Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 15:19, курсовая работа
Оценка эффективности деятельности предприятия предполагает измерение его финансовых и экономических результатов. При этом важно выяснить, использовались ли ресурсы наилучшим образом, насколько рационально были выбраны варианты финансирования, соответствовал ли плановым показателям уровень рентабельности фирмы.
Целью настоящей работы является приобретение практических навыков анализа финансового состояния и оценки эффективности деятельности организации по данным бухгалтерской отчетности.
Особый интерес для внешней оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации представляет анализ рентабельности активов и рентабельности собственного капитала.
Показатели рентабельности активов рассчитываются как отношение показателей прибыли к показателям средних за отчетный период активов предприятия. В качестве показателя прибыли могут использоваться валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, прибыль от обычной деятельности, чистая прибыль.
В качестве показателей активов могут использоваться величины всех активов организации, внеоборотных активов, оборотных активов, чистых активов, отдельных компонентов внеоборотных и оборотных активов. В настоящей работе для расчета показателей рентабельности активов в качестве показателя прибыли рассматривается чистая прибыль предприятия и в качестве показателя активов – средние за отчетный период величины всех активов предприятия, внеоборотных и оборотных активов, чистых активов.
Показатели рентабельности активов показывают эффективность использования в отчетном периоде активов предприятия или их части с точки зрения получения прибыли. Экономический смысл показателей рентабельности состоит в том, что они характеризуют прибыль, получаемую с каждого рубля вложенных в организацию средств (собственных или заемных).
Основные показатели рентабельности, используемые для оценки эффективности деятельности организации (предприятия) представлены в таблице 1.2.
Таблица 1.2
Показатели, характеризующие прибыльность (рентабельность)
№
п/п |
Наименование показателя | Способ расчета | Пояснения |
1 | Рентабельность продаж | Показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции | |
2 | Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности | Показывает уровень прибыли после уплаты налога | |
3 | Чистая рентабельность | Показывает, сколько чистой прибыли приходится на единицу выручки | |
4 | Экономическая рентабельность (рентабельность активов) | Показывает
эффективность использования | |
5 | Рентабельность собственного капитала | Показывает
эффективность использования |
Окончание табл. 1.2
ЧАСТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ | |||
6 | Валовая рентабельность | Показывает, сколько валовой прибыли приходится на единицу выручки | |
7 | Затратоотдача | Показывает, сколько прибыли от продаж приходится на 1 тыс. руб. затрат | |
8 | Рентабельность перманентного капитала | Показывает
эффективность использования | |
9 | Коэффициент устойчивости экономического роста | Показывает, какими
темпами увеличивается |
Взаимосвязь между показателями рентабельности активов, оборачиваемостью активов и рентабельностью реализованной продукции может быть представлена в следующем виде:
= Чистая рентабельность Оборачиваемость активов
или
.
Таким образом, прибыль
Одно
из важнейших направлений
Ограниченность ресурсов вызывает необходимость поиска дополнительных источников для расширения доли организации на рынке и повышения эффективности своей деятельности. Выявление резервов и вовлечение их в производственный процесс является дополнительным источником в условиях ограниченности ресурсов. [9, c. 243]
Под резервами понимаются неиспользованные возможности снижения удельного (т.е. приходящегося на единицу выпуска и реализации продукции), расхода материальных ресурсов, труда, капитальных затрат. [2, с. 364]
Цель поиска резервов – увеличение объема выпуска и реализации продукции, повышение прибыли, достижение уровня рентабельности, необходимого для сохранения конкурентоспособности и повышения стоимости бизнеса.
Особенно
актуальной задача поиска резервов становится
на этапе оживления и
Интенсификация – это процесс, особый способ развития, опирающийся на НТП, целью и результатом которого является повышение результативности хозяйственной деятельности организации. Интенсификация производства характеризуется повышением отдачи (снижением емкости), затрачиваемых на достижение результата ресурсов. [2, c. 367]
Экстенсивный способ развития предполагает увеличение выпуска продукции без повышения результативности применяемых в производстве трудовых и материальных ресурсов, а за счет их абсолютного увеличения. Факторы экстенсивного и интенсивного развития производства представлены в таблице 1.3.
Таблица 1.3
Факторы экстенсивного и интенсивного развития производства
Экстенсивные факторы | Интенсивные факторы |
Увеличение количества используемых ресурсов, средств труда, предметов труда, численности рабочей силы. | Совершенствование организации управления, качественных характеристик используемых ресурсов, средств труда, предметов труда, рабочей силы. |
Увеличение времени использования ресурсов, рабочей силы, использования и продолжительности функционирования средств труда. | Совершенствование функционирования используемых ресурсов, технологии и организации производства, организации труда. |
Увеличение запасов (продолжительности оборота) оборотных фондов. | Ускорение оборачиваемости оборотных фондов. |
Устранение непроизводительного использования ресурсов, средств труда, предметов труда, рабочей силы. | Совершенствование воспроизводства и ускорения обновления основных производственных фондов. |
Экстенсивное использование факторов производства приводит к увеличению себестоимости выпуска более высокими темпами, чем рост выпуска. Интенсивное развитие означает снижение размера ресурсов на 1 рубль выпуска, что ведет к снижению удельной себестоимости продукции.
В основе экономической эффективности лежит интенсификация производственных и финансовых ресурсов. Интенсификация выступает причиной, а эффективность – ее проявлением, т.е. следствием. [7, с. 267]
Резервами повышения прибыли и уровня рентабельности являются возможности увеличения объема выпускаемой продукции, повышения ее качества, а также снижение себестоимости.
Можно выделить два основных направления повышения прибыли:
1) улучшение производительности (трудовой и производственной);
2) рост продаж.
При этом существуют следующие факторы повышения прибыли:
Варианты повышения прибыли представлены на рисунке 1.1.
Рис.
1.1. Варианты повышения
прибыли
Как показано на рис. 1.1, возможны три основных направления концентрации усилий организации. Это ориентация на наличность и повышение дохода, ориентация на расширенное использование капитала (собственного и заемного) и ориентация на развитие хозяйственной деятельности организации.
Разумное,
сбалансированное сочетание всех этих
трех направлений способно привести
к существенному росту