Теория потребительского поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 00:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы дать описание теории потребительского поведение. В работе представлены взгляды четырех выдающихся экономистов в порядке, отражающем хронологию развития теории.
В первом разделе рассматривается экономическая модель Кейнса.
В следующих разделах продолжено изучение моделей поведения потребителей,
разработанных Ирвингом Фишером, Франко Модильяни и Милтоном Фридманом, которые дают возможность сравнить разлчные подходы в анализе закономерностей потребления.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Экономическая модель Джона Мейнарда Кейнса ….. ………………….4
1.1 Кругооборот доходов и продуктов …….………………………………..4
1.2 Равновесие и мультипликатор ……………..……………………………5
1.3 Определение уравня равновесия национального дохода……………….8
2.Ирвинг Фишер и межвременной выбор…………….. …………………...10
2.1 Межвременное бюджетное потребление ..………………………….….10
2.2 Предпочтение потребителя ……………………………………………..12
2.3 Оптимизация.……………………………………………………………..13
2.4 Влияние изменений дохода на потребление..…………………………..13
2.5 Влияние изменения реальной процентной ставки на потребление…...14
2.6 Ограничения по заимствованию ………………………………………..14
3. Франко Модильяни и теория жизненного цикла ……………………….16
4. Милтон Фридман и теория постоянного дохода ……………………….18
4.1 Теория ……………………………………………………………………18
4.2 Рациональные ожидания и потребления ………………………………19
Заключение ..……………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………………………….23
Приложение
Графики

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по макроэкономике.doc

— 511.50 Кб (Скачать файл)

      Недавние исследования потребления  объединили эти взгляды с концепцией рациональных ожиданий. В соответствии с концепцией, при прогнозировании будущих событий люди оптимальным образом используют всю доступную информацию. Рациональные ожидания очень сильно влияют на издержки обуздания инфляции. Столь же серьезные последствия связаны с приложением этой концепции к анализу потребления.

     Экономист  Роберт Холл первым применил  концепцию рациональных ожиданий  для анализа потребления. Он  показал, что если теория постоянного  дохода верна и если ожидания  потребителей рациональны, то  изменения в потреблении с течением времени должны быть непредсказуемыми. Для описания значений переменной, изменения которой непредсказуемы, экономисты используют термин случайное блуждание. По Холлу, сочетание теории постоянного дохода и рациональных ожиданий предполагает, что потребление следует траектории случайного блуждания.

      Холл строил свои рассуждения  следующим образом. Согласно гипотезе  постоянного дохода, потребители сталкиваются с колебаниеми дохода и прилагают все усилия для того, чтобы сделать свое потребление на протяжении жизни более или менее равномерным. В каждый конкретный момент потребители выбирают уровень потребления на основании их текущих ожиданий в отношении будущего дохода. Получая новую информацию, они перестраивают свои планы и изменяют уровень потребления. Например, человек, получивший неожиданное повышение по службе, увеличивает потребление, а человек, неожиданно пониженный по службе, сокращает потребление. Если потребители оптимально пользуются всей имеющейся информацией, то пресмотр их ожиданий в отношении будущих доходов в течение жизни должен быть непредсказуемым. Поэтому изменения в их потреблении также непредсказуемы.

      Опыт показывает, что теорема  случайного блуждания не совсем точно описывает экономическую реальность. Изменения совокупного потребления в какой-то мере поддаются прогнозированию. Однако из-за того, что точность такого процесса невелика, некоторые экономисты считают теорему случайного блуждания, а, значит, и концепцию рациональных ожиданий хорошим приближением к реальному положению дел.

     Подход  к потреблению с точки зрения  концепции рациональных ожиданий  имеет значение не только для  прогнозирования, но и для анализа  того, как экономическая политика  влияет на экономику. Если потребители ведут себя как это предсказывается гипотезой постоянного дохода и их ожидания рациональны, то только неожиданные изменения политики могут оказывать влияние на потребление, и только в том случае, если они меняют ожидания. Например, представим, что Конгресс США сегодня примет закон о повышении налогов, вступающий в силу со

следующего года. В этом случае потребители получают новую информацию о своих доходах в течение жизни после принятия этого закона Конгрессом (или даже раньше, если такой исход голосования предвиделся). Эта весть заставляет потребителей пересмотреть свои ожидания и сократить потребление немедленно. В следующем же году, когда закон вступит в силу, потребление не изменится поскольку новой информации не поступило.

     Итак, если потребители имеют рациональные  ожидания политики оказывают  влияние на экономику не только  своими действиями, но и через  формирование у населения ожиданий таких действий. Однако непосредственно наблюдать ожидания невозможно, поэтому сложно узнать, когда и как изменения бюджетно-налоговой политики повлияют на совокупный спрос. 
 

                                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      Заключение 

На примере  работ Кейнса, Фишера, Модильяни  и Фридмана прослеживается развитие взглядов на поведение потребителя. Кейнс считал, что потребление в значительной степени зависит от текущего дохода. Позже экономисты стали полагать, что потребители понимают, что они стоят перед принятием решения, затрагивающим межвременной выбор. Потребители заглядывают вперед, прогнозируя свои будущие ресурсы и потребности, что предполагает использование более сложной функции потребления, чем предлагаемая Кейнсом. Кейнс предложил такую форму функции потребления:

                                          Потребление = f (текущий доход).

Последние исследования вместо этой формы предлагают другую:

                             Потребление = f (текцщий доход, накопленное богатство, ожидаемый доход в будущем, порцентная ставка).

    Иными  словами, совокупное потребление  определяется не только размером  текущего дохода.

    Экономисты  продолжают споры об относительной  значимости этих факторов для  определения потребления. Например, остаются разногласия по вопросу  о влиянии процентных ставок и ограничений по заимствованию. Одной из причин, по которой экономисты иногда расходятся в мнениях по поводу эффекта той или иной экономичекой политики, является то, что они рассматривают разные функции потребления.

    Недавние  исследования потребления основываются на модели поведения потребителя Ирвинга Фишера. В этой модели исследуется межврменной выбор и то, как потребитель выбирает уровень потребления для настоящего времени и для будущего, достигая наивысшего возможного уровня благосостояния на всем протяжении жизни. Пока потребитель имеет возможность занимать средства и накапливать сбережения, уровень потребления зависит от количества ресурсов, которыми потребитель располагает в течение жизни.

    Гипотеза  жизненного цикла подчеркивает, что доход на протяжении жизни  человека меняется предсказуемым  образом и что потребители  используют сбережения и заемные  средства для сглаживания колебаний  потребления на протяжении жизни. Гипотеза предполагает, что потребление зависит как от дохода, так и от накопленного богатства.

     В  соответствии с гипотезой постоянного  дохода колебания дохода могут  быть как постоянные, так и  временные. Поскольку потребители могут занимать средства или делать сбережения и потому что они желают сгладить колебания уровня своего потребления, потребление слабо реагирует на временные изменения дохода. В основном потребление зависит от постоянного дохода. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                      

                                 Список изпользованной литературы 

  1. Долан Э. Дж. и др. “Деньги, банковское дело и денежно – кредитная политика”

    Под ред. В. Лукашевича, М. Ярцева. – СПб., 1994. – 496 с.

2. Дорнбуш Р., Фишер С. “Макроэкономика” – М., Издательство МГУ:

     ИНФРА - М, 1997. – 784 с.

3. Менкью М.Г. “Макроэкономика” Пер с англ. – М.:Издательство МГУ,

   1994.-736 с.

4. Гальперин В.М., Гребенников П. И.,Леусский А. И., Тарасевич Л.С.

   “Макроэкономика: Учебник”/Общая редакция Л.С. Тарасевича,

     Издательство 2-е, переработка и дополнение СПб., Издательство СПбГУЭФ,

     1997. – 719 с. 
 
 
 
 
 


Информация о работе Теория потребительского поведения