Теория монетаризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 16:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение теории монетаризма. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) охарактеризовать основное уравнение монетаризма; объяснить причины стабильности скорости обращения денег;
2) раскрыть суть теории адаптивных ожиданий;
3) сформулировать денежное правило и проанализировать его применение в экономике Республики Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………4
1 Основное уравнение; стабильность скорости
обращения денег…………………………………………………………………6
2 Теория адаптивных ожиданий………………………………………………….10
3 Денежное правило: практическое применение для экономики
Республики Беларусь……………………………………………………………15
Заключение…………………………………………………………………………24
Список использованных источников……………………………………………..26

Вложенные файлы: 1 файл

Монетаризм.doc

— 555.50 Кб (Скачать файл)

Ведь иностранная часть  денежной массы Беларуси – одна из самых высоких среди стран бывшего СССР и самая высокая среди стран Восточной Европы. Здесь следует учесть, что в странах Средней Азии, где система банковских услуг развита намного слабее, значительная часть реальной денежной массы находится на руках населения в виде наличной иностранной валюты, не учитываемой финансовой статистикой.


 

Рис. 3. 3 Доля инвалютной денежной массы в общем объеме М3 
Источник: [4]

 

В августе учитываемые финансовые активы, принадлежащие физическим лицам (наличность и средства на всех депозитах во всех валютах) увеличились до 12,274 млрд. долл., на 281 млн. долл. В рублевом эквиваленте – на 3,85 трлн. руб. (в т.ч. 1,32 руб.– курсовой рост) до 110,34 трлн. руб. Рост активов произошел во всех сегментах, и в рублевом и в долларовом исчислениях.

Инвалютная часть финансовых активов населения меньше, чем  рублевая, что есть результат повышения  депозитных процентных ставок и большей  стабильности на валютном рынке, чем в июле.


Рис. 3.4 Изменение финансовых активов населения по компонентам за август, +/-%

Источник: [4]

 

Объем иностранных активов  у населения на данный момент – максимальный в истории, 6,927 млрд. долл. В национальной валюте – эквивалентно 5,347 млрд. долл. (абсолютный максимум был в октябре 2008 года – 6,232 млрд. долл.). В сумме - 12,274 млрд. долл. На душу населения – 1297 долл., в т.ч. на всех депозитах физических лиц – 1134 долл./чел. (максимум был в июне этого же года – 1289 долл., на депозитах – 1122 дол./чел.).

Для сравнения, в Украине  такая же схема подсчета активов  населения дает показатель 1730 долл./чел. (в т.ч. 1132 долл./чел. – депозиты всех видов), в Казахстане – 1969 долл./чел. (в т.ч. на депозитах - 1404 долл./чел.), в Польше (individuals, то есть, без частных предприятий и фермеров) – 5106 долл./чел. (individuals deposits- 4112 долл./чел).

Кроме учитываемых активов  существуют также активы населения в ценных бумагах и в наличной иностранной валюте. Очевидно, доля активов населения в наличной инвалюте в Беларуси больше, нежели в иных, более финансово-стабильных странах, однако вряд ли больше в номинальном выражении на душу населения.

В августе незначительно увеличилась доля «горячих денег» - наличности и средств на карточках и так же мало уменьшилась доля депонированных населением собственных денежных средств на срочные вклады. Хотя номинальный объем последних увеличился больше (средств населения на срочных вкладах стало больше на 174 млн. долл., а «горячих денег» - на 107 млн. долл.).

А в национальной части, в М2, начавшееся в конце 2008-го года и продолжавшегося до конца 2011-го, снижение доли средств населения, чутко  реагирующего на изменение финансово-экономических условий, оказалось настолько значительным, что до сих пор, несмотря на резкий рост за последний год, прежние значения не восстановились, составив 60,5% (уровень осени 2010 года). Для сравнения, доля средств населения в общей денежной массе в Украине – 76,1%, в Казахстане – 44,0%, в Польше – 66,4%.

В завершение, попробуем применить «денежное правило» количественной теории денег к экономике Беларуси. Согласно этому правилу, для достижения нулевой инфляции предложение денег должно расти с такой же скоростью, как и темп роста реального ВВП. Или, если темп прироста реального ВВП равен или близок к нулю (например, в 2012 г. в Беларуси он составил 1,5%), то согласно денежному правилу, темпы прироста денежной массы должны быть равны темпам прироста инфляции. Однако это правило в 2012 г. по каким-то причинам не сработало. Так, при годовом прогнозе в 25% прирост денежной  массы по агрегату М2* составил 57,2%, в то время как прирост ИПЦ составил 21,8%, то есть меньше чем в 2,6 раза.

«Денежное правило» не срабатывало в условиях экономики Беларуси не только в 2012 г., но и на протяжении всего последнего десятилетия (за исключением 2011 г.). Даже, если учесть сравнительно высокие темпы экономического роста, которые наблюдались в Беларуси в период 2002-2012 гг., и сопоставить темпы роста денежной массы с темпами роста номинального ВВП, то есть выполнить проверку уравнения обмена (M*v=P*Y) для Беларуси, то также имеет место невыполнение тождества (рис. 3.5).

Рис. 3.5 Проверка выполнимости уравнения обмена для Беларуси

Источник: [3]

Можно высказать несколько предположений, объясняющих видимую, на первый взгляд, невыполнимость «денежного правила» в  условиях экономики Беларуси. Во-первых, в Беларуси государство напрямую вмешивается в регулирование  цен, компенсируя убытки производителям субсидиями из госбюджета. В результате имеет место подавленная инфляция, которая не отражается в индексе потребительских цен.

Во-вторых, в отдельные периоды  времени может возникать ситуация, когда опережающие темпы роста денежной массы по сравнению с ростом реального ВВП не будут приводить к соответствующему росту инфляции. Это происходит, например, в том случае, если главным фактором роста денежной массы является приток депозитов населения в банковскую систему. Также рост монетизации ВВП без серьезных последствий для инфляции может быть обусловлен развитием финансового рынка в стране.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В заключении сформулируем основные выводы по теории монетаризма.

Монетаризм – направление в  экономической науке, ставящее в основу функционирования экономики денежное обращение, а в основу государственной макроэкономической политики – ее денежно-кредитную составляющую. Свои постулаты монетаристы выводят из положения о стабильности скорости обращения денег относительно величины денежной массы и формулируют «денежное правило» оптимальной макроэкономической политики, согласно которому темп прироста денежного предложения должен соответствовать среднегодовому темпу прироста реального объема производства.

Существовавшие макроэкономические модели показывали, что в экономике может возникнуть либо безработица, либо инфляция, но оба этих явления одновременно возникнуть не могут. В 50-х и 60-х гг. прошлого века на основе эмпирических исследований экономисты подтвердили существование новой зависимости, которая стала известна как кривая Филлипса: между инфляцией и безработицей существует стабильная и предсказуемая обратная связь.

В долгосрочном периоде четкой взаимосвязи  между темпами инфляции и уровнем  безработицы не наблюдается. Долгосрочная кривая Филлипса имеет вид вертикальной линии. Для объяснения данного факта используются теории адаптивных и рациональных ожиданий, показывающие, что реакция экономических субъектов на проводимую государством политику может нейтрализовать действие последней.

В условиях стагфляции, т.е. одновременного роста цен и повышения уровня безработицы, макроэкономические мероприятия, воздействующие на совокупный спрос, малоэффективны. Более рациональным является стимулирование совокупного предложения, позволяющие  одновременно снизить инфляцию и увеличить реальный объем выпуска.

Согласно «денежному правилу», для достижения нулевой инфляции предложение денег должно расти с такой же скоростью, как и темп роста реального ВВП. Или, если темп прироста реального ВВП равен или близок к нулю (например, в 2012 г. в Беларуси он составил 1,5%), то согласно денежному правилу, темпы прироста денежной массы должны быть равны темпам прироста инфляции.

«Денежное правило» не срабатывало в условиях экономики Беларуси на протяжении всего последнего десятилетия (за исключением 2011 г.). Во-первых, в Беларуси государство напрямую вмешивается в регулирование цен, компенсируя убытки производителям субсидиями из госбюджета. В результате имеет место подавленная инфляция, которая не отражается в индексе потребительских цен. Во-вторых, в отдельные периоды времени может возникать ситуация, когда опережающие темпы роста денежной массы по сравнению с ростом реального ВВП не будут приводить к соответствующему росту инфляции. Это происходит, например, в том случае, если главным фактором роста денежной массы является приток депозитов населения в банковскую систему.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Агапова Т.А. Серегина С.Ф. Макроэкономика – Москва: Издательство Инфра-М, 2004.
  2. Воробьев В.А., Бондарь А.В.. Макроэкономика: учебное пособие – Минск: 2006.
  3. И.В. Лафюк.  Проверка выполнимости денежного правила количественной теории денег в экономике Беларуси: [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: ekonomika.by/downloads/13_Lafuk_1_2013.pdf
  4. М. Равский. Денежная масса Беларуси на 1 сентября. [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: www.infobank.by
  5. Макроэкономика: учебное пособие для студентов экон. спец. вузов / [А.В. Бондарь и др.]. – 2-е изд. – Минск: БГЭУ, 2009.
  6. Макроэкономика: учебник / И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский, А.О. Тихонов и др.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. – Минск: Вышэйшая школа, 2007.
  7. Матвеева, Т.Ю. Макроэкономика: Курс лекций для экономистов. Электронный вариант лекций. [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://diplomart.ru/library/l0006.html.
  8. Национальный статистический комитет Республики Беларусь (официальный сайт) [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/
  9. Официальный сайт Национального Банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://www.nbrb.by.

Информация о работе Теория монетаризма