Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 22:52, творческая работа
Цена товара является важнейшим элементом хозяйственного механизма современных экономических систем. В условиях развития рыночной экономики ее роль неизмеримо возрастает. Необоснованное использование ценового механизма или отказ от управления ценами в надежде на его стихийное действие оборачивались большими или меньшими негативными последствиями в развитии общественного производства во многих странах на тех или иных этапах их развития.
Версия шаблона |
1.1 |
Филиал |
Пензенский |
Вид работы |
Творческая работа |
Название дисциплины |
Экономика |
Тема |
Теория цены товара. Равновесные цены. |
Фамилия студента |
Савин |
Имя студента |
Сергей |
Отчество студента |
Викторович |
№ контракта |
0350012400609001 |
1 Теория цены товара. Равновесные цены………..………………………………..….3
1.1 Теория цены товара………………………………………………………………
1.2 Равновесная цена….……………………………………………………….……
Приложение A Схема цены товара…………..…………………………..……………
Приложение B Изменение равновесной цены в долгосрочном периоде...………….10
Цена товара
является важнейшим элементом
Существуют две основные теории цены. По мнению сторонников одной из них, цена выражает стоимость товаров. Сторонники другой считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определённой полезности.
Разработка теорий цены относится к ранней стадии развития рыночных отношений. Для этой стадии была характерна затратная (стоимостная) теория цены, яркими представителями которой были Уильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо. По их мнению, стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для его производства. Карл Маркс, один из наиболее последовательных сторонников этой теории, развивал концепцию, сущность которой заключается в том, что товар имеет стоимость и цену. Стоимость при этом определяется как воплощение в товаре качественно однородных и усреднённых затрат труда. Причём труд принимается как абстрактная категория. Цена же рассматривается как выражение его стоимости, и может ситуативно изменяться под влиянием случайных рыночных факторов. Таким образом. В этой теории имеет лишь одну объективную основу – стоимость.
Другая концепция объясняет цену товара суммой денежных затрат на его изготовление в совокупности с оценкой полезности таких затрат покупателем. При этом, для определения цены товара оценка покупателем его свойств более значима, чем затраты производителя. Стоимость товара в таком случае не объясняет его цены.
Современная экономическая теория пытается синтезировать оба подхода к определению цены, совместив в ней объективность, выражаемую стоимостью, и субъективность, характеризуемую полезностью товара. Хотя при таком подходе остаётся актуальным определение всех затрат на производство, так как рыночные отношения требуют полного возмещения расходов.
Система цен характеризует взаимосвязь и взаимоотношение различных видов цен, состоит из блоков, в качестве которых рассматриваются как конкретные цены, так и определенные группы цен. Изменения, внесенные в уровень одной цены, сказываются на уровнях других цен. Это объясняется единым процессом формирования затрат на производство, взаимосвязью субъектов рынка между собой и тесной взаимосвязью всех элементов рыночного хозяйственного механизма.
Все виды цен можно подразделить следующим образом.
По характеру обслуживаемого оборота.
Оптовые цены – цены, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям или сбытовым организациям.
Розничные цены – цены, по которым торговые организации реализуют продукцию населению.
Закупочные цены – цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию государству, фирмам, промышленным предприятиям для последующей переработки.
Сметная стоимость – цена, по которой оплачивается продукция строительства (здания, сооружения).
Цены и тарифы на услуги населению – особый вид розничной цены (здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовые услуги и др).
В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке.
Свободные (рыночные) цены – цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения в соответствии с конъюнктурой рынка.
Фиксированные цены или тарифы – цены (тарифы), устанавливаемые на определенном уровне.
Регулируемые цены – цены, устанавливаемые соответствующими органами управления, как правило, на продукты, товары и тарифы повышенного социального назначения.
Паритетные цены – цены, используемые государственными органами США для регулирования соотношений цен между сельскохозяйственной продукцией и иными товарами и услугами.
По способу установления.
Твердые (постоянные) цены устанавливают договоры и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному соглашению или контракту.
Текущие цены – по ним осуществляется поставка продукции в данный период времени. Они могут меняться в рамках одного контракта и отражают состояние рынка.
Подвижная цена – цена, зафиксированная в договоре с оговоркой о том, что она может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится (повысится или понизится).
Скользящая цена устанавливается на изделия, требующие длительного срока изготовления. Исчисляется в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства за период времени, необходимый для изготовления продукции.
С учетом фактора времени.
Постоянная цена – цена, срок действия которой заранее не определен.
Сезонная цена – вид закупочных или розничных цен на товары, носящие сезонный характер, определяется путем применения скидок с первоначальной продажной цены, действует в течение определенного периода времени.
Ступенчатая цена – ряд последовательно снижающихся цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.
По способу получения информации об уровне цены.
Справочные цены публикуются в каталогах, прейскурантах, экономических журналах, справочниках и в специальных экономических обзорах; используются в качестве ориентировочной информации при установлении цен на аналогичную продукцию или при анализе уровней и соотношений цен.
Прейскурантные цены – вид справочной цены, публикуемой в прейскурантах фирм-продавцов.
Расчетная цена применяется в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое по индивидуальным заказам.
В зависимости от вида рынка.
Аукционные цены – цены публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товаров (лот).
Биржевые котировки – цены стандартизированного однородного товара (в том числе ценные бумаги), реализуемого через биржу.
Цены торгов — цены особой формы специализированной торговли.
Внутрифирменные цены.
Трансфертные
цены применяются при реализации
продукции между
Существует
целая система методов
Определение цен на основе издержек производства
Суть этого
метода расчета цен состоит в
следующем: производитель товара определяет
издержки производства и прибавляет
к ним желаемую сумму прибыли,
которую рассматривает как
Определение цен на базе издержек производства осуществляется на основе полных и переменных затрат. При исчислении цен на базе полных затрат производства учитываются как переменные, так и постоянные затраты. При исчислении цен на основе переменных затрат постоянные затраты не учитываются. Прибыль в этом случае прибавляется к переменным затратам.
Напомним, что переменные затраты — это затраты, которые имеют прямое отношение к изготовлению изделия, но которые в расчете на единицу изделия практически не меняются. Постоянные затраты при существующих условиях производства не зависят от объемов производства. Весьма непросто правильно исчислить сумму издержек производства, разделить их на переменные и постоянные. Вместе с тем это очень важно для принятия решения по уровню цены, анализа прибыльности работы предприятия и принятия фирмой других решений.
1.2 Равновесная цена
Цена в ситуации равновесия устанавливается соотношением спроса и предложения.
Альфред Маршалл (1842-1924) – одна из наиболее выдающихся фигур в истории экономической мысли.
Маршалл настаивал на том, что равновесная цена имеет смысл только применительно к определенному периоду. Он различает четыре класса периодов: рыночный день, краткосрочный период, долгосрочный период, и очень долгий период.
Теория равновесия при различных периодах Маршалл рассматривает на примере рынка свежей рыбы.
Рыночный день.
Каждый день на рыбном рынке складывается специфическая ситуация, главным образом из-за случайных колебаний улова. Улов, т.е. величина предложения рыбы, не изменяется в течении дня. Этим и определяется временное равновесие спроса и предложения в данный рыночный день. Соответственно будут наблюдаться случайные ежедневные колебания цен на рыбу. Издержки производства не играют в этих колебаниях никакой роли, цена на рыбу определяется соотношением ее наличия (предложения) и спроса на нее.
Согласно Маршаллу, эти колебания происходят вокруг некоего центра, который он называет «нормальной ценой». Эта «нормальная цена» складывается в течение «стационарного периода».
Краткосрочный (стационарный) период.
В этот период возможны изменения, как спроса, так и реагирующего на него предложения. Загрузка мощностей может возрасти, но их величина остается неизменной. В качестве примера Маршалл приводит случай, когда спрос на рыбу увеличивается вследствие падежа крупного рогатого скота и повышения цен на мясо. Краткосрочный период характеризуется тем, что предложение рыбы может быть увеличено, но в ограниченном размере. Количество рыбаков и количество их производственных мощностей остается фиксированным, но их загрузка увеличивается. Рыбаки будут чаще выходить в море или начнут использовать старые лодки. Это произведет к увеличению удельных издержек, но вызванное ростом спроса увеличение цены должно его компенсировать. В данной ситуации кривая спроса сдвигается вверх и пересекает кривую предложения в более высокой точке. Устанавливается новая «нормальная цена», которая соответствует, по мнению Маршалла, «реальным издержкой производства» (включая нормальную прибыль) «типичного предприятия».
В этом периоде в определении равновесной цены играют роль изменения, как спроса, так и издержек.
Долгосрочный период.
Предположим вслед за Маршаллом, что рост спроса на рыбу вызван более долгосрочным фактором: изменением вкусов «Силы, которыми регулируется предложения, развернутся в полной мере», т.е. в отрасль будут притекать дополнительный труд и дополнительный капитал. Что произойдет в этом случаи с удельными издержками производства, заранее сказать трудно. С одной стороны, истощение природных ресурсов заставит в поисках рыбы совершать более дальние плавания, т.е. скажется действие закона убывающей отдачи. С другой стороны, отрасль кораблестроения увеличит масштабы производства и будет достигнута экономия на масштабах или возрастающая отдача. Все зависит от соотношения этих противоположных тенденций. Если сильнее окажется тенденция к убывающей отдаче, долгосрочная кривая предложения будет возрастающей и «нормальная цена» в дальнейшем периоде повысится. При противоположной ситуации кривая предложения будет убывающей и «нормальная цена» в итоге понизится. Наконец, если тенденции окажутся равносильными, кривая предложения будет горизонтальная и цена не изменится. Естественно, равновесный выпуск продукции во всех трех случаях увеличится. Таким образом, в долгосрочном периоде определяющую роль в формировании равновесной цены начинают играть издержки, которые в долгосрочном периоде все становятся переменными.
Очень долгие периоды.
О них Маршалл
упоминает мельком, говоря об «очень
постепенных или вековых