Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 20:14, автореферат
Целью диссертационной работы является типизация современных региональных транспортных систем России.
Для ее достижения в диссертации решаются следующие теоретические и практические задачи:
1.Провести систематизацию понятий, необходимых для изучения региональных транспортных систем.
2.Разработать систему показателей, адекватно описывающих пространственно-временную дифференциацию региональных транспортных систем России.
3.Выделить территориальные и функциональные типы региональных транспортных систем России.
4.Провести их комплексную функциональную и территориальную типизацию, а также определить важнейшие черты их внутренней и внешней территориальной организации.
3.Региональные транспортные системы России мезоуровня в результате комплексной типизации сведены к 28 типам, за рамками которых остались четыре автономные РТС.
4.Территориальная организация региональных транспортных систем (мезоуровня) основана на преобладании свойств однородности транспортных процессов внутри и между граничащими друг с другом транспортными системами.
Перечень комплексных типов региональных транспортных систем России
(см. рисунок 5, стр. 21):
1.«Северо-Западный» (Новгородская, Псковская, Тверская области – 3 региона).
2.«Ближний Север» (Ярославская, Костромская, Вологодская области – 3 региона).
3.«Центральный» (Смоленская, Калужская, Тульская, Орловская, Липецкая, Рязанская, Ивановская, Владимирская области – 8 регионов).
4.«Пристоличный» (Московская, Ленинградская, Калининградская области – 3 региона).
5.«Европейский Север» (Архангельская область, республика Коми – 2 региона).
6.«Волго-Вятский» (Нижегородская область, республика Татарстан – 2 региона).
7.«Среднелесной»_(республики Марий Эл, Мордовия, Чувашия – 3 региона). 8.«Причерноземный» (Брянская, Тамбовская, Пензенская, Курганская области – 4 региона).
9.«Черноземный» (Белгородская, Курская области – 2 региона).
10.«Приволжский» (Саратовская, Самарская, Волгоградская области – 3 региона).
11.«Камско-Волжский» (Ульяновская область, республика Удмуртия – 2 региона).
12.«Восточно-сибирский» (Бурятия, Читинская, Амурская области, Еврейская А.О., Карелия – 5 регионов).
13.«Северный» (Ямало-Ненецкий А.О., Томская область, Ненецкий А.О., Мурманская обл. – 4 региона).
14.«Южный Приморский» (Краснодарский край, Ростовская область, Приморский край – 3 региона).
15.«Южноуральский» (Башкортостан, Оренбургская область, Ставропольский край – 3 региона).
16.«Восточно-Кавказский» (республики Дагестан и Калмыкия – 2 региона).
17.«Чечено-Ингушский» (республики Чечня, Ингушетия – 2 региона).
18.«Центрально-Кавказский» (республики Северная Осетия и Кабардино-Балкария – 2 региона).
19.«Западно-Кавказский» (республики Адыгея, Карачаево-Черкесия – 2 региона).
20.«Западно-Сибирский» (Тюменская область, Ханты- Мансийский автономный округ – 2 региона).
21.«Вятско-Камский» (Кировская и Пермская области – 2 региона).
22.«Уральский» (Свердловская, Челябинская, Кемеровская области – 3 региона).
23.«Южно-Сибирский» (Новосибирская, Омская области, Алтайский край – 3 региона).
24.«Горно-Сибирский» (республики Хакасия, Алтай, Тува, Коми-Пермяцкий А.О. – 4 региона).
25.«Северо-Сибирский» (Красноярский край, Иркутская область, республика Якутия – 3 региона).
26.«Средне-Сибирский» (Эвенкийский и Таймырский автономные округа – 2 региона).
27.«Северо-Восточный» (Магаданская, Камчатская области, Корякский и Чукотский автономные округа – 4 региона).
28.«Прибайкальский» (Агинский Бурятский и Усть-Ордынский Бурятский автономные округа – 2 региона).
Основные публикации по теме диссертации
Крылов П.М. Белая книга транспорта Республики Татарстан. НКФ «Геограком», Миндортранс РТ. Москва-Казань, изд-во «Палитрапринт», 2005, 174 с. Авт. – 4,0 п.л.
Крылов П.М., Нежмаков А.А. Белая книга по транспорту Администрации Правительства Кировской области (Белая книга автодорог Кировской области). НФ «Геограком», Москва-Киров, изд-во «Майпринт», 2006, 205 с. Авт. – 1,5 п.л.
СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Введение |
|
Глава_1._Региональные транспортные системы как объект экономико-географического
изучения. | |
1.1.Территориальные | |
1.2.Предпосылки возникновения
региональных транспортных | |
1.3.Классификация, уровни
и организация региональных | |
1.4.Пространственно-временная
организация региональных | |
1.5.Свойства и функции
региональных транспортных | |
1.6.Соотношение нормативных и функциональных региональных транспортных систем России. | |
Глава_2._Типологическая характеристика
региональных транспортных систем России. | |
2.1.Типологии на основании
общих корреляционных | |
2.2.Основы пространственно- | |
2.3.Типология транспортной
уязвимости и подвижности | |
2.4.Типология свойств | |
2.5.Анализ корреляционных
связей транспортных | |
2.6.Комплексная типология
региональных транспортных | |
Глава_3._Типологическая характеристика
региональных транспортных систем на
мезоуровне. | |
3.1.Типология топоморфологичес | |
3.2.Типология вторичного уровня свойств региональных транспортных систем. | |
3.3.Типология региональных
транспортных систем | |
Заключение |
|
Литература |
|
Приложения |
1 Под транспортной уязвимостью населения мы понимаем ограничения мобильности людей в силу отсутствия путей сообщения, высокой стоимости услуг и отсутствия средств транспорта (в т.ч. индивидуального), а также широкий спектр косвенных факторов (временные затраты, возможный вред здоровью вследствие транспортных происшествий и т.д.)
2 Генерализованная транспортная сеть состоит из важнейших ребер и вершин, отражающих ее топологические свойства (равнозначно понятию «граф сети» для определенного региона (территории)).
3 Под напряженностью сети понимается отношение величины грузовой (и пассажирской) транспортной работы на единицу длины сети.
4 Следует отметить, что отсутствует значимая корреляция между следующими парами значений: 1)удельным числом ДТП и удельным числом раненых; 2)показателем долей ДТП по вине дорожных условий и показателями качества сети и показателями объемов перевозок; 3)интегральной транспортной доступностью (по грузо- и по пассажироперевозкам) и величиной автопарка, объемом пассажироперевозок и грузоперевозок; 4)показатель «степень износа основных фондов транспорта» слабо связан почти со всеми показателями (кроме взаимозависимости с показателем числа легковых автомобилей от всего парка, R= -0,57); 5)качество дорожной сети (доля автодорог с твердым покрытием) никак не связано ни с объемом инвестиций в транспорт (R= -0,02), ни с подвижностью населения (R= +0,19); 6)показатель основных фондов транспорта не связан с большинством потоковых и общесетевых показателей, имеется лишь корреляция (+0,65) с показателем инвестиций в транспорт; 7)показатель объема транспортных услуг населению никак не связан с показателем средней дальности поездок пассажиров; 8)пассажирооборот автобусов общего пользования слабо связан с суммарным объемом транспортных услуг населению (R = +0,50); 9.протяженностью суммарной транспортной сети (наземных видов транспорта) и числом занятых на транспорте (R= +0,38).
5 Эта величина в условных единицах рассчитывается как сумма абсолютных значений разниц рангов данной РТС №1 и всех остальных РТС №№2- ...89. Минимальное значение показателя говорит о максимальной близости регионов как однородных типологических таксонов.
6 Результат представлен на картосхеме (рис. 5, стр. 21).
Информация о работе Типологии региональных транспортных систем России