Типы рыночных структур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 18:39, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время в России продолжается период структурной перестройки всех сфер общественной жизни. Предпринимается попытка построить правовое демократическое общество. Естественным элементом этого процесса является переход от плановой, административно-командной экономической системы к рыночной; и, как закономерный результат этого – появление множества разнообразных типов рыночных структур. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и так далее. Рассмотрим положение предприятия и его поведение в условиях различных структур рынка.

Содержание

Введение…………….………………………………………………….……...3

1. Предприятие в условиях совершенной конкуренции…………………....4
1.1 Особенности рынка чистой конкуренции…………………………….....5
а) Равновесие в краткосрочном периоде…………………………………..6
б) Равновесие в долгосрочном периоде…………………………………....6

2. Предприятие в условиях несовершенной конкуренции…………………8

2.1 Предприятие в условиях чистой монополии. …………………………. .9
а) Особенности рынка чистой монополии……………………………….10
б) Виды чистой монополии……………………………………………….11
в) Ценовая дискриминация………………………………………………..13
2.2.Предприятия в условиях монополистической конкуренции…………...14
а) Особенности монополистической конкуренции ……………………....16
б)Реклама………………………………………………………………….…20
2.3.Олигополия. …………………………………………………………….…22
а) Особенности олигополий…………………………………………….…23
б) Несовершенства рыночного поведения………………………………...27
в) Общая оценка олигополистических структур ………………………...31

Заключение.................................................................................…..…..............33

Список литературы.......................................................................…………….36

Вложенные файлы: 1 файл

контр по эко.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине “Экономика”

Тема: “Типы рыночных структур.”

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка  курса

заочного отделения

факультета социальной работы

 

Проверил: _________________

__________________________

 

                                                                         Зачетная книжка №

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Архангельск, 2008

 

Введение…………….………………………………………………….……...3

 
1. Предприятие в условиях совершенной конкуренции…………………....4

1.1 Особенности рынка чистой конкуренции…………………………….....5

  а) Равновесие в краткосрочном  периоде…………………………………..6

  б) Равновесие в долгосрочном периоде…………………………………....6

 

2. Предприятие в условиях несовершенной конкуренции…………………8

 

2.1 Предприятие в условиях чистой монополии. …………………………. .9

     а) Особенности рынка чистой монополии……………………………….10

     б) Виды чистой монополии……………………………………………….11

     в) Ценовая дискриминация………………………………………………..13

2.2.Предприятия в условиях монополистической конкуренции…………...14                                               

    а) Особенности монополистической конкуренции ……………………....16

    б)Реклама………………………………………………………………….…20

2.3.Олигополия. …………………………………………………………….…22

    а)  Особенности олигополий…………………………………………….…23

    б) Несовершенства рыночного поведения………………………………...27

    в) Общая оценка олигополистических  структур ………………………...31

 
Заключение.................................................................................…..…..............33

  
Список литературы.......................................................................…………….36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современное переходное состояние экономики России не является уникальным, если исходить из определения переходной экономики: переходной является такая экономика, в которой происходит относительно длительный процесс распада старой экономической системы и формирования элементов нового экономического строя.

Россия и другие страны с переходной экономикой, как в свое время и индустриальные государства, уже совершали в прошлом движение к рыночной системе. Так, в нашей стране этот процесс начал интенсивно развиваться после отмены крепостного права в 1861г. Поскольку переходные состояния уже давно являются реальностью экономического развития, проблемы перехода от одних этапов развития общества к другим в течение длительного времени изучаются экономической наукой.

В настоящее время в России продолжается период структурной перестройки всех сфер общественной жизни. Предпринимается попытка построить правовое демократическое общество. Естественным элементом этого процесса является переход от плановой, административно-командной экономической системы к рыночной; и, как закономерный результат этого – появление множества разнообразных типов рыночных структур. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и так далее. Рассмотрим положение предприятия и его поведение в условиях различных структур рынка. Под структурой рынка понимается его характеристика с точки зрения воздействия как рынка на положение и поведение отдельных товаропроизводителей, так и отдельных предприятий на состояние рынка. Знание структуры рынка необходимо для того, чтобы определить возможные объемы продаж при различных уровнях цен, и как поведут себя фирмы-конкуренты под воздействием предпринимаемых шагов. Можно сказать, что структура рынка определяет степень его конкурентности. В настоящее время по данному критерию выделяют следующие типы рынков: чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии. За исключением чистой или совершенной конкуренции, все другие структуры характеризуют рынок несовершенной конкуренции.

  1. Предприятие в условиях совершенной конкуренции

Одним из самых главных факторов, диктующим общие условия функционирования рынков, является степень развития на нем конкурентных отношений. Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях рынка. Разделение рыночных структур на различные типы основано на ряде параметров, которые определяют признаки отраслевого рынка.

  1. Численность продавцов и их рыночные доли.
  2. Степень дифференциации продукта.
  3. Условия вступления в отрасль и выхода из нее.
  4. Степень контроля производителей над ценами.
  5. Характер поведения фирм.

В зависимости от содержания каждого признака и их комбинации формируются различные типы отраслевых рынков, характеризующихся разной степенью конкурентности.

В экономической науке выделяются следующие типы рыночных структур.

Совершенная конкуренция — тип конкуренции, при котором фирмы не обладают властью над рынком и конкурируют по цене. Характерной ее особенностью является то, что продавцы не могут увеличить свои доходы за счет повышения цены и единственным доступным для них способом получения экономической прибыли является снижение издержек производства, а совершенная конкуренция становится условием обеспечения максимальной эффективности функционирования экономики.

    1. Особенности рынка чистой конкуренции.

Исследование структур рынка необходимо начать с чистой конкуренции, так как знание ее механизма имеет большое аналитическое значение в качестве отправного пункта для выявлении взаимозависимости цен и объемов производства в любой модели рынка. Исследование чистой конкуренции имеет важное теоретическое и практическое значение не в силу ее большой роли в экономической жизни общества (ее роль незначительна), а в силу раскрытия методологии познания других структур рынка. Итак, рассмотрим модель чистой конкуренции. Для рынка чистой конкуренции являются характерными целый ряд признаков:

- объемы производства отдельной  фирмы столь незначительны в  сравнении с выпуском всей  отрасли и изменяются в таких  пределах, что это не оказывает  никакого влияния на цену продаваемого  ею товара;  
- отрасль, где функционирует фирма, является свободной для входа и выхода. Это означает, что любая фирма, если пожелает, может начать производство данного товара и войти в отрасль, или прекратить выпуск этого товара и выйти из отрасли. Фирмы, объединенные в отрасль, не оказывают никакого воздействия на эти решения.

            Прежде всего речь идет о  наличии большого или неограниченного  числа продавцов, что не позволяет  ни одному товаропроизводителю  навязывать цену путем ограничения  или увеличения производства  в связи с незначительной долей каждого из них на рынке. Каждый товаропроизводитель полностью подчиняется действию рыночных механизмов, т. е. власти рынка, который выявляет наиболее эффективные отрасли и сферы хозяйственной деятельности для приложения капитала и других ресурсов. Немаловажным обстоятельством является то, что для рынка чистой конкуренции характерна стандартная, т. е. однородная продукция. В условиях совершенной конкуренции, когда фирма не может влиять на цены реализуемого товара, единственной ее возможностью приспособиться к изменениям рынка является изменение объема производства. 
а) Равновесие в краткосрочном периоде

Поскольку в краткосрочном периоде количество отдельных факторов производства остается неизменным, то благополучие фирмы будет определяться тем, как она использует переменные ресурсы. Существуют два универсальных правила, применимых к любой структуре рынка:

- Первое из них гласит, что  фирме имеет смысл продолжать  функционирование, если при достигнутом  уровне производства ее доход  превосходит переменные издержки. Фирме следует прекратить производство, если суммарный доход от продажи произведенного ею товара не превосходит переменных издержек или хотя бы не равен им.  
- Второе правило определяет, что если фирма решила продолжать производство, то она должна выпускать такое количество продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам.  
На основании этих правил можно сделать вывод, что фирма будет вводить такое количество переменных факторов, чтобы при любом объеме производства уравнять свои предельные издержки с ценой товара, если при этом цена превосходит средние переменные издержки. Если цена на рынке производимого фирмой товара и издержки производства остаются неизменными, то максимизирующей свою прибыль фирме не имеет смысла ни уменьшать, ни увеличивать производство. В этом случае считается, что фирма достигла точки равновесия в краткосрочном периоде.  
б) Равновесие в долгосрочном периоде.

Можно сформулировать следующие условия равновесия фирмы в долгосрочном периоде:

1.предельные издержки фирмы должны равняться рыночной цене товара (согласно универсальному правилу 1);

2.фирма должна получать нулевую экономическую прибыль.

3.фирма не в состоянии увеличивать прибыль путем неограниченного расширения производства. Эти три условия эквивалентны следующим:  
- фирмы отрасли производят продукцию в объемах, соответствующих точкам минимума их кривых средних суммарных издержек в краткосрочном периоде;  
- для всех фирм отрасли их предельные издержки производства равняются цене товара;

- фирмы отрасли производят продукцию в объемах, соответствующих точкам минимума их кривых средних издержек в долгосрочном периоде. Когда все фирмы отрасли действуют с минимальными издержками в долгосрочном периоде, то считается, что отрасль находится в равновесии. Это означает, что при данном уровне развития технологии и неизменных ценах на экономические ресурсы каждая фирма отрасли полностью исчерпывает внутренние резервы оптимизации производства и минимизирует свои издержки. Если ни уровень технологии, ни цены на факторы производства не изменятся, то любая попытка фирмы увеличить (или уменьшить) объемы производства приведет к убыткам. При рассмотрении рынка чистой конкуренции со стороны спроса следует обратить внимание на различное его взаимодействие со всеми участниками и с каждым отдельно взятым товаропроизводителем. Как известно, цена на данном рынке устанавливается и изменяется под влиянием поведения всех товаропроизводителей, тогда как сокращение или увеличение объема производства отдельного хозяйственного субъекта не оказывает заметного влияния на общий объем предложения и рыночную цену. Общее состояние спроса на этом рынке характеризуется нестабильностью под влиянием изменения цены, т.е. кривая общего спроса обладает эластичностью по цене, но не обладает совершенной эластичностью, тогда как последняя характерна для кривой спроса отдельного предприятия. Кривая рыночного отраслевого спроса является нисходящей кривой, тем самым указывается на зависимость объемов производства от цены, но цены не отдельно взятого предприятия, а всех предприятий, связанных с рынком данного вида продукции.

 

2. Предприятие в условиях несовершенной конкуренции.

Несовершенная конкуренция — тип экономики, при котором фирмы обладают известной властью над рынком и конкурируют за объем продаж. Данный тип конкуренции представляет способ соперничества фирм, имеющих разные размеры и издержки, отличительные характеристики продукта и разные цели, а также применяющих различные конкурентные стратегии. Его отличительной особенностью является использование преимущественно неценовых методов конкуренции. Встречаются различные виды несовершенной конкуренции:

Чистая монополия. Рынок считается абсолютно монопольным, если на нем функционирует единственный производитель продукта, причем этому продукту нет близких заменителей в других отраслях. Следовательно, в условиях чистой монополии границы отрасли и границы фирмы совпадают. Монополистическая конкуренция. Данная рыночная структура имеет некоторое сходство с совершенной конкуренцией, за исключением того, что в отрасли производится похожая, но не идентичная продукция. Дифференциация продукта дает фирмам элемент монопольной власти над рынком.

Монопсония. Ситуация на рынке, когда на нем имеется только один покупатель. Монопсоническая власть покупателя ведет к тому, что он является создателем цены.

Монополия, практикующая дискриминацию. Обычно под этим понимается практика компаний, состоящая в назначении на один товар разных цен для различных покупателей.

Двусторонняя монополия. Рынок, на котором одному покупателю, не имеющему конкурентов, противостоит один продавец — монополист.

Дуополия. Рыночная структура, в которой действуют только две фирмы. Частный случай олигополии.

Олигополия. Ситуация на рынке, при которой небольшое число крупных фирм производит основную часть продукции всей отрасли. На таком рынке фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности.

2.1 Предприятие в условиях чистой монополии.

Изучение вопросов, связанных с деятельностью предприятий в условиях монополии, имеет сегодня не только теоретическое, но и практическое значение. Для России, в промышленности которой более 30 % наименования выпускаемой продукции производится одним предприятием, проблема чистой монополии занимает одно из центральных мест в экономическом анализе. Поэтому изучение проблем микроэкономического характера, вызываемых деятельностью предприятий-монополистов, имеет первостепенную важность. Однако монополизм не является чисто российской проблемой, хотя она наиболее остра и актуальна прежде всего в нашем отечестве. Дело в том, что в странах со сложившейся рыночной экономикой (США, Германия, Япония и многие другие), где доля предприятий-монополистов промышленности невелика и где решение вопроса деятельности монополий имеет свою историю, постоянно идет процесс поиска новых, отвечающих современным условиям решений, направленных на повышение эффективности деятельности как самих предприятий-монополистов, так и экономики в целом. В России по данным Института Экономики РАН на сегодняшний день примерно l / 3 промышленной продукции выпускается единственным предприятием-монополистом. В связи с этим при анализе отраслевой структуры отмечается крайняя монополизация как фактор, влияющий на понижение конкурен-тноспособности российской экономики. Анализ чистой монополии важен, по крайней мере, по двум причинам:

Информация о работе Типы рыночных структур