Вместе со снижением темпов инфляции,
наблюдался рост заработных плат, который
стимулировал спрос и улучшал благосостояние
людей, но если в период с 2000 года по 2006
год увеличение денежной массы было адекватно,
то с 2007 без того рост цен на энергоносители
и сырье, в 2008 году привел нас к уровню
инфляции в 13,3%. Так как выплачиваемая,
исходя из трудового договора, заработная
плата – это та часть издержек, которая
после её повышения, не может быть изменена
в обратную сторону.
Причиной инфляции 2008 года явился
рост цен на зерно. Хлеб подорожал
на 7% и все продукты питания
к концу года – на 17%. В то
же время неуклонно растут
цены на жилищно-коммунальные
услуги. Продуктовая инфляция потянула
за собой рост цен во всей
сфере экономических отношений.
В декабре 2009 инфляция в России
составила 0,4%, а в целом за
год – 8,8%, что является самым
низким уровнем с 1992 года. Об
этом свидетельствуют данные
Федеральной службы государственной
статистики (Росстат). Между тем стоимость
отдельных товаров и услуг
выросла почти до 20 и более
процентов.
В среднем в 2009 году услуги
стали дороже на 11,6%, цены на
непродовольственные товары выросли
на 9,7%, продовольственные товары
без учета плодоовощной продукции
– на 6,9% (см. приложения).
Между тем экспертов тревожит
динамика роста цен, которая
наблюдается в первые недели 2010 года.
Росстат 20 января опубликовал данные об
инфляции за первые 18 дней января, согласно
которым она составила высокие 1,2%, как
и за тот же период прошлого года. Такого
на фоне низкого уровня базовой инфляции
и низкой индексации тарифов – двух основных
слагаемых инфляции в начале года никак
не ожидали.
В самом деле, в январе темпы
роста базовых цен устойчиво
не превышали уровень 0,4% в месяц,
в то время как в конце
2008 года они составляли в среднем
0,8% – с учетом веса базовых
товаров (80%) это должно было
обеспечить около 0,2% снижения
за рассматриваемый период, отмечает
аналитик. Рост тарифов на услуги
ЖКХ в два раза ниже, чем годом ранее,
он составил примерно 7–8% против 14,7% в
прошлом году, что должно было снизить
инфляцию еще на 0,6 процентных пункта –
то есть практически на половину от уровня
прошлого года. Тем не менее скачок инфляции
свершился – никакого замедления цен
до 0,4–0,6% не произошло.
Факторы, которые подстегивали
инфляцию до кризиса, остались.
С одной стороны – не завершена
тарифная реформа, наблюдаются
большие скачки цен по газу,
ЖКХ и перевозкам. Второй фактор
– монополизированность отечественной
экономики, а это низкий уровень конкуренции
и вытекающие из этого проблемы.
С начала 2010 года инфляция составила
3,7% по сравнению с 6,6% за тот
же период 2009 года. Власти ожидают
прироста потребительских цен
в 2010 году на уровне 6,0-7,0%.
В России сильны «инфляционные
ожидания», пережитки политики
«либерализация цен», предпринятой
новым правительством в 90-х
годах 20 века.
Что такое инфляционные ожидания
можно объяснить следующим образом.
При сообщении в СМИ информации
об усиливающихся или протекающих
инфляционных процессах в стране,
потребители, фирмы-производители,
фирмы-поставщики и т.д. начинают
планировать свое поведение в
ожидании дальнейшего роста цен.
Они начинает приобретать товары
сверх своих текущих потребностей.
Спрос начинает стимулировать
предложение, что подстегивает
рост цен. Кроме того, ожидания
предполагаемого уровня инфляции
включаются в долгосрочные контракты
(как правило, не менее года),
заработную плату и другие
платежи.
Стоит отметить, что как свидетельствует
опыт последних лет, уровень
инфляции в России порядка
10% в год является допустимым
для успешного развития экономики.
Вместе с тем анализ современной
экономической ситуации и текущих
тенденций ее развития не дает
оснований ожидать возможного
формирования гиперинфляции в
России. [9]
2.3 Антиинфляционная
политика в Российской Федерации
на современном этапе
Снижение темпов инфляции до 3%
в год является одной из
стратегических задач российской
экономической политики. Однако
решается она недостаточно эффективно.
Невыполнение оптимистических прогнозов
инфляции порождает у экономических
агентов недоверие к прогнозам
на следующие периоды. Соответственно,
инфляционные ожидания не снижаются
в той мере, в какой на это
рассчитывают.
Поскольку главная цель антиинфляционной
политики систематически не достигается,
необходимо, по-видимому, скорректировать
методы ее проведения. Банк России
до сих пор использует в
качестве основного инструмента
регулирования инфляции ограничение
денежной массы. Другими монетарными
инструментами - повышением курса
рубля и процентных ставок, ЦБ
воспользоваться практически не
в состоянии. Укрепление рубля
привело бы к снижению конкурентоспособности
российских товаропроизводителей.
А ставка рефинансирования ЦБ
и так выше ставок по кредитам,
предоставляемым банками предприятиям,
вследствие чего не работает
система рефинансирования банковских
кредитов товаропроизводителям. Кроме
того, повышение ставок приводит
к дополнительному притоку иностранной
валюты, которую вынужден скупать
ЦБ, чтобы не допустить укрепления
рубля. Это ведет к росту
денежного предложения и росту
инфляции.
ЦБ считает характеристики денежной
массы важным ориентиром для
оценки, как текущих монетарных
условий, так и инфляционных
ожиданий и определения среднесрочного
тренда инфляции. Но при этом признаётся,
что на инфляцию существенно влияют многие
немонетарные факторы и инструменты государственного
регулирования экономики, которые им не
контролируются. Зависимость российской
экономики от внешнеэкономической конъюнктуры
и продолжение структурных преобразований
в экономике делают необходимой поддержку
денежно-кредитной политики Банка России
действиями Правительства РФ в области
бюджетной, налоговой, тарифной, структурной
и социальной политики.
Специфической для России причиной
инфляции следует считать жесткую
привязку рубля к доллару и
свободное хождение доллара в
стране. Ведь государству при
проводимой экономической политике
выгодно сохранять "слабый"
по отношению к доллару рубль,
что позволяет при тех же
объемах экспорта обеспечивать
большие внутренние выплаты. В
то же время, ориентация производителей
на стоимость импортной продукции
вызывает рост индекса розничных
цен.
Инфляционные процессы, в которые
оказалось вовлеченным все население
страны, сформировали определенную
психологию "человека, ожидающего
худшего". Идет закупка и заготовление
"про запас". В зависимости
от уровня доходов и сбережений
закупаются мешки муки и сахара,
наличные доллары, строятся коттеджи,
выводятся за границу миллиарды
долларов. То есть само население
становится источником инфляции.
Для противодействия инфляции
необходимо активнее использовать
потенциал расширения кредитования
национальной экономики в целях
ее возрождения и увеличения
товарного обеспечения рубля.
Не менее важно формировать
новый тип банка, более устойчивого
к кризисным потрясениям и
создавать банковские холдинги,
банковские группы, транснациональные
банки с участием банковского
капитала России, других стран
СНГ, иностранных банков. Также
важно поддерживать российские
банки за рубежом. В условиях
несовершенной конкуренции в
России, значительной доли импортных
товаров на потребительском рынке
и однозначной зависимости динамики
потребительских цен от снижения
курса рубля к доллару рыночное
регулирование цен не эффективно.
Даже при повышении курса рубля
к доллару цены не снижаются.
Инфляционным фактором является
не только внутреннее «бегство»
от рубля к доллару, но и
внешнее «бегство» российского
капитала за рубеж (оценки колеблются
от 60 до 300 млрд. долл.), что характерно
для стран, переживающих экономические
и политические трудности. Из-за
«бегства» капитала Россия лишается
одного из источников инвестиций,
необходимых для экономического
роста и сдерживания инфляции.
Назрела необходимость разработки
государственной программы сдерживания
«бегства» капиталов и их частичной
репатриации.
Для сдерживания внешних факторов
инфляции необходимо более эффективное
регулирование внешнеэкономической
деятельности, совершенствование экспортного
и валютного контроля. В антиинфляционной
стратегии особое место занимает
проблема урегулирования сложной
ситуации вокруг кредитного пакета
международных финансовых институтов
для России. Установленная этими
организациями высокая планка
ограничений и условий для
заимствования средств Россией
снижают возможности использования
внешнего фактора для оздоровления
денежного обращения и экономики
в целом. Регулирование внешних
факторов инфляции требует разработки
валютной стратегии и стратегии
внешних заимствований.
Так же необходима разработка
эффективного законодательства. Отсутствие
действенных законов, регламентирующих
функционирование взаимосвязанных
секторов рыночной экономики
и ответственность экономических
субъектов рынка - одна из причин
дестабилизации экономики и инфляции
в России. Принятые законы обеспечивают
лишь половину потребности рыночной
экономики в них. Для нормализации
предпринимательской деятельности
необходим механизм реализации
законов, контроль за их исполнением.
Законодательство должно быть рационально,
устойчиво, непротиворечиво и вызывать
доверие у предпринимателей и населения.
Большое значение имеет восстановление
доверия к рублю. Известна истина,
что доверие к правительству,
которое выпускает деньги, способствует
устойчивости денежного обращения.
Не менее важно повысить профессионализм
управленческих структур, сотрудники
которых недостаточно знают современные
методы управления рыночной экономикой
и инфляцией с учетом мирового
опыта. Например, в отличие от
России в мировой практике
при инфляции не принято официально
объявлять о предстоящем повышении
цен, курса доллара, изменений
в денежной системе, так как
это усиливает недоверие и
«бегство» от рубля к инвалюте.
В настоящее время проблема
инфляции в России становится
особенно актуальной в связи
со сменой модели экономического
развития (2007-2009 гг.) в сторону усиления
факторов инновационного развитии,
увеличения инвестиционной активности.
Сделан акцент на развитие
социальной сферы, технологическую
модернизацию, инновационную структуру,
повышение конкурентноспособности,
улучшение инвестиционного климата, повышение
энергетической безопасности и модернизацию
энергетики, обновление региональной
политики.
Одним из условий реализации
этих важнейших задач является
стабилизация рубля. Правительство
РФ впервые утвердило комплекс
антиинфляционных мер, которые
выгодно отличаются от ранее
применявшихся разрозненных методов
воздействия на инфляционный
процесс. Во-первых, предусмотрено
ограничение роста регулируемых
цен на продукцию (услуги) естественных
монополий и тарифов на услуги
ЖКХ при усилении контроля за
издержками монополистов. Во-вторых, намечены
меры по снижению темпа роста цен на ГСМ.
В-третьих, Правительство прогнозирует
замедление роста цен на продовольственные
товары. Добиться этого предполагается
с помощью роста предложения этих товаров
и доступа крестьян и фермеров на рынки.
Поставлена задача замедления
роста денежного предложения
и замедления скорости обращения
денег с 4,2 оборота в год
в 2005 до 2,8-3 оборотов в 2009 г.
Для снижения темпа инфляции
крайне важна предусмотренная
ориентация в предстоящие три
года на консервативную бюджетную
политику, которая обеспечит оздоровление,
укрепление бюджета. Правительство
увеличило бюджетные расходы
инвестиционного характера с
1,8% ВВП в 2005 г. до 2,34% в 2009 году.
Важную роль играет проводимая
Банком России денежно-кредитная
политика, направленная на снижение
инфляции и поддержание плавной
динамики валютного курса. Принимая
целевые параметры денежно-кредитной
политики на предстоящий год, Банк России
принимает во внимание различные возможные
условия дальнейшего социально-экономического
развития страны. Однако, реальное развитие
событий может отличаться от предусмотренных
сценариев. На экономический рост в последние
годы заметное влияние оказывал более
высокий, чем предполагалось, уровень
цен на нефть на мировом рынке. Превышение
целевых ориентиров по инфляции было обусловлено
факторами, находящимися вне сферы воздействия
денежно-кредитной политики, например,
существенное увеличение цен на энергоресурсы,
рост цен на платные услуги населению.
В качестве основной цели денежно-кредитной
политики Банк России определил ограничение
прироста потребительских цен в пределах
6,5-8 %. При этом прирост базовой инфляции
для достижения цели составляет 5,5-7 %. Рост
денежной массы прогнозируется на уровне
19-28%. Основным инструментом
курсовой политики в 2010 г. останутся операции
по купле-продаже Банком России иностранной
валюты на внутреннем валютном рынке.
Причем интервенции будут проводиться
как в целях предотвращения резких колебаний
валютного курса, так и в целях недопущения
чрезмерного укрепления рубля. Своей перспективной
задачей Банк России видит переход к режиму
инфляционного таргетирования. [10]