыта;
  • упрощение таможенного законодательства в силу его унификации.

 

 

Результаты деятельности Таможенного Союза

 

По оценкам экспертов в области международной логистики формирование ТС позволило решить следующие задачи:

  • сформировалась Единая таможенная территория, с сохранением государственных границ стран-участниц ТС;
  • дан серьезный импульс взаимной торговли, так как внутри ТС исчезли таможенные барьеры;
  • увеличен до 4-х месяцев срок подачи деклараций, ранее он был 15 дней. Это дополнительная отсрочка для бизнеса выходящего на новые рынки сбыта;
  • сокращен нормативный срок выпуска товаров в свободное обращение;
  • теперь не применяются в рамках ТС для стран-участниц меры нетарифного регулирования, такие как требования лицензий, разрешений;

Стоит отметить, что до создания ТС более 50% времени транспортировки тех или иных товаров, например, из Беларуси в Казахстан, занимало время простоев на таможенной границе и таможенное оформление. Таможенные сборы и плата за оформление могли доходить до 15 процентов конечной себестоимости продукции. После создания ТС любой импортный товар, независимо от места пересечения пункта таможенного контроля (Россия, Беларусь, Казахстан) после оформления приобретает статус "товара таможенного союза" и одновременно право свободного обращения на всей территории Таможенного союза.

В деньгах прибыль России от создания Таможенного союза оценивается в 400 млрд. долларов, а Беларуси и Казахстана - по 16 млрд. долларов. 

 

 

Аналитические данные деятельности Таможенного Союза

 

Итоги внешней торговли товарами государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства за 2013 год

 

 Суммарный объем внешней  торговли товарами государств  – членов Таможенного союза  и Единого экономического пространства (далее – ТС и ЕЭП) с третьими  странами в 2013 году составил 931 млрд. долл. США, в том числе:

    • экспорт товаров – 585,4 млрд. долл.,
    • импорт – 345,6 млрд. долл.

По сравнению с 2012 годом объем внешнеторгового оборота сократился на 0,4% или на 3,6 млрд. долл., экспорта – на 1,4% (8,2 млрд. долл.), объем импорта увеличился на 1,4% (4,6 млрд. долл.). Профицит внешней торговли составил 239,8 млрд. долл., в то время как за 2012 год он составлял 252,6 млрд. долл.

Данные об объемах внешней торговли ТС и ЕЭП с третьими странами с января 2012 года по декабрь 2013 года представлены на графике:

 

Динамику темпов роста объемов внешней торговли товарами с  третьими странами в 2013 году характеризуют данные, приведенные в таблице:

В 2013 году вклады государств – членов ТС и ЕЭП в совокупный объем внешней торговли (в процентах к итогу) распределились следующим образом:

На Российскую Федерацию приходится 84,2% (83,2% за 2012 год) объема внешней торговли, в том числе 83,6% (81,6%) совокупного экспорта и 85,4% (86,1%) импорта товаров. Доля Республики Казахстан составила 11,5% (11,7%), 13,1% (13,5%), 8,8% (8,4%), Республики Беларусь – 4,3% (5,1%), 3,3% (4,9%), 5,8% (5,5%) соответственно.

 

Товарная структура экспорта и импорта

 

В товарной структуре экспорта государств – членов ТС и ЕЭП в третьи страны преобладают минеральные продукты (74,1% общего объема экспорта государств – членов ТС и ЕЭП в третьи страны) и металлы и изделия из них (7,4%). Более 80% этих товаров продает на внешнем рынке Российская Федерация.

Наибольшую долю в импорте занимают машины, оборудование и транспортные средства (46,7% совокупного импорта), продукция химической промышленности (15,9%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (13,2%). Более 85% объема закупок этих товаров за пределами ТС и ЕЭП осуществляет Российская Федерация.

Структура экспорта и импорта товаров во внешней торговле за 2013 год (в процентах к итогу):

 

Данные о динамике экспорта и импорта государств – членов ТС и ЕЭП по укрупненным товарным группам представлены в таблицах 1 и 2 соответственно.

Таблица 1

 

 

 

 

 

Таблица 2

По сравнению с 2012 годом наблюдалось снижение объемов экспорта Республики Беларусь и Республики Казахстан. Объем экспорта Российской Федерации остался на уровне 2012 года. Падение экспорта Республики Беларусь на 32,5% вызвано сокращением на 30,9% поставок минеральных продуктов (доля этих товаров составляет 57% общего объема экспорта Республики Беларусь в третьи страны), продукции химической промышленности – на 57,3% (16,8%), машин, оборудования и транспортных средств – на 7% (8,1%), металлов и изделий из них – 12,3% (5,3%). Объем экспорта Республики Казахстан снизился на 4,5% за счет сокращения на 1,9% поставок минеральных продуктов (их доля в экспорте Республики Казахстан в третьи страны составляет 82,7%), металлов и изделий из них – на 8,6% (8,2%), продовольственных товаров – на 19,5% (2,9%). По Российской Федерации наблюдается прирост экспорта минеральных продуктов на 2,3% (73,4% общего объема экспорта в третьи страны), машин, оборудования и транспортных средств – на 6,5% (2,7%) и падение показателя по металлам и изделиям из них на 10,8% (7,4%), продукции химической промышленности – на 6,1% (4,9%), продовольственным товарам – на 6,4% (2,8%).

Объемы импорта товаров Республики Беларусь и Республики Казахстан за 2013 год по сравнению с 2012 годом увеличились, показатель по Российской Федерации практически не изменился. По Республике Беларусь увеличение импорта на 6,9% произошло за счет роста на 12,6% объемов закупок машин, оборудования и транспортных средств (доля в общем объеме импорта из третьих стран составила 44,2%), продукции химической промышленности – на 3,4% (18,1%), продовольственных товаров – на 13,5% (15,1%), металлов и изделий из них – на 5,4% (8,7%), текстиля, текстильных изделий и обуви – на 15,9 % (4,5%). Прирост импорта Республики Казахстан составил 6,3%, из которых по машинам, оборудованию и транспортным средствам – 5% (44,8% общего объема импорта из третьих стран), продукции химической промышленности – 12,5% (13,6%), металлам и изделиям из них – 6,4% (11,2%), продовольственным товарам – 10,5% (8,6%), текстилю, текстильным изделиям и обуви – 34,4% (5,4%). Объем импорта Российской Федерации остался на уровне 2012 года (100,5%). Увеличились закупки продукции химической промышленности на 3,7% (16% общего объема импорта из третьих стран), продовольственных товаров – на 3,2% (13,5%), текстиля, текстильных изделий и обуви – на 7,8% (5,7%) при падении поставок машин, оборудования и транспортных средств на 3% (47,1%).

По сравнению с 2012 годом величина сальдо изменилась следующим образом: по Республике Беларусь – с 10,2 до -0,5 млрд. долл., по Республике Казахстан – с 51,5 до 46,1 млрд. долл., по Российской Федерации – со 191 до 194,3 млрд. долл.

 

Географическое распределение внешней торговли

 

Распределение объемов внешней торговли государств – членов ТС и ЕЭП по группам стран в 2013 году:

Основным покупателем экспортируемых государствами – членами ТС и ЕЭП товаров выступает Европейский союз (57,7% совокупного экспорта). Среди стран Европейского союза наиболее существенны поставки товаров в Нидерланды (14,2%), Италию (9,5%), Германию (6,7%), Польшу (3,6%) и Соединенное Королевство (3,2%). В страны АТЭС было продано 20,3% экспортируемых товаров, из них в Китай – 8,6%, Японию – 3,5%, Южную Корею – 2,6%, Соединенные Штаты – 2%. Странам СНГ реализовано 7,9% экспортированных товаров, из них Украине – 5,1%. Экспортные поставки в Турцию составили 4,8% общего объема экспорта государств – членов ТС и ЕЭП, Швейцарию – 2,3%.

Импортные закупки также сосредоточены в странах Европейского союза (44,7% совокупного импорта товаров). Наибольшие объемы приходятся на Германию (12,7%), Италию (4,8%), Францию (4,2%), Польшу (3%). Из стран АТЭС значимы поставки из Китая (18,6%), Соединенных Штатов (5,6%), Японии (4,3%), Южной Кореи (3,4%). В странах СНГ приобретено 7,2% товаров, из них в Украине 5,8%. На долю Турции приходится 2,5% совокупного импорта государств – членов ТС и ЕЭП.

 

Данные  о внешней торговле  ТС и ЕЭП  по странам  –  основным торговым партнерам:

 

Перспективы развития Таможенного Союза

Со временем к Таможенному союзу могут присоединиться другие члены ЕврАзЭС, в частности, Таджикистан. Президент Сирии Башар Асад выразил интерес Сирии о вступлении Сирии в Таможенный союз. Новая Зеландия и Вьетнам планируют заключить соглашение о свободной торговле с Таможенным Союзом.

Сотрудничество в рамках Таможенного союза благоприятно скажется как на расширении регионального рынка, так и на продвижении экспортной продукции трех государств. Все это позволяет нашему Союзу претендовать на роль одного из ведущих мировых интеграционных объединений.

Подводя итоги, можно сказать, что у Таможенного Союза, в целом, так и у каждой из стран-участниц в отдельности – огромный потенциал. Однако достижение действительно превосходных показателей возможно лишь через максимизацию интеграции экономик стран. В далекой перспективе проект Таможенного союза может быть расширен вплоть до создания единого экономического пространства, включающего и Европейский Союз. Здесь все будет зависеть от готовности стран вести диалог и понимания их главами того, что будущее именно за интеграцией, т.к. ее эффективность доказана существованием ряда транснациональных компаний, развившихся и продолжающих рост именно за счет осуществленных ранее слияний и поглощений в своей отрасли. На уровне стран, конечно, не будет поглощений, но объединение на примере Таможенного Союза  показывают свою эффективность при условии правильного подхода к урегулированию всех сфер взаимодействия между странами участницами. 

Информация о работе Таможенный союз