Теоретические основы государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 19:41, реферат

Краткое описание

Бюджет - важная предпосылка и средство осуществления воспроизводственного процесса. С его помощью создаются условия для реализации социальных программ, обеспечения сохранности окружающей среды, стимулирования научно-технического прогресса, поддержания обороноспособности, выполнения иных государственных функций.

Вложенные файлы: 1 файл

бюджетcrosoft Office Word (2).docx

— 19.65 Кб (Скачать файл)

Бюджет - важная предпосылка и средство осуществления  воспроизводственного процесса. С его  помощью создаются условия для  реализации социальных программ, обеспечения  сохранности окружающей среды, стимулирования научно-технического прогресса, поддержания  обороноспособности, выполнения иных государственных функций. Соответственно, нормальное функционирование хозяйственного механизма невозможно без совершенствования  бюджетных отношений, без последовательного  проведения научно разработанной бюджетной  политики, без наличия эффективной  системы управления бюджетным процессом. Переход к экономике, управляемой  рынком, корпорациями и государством, требует глубокой реконструкции  государственного бюджета, финансов предприятий  и отраслей, скачкообразного развития нового блока финансовых отношений  регионального и местного уровня, внебюджетных фондов.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ГОСУДАРСТВЕННОГО  БЮДЖЕТА

1.1 Экономическая  сущность и роль государственного  бюджета

Распределительный процесс осуществляется, как известно, в двух формах: натурально-вещественной и стоимостной. При стоимостном распределении участвуют разные экономические категории: финансы, налоги, бюджет и т.д. Специфика финансов состоит в том, что распределительный процесс, осуществляемый с их помощью, чрезвычайно многогранен, охватывает как первичное распределение, так и многочисленные стадии перераспределения. Следовательно, финансы выражают более общие финансовые отношения, чем бюджет.

Существование бюджета в качестве самостоятельной  сферы распределения объективно предопределено самим обществом, развитие которого нуждается в соответствующих  централизованных ресурсах. Централизация  денежных средств необходима для  организации бесперебойного кругооборота фондов в масштабах всего народного  хозяйства для обеспечения функционирования экономики. Развитие экономики требует  перераспределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов между составляющими  его звеньями в интересах оптимальной  структуры производства.

Существование специфической бюджетной среды  стоимостного распределения обусловлено  также природой и функциями государства. Именно оно нуждается в централизованных средствах для финансирования областей, развивающихся ускоренными темпами, для проведения социально-культурных мероприятий в масштабах всего  общества, решения задач оборонного характера, покрытия общих издержек государственного управления. Cсовокупность этих финансовых отношений выражается через экономическую категорию «государственный бюджет», объективная необходимость которой обуславливается потребностями расширенного воспроизводства, природой и функциями государства.

В государственном  бюджете реально воплощен принцип  финансовой централизации, который  осуществляется государством. Централизованные финансовые ресурсы позволяют государству  обеспечивать запланированные темпы  и пропорции общественного воспроизводства, добиваться совершенствования его  отраслевой и территориальной структуры, формировать в необходимых размерах средства для первоначального развития прогрессивных отраслей экономики, проводить крупные социальные преобразования. Благодаря финансовой централизации  денежные средства сосредотачиваются  на решающих участках экономического и социального развития, подготавливая  условия для успешной реализации экономической и социальной политики государства.

Как особая область стоимостного распределения  государственных бюджет выполняет  специфическое общественное назначение - служит удовлетворению общегосударственных  потребностей. За счет бюджетных средств  осуществляются затраты по расширению производства, связанные с необходимостью ускорения научно-технического прогресса  и достижения запланированных сдвигов  в отраслевой и территориальной  структуре общественного производства; образуются резервные фонды в  общегосударственном масштабе; покрываются  общие, не относящиеся к производству издержки управления; производятся затраты  по совместному удовлетворению коллективных потребностей и формированию фондов для содержания нетрудоспособных, расходы  по охране границ государства, содержанию армии, затраты, связанные с развитием  интеграции и т.д. 

Итак, государственный  бюджет характеризуется  следующими чертами:

- является особой  экономической формой  распределительных  отношений, связанной  с обособлением  части стоимости  общественного продукта, национального дохода, валового внутреннего  продукта в руках  государства и  использованием ее  на удовлетворение  общегосударственных  потребностей;

- предназначен для  перераспределения  стоимости между  отраслями народного  хозяйства, территориями  страны, секторами  экономики, в отличие  от финансов хозяйствующих  субъектов, опосредствующих  процесс создания  и производственного  потребления стоимости  и финансов непроизводственной  сферы, обслуживающих  потребление стоимости;

- выражает такую  стадию стоимостного  распределения, которая  непосредственно  не связана с  движением общественного  продукта в его  товарной форме  и осуществляется  в известном «отрыве»  от нее, в то  время как в  материальном производстве  и непроизводственной  сфере финансовые  отношения тесно  переплетаются с товарно-денежными;

потребностями расширенного воспроизводства  в целом и задачами, стоящими перед обществом  на каждом историческом этапе его развития;

- область бюджетного  распределения занимает  центральное место  в составе финансов, выполняя ведущую  роль по отношению  к другим звеньям  финансовой системы  (финансам хозяйствующих  субъектов, налогам  и т.д.). Это обусловлено  теснейшей взаимосвязью  бюджета с другими  звеньями финансовой  системы, ее ключевым  положением среди  них (с его помощью  обеспечиваются денежными  средствами решающие  участки экономического, социального и  оборонного строительства); высокой степенью  влияния бюджета  на стоимостную  структуру общественного  производства и  развитие непроизводственной  сферы. 

Роль государственного бюджета в общественном воспроизводстве  определяется в первую очередь тем, что с помощью государственного бюджета распределяется и перераспределяется около 30% национального дохода и  от 10 до 15% валового общественного продукта (расходная часть). Он распределяет денежные средства между различными отраслями народного хозяйства, секторами производства, сферами  общественной деятельности, экономическими районами и территориями страны.

Государственный бюджет активно воздействует на экономику  в целом, так как он выступает  в качестве бюджета всего народного  хозяйства. Большую роль играет государственный  бюджет в сфере материального  производства, выступая в качестве стимулятора его роста. Средства бюджета используются для обеспечения  как индивидуального (в рамках отдельных  предприятий), так и общественного (в масштабе всего народного хозяйства) кругооборота фондов. Бюджетное финансирование капитальных вложений и оборотных  средств на действующих и вновь  вводимых предприятиях, обеспечение  операционных и других расходов позволяет  бюджету включаться в индивидуальный кругооборот фондов на отдельных  предприятиях, способствуя его бесперебойности и равномерности.

Бюджетные ассигнования в непроизводственной сфере являются основным источником ее функционирования и дальнейшего  развития. Основная часть учреждений и организаций этой сферы не имеет  собственных источников доходов  и находится на бюджетном финансировании. Расходы государства на просвещение  и здравоохранение, социальное обеспечение, науку, культуру и искусство являются той финансовой базой, без которой  невозможно проведение социально-культурных мероприятий общегосударственного масштаба. Большое значение имеет  бюджет в формировании рациональной структуры отраслей непроизводственной сферы. Обеспечивая финансовыми  ресурсами функционирование непроизводственной сферы, государство через бюджет может формировать окончательные  размеры фонда потребления, влиять на территориальные пропорции в  его использовании.  

1.3 Бюджетный дефицит  и способы его  регулирования 

В каждом бюджете  желательно уравновесить, то есть сбалансировать доходную и расходную часть. Баланс -- это равновесие, и при составлении бюджета основным вопросом является достижение такого состояния денежных поступлений и расходов государства. Превышение доходов над расходами образует бюджетный излишек (профицит). Он направляется на погашение государственного долга или может составить свободные остатки бюджетных средств (в республиканском и местных бюджетах). Свободные остатки бюджетных средств, образовавшиеся на конец бюджетного периода по завершенному бюджетному году, зачисляются на специальные счета правительства республики и местных исполнительных органов и используются на прирост оборотной кассовой наличности, а затем на покрытие государственного долга соответствующего органа власти.

При отсутствии такой необходимости решения  об использовании данных средств принимаются соответствующими администрациями. Превышение расходов над доходами вызывает дефицит государственного бюджета. Наличие значительного и постоянного дефицита характеризует кризисное состояние финансов. Если уровнем дефицита считается 2--3% от величины валового внутреннего продукта страны. В таких случаях дефицит может быть покрыт с помощью выпуска государственных займов или эмиссии бумажных денег. При значительном и хроническом дефиците бюджета займы не покрывают потребностей государства, которые обеспечиваются дополнительной (то есть сверх потребностей товарооборота) эмиссией денег, что ведет к развитию инфляции, нарушению законов денежного обращения, обесценению денег, снижению доходов и падению жизненного уровня населения.

Бюджетный дефицит отражает состояние экономики, а его наличие  вызывается следующими причинами:

1) общий  спад производства в народном  хозяйстве страны;

2) рост издержек  общественного производства;

3) чрезмерный  выпуск в обращение денег, не  покрываемых товарными массами;

4) преобладание  в расходах бюджета значительных  социальных расходов, не соответствующих  уровню развития экономики;

5) большие  объемы финансирования военных  расходов, на содержание военно-промышленного  комплекса, на управление;

6) крупномасштабный  оборот «теневой» экономики;

7) непроизводительные  расходы и потери в народном  хозяйстве. 

Существуют  следующие способы  покрытия бюджетного дефицита: 

1) государственные  займы;                2) увеличение налогообложения;               3) эмиссия денег. 

В свою очередь  эмиссия денег может выражаться как в прямом выпуске денежных знаков в обращение, так и косвенно -- путем выпуска казначейских обязательств и реализации их через Национальный банк коммерческим банкам, которые  увеличивают свои резервы и посредством  банковского мультипликатора увеличивают  количество денег в обращении. [ 

Фискальная  политика в отношении бюджетного дефицита основывается на трех концепциях. 

1. Ежегодно  балансируемый бюджет. 

Подобный  бюджет до последнего времени считался целью фискальной политики. Однако такое состояние бюджета уменьшает  стабилизирующую, антициклическую направленность фискальной политики. Сбалансирование бюджета может даже усугубить колебания экономического цикла. При наличии безработицы и падении доходов населения налоговые поступления автоматически сокращаются. В этом случае для сбалансирования бюджета государству необходимо либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо осуществить оба эти действия. Итогом будет сокращение совокупного спроса и еще большее падение производства. 

Политика  сбалансирования бюджета может  также усилить инфляцию. При наличии  инфляции повышение денежных доходов  автоматически увеличивает налоговые  поступления. Для ликвидации бюджетного излишка государство должно принять  следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить государственные  расходы, либо использовать сочетание  этих двух мер. В любом из этих случаев  усилится инфляция. 

2. Бюджет, балансируемый на циклической основе. Согласно этой концепции бюджет балансируется в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Для предотвращения спада производства государство снижает налоги и увеличивает расходы, намеренно создавая дефицит. При последующем подъеме экономики государство увеличивает налоги и сокращает расходы, а возникающие бюджетные излишки направляются на погашение дефицитов в годы спада. Таким образом, проводятся антициклическая фискальная политика и балансирование бюджета в течение экономического цикла. Слабым звеном этой концепции является то, что спады и подъемы могут быть не одинаковы по глубине и длительности, что может нарушить циклическую сбалансированность бюджета. 

3. Концепция  функциональных финансов состоит  в том, что их целью является  балансирование экономики в целом  для достижения макроэкономической  стабильности, обеспечение неинфляционной полной занятости. Балансирование бюджета при этой концепции является второстепенной задачей, допускается как наличие дефицитов бюджета и государственного долга, так и бюджетных излишков.  

Информация о работе Теоретические основы государственного бюджета