Таможенный союз Республики Беларусь, Казахстана и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 18:54, доклад

Краткое описание

Главной причиной экономической интеграции является стремление к повышению экономической эффективности производства. На межгосударственном уровне интеграция происходит путем формирования региональных экономических объединений государств и согласования их внутренней и внешней экономической политики. Взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств проявляется, прежде всего, в постепенном создании «общего рынка» - в либерализации условий товарообмена и перемещения производственных ресурсов (капитала, труда, информации) между странами.

Вложенные файлы: 1 файл

Tamozhenny_soyuz.doc

— 344.00 Кб (Скачать файл)

Белорусский государственный экономический университет

 

 

 

 

Доклад

по дисциплине Международные экономические отношения

на тему:

«Таможенный союз Республики Беларусь, Казахстана и России»

 

 

 

 

 

 

 

 

Главной причиной экономической интеграции является стремление к повышению экономической эффективности производства. На межгосударственном уровне интеграция происходит путем формирования региональных экономических объединений государств и согласования их внутренней и внешней экономической политики. Взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств проявляется, прежде всего, в постепенном создании «общего рынка» - в либерализации условий товарообмена и перемещения производственных ресурсов (капитала, труда, информации) между странами.

Первой попыткой создания на постсоветском экономическом пространстве нового жизнеспособного экономического блока был Союз независимых государств (СНГ), объединивший 12 государств - все экс-советские республики, кроме стран Балтии. В 1993 в Москве все страны СНГ подписали договор о создании Экономического союза для формирования на рыночных основах единого экономического пространства. Однако когда в 1994 была предпринята попытка перейти к практическим действиям, создав зону свободной торговли, то половина стран-участниц (включая Россию) посчитали это преждевременным. Многие экономисты полагают, что СНГ и в начале 2000-х выполняет главным образом политические, а не экономические функции. На неудачу этого опыта повлияло во многом и то обстоятельство, что интеграционный блок попытались создать в разгар затяжного экономического спада, длившегося почти во всех странах СНГ до конца 1990-х, когда преобладали настроения «каждый сам за себя». Начало экономического подъема создало более благоприятные условия для интеграционных экспериментов .

Следующим опытом экономической интеграции стали российско-белорусские отношения. В 1996 Россия и Белоруссия подписали Договор об образовании Сообщества суверенных республик, а в 1999 - Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии, с наднациональным органом управления.

Третьим и наиболее серьезным подходом к интеграционному объединению является Таможенный союз Казахстана, Республики Беларусь, России. 20 января 1995 г. было подписано соглашение о формировании Таможенного союза как важнейшей части Договора о создании Экономического союза от 24 сентября 1994 г., который впоследствии трансформировался в ЕврАзЭС. Таможенный Союз предполагает создание единой таможенной территории, в пределах которой обеспечивается свободное движение товаров, как произведенных на данной территории, так и ввезенных из третьих стран.

6 октября 2007 г. главами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации подписаны документы, являющиеся ключевыми для функционирования таможенного союза, формирующие его институциональную структуру и определяющие механизм присоединения к таможенному союзу других государств: Договор о Комиссии таможенного союза1, Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза2, а также Протокол о порядке вступления в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу таможенного союза3, выхода из них и присоединения к ним. В январе 2006 г. членом ЕврАзЭС стал Узбекистан, который, однако, вышел из его состава в ноябре 2008 г.

Остальные 9 документов, формирующие правовую базу таможенного союза трех государств, подписаны главами правительств 25 января 2008 г.

На заседании Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) на уровне глав правительств 12 декабря 2008 г. утверждены документы, обеспечивающие деятельность Комиссии и Секретариата Комиссии таможенного союза (в том числе подписано Соглашение о Секретариате Комиссии таможенного союза). Также подписано 13 международных договоров, направленных на дальнейшее формирование правовой базы таможенного союза.

На заседании Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) на уровне глав правительств 9 июня 2009 г. приняты Соглашения о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран; о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами; решение о вступлении в силу Соглашения о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами таможенного союза от 25 января 2008 года; одобрены этапы и сроки формирования единой таможенной территории таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

В ходе заседания главы правительств трех государств подписали Заявление, в соответствии с которым решили уведомить Всемирную торговую организацию о намерении начать переговорный процесс по присоединению к ВТО таможенного союза Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Российской Федерации как единой таможенной территории.

На заседании Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) 27 ноября 2009 г. главы государств приняли решение о введении в действие с 1 января 2010 года Соглашений о едином таможенно-тарифном и нетарифном регулировании и наделении Комиссии таможенного союза полномочиями по их ведению.

Главы государств также решили считать необходимым создание единой таможенной территории таможенного союза к 1 июля 2010 г. с началом ее функционирования с указанной даты.

Основные этапы формирования единой таможенной территории таможенного союза:

I. Предварительный этап:

В ходе этого этапа были решены две основные задачи, направленные на формирование единой таможенной территории:

• завершилась подготовки нормативно-правовой базы;

• был организован поэтапный перенос согласованных видов государственного контроля, за исключением пограничного, на внешний контур единой таможенной территории.

 

II. Первый этап (срок с 1 января 2010 года по 1 июля 2010 года)

• Было введено единое таможенно-тарифное (включая тарифные льготы, тарифные преференции) и нетарифное регулирование.

• сформировалась Комиссия таможенного союза единого торгового режима с третьими странами;

• Были отмененый ограничительные меры тарифного и нетарифного характера во взаимной торговле на основе достигнутых договоренностей;

В результате этого этапа 1 июля 2010 года Таможенный кодекс начал применяться на территории России и Казахстана.

III. Второй этап (с 1 июля 2010 года)

С 1 июля 2010 года:

• осуществлялось таможенное оформление товаров и транспортных средств с использованием единых форм документов в таможенном органе государства - члена таможенного союза, резидентом которого является участник внешнеэкономической деятельности;

• Был введен механизм зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин;

• Было отменено таможенное оформление товаров, происходящих из Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, перемещаемых между территориями государств-участников таможенного союза;2

• Были перенесены все виды государственного контроля с российско-белорусской границы на внешние границы Республики Беларусь и Российской Федерации.

Таким образом уже 6 июля 2010 года Таможенный кодекс вступил в силу на всей территории Таможенного союза.

1 апреля 2011 года на границе России и Белоруссии отменён транспортный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза.

1 июля 2011 года на границах России, Казахстана и Белоруссии отменён таможенный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза.

 Этапы интеграции в рамках  ЕврАзЭС представлены в таблице 1.

Режим свободной торговли

 

Таможенный союз, 2010 г

 

Единое экономичекое пространство, 2012г

Отмена импортных пошлин и других ограничительных мер в торговле товарами, произведенными на территории стран участниц

   

 Отмена импортных пошлин  и других ограничительных мер  в торговле товарами, произведенными  на территории стран участниц

Отмена импортных пошлин и других ограничительных мер в торговле товарами, произведенными на территории стран участниц

   

 


 

 

Предполагаемые преимущества от ТС для стран участниц

 

Все 3-и участницы крайне заинтересованы в эффективном функционировании и развитии таможенного союза, и каждая из них преследует свои собственные цели. Казахстан рассчитывает на транспортировку своих энергоресурсов на западные рынки по оптимальным тарифам – одна из ключевых задач для этого государства. Кроме того, с созданием таможенного союза потребители Казахстана получат более качественные энергоносители. Будут, наконец, решены проблемы искусственной диспропорции цен на бензин, а так же дефицита топлива4.

Беларусь возлагает на таможенный союз свои надежды. В его рамках Россия может пойти на создание более комфортных условий для поставки белорусской продукции на российский рынок и продажи своих энергоносителей. Участие в таможенном союзе поможет РБ привлечь инвесторов для создания производства по сборке легковых автомобилей.

У России так же есть определенный интерес к таможенному союзу. Снятие таможенных барьеров позволит в разы увеличить объемы торговли энергоносителями или урановым сырьем и защитить наших производителей от экспансии третьих стран.

 

 

 

Возможности расширения Таможенного союза

Со временем к Таможенному союзу могут присоединиться другие члены ЕврАзЭС, в частности, Таджикистан.

5 февраля 2013 года министр  экономики и внешней торговли  Сирии заявил, что правительство  Сирии в ближайшее время намерено подать заявку о вступлении в Таможенный союз.

Новая Зеландия и Вьетнам планируют заключить соглашение о свободной торговле с Таможенным Союзом.

24 октября 2011 года Молдавия начала изучение вопроса о присоединении к Таможенному союзу.

8 декабря 2011 года президент Узбекистана Ислам Каримов заявил о том, что Узбекистан не будет присоединяться к Таможенному союзу и другим межгосударственным объединениям, поскольку «не исключается, что они выйдут за рамки экономических интересов и приобретут политическую окраску и содержание».

11 июля 2012 года президент  Украины Янукович заявил, что  внимательно следит за развитием  ТС, однако приоритетом для Украины  является интеграция в ЕС документы для вступления в ТС.

 

Таможенный союз и ВТО

 

Напоминаю, что ВТО-международная организация, созданная 1 января 1995 года с целью регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. 

 

Создание Таможенного союза и достаточно быстрое его оформление поначалу вызвало негативную реакцию ВТО, также высказывались опасения по поводу того, что правила ТС не смогут соответствовать правилам ВТО.Однако страны западной Европы и США быстро осознали угрозу невступления России в ВТО и согласились пойти на множество уступок в рамках переговоров. Таким образом, в октябре 2011 года комиссия ТС привела все нормы Таможенного союза в полное соответствие с нормами ВТО. Кроме того, было решено, что в случае вступления в ВТО, нормы этой организации будут иметь большую силу, чем нормы ТС5.

 

Беларусь и Казахстан ведут переговоры о вступлении в ВТО самостоятельно.

 

Предполагаемые достоинства и недостатки Таможенного союза

Как известно, таможенный союз – это соглашение государств об упразднении таможенных пошлин и границ между ними и введении единого таможенного тарифа в отношении других государств.

В качестве достоинств таможенного союза:

    • существенный рост экономики стран-участниц. Предполагается, что за счет увеличения рынка и установления общих правил ведения бизнеса страны-участницы получат дополнительный прирост ВВП на 1-2% в год, а к 2015 г. Россия за счет интеграционного фактора получит дополнительно 16,8% от современного уровня ВВП, Беларусь – 16,1%, Казахстан – 14,7% и вместе они заработают более 400 млрд. дол.
    • страны участницы получают возможность реализовывать очень крупные транзитные проекты.
    • предполагаемое увеличение объёмов взаимной торговли; 
    • это  создание новых рабочих мест .

 

Недостатки:

  • Повысятся цены на продовольствие, произведенные товары;
  • уменьшится реэкспорт за счет Китая
  • ухудшится положение дел отечественных перевозчиков

 

 

Итоги создания Таможенного союза:

 

Положительные:

    • Сформировалась общая таможенная территория и заработала единая система таможенного регулирования со свободным перемещением товаров внутри таможенного союза;
    • Цены на товары стали более конкурентоспособны, за счет экономии на таможенных платежах, расходах на таможенного брокера, сертификации товаров;
    • Произошли положительные изменения для участников ВЭД в таможенном законодательстве: изменились сроки декларирования товаров (с 15 дней, до 4 мес.), - появилась возможность электронного декларирования товаров, частично отменены меры нетарифного регулирования;
    • Экспорт/импорт стал доступен тем компаниям, которые раньше не решались выходить на внешние рынки.

Информация о работе Таможенный союз Республики Беларусь, Казахстана и России